Автор: Лушова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств имени А.И.Баева"Северного района Новосибирской области
Населённый пункт: Северный район Новосибирская область с.Северное
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Способы выделения композиционного центра. Композиционные упражнения"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования детей
«Детская школа искусств имени А.И. Баева»
Северного района Новосибирской области
План – конспект
Открытого занятия
На тему: «Способы выделения композиционного центра.
Композиционные упражнения»
Преподаватель изобразительного искусства
Высшей квалификационной категории
Лушова Татьяна Васильевна.
с. Северное 2020 г.
План- конспект открытого урока по композиции.
Тема: « Способы выделения композиционного центра. Композиционные
упражнения».
Цели урока:
Обучающие: Закрепить определение и понятие композиции, познакомить со
способами выделения композиционного центра в станковой композиции.
Познакомить с понятиями « сгущение», «разряжение». Формировать навыки
и умения при организации композиционного пространства, применяя
полученные знания на практике;
Развивающие: Совершенствовать способности образного мышления,
продолжать развивать у обучающихся творческую самостоятельность,
способность анализировать собственную работу, вызывать желание
фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять
главное и второстепенное для создания образа. Развитие творческих
способностей.
Воспитательные: Воспитывать культуру труда, аккуратность, прилежность,
трудолюбие, усидчивость, развивать умение высказывать оценочные
суждения при разборе выполненных работ.
Задачи урока:
• Выполнение композиционных упражнений из геометрических или
упрощенных форм с использованием ограниченного количества цветов.
• Закрепление умений пользоваться изобразительными материалами и
инструментами, необходимыми при выполнении упражнений.
• Побуждение детей к поиску индивидуального творческого решения
поставленных учебных задач.
• Формирование умения ставить цель и решать ее в условиях ограниченного
времени.
• Знания о единстве и подчинении элементов замыслу автора через
правильную композиционную схему.
Оборудование урока:
Зрительный ряд:
• Репродукции картин Рембрандта «Возвращение блудного сына»,
Александра Иванова « Явление Христа народу», Леонардо да Винчи « Тайная
вечеря»;
• Наглядные пособия в виде готовых упражнений;
Материалы:
•Бумага формата А3;
•Акварель;
• Гуашь;
•Акварельные карандаши;
•Простой карандаш, ластик.
План урока:
1.
Организационный этап.
2.
Сообщение темы и цели урока.
3.
Этап формирования новых знаний.
4.
Этап закрепления новых знаний (практическая часть).
5.
Подведение итогов урока.
6.
Домашнее задание.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости!
Сегодня мы с вами погрузимся в удивительный мир композиции. Цель
нашего урока – заглянуть в лабораторию настоящего художника, в которой
создаются произведения искусства путем смешения различных секретных
ингредиентов – правил и приёмов, с помощью которых мастер управляет
восприятием зрителей, созерцающих его шедевр. Мы с вами выполним ряд
упражнений на выделение главного в композиции. А для начала, нам нужно
вспомнить- что же такое композиция?
Слово «Композиция» переводится с латинского языка, как сочинение,
соединение, составление, расположение, связь, сочетание различных частей в
единое целое в соответствии с какой- либо идеей.
Композиция каждый раз ставит перед художником сложные вопросы, ответы
на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Главные ингредиенты в композиции - это средства художественной
выразительности. Что же это такое, что за ингредиенты? К средствам
художественной выразительности относятся:
•Формат;
•Композиционный центр;
•Равновесие;
• Ритм;
•Контраст;
• Светотень;
• Цвет;
• Динамика и статика;
• Симметрия и асимметрия;
• Открытость и замкнутость.
С некоторыми средствами мы уже знакомились ранее, многие еще предстоит
узнать. А сегодня мы с вами рассмотрим такой прием композиции, как
выделение сюжетно – композиционного центра.
Когда художник создает свою картину, свой шедевр он должен позаботиться
о том, что будет главным в картине и как выделить это главное, то есть
сюжетно – композиционный центр, который часто называют «смысловым
центром» или «зрительным центром» картины. Конечно, в сюжете не все
одинаково важно, и второстепенные части подчиняются главному.
