Автор: Бильо Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха "Детский сад № 11 "СИНИЧКА"
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Тема: "Морское путешествие"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированной непосредственно образовательной
деятельности в подготовительной группе
«Морское путешествие»
Цель: Вовлечение детей в экспериментальную исследовательскую
деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Программные задачи:
• расширить знания об экосистеме «Море»
• уточнить представления о значении моря в жизни человека
оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д. ;
• учить сохранять чистоту окружающей среды;
• работать над активизацией и актуализацией словаря по теме «Море»
Обучающие задачи:
• Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами
песка;
• Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя
вербальные и невербальные средства.
• воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества,
самостоятельность, активность, инициативность.
Развивающие задачи:
• развивать связную речь, зрительное и слуховое восприятие, мелкую
моторику, вкусовую и тактильную чувствительность
• Развивать фантазию и образное мышление;
• Побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
• Развивать творческое воображение, познавательный интерес в процессе
экспериментирования с песком.
• Умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной
деятельности.
• Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать желание помочь, прийти на помощь попавшим в беду.
• Воспитывать аккуратность в работе с песком, вызвать интерес к
изображению в сотворчестве с педагогом и другими детьми.
• Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
Здоровье-сберегающие:
• Развитие общих речевых навыков.
• Координация речи с движениями.
• Развивать мелкую моторику рук.
Материал: 2 графина с подсоленной и пресной водой; поднос, одноразовые
стаканы; 2 резиновых коврика; мяч; магнитофон; песочница, сухой песок;
лопатки для песочницы большого и маленького размеров; лейки с водой;
плакаты соответствующей тематики.
Предварительная работа:
Чтение легенды о дельфине Рикки (Приложение 1). Беседы о правильном
сборе мусора. Рассматривание картинок, фотографий с изображением
морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные»,
разучивание пальчиковой гимнастики «Морские животные».
Ход занятия
Воспитатель приглашает группу детей на игровую площадку. На столе в
беседке лежит письмо.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто-то прислал нам письмо. (Воспитатель
зачитывает письмо)
Здравствуйте ребята!
Пишет вам дельфин Рикки.
В моей сказочной стране случилась беда. (Воспитатель выставляет плакат с
загрязненным морем и обращает внимание детей, что действительно беда:
плавает мусор, нефтяные пятна, бутылки, бумага, банки консервные, видно
на дне затонувшие колеса, корабль.) Море в опасности. Киты стали реже
встречаться, исчезают стада дельфинов и других животных. Ребята, помогите
моему морскому царству!
Воспитатель. Ребята, поможем Рикки? Ответы детей.
Воспитатель. Тогда, я приглашаю вас в увлекательное морское путешествие.
Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях и постараемся помочь
нашему другу, дельфину Рикки. (Воспитатель берет глобус.)
А вот наш помощник. Ребята, что это? (Ответы детей) Глобус. Посмотрите
все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? Разноцветным. А
если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Потому что
голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Воспитатель. Что означает голубая краска на глобусе? Голубой краской на
глобусе обозначены моря и океаны.
Воспитатель. Да ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая
высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине.
Воспитатель. Воспитатель приглашает детей на коврик, предварительно
расстеленный возле песочницы. Садитесь прямо на коврик. (Дети садятся на
ковер). Закройте глаза. Представьте, что мы оказались на берегу моря.
Воспитатель. Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети. Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
(Воспитатель включает запись звуков моря.)
Воспитатель. Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах,
плещетесь в море, подышите морским воздухом. Сделайте глубокий вдох,
выдох. (Воспитатель делает дыхательную гимнастику с детьми) Открывайте
глазки.
Воспитатель. Ребята, а на чем мы отправимся в морское путешествие?
(Ответы детей) На корабле. Дети встают с ковриков, становятся полукругом.
• Проводится физкульт. минутка
Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке. (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам (присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).
(Агния Барто)
Молодцы, ребята, отправляемся. Наш корабль к путешествию готов. И мы с
вами выходим в море. (Звучит шум моря.)
Воспитатель. А пока мы будем плыть в далекое морское царство дельфина
Рикки, мы с вами займемся важными исследованиями. Для того что бы стать
отважными исследователями нужно быть умными, смелыми и здоровыми.
