Автор: Картушина Валерия Васильевна
Должность: моу сш №43
Учебное заведение: МОУ СШ №43
Населённый пункт: город Волгоград,Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Статус педагога в современном обществе"
Раздел: среднее образование
«Статус педагога в современном обществе»
Картушина Валерия Васильевна
учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 43
Дзержинского района Волгограда"
В современной ситуации ни для кого не секрет, что статус школьного учителя, да и в
целом профессии «педагог» в обществе находится на очень низком уровне. Среди
родителей и учеников к современным преподавателям двоякое отношение, чаще
негативное, а иногда открыто враждебное.
Многие скажут, что очень часто такое весьма неоднозначное отношение к себе
преподаватели провоцируют сами. Да, действительно в этом есть «зерно правды». Я
неоднократно замечала и в средствах массовой информации, в частности по телевидению
и в интернете, и в лице знакомых преподавателей и учителей, что ведут они себя, мягко
говоря, не так, как следовало бы вести себя педагогу, на мой взгляд.
Попытаюсь перечислить общие негативные проявления со стороны педагога,
порочащие его статус:
1) злопамятность и мстительность
2) упрямство
3) ложь
4) несправедливость в отношении учеников и предвзятое к ним отношение
(например, личная неприязнь к конкретному ученику и, как следствие, предвзятое
выставление оценок этому ребенку, и в то же время «смягчение» оценочных критериев
«любимчикам»)
5) разговор с учениками, родителями учеников и коллегами на повышенных тонах,
криками и нецензурной бранью
6) опоздание на работу
7) несанкционированная и неоправданная отмена уроков
8) появление на работе в состоянии алкогольного опьянения
9) неопрятность в одежде и во внешнем виде в целом, несоблюдение делового стиля
во внешнем виде
10) требование соблюдения определенных правил от учеников и невыполнение этих
же правил самим педагогом (например, педагог требует ношение сменной обуви и сдачи
верхней одежды в гардероб от учащихся, а сам доходит в пальто через всю школу до
аудитории и, сняв пальто, весь день ходит по классу и школе в сапогах)
11) недостаточное знание преподаваемого предмета
12) неумение планировать свою педагогическую деятельность
13) язвительные насмешки со стороны педагогов в адрес учащихся и их родителей, а
также своих коллег
В то же время справедливо отмечу, что не все педагоги имеют такие негативные
стороны. Есть огромное количество педагогов, которые, напротив, обладают очень
высокими моральными и профессиональными качествами. Однако, перемешиваясь со
своими менее высокоморальными и менее профессиональными коллегами в стенах
образовательных учреждений, они попадают в «общий плавильный котел» народного
мнения о педагогах.
Нередко и общество «перегибает палку» по отношению к преподавателям, допуская:
1) «чтение нотаций» педагогам в присутствии учеников и без их присутствия, иногда
с применением язвительных насмешек и намеков на непрофессионализм (причем чаще
всего без видимых на то оснований и без объяснения своих позиций в вопросе
профессионализма педагога), а иногда и с применением нецензурной брани
2) всевозможные претензии (как правило, очень «однобокие») к педагогам по поводу
своего отдельно взятого ребенка: «не досмотрели», «не объяснили», «не научили», «не
подготовили к экзаменам или поступлению в ВУЗ, колледж…»
Часто такие претензии говорят родители «в сердцах», без объяснения своих позиций,
жалуясь в комитеты, департаменты и другие органы управления образованием. Причем до
педагога вся эта «волна родительского гнева» доходит «сверху вниз», иногда совершенно
случайно, не имея правды в своей основе.
Бывают и совсем «экзотические случаи»: некоторые люди (родители, уборщики
служебных помещений школы, отдельно взятые коллеги педагога…) позволяют себе
«вваливаться» в класс во время занятий и устраивать скандалы преподавателю. Лично в
моей практике был такой случай: во время проведения мной урока, резко открыв дверь, в
учебную аудиторию вбежала уборщица и начала ругаться при сидящих в классе детях на
то, что мои ученики устроили какую-то грязь в том помещении, которое она мыла. Данная
ситуация уже без продолжения повествования является некорректной по отношению к
педагогу и весьма неоднозначной для него: уборщица просто аннулировала авторитет
педагога перед учащимися. Но если продолжить рассказ дальше, то вся ситуация
покажется крайне мелочной и абсурдной: когда я предложила уборщице поговорить с
детьми, виновными в содеянном «преступлении», и разрешить возникший конфликт на
месте, уборщица тут же сказала, что всех простила и, заулыбавшись, ушла. Ни дети, ни я
ничего толком даже не поняли, потому что в словах уборщика служебных помещений
были только общие фразы и ни каких конкретных фактов и доказательств, а также
сплошной безостановочный крик, делающий невозможным высказывания в свою защиту
со стороны детей и преподавателя.
По моему глубокому убеждению и по моим личным ощущениям, у современного
учителя нет чувства защищенности и безопасности. Например, родители пожаловаться на
педагога могут во все инстанции (от заместителя директора учреждения, в котором
работает педагог, до городских комитетов и департаментов) и в любых обстоятельствах, а
учитель – на родителей? Как правило, нет. Многие ученики ведут себя иногда
некорректно в отношении к педагогу, – например, не соблюдают элементарных правил
поведения на уроке, грубят… – учитель же в силу своей должности не всегда может
повлиять на подобные ситуации, так как на любую провокацию должен отвечать без
агрессии, спокойным тоном, думая о каждом сказанном слове. В противном случае
педагог рискует быть уволенным с работы и должности, если происходящая на уроке
ситуация станет достоянием общественности, в чем сомневаться не приходится –
поведение и слова педагога всегда можно записать на видеокамеру или диктофон самого
обычного мобильного телефона.
Проблемы статуса учителя отражаются на обучаемости учащихся: учитель имеет
низкий статус в обществе – ученики не воспринимают такого учителя и не учатся,
скептически относясь через него к преподаваемой им дисциплине.
Необходимо поднять статус профессии «учитель» в обществе. Возможный путь
решения проблемы – это создание технологии, пройдя через которую, все преподаватели
будут компетентны не на бумаге, а в своей профессиональной деятельности.
Попытаюсь сформулировать некоторые принципы, которые, по моему мнению,
могут быть положены в данную технологию:
1) постоянное саморазвитие и расширение своего кругозора педагогами
2) создание в обществе некоего образа идеального педагога и стремление педагогов
к этому идеалу
Отмечу, что моя статья является «легким наброском», и я буду дальше продолжать
анализировать эту тему, так как вопрос компетентности педагогов и их статуса в обществе
все еще стоит передо мной, и у меня пока нет на него четкого ответа.
Все мысли, излагаемые в этой статье, относится к личным чувствам и мнению
автора.
Список используемых источников информации
1. Основы педагогики: Учебное пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук,
Е.А. Коновальчик – Мн.: БГУ, 2003. – 336 с.
2. Педагогика: конспект лекций / С. И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д : Феникс, 2015.
– 218, [1] с. – (Зачет и экзамен).
3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 432 с.