Напоминание

Особенности работы концертмейстера в классе флейты


Автор: Поспелова Татьяна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств №20 г. Астрахани"
Населённый пункт: Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы концертмейстера в классе флейты
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

В КЛАССЕ ФЛЕЙТЫ

Поспелова Т.В., концертмейстер

МБУДО «Детская школа искусств №20 г. Астрахани»

Концертмейстерство,

сформировавшись

как

самостоятельный

вид

деятельности

в

процессе

практики

аккомпанирования

и

художественно-

педагогической

коррекции

ансамбля

с

солистами-инструменталистами,

является

удачным

примером

универсального

сочетания

в

рамках

одной

профессии

элементов

мастерства

педагога,

исполнителя,

импровизатора

и

психолога.

Мастерство

концертмейстера

глубоко

специфично.

Оно

требует

от

пианиста не только огромного артистизма. Но и разносторонних музыкально-

исполнительских дарований, знаний особенностей игры на инструментах в тех

классах, где они работают.

Концертмейстер в классе – это помощник, аранжировщик, репетитор,

правая

рука

и

единое

целое

с

преподавателем

класса,

целенаправленно

выполняющий свои профессиональные задачи.

В рамках разговора об общих особенностях работы концертмейстера

отметим,

что

любая

другая

музыкальная

деятельность

едва

ли

может

сравниться

с

концертмейстерским

искусством

по

своей

многофункциональности и универсальности.

Ко

всему

сказанному,

концертмейстер

должен

быть

очень

эрудированным

музыкантом,

в

поле

деятельности

которого

находится

огромный и разнообразный репертуар. Хороший концертмейстер проявляет

большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами

тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении, носят в

значительной

мере

педагогический

характер,

поскольку

они

заключаются,

главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта

педагогическая

сторона

концертмейстерской

работы

требует

от

пианиста,

помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из

области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и

такта.

2

1.

Задачи концертмейстера в инструментальных классах

музыкальной школы

Концертмейстер,

дословно

(нем.)

мастер

концерта.

Деятельность

концертмейстера начинается уже с

самых

первых уроков. Вся

работа над

музыкальным

произведением

от

фрагментарного

прочтения

до

целостного

охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно,

учащийся, прежде всего, разбирает и выучивает нотный текст. Но он твердо

знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении

опытного

пианиста.

Между

учеником

и

концертмейстером

возникает

творческая

связь,

сотрудничество, которое будет

направлено на

раскрытие

художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер

помогает

ученику

обогащать

музыкальные

представления,

лучше

понять,

усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию. Развивает

ритмическую

дисциплину

ученика

и

согласованность

исполнения

партий.

Разнообразие

репертуара

обязывает

концертмейстера

владеть

различными

приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он

должен знать специфические особенности солирующего инструмента - законы

звукоизвлечения,

дыхания,

техники.

Игра

концертмейстера

со

взрослым

музыкантом

отличается

от

игры

с

начинающим.

Именно

в

этом

возрасте

учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро -

ритма,

ансамблевого

слушания,

синхронности

исполнения,

темпового

соответствия. Необходимо выработать умение приспособиться к личности и

исполнительской манере ребенка: неритмично играющего – держать, робкого –

воодушевлять, эмоционального – сопровождать. Существует несколько этапов

подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе.

Это как бы «приручение», «укрощение» произведения: разбор, многократные

повторения

фрагментов,

работа

над

метроритмом,

ансамблем,

сыгрывание,

работа над формой произведения. Преподаватель по инструменту совместно с

концертмейстером подсказывают ученику верные образы, настроения музыки.

Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь необходимы:

детализация,

игра

с

преувеличением,

установление

логических

связей.

Концертмейстер шаг

за

шагом

проделывает

с

учащимся

эту трудную, но,

безусловно, интересную работу. Если все сделано правильно, то исполнение на

эстраде станет приятной миссией, как для ученика, так и для концертмейстера.

Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в

зале.

Мастерство

концертмейстера

заключается

в

нахождении

нужного

звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер

3

также помогает воспитаннику приобретать артистические навыки общения с

публикой. На эстраде волнуются все, но каждый по-своему. Здесь необходимо

учитывать различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к

любым

сюрпризам.

Поэтому

концертмейстер

должен

наблюдать

за

повторяющимися проявлениями психики ребенка на сцене.

2.

Специфика работы концертмейстера в классе флейты.

Особенности звукоизвлечения.

Многие

концертмейстеры,

начинающие

работу

в

классе

флейты,

обладающие

хорошей

музыкальной

интуицией

и

чуткостью,

испытывают

пианистическое неудобство от того, что привычная игра «на опоре», которой

учат на специальности, здесь не подходит, так как флейта является деревянным

духовым

инструментом

с

мягким,

камерным

звуком,

и

её

звучание

не

отличается яркостью и динамичностью, как у медных духовых.

Концертмейстеру, посвятившему себя работе с деревянными духовыми

инструментами (флейтой, блокфлейтой), необходимо иметь представление об

основных приёмах звукоизвлечения на инструментах, с которыми приходится

играть.