Воспитатель. Скажите ребята, какое море? Огромное, бесконечное,
большое, широкое, глубокое. Какая вода в море? Соленая. Можно ли пить
морскую воду? Нельзя, потому что она соленая, невкусная, не утоляет
жажду. А я хочу вас ребята сейчас угостить колодезной водой и морской
водой. (Воспитатель берет 2 кувшина с водой и раздает детям по 2
одноразовых стакана синего и зеленого цвета, наливает в синий стакан
соленую воду, в зеленый пресную.)
Воспитатель. Какой по вкусу была вода в синем стакане?
Дети. Соленая.
Воспитатель. А в зеленом?
Дети. Несоленая.
Воспитатель. Верно. Она была пресной. (Воспитатель убирает стаканы и
проводит игру «Продолжи фразу».)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я произношу
начало фразы, вы должны фразу продолжить, подбирая слова,
противоположные по смыслу.
Морская вода - теплая, колодезная – холодная. Морская вода - соленая,
колодезная - пресная. Колодезная вода - прозрачная, морская вода – мутная.
Морская вода - жесткая, колодезная вода – мягкая. Море - глубокое, колодец
- мелкий.
Вы отлично справились с заданием, я вами горжусь. Ну, а где же можно
применять соленую воду? Полоскать горло, делать лекарство, делать
удобрения для растений, в морской воде много йода, полезно дышать
морским воздухом.
Воспитатель. Ребята, а скажите мне пожалуйста, кто обитает в море?
(Ответы детей: Кит, дельфин, морские звезды, рыба-пила, акула, крабы,
рыба-молот, осьминоги, камбала, морские коньки, морской петух и т. д.) Кто
из морских обитателей самый страшный хищник? Акула. А какие морские
животные самые умные и добрые? Дельфины.
Воспитатель. Морские обитатели весело играют в море, и мы сейчас с вами
поиграем в «Морских животных». Приготовили ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Морские животные»
Жил да был один дельфин, перед грудью, плавные движения влево - вправо.
Два конька дружили с ним. ладони развернуты вертикально, поочередные
движения вверх - вниз.
Приплывали к ним киты, руки сложены накрест, взмахи ладонями.
И акула, и моржи.
Те учили их считать: сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики,
начиная с большого
Раз, два, три, четыре, пять. ладони сложены
В. Волнина
Воспитатель. Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие
исследователи.
Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы закрепить наши
знания, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадайку».
Вопросы:
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)
3. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (у камбалы)
4. У кого рот на брюхе? (у акулы)
5. Какая собака не лает? (морская)
6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
8. Родственник рака? (краб)
Воспитатель. Ребята, послушайте, чайки заволновались (крик чаек).
Наверное, мы уже подплываем на место. Дети с воспитателем подходят к
песочнице, где предварительно разбросан мусор, пластиковые бутылки,
бумажки и т. д
Воспитатель. Ребята, перед нами берег моря, и к сожалению, он весь усыпан
мусором.
Воспитатель. Посмотрите, на берегу моря песок сухой. Возьмите его в руки
и расскажите о его свойствах. Ответы детей: рассыпчатый, легкий.
Воспитатель. Но когда идет дождик или поднимается шторм, что
происходит? Воспитатель берет лейку с водой, и наливает немного воды на
песок, место где лежит пластиковый стакан. Стакан начинает погружаться в
песок.
Воспитатель. Ребята, песок становится мокрым, плотным, тяжелым. Весь
мусор, который был оставлен на берегу людьми, попадает в море. Морские
животные и рыбы думают, что это еда. Таким образом пластик и другой
мусор попадает к ним в желудок. Рыбы и морские животные погибают. Вот
поэтому Рикки звал нас на помощь! Люди стали небрежно относится к живой
природе.
Воспитатель. Ребята, вам нравится море, вы любите его? А человек, что
любит, то и оберегает. И мы с вами сегодня поможем дельфину, очистим
море от мусора. Поможем Рикки и его друзьям? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что мусор нужно собирать правильно!
Ведь раздельно собранный мусор можно переработать, и тем самым
сохранить нашу природу.
Воспитатель. У нас в песочнице грязные или чистые отходы? (ответы детей)
Правильно, чистые. Собираем их в синий контейнер.
(Дети собирают мусор в песочнице, складывают в специальный контейнер.)
Воспитатель. Вот и ожило наше море, а вместе с нашим дельфином в море
вернулась целая стая его друзей. (Воспитатель показывает плакат с
изображением стаи дельфинов)
Воспитатель. Кто помнит стихотворение про дельфина?
