Авторы: Игнатова Любовь Владимировна, Тимофеева Марина Геннадьевна
Должность: педагог-психолог, педагог-психолог
Учебное заведение: СП "Детский сад Сказка" ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево
Населённый пункт: город Похвистнево, Самарская область
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта средствами интонационной выразительности"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
«Развитие эмоционального интеллекта средствами интонационной
выразительности»
1.
Приветствие.
Здравствуйте, мы говорим вам, здравствуйте!
Доброго здоровья люди вам.
Каждый день и час желаем – здравствуйте!
Будьте счастливы, мира, радости и процветания вам! (видеоролик)
Здравствуйте!
2. Теоретическая часть.
-Как вы думаете, почему мы начали свое выступление с этого видео
сюжета? (пожелали здоровья всем)
-Вам понравилось приветствие?
- А как вы поняли, что мы вам пожелали здоровья? (из слов)
- А как дети усилили, дополнили, украсили свою речь? (интонацией, тоном,
жестами, мимикой)
- Вы, наверное, помните выражение, что «часто бывает не то, что сказано, а то как
сказано», то есть надо уметь владеть интонацией.
- Если бы мы вам продекламировали это приветствие со злостью в голосе, могли бы
вы сказать, что мы вам пожелали здоровья? - Так, что же такое интонация?
-Интонация – это средство общения, которая дополняет и усиливает эмоционально-
смысловое значение речи. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать
свои чувства и настроения с помощью интонации. Актуальность нашего мастер-класса
заключается в том, что стиль общения педагога с детьми влияет на эмоциональное
состояние ребенка и климат в коллективе. В дошкольном возрасте дети очень
эмоционально откликаются на художественное слово: сказки стихи пословицы басни
фольклор. Поэтому мы считаем, что театрализованная деятельность является
прекрасным инструментом для обогащения интонационной выразительности речи. Она
показывает, как через образы различных героев можно передать палитру чувств и
эмоций. Успех театрализованной деятельности во многом зависит от интонационной
выразительности.- Сначала для создания эмоционального комфорта, повышения
настроения мы вам предлагаем разноцветные шарики. (Участники выбирают шарики.)
3. Разминка.
- Предлагаю небольшую разминку. Нужно сказать слово «ребята» всем
вместе хором:
• Ласково
• Сердито
• Радостно
- Посмотрите, мы произносили одно и то же слово, но от того какая
была интонация оно меняло эмоциональную окраску.
Поэтому одной из задач, которую мы ставим перед собой сформировать
практические навыки произношения интонации собеседника, умение использовать
акустические, интонационные средства воздействия на слушателей.
4. Упражнение «Передай эмоцию»
Это нетрудно показать на самом простом примере. (Приглашаются для проведения
упражнения 4 человека с желтыми шарами).
Попробуйте произнести одну и ту же пословицу «Ласковым словом и камень
растопишь» с разными целевыми установками. А слушатели должны раскодировать
информацию в зависимости от интонации (задание на карточках).
• Просто информировать
• Удивиться, или выразить недоумение
• Позлорадствовать
• Посочувствовать
С какой интонацией была произнесена данная фраза?
Все-таки интонация зависит от нашего настроения, эмоционального состояния. Но
педагогу необходимо не зависимо от настроения, уметь использовать разные
способы интонирования, конечно, это будет зависеть от конкретной ситуации.
5. «Сказка щелкунчик»
Мы предлагаем обыграть хорошо известные вам фрагмент сказки и произведения
детской литературы. Прослушивается отрывок из сказки, затем участникам предлагается
озвучить сказку самостоятельно (Приглашаются для проведения упражнения 6 человек с
фиолетовыми шарами, раздать маски)
Вывод: Посмотрите, как было интересно, так и с детьми можно выбирать различные
сюжеты о животных, фрагменты из мультфильмов, т. е исходить из интересов ребенка.
Это очень их увлекает и конечно, в свою очередь развивает.
6. Упражнение «Отгадай героя сказки».
Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь - это та же
музыка, пение. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее
воспринимается информация, сообщаемая детям.
Приглашаю трех участников, которым достались зеленые шары.
Надо прочитать фрагменты из сказки «Щелкунчик» и отгадать героя.
Звездочет (говорит таинственно): «Красота вернется к принцессе, если она съест
ядрышко ореха кракатук, разгрызть орех должен тот, кто еще не разу не брился и не
носил сапог…
Мышильда (говорит тоненьким голоском): «Дай и мне сальца сестрица и я хочу
полакомиться…ведь я тоже королева.
Щелкунчик: (говорит прерывисто, громко, храбрым голосом!): Взвод стройся!
Барабанщик вперед!
Вам легко было продекламировать слова по инструкции?
Вывод: Как свидетельствуют психологи, «обучиться интонации не легко …
интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, и о ней не
нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только Вы постараетесь её сделать,
это будет замечено как фальшь».
Естественность интонации, соответствие ситуации общения – вот главное ее
коммуникативное и выразительное достоинство.
Всё-таки интонация зависит от нашего настроения, эмоционального состояния. Но
педагогу необходимо независимо от настроения, уметь использовать разные способы
интонирования. Конечно, это будет зависеть от конкретной ситуации. Рефлексия. Наш
мастер-класс подошел к концу. Благодарим всех педагогов за активность, творчество,
эмоциональность.