Знание

особенностей

штриховой

и

звукоизобразительной

палитры

поможет

в

аккомпанементе

найти

им

соответствующее

звучание,

найти

динамическое

и

колористическое

соотношение

с

тембрами

данных

инструментов.

В поисках

тембрового

и

динамического

слияния

с флейтой,

концертмейстер должен стремиться к ясному, четкому звукоизвлечению, что

особенно

сложно

сохранить

в параллельных

с

флейтой

пассажах.

В таких

случаях

legato

у пианиста

должно

быть

non

troppo

legato,

слегка

маркатированное, с очень резким отпусканием клавиши после ее нажатия. Этот

прием в сочетании с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет

концертмейстеру решить не только проблему соответствия штрихов, но также

и проблему

синхронности

в виртуозных

фрагментах.

Здесь

необходимо

отметить,

что

работа

с

деревянными

духовыми

инструментами

подвигает

концертмейстера

на поиск

новых

пианистических

приемов,

которые

порой

противоречат

звуковым

требованиям,

предъявляемым

в сольном

исполнительстве,

с целью

достижения

тембровой

и артикуляционной

идентичности звучания фортепиано и флейты.

4

Динамика.

Выстраивая

динамический

баланс,

необходимо

учитывать

приглушенный

характер

звучания

флейты

в нижней

тесситуре

первой

октаве), легкое, воздушное звучание верхнего регистра, когда звук фортепиано

должен встраиваться в звук флейты, мягкое звучание вибрато в кантилене.

С другой стороны, плотное аккордовое звучание, особенно на кульминациях

флейтовых

концертов,

нуждается

в мощной

поддержке

фортепиано.

В

пассажной технике – фортепиано отступает на второй план, но играть следует

очень активно, цепко.

При аккомпанировании духовым инструментам crescendo на фортепиано

в пассажах нужно делать позже, как бы «подхватывая» солиста, усиливая

впечатление общего звучания, diminuendo – раньше, делая это сознательно для

того, чтобы «освободить» звуковое пространство для солиста.

Педализация.

О педали можно сказать коротко: правая педаль очень лаконичная – в

нужном

месте,

в

нужной

дозе.

При

использовании

педали

необходимо

учитывать динамику, яркость звука солиста (возможности инструмента), приём

звукоизвлечения,

используемый

штрих,

стилистику

музыкального

произведения и многое другое. Очень часто концертмейстеры злоупотребляют

левой педалью. Куда как проще играть с левой педалью – не нужно напрягать

слух, заботиться о балансе ансамбля. Левая педаль нивелирует всё! И в том

числе

краски

фортепиано,

так

необходимые

для

дополнения

ансамбля.

Состояние инструментов, на которых приходится работать, или выступать в

концертах – непредсказуемое. Поэтому левая педаль должна быть всё время «на

подстраховке»

и

по

необходимости

ею

нужно

пользоваться,

применяя

возможно

неполную

педаль.

В

то

же

время

необходимо

контролировать

звучание рояля.

Ансамбль (особенности метроритма, динамики).

Концертмейстер должен обладать абсолютным чувством ритма, иначе он

никогда

не

станет

достойной

частью

ансамбля.

Необходимо

учитывать

звуковые пределы f и p. Это не только звуковая трудность, но одновременно и

техническая

проблема.

Требуется

большое

искусство,

чтобы

не

заглушить

5

солиста. Концертмейстер должен умело выстраивать подголоски, смягчать

фон, делая его подчас «совсем воздушным».

Профессиональной

деятельности

концертмейстера

должны

быть

присущи мобильность и быстрота реакции. В случае, если солист на концерте

или экзамене вдруг «теряет» текст, перескакивает или пропускает какой-либо

эпизод, а в практике детского исполнительства это встречается довольно часто,

то опытный концертмейстер, не переставая играть, должен подхватить солиста

и благополучно довести произведение до конца. Главное условие ансамбля -

согласованное звучание рояля и солиста. И дело не только в динамике, но и в

характере звучания, настроении.

Все

это

и многое другое говорит о том,

что

роль фортепианного

аккомпанемента все более возрастает. Это уже не музыкальный фон к основной

мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение, это равноправное

партнёрство. Аккомпанемент играет важнейшую роль в создании музыкального

образа, может во много раз усилить или ослабить художественное впечатление.

Заключение

Таким образом, творческая деятельность концертмейстера включает и

исполнительскую,

и

педагогическую,

и

организационную,

где

музыка

выступает в качестве реального самостоятельного художественного процесса.

Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и

первый

помощник,

музыкальный

единомышленник.

Для

солиста

концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и

наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не

каждый концертмейстер – оно завоёвывается авторитетом солидных знаний,

постоянной

творческой

собранностью,

волей,

бескомпромиссностью

художественных требований, неуклонной настойчивостью, ответственностью в

достижении нужных художественных результатов при совместной работе с

солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.



В раздел образования