Ребенок. Дельфины - жонглеры, певцы, акробаты,
Дельфины - смешные очень ребята.
Дельфины - считают, дельфины играют.
И даже детишек на спинках катают
Воспитатель. Люди давно привыкли к существованию морей и океанов.
Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает
слишком много мусора, ядовитых отбросов нефти. А ведь морские глубины,
необходимо сохранять, и очень бережно относится к нашей природе,
сохраняя их для будущих поколений. Море - это украшение нашей земли.
Воспитатель. Вот и закончилось наше с вами морское путешествие. Давайте
вспомним что нового, интересного мы с вами сегодня узнали. (Ответы
детей.)
Воспитатель. А теперь давайте с помощью волшебства вернемся в наш
любимый сад. (Воспитатель с детьми произносит волшебное заклинание)
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем.
Воспитатель. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад!
Воспитатель. Ребята, а вы помните, что Уильям став королем сделал статую
дельфина Рикки, как символ справедливости, дружбы и взаимопомощи
Давайте вместе с вами, слепим из песка дельфина Рикки, и отправим ему
фото. Я думаю он очень обрадуется, что наш песок чистый, в нем нет мусора.
Он увидит какие дружные и умелые ребята живут в нашем детском саду, и
как они любят природу!
Приступим!
Воспитатель с детьми приступают к лепке дельфина из песка.
Приложение 1
Легенда о дельфине
Автор Бильо Е.Н
Давным-давно, когда на Земле жили еще короли и королевы, в сказочной
стране под названием «Фантазия», жил принц Уильям. Принц был
единственным наследником, и поэтому король и королева всячески потакали
ему. Любой каприз или желание Уильяма в тотчас же было исполнено. В
каждой комнате огромнейшего дворца на серебряном подносе был
маленький звонкий колокольчик, и Уильям изводил десятки фрейлин и слуг
своими бесконечными требованиями. Ничто не вызывало его жалости,
сострадания, радости, любви… Только равнодушие, ненависть и злость стали
его вечными спутниками.
Так бы все и продолжалось … если бы не случай, который полностью
изменил жизнь принца и всех подданных королевства. Случай изменил
самого Уильяма….
Однажды, Уильям и вся его свита прогуливались по набережной. Вдалеке
принц заметил какую-то суету возле огромного красивого корабля и ему
стало интересно, чем занимаются эти бедные, как он считал, примитивные
людишки. Когда он подошёл поближе, то увидел, что каждый на корабле,
был занят своим делом. Молодой юнга то и дело вскарабкивался на высокую
мачту и слезал с нее, и принцу это показалось очень забавным.
-Я тоже так хочу! -вдруг закричал во весь голос Уильям.
-Я тоже хочу поиграть на корабле! Я хочу отправиться в море! Хочу! Хочу!
Хочу! -вопил, не переставая принц.
Тут же к принцу подбежали все фрейлины, и начали махать на него
множеством опахал.
-Не нервничайте, принц! Вам нельзя громко кричать, вы повредите свое
королевское нежное горлышко!
-Хочу! Хочу! -продолжал кричать принц.
Вернувшись во дворец, Уильям тут же изъявил желание видеть своего
батюшку короля, и сразу же потребовал отправиться с моряками в
следующее плавание.
-Но это же опасно, сын мой! - занервничал король.
-Вы же можете утонуть, мой маленький принц! –заикаясь заговорила
королева.
Но Уильям ничего не хотел слышать, и продолжал настаивать на своем.
Король и королева как всегда не смогли противостоять капризам своего
маленького наследника. Через три дня, корабль был полностью готов к
путешествию.
И вот, ранним утром, принц с двумя десятками солдат, с тридцатью слугами
и дюжиной чемоданов, под крики «Да здравствует принц Уильям!», поднялся
на трап корабля. Началось увлекательное путешествие.
Все было прекрасно, но однажды утром погода резко начала портиться.
Начался сильнейший шторм. Моряки делали все возможное, чтобы удержать
корабль на волнах, но тщетно…
Принц очень громко голосил:
-Я приказываю тебе ветер, перестань волновать море! Море перестань так
качать корабль! Я принц, будущий король, вы не имеете право ослушаться
меня!!!
Принц так кричал, что его услышала стая дельфинов, которая играла на
волнах. Для дельфинов шторм- это повод весело порезвиться.
