Автор: Тюлькина Юлия Валерьевна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Семинар- практикум для родителей "Словесные игры"
Раздел: дошкольное образование
Семинар- практикум для родителей «Словесные игры»
Цель: повышение компетенции родителей в речевом развитии детей
Задачи:
- показать родителям значимость и простоту использования речевых игр в общем
развитии детей;
- показать практическую применяемость речевых игр;
- познакомить с некоторыми речевыми играми, их использованием в домашних условиях.
Собрались мы снова вместе
Чтоб нам было интересно
В словесные игры мы поиграем
Речь, мышление и логику поразвиваем
В: Словесные игры – огромная находка для вас родители. В них можно играть всегда и
везде: на прогулке, по дороге в детский сад и обратно, когда дома моете посуду или
готовите кушать, даже во время уборки. Словесными играми можно занять ребенка в
поездке, или в длинной очереди в поликлинику.
Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со
словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у
ребенка пополняют словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции,
дети учатся быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли.
Ну что поиграем
Тогда начинаем
Первая игра называется «Назови признак предмета».
В:По дороге в детский сад к любому предмету, который вы видите подбираете признак,
передаем волшебную палочку и называем, например, какой снег (белый, холодный,
блестящий, красивый, липкий, рассыпчатый, мягкий, тающий),
- какая машина? (легковая, грузовая, новая, большая, красивая, металлическая, быстрая)
Теперь давайте образуем круг, и сейчас, поймав мяч, будем называть действия предметов.
(Ведущей выбирается мама ребенка, она называет любой предмет, а мальчики- что
предмет делает.)
Далее другая мама называет действия предметов, а девочки - предмет подходящий по
смыслу. Н-р: что светит, висит, шелестит, тикает, ползет, кружится, греет, растет, звенит.
Следующая игра называется «Угадай предмет»
Например, вы готовите ужин и загадываете любой предмет, находящийся на кухне.
(Мама загадывает предмет, дети задают вопросы:
- какого цвета?
- какой формы?
- какого размера?
- где находится?
- что делает?
- для чего нужен?
После загадывает ребенок предмет, который может находится в группе, в магазине, в
больнице, на улице и т.д.
Третья игра «Угадай по описанию»
В ящик ощущений кладутся три предмета: карандаш, конфета, апельсин, книга, мяч. Один
ребенок выходит выбирает любой предмет наощупь и описывает его, не называя название.
Дети и сам ведущий стараются отгадать.
Каждый предмет имеет положительные и отрицательные качества.
Вот конфета-это хорошо? Почему?
А может быть, что конфета-это плохо?
Мяч хорошо? А бывает, что плохо?
Вот мы и поиграли в игру, которая называется «Хорошо, плохо»
А сейчас в круг скорей встаем
Игру следующую начнем.
Игра называется «Почему, потому что».
В середину круга кладется стрелка, мы идем по кругу и произносим слова:
Мы по кругу идем и вопросы задаем,
После отвечаем, речь нашу развиваем.
По окончании слов, на кого укажет стрелка, отвечает на вопрос, начиная со слов: потому
что.
- почему осенью много луж?
-почему котенок подошел к блюдечку?
- почему медведь зимой спит?
- почему снег скрипит под ногами?
- почему рыбы живут в воде?
- почему мороженое холодное?
- почему у зайца короткий хвост?
- почему корова дает молоко?
В этой игре можно задавать любые вопросы,
- почему наклеены обои? почему кран металлический? И т.д. Сидите дома перед
телевизором и спрашиваете, а потом ребенок вас.
Продолжим знакомиться со словесными играми.
Игра называется Ищем снежинку»
Искать можно любой предмет, игрушку. А сегодня мы будем искать снежинки, ведь скоро
у нас какой праздник? Новый год! Эта игра закрепляет понятия: на, под, в, за, дети учатся
отвечать предложением. (Дети и взрослые закрывают глаза, воспитатель прячет
- первая снежинка желтого цвета на проекторе
- вторая, красного цвета в стаканчике с карандашами
- третья, голубого цвета под стульчиком ребенка
- четвертая, розового цветавыглядывает из – за книжки со сказками
- пятая, фиолетового цветанад коробкой с деревянным строителем.
Дети находят глазами и отвечают предложением где находится снежинка.
Играем в игру «Я умею».
Ребенок называет, кто он по профессии и говорит, что умеет делать, после все изображают
это действие. Н-р: «Я летчик, я умею управлять самолетом. Я художник, я умею рисовать
картины»
Можно представлять себя и животным, и посудой, и игрушкой, развивается воображение,
ассоциативное мышление и связная речь.
И последняя игра называется Угадаю, кто я»
Мы только начали учиться в нее играть, это пока для детей сложно, поэтому пока роль
ведущего принимает взрослый. Берем картинки по теме животные, овощи, фрукты.
Ведущий закрывает глаза, ребенок берет любую картинку и вставляет в ободок, после
одевает его на голову ведущему, который начинает задавать вопросы:
- Я животное?
- Я фрукт?
- Я сладкий?
- Я круглый? И т.д.
После угадывания ведущим становится мама, потом и ребенок.
Здорово поиграли? Что развивали? Если играть с детьми в такие игры каждый день,
мы воспитаем у детей желание заниматься умственным трудом, что является
важным в подготовке их к школьному обучению.
Раздать памятки со словесными играми.