Напоминание

"Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения"


Автор: Лушова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.И.Баева"Северного района Новосибирской области
Населённый пункт: Северный район Новосибирская область с.Северное
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств имени А.И. Баева»

Северного района Новосибирской области

План – конспект

Открытого занятия

На тему: «Способы выделения композиционного центра.

Композиционные упражнения»

Преподаватель изобразительного искусства

Высшей квалификационной категории

Лушова Татьяна Васильевна.

с. Северное 2020 г.

План- конспект открытого урока по композиции.

Тема: « Способы выделения композиционного центра. Композиционные

упражнения».

Цели урока:

Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, познакомить со

способами выделения композиционного центра в станковой композиции.

Познакомить с понятиями « сгущение», «разряжение». Формировать навыки

и умения при организации композиционного пространства, применяя

полученные знания на практике;

Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления,

продолжать развивать у обучающихся творческую самостоятельность,

способность анализировать собственную работу, вызывать желание

фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять

главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих

способностей.

Воспитательные: Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность,

трудолюбие, усидчивость, развивать умение высказывать оценочные

суждения при разборе выполненных работ.

Задачи урока:

• Выполнение композиционных упражнений из геометрических или

упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов.

• Закрепление умений пользоваться изобразительными материалами и

инструментами, необходимыми при выполнении упражнений.

• Побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения

поставленных учебных задач.

• Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного

времени.

• Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через

правильную композиционную схему.

Оборудование урока:

Зрительный ряд:

• Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына»,

Александра Иванова « Явление Христа народу», Леонардо да Винчи « Тайная

вечеря»;

• Наглядные пособия в виде готовых упражнений;

Материалы:

•Бумага формата А3;

•Акварель;

• Гуашь;

•Акварельные карандаши;

•Простой карандаш, ластик.

План урока:

1.

Организационный этап.

2.

Сообщение темы и цели урока.

3.

Этап формирования новых знаний.

4.

Этап закрепления новых знаний (практическая часть).

5.

Подведение итогов урока.

6.

Домашнее задание.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!

Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель

нашего урока – заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой

создаются произведения искусства путем смешения различных секретных

ингредиентов – правил и приёмов, с помощью которых мастер управляет

восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы с вами выполним ряд

упражнений на выделение главного в композиции. А для начала, нам нужно

вспомнить- что же такое композиция?

Слово «Композиция» переводится с латинского языка, как сочинение,

соединение, составление, расположение, связь, сочетание различных частей в

единое целое в соответствии с какой- либо идеей.

Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы

на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.

Главные ингредиенты в композиции - это средства художественной

выразительности. Что же это такое, что за ингредиенты? К средствам

художественной выразительности относятся:

•Формат;

Композиционный центр;

•Равновесие;

• Ритм;

•Контраст;

• Светотень;

• Цвет;

• Динамика и статика;

• Симметрия и асимметрия;

• Открытость и замкнутость.

С некоторыми средствами мы уже знакомились ранее, многие еще предстоит

узнать. А сегодня мы с вами рассмотрим такой прием композиции, как

выделение сюжетно – композиционного центра.

Когда художник создает свою картину, свой шедевр он должен позаботиться

о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть

сюжетно – композиционный центр, который часто называют «смысловым

центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все

одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному.

Композиционный центр должен привлекать внимание. Цельность

композиции зависит от способности художника подчинять второстепенное

главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет

что – то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции

занимает строго отведённое для него место. Из хорошей, продуманной

картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего

замысла.

Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и

главного героя.

Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это

может быть животное, растение, постройка, любой предмет, даже просто

пустое пространство.

Давайте рассмотрим средства выделения композиционного центра. Я знаю

вас как умных, любознательных и очень активных учеников и надеюсь, что

вы сами сможете сегодня сделать много важных и интересных открытий,

которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Сегодня у нас не совсем

обычный урок, а урок – исследование. И мы с вами в лаборатории

художника! Приступаем к открытиям?

Я сейчас буду показывать композиционные схемы, а вы будите называть

средства, с помощью которых выделяется центр композиции.

1.

Выделение цветом. (изображение на доске).

2.

Выделение светом .( изображение на доске).

3.

Выделение формой. ( изображение на доске).

4.

Выделение размером. (изображение на доске).

5.

Выделение фактурой.

Художники придумали множество вариантов композиционного

построения картины, когда центр композиции смещается в любую

сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет

картины. В этом мы сейчас убедимся собственным расследованием.

Внимательно рассмотрим три картины, которые являются

безусловными шедеврами в истории мировой художественной

культуры. Учитесь смотреть вдумчиво и внимательно.

Перед вами картина Рембрандта « Возвращение блудного сына» -

пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для

наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное –

центр в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем

наше внимание. Композиционный центр находится почти у края

картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего

сына, стоящего справа.

Следующая картина «Явление Христа народу» Александра

Иванова, рассказывает нам о библейском сюжете. Центр приподнят

вверх. Фигура Христа возвышается над всеми, придавая ей большую

значимость.

А на картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» центр – фигура

Иисуса Христа.

Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми приёмами выделения

композиционного центра. Перед вами конверты - в них одинаковые

фигуры по цвету, форме. Размеру.

- Если раньше была одна главная деталь , то сейчас их много и все они

равны! Как же теперь организовать или выделить на плоскости листа

композиционный центр среди множества одинаковых форм?(Ответы

детей).

Пример: Собрали в поле много ромашек и превратили их в букет

(сгруппировали), главное в данной композиции – букет! Такой приём

выделения композиционного центра называется «сгущение».

Приведите примеры. Которые можно встретить в жизни( ответы детей)

–Бабочки собрались на один цветок, ягоды поспели.

Существует ещё один способ выделения композиционного центра ,

противоположный первому, который называется « разряжение» или «

композиционная пауза».

Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились сыром и вдруг увидели

кошку….- разбежались!

Вот столько интересного мы с вами сегодня узнали. Оказывается, для

создания композиции, картины нужно знать много правил и уметь ими

пользоваться. Так же ,как в математике, русском языке и других

предметах!

Теперь, перед практической работой нам нужно немного размяться, чтобы

отдохнуть и приступить к выполнению задания.

Физкультминутка.

Практическая часть.

Задание: Выполнить композиционные упражнения с использованием

различных способов выделения композиционного центра. На выбор.

Обучающиеся выполняют практическое задание. В ходе урока идёт

дополнительное обсуждение правил и приёмов композиции. Используется

комплекс фронтальных и индивидуальных форм работы.

Подведение итогов:

Включает в себя:

-просмотр выполненных заданий;

- обсуждение с обучающимися выполнение поставленных перед ними

учебных задач;

-обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачное

решение данного задания.

Спасибо всем за внимание! Все вы молодцы! Урок окончен.



В раздел образования