Через два часа борьбы со стихией корабль пошел ко дну…Уильям, вся его
свита, солдаты и вся команда корабля оказались совсем беззащитными в
открытом море. К этому времени стая дельфинов успела подплыть к
терпящим бедствие людям.
-Спасай меня! - кричал Уильям
-Оставь этих противных, ненужных людишек! Я будущий король!!!!Я нужен
королевству, а они нет!
Один из дельфинов, который плыл впереди всей стаи, подал звуковой сигнал
другим дельфинам, и они начали игриво подхватывать людей, и очень
быстро выносить их из моря на своих спинах.
-А ты пойдешь со мной! -заговорил человеческим голосом дельфин.
-Я никуда не хочу! Ты не имеешь права не спасать меня! - из последних сил
пробормотал принц, и пошел ко дну.
Открыв глаза, Уильям огляделся вокруг…Вдалеке игриво плавали маленькие
рыбки, на дне друг за другом ползли семейство крабов.
-Я дышу под водой? -заговорил принц, и сотни пузырьков вырвались из его
рта.
-Я сплю, наверное? -продолжал бормотать он в недоумении.
-Ты не спишь, Уильям, ты находишься в моем морском царстве. Я король
морского царства, дельфин Рикки. Здесь все дружны и всегда помогают не
только друг другу, но и вам, людям. В нашем королевстве царит покой, мир и
понимание.
Уильям начал громко кричать:
-Я принц и будущий король всего мира, всех морей! Ты не можешь быть
королем, ты не настоящий король! Я хочу домой! Отпусти меня огромная
рыба!!!!
Дельфин Рикки с печальным видом смотрел на будущего короля, и понимал,
что если Уильям станет королем, то в беде окажется не только королевство
на земле, но и его подводное царство. Нужно что-то с этим делать,-подумал
дельфин, и в голове у него появился план.
-Уильям, тихо заговорил Рикки, если ты хочешь отправиться домой, ты
должен будешь выполнить мое условие. Я оставлю тебя здесь ровно на один
год, и все это время ты будешь прислуживать мне. Исполнять все, что я
пожелаю. В противном случае, ты останешься в море навсегда.
Принц начал топать ногами, кричать, всячески пытаться всплыть на
поверхность, но все безрезультатно.
Шло время, Уильям начал понимать, что другого выхода у него нет, как
только согласиться на условия короля моря. Однажды утром, принц позвал
дельфина и сказал, что согласен прислуживать ему.
-Хорошо, сказал дельфин Рикки, но запомни: все, что я пожелаю все, что я
скажу, ты все должен исполнять! Одно ослушание, и еще год ты будешь
здесь!
Каждое утро, Уильям чистил дельфину плавники, приносил завтрак,
убирался в его жилище. Дельфин звонил в колокольчик, такой же как был у
принца в замке, по поводу и без повода. Иногда, Уильям так уставал, что еле
добирался к своей кроватке, сделанной из морских водорослей. Уильям
становился совсем другим. Теперь он понимал, как тяжело было его
фрейлинам и слугам.
Так прошел год. Однажды вечером принц, войдя в свою комнату, увидел
прекрасные одежды, корону и записку «Одевай это, я жду тебя в главном
зале. Король Рикки.»
Уильям так и сделал. Он оделся и вышел в главный зал. Каково же было его
удивление, когда он увидел, что почти все морские обитатели собрались в
зале и встречают его с почестями. Дельфин подошел к принцу Уильяму и
тихонько сказал:
-Вот теперь, ваше величество, я представлю вас морским жителям, как
достойного наследника земного королевства. Вы теперь достойны быть
королем!
-Почему? -спросил Уильям.
-Потому что, дорогой принц, король должен в первую очередь заботиться о
своих подданных, о своем королевстве, и только в последнюю очередь о
себе. Король должен помогать жителям других королевств, как мы помогли
вам. Теперь ты это понял. Ты узнал какой бывает тяжелый труд, ты увидел,
что такое дружба и взаимопомощь. Я отпускаю тебя, принц, и уверен, что ты
будешь править справедливо и достойно.
После пышного бала, дельфин отвез принца домой. Родители очень
обрадовались возвращению сына, а Уильям больше не был капризным
избалованным мальчишкой, а стал достойным наследником своего
королевства, и в последствии стал прекрасным королем. После коронации,
король Уильям приказал установить на главной площади золотую статую
дельфина, которая символизировала дружбу, взаимопомощь, справедливость.