Автор: Поспелова Татьяна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №20 г. Астрахани"
Населённый пункт: Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе флейты
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ
Поспелова Т.В., концертмейстер
МБУДО «Детская школа искусств №20 г. Астрахани»
Концертмейстерство,
сформировавшись
как
самостоятельный
вид
деятельности
в
процессе
практики
аккомпанирования
и
художественно-
педагогической
коррекции
ансамбля
с
солистами-инструменталистами,
является
удачным
примером
универсального
сочетания
в
рамках
одной
профессии
элементов
мастерства
педагога,
исполнителя,
импровизатора
и
психолога.
Мастерство
концертмейстера
глубоко
специфично.
Оно
требует
от
пианиста не только огромного артистизма. Но и разносторонних музыкально-
исполнительских дарований, знаний особенностей игры на инструментах в тех
классах, где они работают.
Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор,
правая
рука
и
единое
целое
с
преподавателем
класса,
целенаправленно
выполняющий свои профессиональные задачи.
В рамках разговора об общих особенностях работы концертмейстера
отметим,
что
любая
другая
музыкальная
деятельность
едва
ли
может
сравниться
с
концертмейстерским
искусством
по
своей
многофункциональности и универсальности.
Ко
всему
сказанному,
концертмейстер
должен
быть
очень
эрудированным
музыкантом,
в
поле
деятельности
которого
находится
огромный и разнообразный репертуар. Хороший концертмейстер проявляет
большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами
тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.
Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении, носят в
значительной
мере
педагогический
характер,
поскольку
они
заключаются,
главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта
педагогическая
сторона
концертмейстерской
работы
требует
от
пианиста,
помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из
области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и
такта.
2
1.
Задачи концертмейстера в инструментальных классах
музыкальной школы
Концертмейстер,
дословно
(нем.)
–
мастер
концерта.
Деятельность
концертмейстера начинается уже с
самых
первых уроков. Вся
работа над
музыкальным
произведением
от
фрагментарного
прочтения
до
целостного
охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно,
учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо
знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении
опытного
пианиста.
Между
учеником
и
концертмейстером
возникает
творческая
связь,
сотрудничество, которое будет
направлено на
раскрытие
художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер
помогает
ученику
обогащать
музыкальные
представления,
лучше
понять,
усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию. Развивает
ритмическую
дисциплину
ученика
и
согласованность
исполнения
партий.
Разнообразие
репертуара
обязывает
концертмейстера
владеть
различными
приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он
должен знать специфические особенности солирующего инструмента - законы
звукоизвлечения,
дыхания,
техники.
Игра
концертмейстера
со
взрослым
музыкантом
отличается
от
игры
с
начинающим.
Именно
в
этом
возрасте
учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро -
ритма,
ансамблевого
слушания,
синхронности
исполнения,
темпового
соответствия. Необходимо выработать умение приспособиться к личности и
исполнительской манере ребенка: неритмично играющего – держать, робкого –
воодушевлять, эмоционального – сопровождать. Существует несколько этапов
подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе.
Это как бы «приручение», «укрощение» произведения: разбор, многократные
повторения
фрагментов,
работа
над
метроритмом,
ансамблем,
сыгрывание,
работа над формой произведения. Преподаватель по инструменту совместно с
концертмейстером подсказывают ученику верные образы, настроения музыки.
Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь необходимы:
детализация,
игра
с
преувеличением,
установление
логических
связей.
Концертмейстер шаг
за
шагом
проделывает
с
учащимся
эту трудную, но,
безусловно, интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на
эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для концертмейстера.
Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в
зале.
Мастерство
концертмейстера
заключается
в
нахождении
нужного
звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер
3
также помогает воспитаннику приобретать артистические навыки общения с
публикой. На эстраде волнуются все, но каждый по-своему. Здесь необходимо
учитывать различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к
любым
сюрпризам.
Поэтому
концертмейстер
должен
наблюдать
за
повторяющимися проявлениями психики ребенка на сцене.
2.
Специфика работы концертмейстера в классе флейты.
Особенности звукоизвлечения.
Многие
концертмейстеры,
начинающие
работу
в
классе
флейты,
обладающие
хорошей
музыкальной
интуицией
и
чуткостью,
испытывают
пианистическое неудобство от того, что привычная игра «на опоре», которой
учат на специальности, здесь не подходит, так как флейта является деревянным
духовым
инструментом
с
мягким,
камерным
звуком,
и
её
звучание
не
отличается яркостью и динамичностью, как у медных духовых.