Композиционный центр должен привлекать внимание. Цельность
композиции зависит от способности художника подчинять второстепенное
главному, от связей всех элементов между собой. Каждая деталь добавляет
что – то новое к развитию замысла автора. Каждый объект в композиции
занимает строго отведённое для него место. Из хорошей, продуманной
картины ничего нельзя убрать, заменить или добавить без вреда для общего
замысла.
Центр композиции включает: сюжетную завязку, основное действие и
главного героя.
Главный герой в композиции есть всегда, но не обязательно это человек. Это
может быть животное, растение, постройка, любой предмет, даже просто
пустое пространство.
Давайте рассмотрим средства выделения композиционного центра. Я знаю
вас как умных, любознательных и очень активных учеников и надеюсь, что
вы сами сможете сегодня сделать много важных и интересных открытий,
которые пригодятся вам в дальнейшей работе. Сегодня у нас не совсем
обычный урок, а урок – исследование. И мы с вами в лаборатории
художника! Приступаем к открытиям?
Я сейчас буду показывать композиционные схемы, а вы будите называть
средства, с помощью которых выделяется центр композиции.
1.
Выделение цветом. (изображение на доске).
2.
Выделение светом .( изображение на доске).
3.
Выделение формой. ( изображение на доске).
4.
Выделение размером. (изображение на доске).
5.
Выделение фактурой.
Художники придумали множество вариантов композиционного
построения картины, когда центр композиции смещается в любую
сторону от геометрического центра холста, если этого требует сюжет
картины. В этом мы сейчас убедимся собственным расследованием.
Внимательно рассмотрим три картины, которые являются
безусловными шедеврами в истории мировой художественной
культуры. Учитесь смотреть вдумчиво и внимательно.
Перед вами картина Рембрандта « Возвращение блудного сына» -
пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для
наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Главное –
центр в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем
наше внимание. Композиционный центр находится почти у края
картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего
сына, стоящего справа.
Следующая картина «Явление Христа народу» Александра
Иванова, рассказывает нам о библейском сюжете. Центр приподнят
вверх. Фигура Христа возвышается над всеми, придавая ей большую
значимость.
А на картине Леонардо да Винчи « Тайная вечеря» центр – фигура
Иисуса Христа.
Сегодня мы познакомимся еще с некоторыми приёмами выделения
композиционного центра. Перед вами конверты - в них одинаковые
фигуры по цвету, форме. Размеру.
- Если раньше была одна главная деталь , то сейчас их много и все они
равны! Как же теперь организовать или выделить на плоскости листа
композиционный центр среди множества одинаковых форм?(Ответы
детей).
Пример: Собрали в поле много ромашек и превратили их в букет
(сгруппировали), главное в данной композиции – букет! Такой приём
выделения композиционного центра называется «сгущение».
Приведите примеры. Которые можно встретить в жизни( ответы детей)
–Бабочки собрались на один цветок, ягоды поспели.
Существует ещё один способ выделения композиционного центра ,
противоположный первому, который называется « разряжение» или «
композиционная пауза».
Пример: хаос, мыши в кладовке лакомились сыром и вдруг увидели
кошку….- разбежались!
Вот столько интересного мы с вами сегодня узнали. Оказывается, для
создания композиции, картины нужно знать много правил и уметь ими
пользоваться. Так же ,как в математике, русском языке и других
предметах!
Теперь, перед практической работой нам нужно немного размяться, чтобы
отдохнуть и приступить к выполнению задания.
Физкультминутка.
Практическая часть.
Задание: Выполнить композиционные упражнения с использованием
различных способов выделения композиционного центра. На выбор.
Обучающиеся выполняют практическое задание. В ходе урока идёт
дополнительное обсуждение правил и приёмов композиции. Используется
комплекс фронтальных и индивидуальных форм работы.
Подведение итогов:
Включает в себя:
-просмотр выполненных заданий;
- обсуждение с обучающимися выполнение поставленных перед ними
учебных задач;
-обобщающий анализ учителя с акцентом на допущенные ошибки и удачное
решение данного задания.
Спасибо всем за внимание! Все вы молодцы! Урок окончен.