Напоминание

Профилактика плоскостопия


Автор: Атаманова Светлана Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская обсласть
Наименование материала: "Профилактика плоскостопия для детей дошкольного возраста"
Тема: Профилактика плоскостопия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Название статьи: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного

возраста»

Автор статьи: Атаманова Светлана Александровна

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной.

Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей,

полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в

современном обществе. В последнее время отмечается рост нарушений

опорно-двигательной

системы

детей,

во

многом

определяющейся

особенностями современного образа жизни. Неполноценно развитые связки и

мышцы стоп приводят к сниженной активности детей, а в дальнейшем, и к

плоскостопию.

Физическая

активность

дошкольников

напрямую

обусловливает правильное формирование сводов стопы. Стопа активно

развивается, растёт и интенсивно формируется в возрасте от 4 до 7 лет.

Плоскостопие заболевание чрезвычайно распространенное, можно

сказать социальное

.

Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы,

почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача»

или встряска

достаётся голени и тазобедренному суставу. Лишь вопросом времени можно

назвать вызванное плоскостопием искривление позвоночника – сколиоза.

Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых,

физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаще при

длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной.

Связки

и

мышцы

стопы

перенапрягаются,

растягиваются,

теряют

пружинящие

свойства.

Своды

стопы

(продольной

и

поперечной)

расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное,

поперечное и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом

тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно

отражается на формировании подрастающего организма.

Из выше сказанного следует, что вопрос профилактики плоскостопия

стоит остро. В связи с этим, перед инструкторами физической культуры в

детских дошкольных учреждений стоит проблема: поиск новых путей, а

возможно и возрождение забытых подходов профилактики плоскостопия у

детей дошкольного возраста.

Изучив множество предложенных упражнений по профилактике

плоскостопия, предлагаю упражнения, которые проводятся в определенной

последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками

и пальцами ног делаются различные движения вверх – вниз, вправо – влево;

из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части

стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с

глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

Для

улучшения

периферического

кровообращения,

предлагаю

разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и

голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание

стопы, пронация и супинация стопы. Все это не только способствует

развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или

коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и

походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами:

захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание

их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной

толщины, мешочки с песком и т.д.), перекатывание стопой набивного мяча;

кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой

дорожке – массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп

используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые

изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины,

глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков,

их направленности и т.д.

На третьем этапе, сравнительно усложняются двигательные действия

ребенка, используются различные приспособления универсального типа.

Усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети

ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается),

по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам

гимнастической лестницы.

Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным

режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию

физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

Для предупреждения плоскостопия необходимо больше использовать

разнообразные виды ходьбы: на носках, на пятках, на наружных краях стоп,

применяю лазание по гимнастической лестнице, канату босиком и бег, так

как эти виды движения благоприятно воздействуют на весь организм

ребенка.

Предупредить плоскостопие, можно также подобрав специальные

упражнения, которые способствуют развитию и укреплению мышц голени,

стопы, пальцев. Для этой цели полезны упражнения – сидя, руки в упоре

сзади.

Дети

босиком

захватывают

пальцами

ног

палочки,

шарики,

перекладывают их вправо, влево, сгибают и разгибают пальцы ног, разводят

носки в стороны, выполняют круговые движения стопой, и многое другое.

Работа

по

профилактике

плоскостопия

должна

проводиться

в

комплексе и систематически, лишь совместно с родителями, воспитателями,

инструктора по физической культуре можно достичь результата. Таким

образом, стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что

нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании

подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает

снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно,

изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно влияет на

функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Название

упражнения

Описание

упражнения

Инвентарь

Рисунок

1

Катание мяча

ступней

Дети, сидя или

стоя, катают

ступнями

мячики в разных

направлениях

Круглые

пластмассовые

мячики, мячики-

ежики

2

Хождение по

массажным

коврикам

Коврики

раскладываются

по периметру

зала, дети

выполняют

хождение по

коврикам

Массажные

коврики

3

Сбор мелких

предметов

Упражнение

делается в виде

эстафеты (на

полу

раскладываются

разные

предметы-

крышки от

пластиковых

бутылок, мягкие

мячики,

карандаши,

платочки)

Крышки

от

пластиковых

бутылок, платочки,

мягкие

мячик,

карандаши

4

Хождение по

обручу

Обручи

раскладываются

на полу, и дети

выполняют

хождение по

нему в разных

направлениях

Обручи

5

Катание скалки

(гимнастическо

й палки)

Сидя или стоя

дети катают по

полу ступней

скалку или

гимнастическую

палку

Скалка,

гимнастическая

палка

6

Хождение по

шведской

лестнице, по

канату

Дети выполняют

лазанье по

шведской стенке,

хождение в

разных

направлениях по

канату

Канат, шведская

стенка



В раздел образования