Концертмейстеру, посвятившему себя работе с деревянными духовыми
инструментами (флейтой, блокфлейтой), необходимо иметь представление об
основных приёмах звукоизвлечения на инструментах, с которыми приходится
играть.
Знание
особенностей
штриховой
и
звукоизобразительной
палитры
поможет
в
аккомпанементе
найти
им
соответствующее
звучание,
найти
динамическое
и
колористическое
соотношение
с
тембрами
данных
инструментов.
В поисках
тембрового
и
динамического
слияния
с флейтой,
концертмейстер должен стремиться к ясному, четкому звукоизвлечению, что
особенно
сложно
сохранить
в параллельных
с
флейтой
пассажах.
В таких
случаях
legato
у пианиста
должно
быть
non
troppo
legato,
слегка
маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот
прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет
концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также
и проблему
синхронности
в виртуозных
фрагментах.
Здесь
необходимо
отметить,
что
работа
с
деревянными
духовыми
инструментами
подвигает
концертмейстера
на поиск
новых
пианистических
приемов,
которые
порой
противоречат
звуковым
требованиям,
предъявляемым
в сольном
исполнительстве,
с целью
достижения
тембровой
и артикуляционной
идентичности звучания фортепиано и флейты.
4
Динамика.
Выстраивая
динамический
баланс,
необходимо
учитывать
приглушенный
характер
звучания
флейты
в нижней
тесситуре
(в
первой
октаве), легкое, воздушное звучание верхнего регистра, когда звук фортепиано
должен встраиваться в звук флейты, мягкое звучание вибрато в кантилене.
С другой стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на кульминациях
флейтовых
концертов,
нуждается
в мощной
поддержке
фортепиано.
В
пассажной технике – фортепиано отступает на второй план, но играть следует
очень активно, цепко.
При аккомпанировании духовым инструментам crescendo на фортепиано
в пассажах нужно делать позже, как бы «подхватывая» солиста, усиливая
впечатление общего звучания, diminuendo – раньше, делая это сознательно для
того, чтобы «освободить» звуковое пространство для солиста.
Педализация.
О педали можно сказать коротко: правая педаль очень лаконичная – в
нужном
месте,
в
нужной
дозе.
При
использовании
педали
необходимо
учитывать динамику, яркость звука солиста (возможности инструмента), приём
звукоизвлечения,
используемый
штрих,
стилистику
музыкального
произведения и многое другое. Очень часто концертмейстеры злоупотребляют
левой педалью. Куда как проще играть с левой педалью – не нужно напрягать
слух, заботиться о балансе ансамбля. Левая педаль нивелирует всё! И в том
числе
краски
фортепиано,
так
необходимые
для
дополнения
ансамбля.
Состояние инструментов, на которых приходится работать, или выступать в
концертах – непредсказуемое. Поэтому левая педаль должна быть всё время «на
подстраховке»
и
по
необходимости
ею
нужно
пользоваться,
применяя
возможно
неполную
педаль.
В
то
же
время
необходимо
контролировать
звучание рояля.
Ансамбль (особенности метроритма, динамики).
Концертмейстер должен обладать абсолютным чувством ритма, иначе он
никогда
не
станет
достойной
частью
ансамбля.
Необходимо
учитывать
звуковые пределы f и p. Это не только звуковая трудность, но одновременно и
техническая
проблема.
Требуется
большое
искусство,
чтобы
не
заглушить
5
солиста. Концертмейстер должен умело выстраивать подголоски, смягчать
фон, делая его подчас «совсем воздушным».
Профессиональной
деятельности
концертмейстера
должны
быть
присущи мобильность и быстрота реакции. В случае, если солист на концерте
или экзамене вдруг «теряет» текст, перескакивает или пропускает какой-либо
эпизод, а в практике детского исполнительства это встречается довольно часто,
то опытный концертмейстер, не переставая играть, должен подхватить солиста
и благополучно довести произведение до конца. Главное условие ансамбля -
согласованное звучание рояля и солиста. И дело не только в динамике, но и в
характере звучания, настроении.
Все
это
и многое другое говорит о том,
что
роль фортепианного
аккомпанемента все более возрастает. Это уже не музыкальный фон к основной
мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение, это равноправное
партнёрство. Аккомпанемент играет важнейшую роль в создании музыкального
образа, может во много раз усилить или ослабить художественное впечатление.
Заключение
Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и
исполнительскую,
и
педагогическую,
и
организационную,
где
музыка
выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и
первый
помощник,
музыкальный
единомышленник.
Для
солиста
концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и
наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не
каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний,
постоянной
творческой
собранностью,
волей,
бескомпромиссностью
художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в
достижении нужных художественных результатов при совместной работе с
солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.