Напоминание

"Статус педагога в современном обществе"


Автор: Картушина Валерия Васильевна
Должность: моу сш №43
Учебное заведение: МОУ СШ №43
Населённый пункт: город Волгоград,Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Статус педагога в современном обществе"
Раздел: среднее образование





Назад




«Статус педагога в современном обществе»

Картушина Валерия Васильевна

учитель английского языка

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 43

Дзержинского района Волгограда"

В современной ситуации ни для кого не секрет, что статус школьного учителя, да и в

целом профессии «педагог» в обществе находится на очень низком уровне. Среди

родителей и учеников к современным преподавателям двоякое отношение, чаще

негативное, а иногда открыто враждебное.

Многие скажут, что очень часто такое весьма неоднозначное отношение к себе

преподаватели провоцируют сами. Да, действительно в этом есть «зерно правды». Я

неоднократно замечала и в средствах массовой информации, в частности по телевидению

и в интернете, и в лице знакомых преподавателей и учителей, что ведут они себя, мягко

говоря, не так, как следовало бы вести себя педагогу, на мой взгляд.

Попытаюсь перечислить общие негативные проявления со стороны педагога,

порочащие его статус:

1) злопамятность и мстительность

2) упрямство

3) ложь

4) несправедливость в отношении учеников и предвзятое к ним отношение

(например, личная неприязнь к конкретному ученику и, как следствие, предвзятое

выставление оценок этому ребенку, и в то же время «смягчение» оценочных критериев

«любимчикам»)

5) разговор с учениками, родителями учеников и коллегами на повышенных тонах,

криками и нецензурной бранью

6) опоздание на работу

7) несанкционированная и неоправданная отмена уроков

8) появление на работе в состоянии алкогольного опьянения

9) неопрятность в одежде и во внешнем виде в целом, несоблюдение делового стиля

во внешнем виде

10) требование соблюдения определенных правил от учеников и невыполнение этих

же правил самим педагогом (например, педагог требует ношение сменной обуви и сдачи

верхней одежды в гардероб от учащихся, а сам доходит в пальто через всю школу до

аудитории и, сняв пальто, весь день ходит по классу и школе в сапогах)

11) недостаточное знание преподаваемого предмета

12) неумение планировать свою педагогическую деятельность

13) язвительные насмешки со стороны педагогов в адрес учащихся и их родителей, а

также своих коллег

В то же время справедливо отмечу, что не все педагоги имеют такие негативные

стороны. Есть огромное количество педагогов, которые, напротив, обладают очень

высокими моральными и профессиональными качествами. Однако, перемешиваясь со

своими менее высокоморальными и менее профессиональными коллегами в стенах

образовательных учреждений, они попадают в «общий плавильный котел» народного

мнения о педагогах.

Нередко и общество «перегибает палку» по отношению к преподавателям, допуская:

1) «чтение нотаций» педагогам в присутствии учеников и без их присутствия, иногда

с применением язвительных насмешек и намеков на непрофессионализм (причем чаще

всего без видимых на то оснований и без объяснения своих позиций в вопросе

профессионализма педагога), а иногда и с применением нецензурной брани

2) всевозможные претензии (как правило, очень «однобокие») к педагогам по поводу

своего отдельно взятого ребенка: «не досмотрели», «не объяснили», «не научили», «не

подготовили к экзаменам или поступлению в ВУЗ, колледж…»

Часто такие претензии говорят родители «в сердцах», без объяснения своих позиций,

жалуясь в комитеты, департаменты и другие органы управления образованием. Причем до

педагога вся эта «волна родительского гнева» доходит «сверху вниз», иногда совершенно

случайно, не имея правды в своей основе.

Бывают и совсем «экзотические случаи»: некоторые люди (родители, уборщики

служебных помещений школы, отдельно взятые коллеги педагога…) позволяют себе

«вваливаться» в класс во время занятий и устраивать скандалы преподавателю. Лично в

моей практике был такой случай: во время проведения мной урока, резко открыв дверь, в

учебную аудиторию вбежала уборщица и начала ругаться при сидящих в классе детях на

то, что мои ученики устроили какую-то грязь в том помещении, которое она мыла. Данная

ситуация уже без продолжения повествования является некорректной по отношению к

педагогу и весьма неоднозначной для него: уборщица просто аннулировала авторитет

педагога перед учащимися. Но если продолжить рассказ дальше, то вся ситуация

покажется крайне мелочной и абсурдной: когда я предложила уборщице поговорить с

детьми, виновными в содеянном «преступлении», и разрешить возникший конфликт на

месте, уборщица тут же сказала, что всех простила и, заулыбавшись, ушла. Ни дети, ни я

ничего толком даже не поняли, потому что в словах уборщика служебных помещений

были только общие фразы и ни каких конкретных фактов и доказательств, а также

сплошной безостановочный крик, делающий невозможным высказывания в свою защиту

со стороны детей и преподавателя.

По моему глубокому убеждению и по моим личным ощущениям, у современного

учителя нет чувства защищенности и безопасности. Например, родители пожаловаться на

педагога могут во все инстанции (от заместителя директора учреждения, в котором

работает педагог, до городских комитетов и департаментов) и в любых обстоятельствах, а

учитель – на родителей? Как правило, нет. Многие ученики ведут себя иногда

некорректно в отношении к педагогу, – например, не соблюдают элементарных правил

поведения на уроке, грубят… – учитель же в силу своей должности не всегда может

повлиять на подобные ситуации, так как на любую провокацию должен отвечать без

агрессии, спокойным тоном, думая о каждом сказанном слове. В противном случае

педагог рискует быть уволенным с работы и должности, если происходящая на уроке

ситуация станет достоянием общественности, в чем сомневаться не приходится –

поведение и слова педагога всегда можно записать на видеокамеру или диктофон самого

обычного мобильного телефона.

Проблемы статуса учителя отражаются на обучаемости учащихся: учитель имеет

низкий статус в обществе – ученики не воспринимают такого учителя и не учатся,

скептически относясь через него к преподаваемой им дисциплине.

Необходимо поднять статус профессии «учитель» в обществе. Возможный путь

решения проблемы – это создание технологии, пройдя через которую, все преподаватели

будут компетентны не на бумаге, а в своей профессиональной деятельности.

Попытаюсь сформулировать некоторые принципы, которые, по моему мнению,

могут быть положены в данную технологию:

1) постоянное саморазвитие и расширение своего кругозора педагогами

2) создание в обществе некоего образа идеального педагога и стремление педагогов

к этому идеалу

Отмечу, что моя статья является «легким наброском», и я буду дальше продолжать

анализировать эту тему, так как вопрос компетентности педагогов и их статуса в обществе

все еще стоит передо мной, и у меня пока нет на него четкого ответа.

Все мысли, излагаемые в этой статье, относится к личным чувствам и мнению

автора.

Список используемых источников информации

1. Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук,

Е.А. Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003. – 336 с.

2. Педагогика: конспект лекций / С. И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2015.

– 218, [1] с. – (Зачет и экзамен).

3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК

Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 432 с.



В раздел образования