Автор: Иксанова Резеда Раудатовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 54 "Катюша"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект-презентация по подготовке детей к обучению в школе
Тема: "Я буду первоклассником!"
Раздел: дошкольное образование
ЗАНЯТИЕ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Тема: «Я буду первоклассником!»
(для детей 7 – го года жизни)
Подготовила педагог – психолог
МБДОУ ДС № 54 «Катюша»
г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Иксанова Резеда Раудатовна
Цель:
Формировать учебно – познавательные
мотивы; произвольность;
развивать психические функции
(мышление, память, внимание).
Задачи:
Развивать, укреплять мелкую
моторику детей.
Развивать фонематический слух.
Минимизировать проявления
негативных эмоций,
поддерживать и укреплять
позитивные чувства.
Снижать тревожность,
повышать самооценку.
Продолжать учить
гармоничной работе
дыхательной системы и сердца
через использование технологии
«БОС – здоровье».
Стимулировать
внутригрупповое общение,
продолжать формировать
коммуникативные навыки
сотрудничества в общении со
сверстниками и взрослыми,
необходимые для успешного
протекания процесса адаптации.
Закреплять знания о школьных
атрибутах.
Развивать познавательную
активность детей.
Формировать произвольность и
опосредованность основных
психических процессов.
Предварительная работа:
Дети :
•
познакомились со школьными правилами и атрибутами
школьной жизни, для них была организована экскурсия в
школу;
•
разучили комплекс пальчиковой гимнастики;
•
усвоили основные правила поведения на занятиях,
ритуалы приветствия и прощания;
•
с детьми проводились дыхательные упражнения за
компьютером с тренажером «ПБС - БОС».
Занятие построено с учётом знаний и
опыта
детей,
приобретенных
на
предыдущих занятиях.
Материалы:
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация
«Школьные принадлежности», колокольчик – звонок на
урок, мяч, кассета с расслабляющей композицией «Inner
Flame» из альбома «Sounds of the heat» автор Карунеш.
Раздаточный материал на каждого ребенка: бланки с
заданиями, листы с изображением круга диаметром 17см,
простые карандаши, краски, кисточки, стаканы с водой,
подушки по количеству детей.
Технические средства:
•
компьютер,
•
мультимедийный проектор,
•
магнитофон.
Методические приёмы:
•
СЛОВЕСНЫЕ: объяснение; наводящие вопросы детям;
беседа о школе и школьных принадлежностях;
художественное слово (загадки).
•
НАГЛЯДНЫЕ: показ; рассматривание иллюстраций.
•
ПРАКТИЧЕСКИЕ: поручения (рисунок «Мандала»;
задания («Шифровка», «Лабиринт»); игра («Кто чему
хочет научиться в школе»); упражнения («Закончи
слово», «Хлопки»); слушание музыкального
произведения.
-
Доброе утро, ребята, я рада
Вас всех приветствовать!
-
Скажите,
а
с
каким
настроением
вы
пришли
сегодня в детский сад?
Организационная часть
(6 минут)
Ритуал приветствия
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на
совместную работу.
-
Сегодня на нашем занятии
мы будем играть, думать и
отдыхать.
Психолог предлагает ребятам
поприветствовать друг друга.
“Прекрасное небо!”
(поднимаем руки вверх)
“Прекрасна земля!”
(руками указываем на центр круга)
“Прекрасные люди!”
(разводим руки в стороны)
“Прекрасный Я!”
(обнимаем себя)
Рефлексия прошлого занятия
Цель: формировать коммуникативные навыки
сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми.
Психолог задает детям вопросы:
- Вспомните, чем мы занимались на прошлом
занятии, что запомнилось особенно? Зачем мы
это делали?
-
С кем вы обсуждали эти упражнения?
-
Показывали кому-нибудь?
- Что из этого получилось?
- Чем бы хотели заниматься сегодня?
- А сегодня я вам предлагаю посетить необычную
школу. Хотите?
Разминка «Поменяйся местами»
Цель: создавать психологически непринужденную
обстановку, способствовать эмоциональной настройке на
продуктивную групповую деятельность.
Наша школа необычная и давайте её начнем с переменки,
(звенит звонок - колокольчик) во время которой мы можем с
вами поиграть!
- Поменяйтесь местами те кто…
- те, кто любит играть!
- те, кто любит бегать, прыгать, скакать!
- те, кто любит конфеты и праздники!
- у кого карие глаза!
- у кого есть красный цвет в одежде!
- те, кто любит слушать сказки и рассказы!
- те, кто хочет идти в школу!
- те, кто знает буквы!
-
те, кто умеет читать! (колокольчик)
Звенит звонок! Значит, пора начинать необычный наш урок!
Загадки
Цель: формировать учебно – познавательные мотивы,
закреплять знания о школьных атрибутах, развивать
логическое мышление.
Психолог задаёт детям загадки о
школьных принадлежностях, дети
отгадывают и видят слайд с ответом на
экране.
Основная часть
(21 минута)
1 этап состоит из развивающих игр и упражнений
(11 минут)
Беседа
Психолог задает детям вопросы:
-
Ребята, про что эти загадки?
-
Как вы думаете, почему я вам загадываю
про школьные принадлежности?
-
А что вам нравится больше всего: читать
книги, выполнять разные задания или
смотреть телевизор и играть с игрушками?
-
Вы бы остались в детском саду еще на один
год?
-
Значит, вы все хотите стать
первоклассниками? Замечательно! Тогда
продолжаем обучение в нашей необычной
школе!
Дети встают в круг, психолог
разучивает с детьми три жеста:
Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
Руки за спину: "Я не буду. Не
согласен".
Руки на голову, почесать в затылке:
"Я подумаю. Я еще не знаю".
Игра «Кто чему хочет научиться в школе»
Цель: формировать учебно – познавательные мотивы и
произвольность, снимать утомление, предупреждать негативные
эмоции, позитивно настраивать на обучение в школе.
Начинает игру психолог:
"Я - серенький волчок. Я пришел в
школу,
чтобы
научиться
кусаться
(писать, царапаться, читать, вязать,
бегать и прыгать как спортсмен). А
вы?"
Дети
отвечают
жестами.
Затем
предлагают свои варианты.
Упражнение «Закончи слово»
Цель: развивать фонематический слух, мышление, внимание, память.
Психолог предлагает заканчивать слова,
которые начинаются на разные слоги.
Например, РА, ЗЕМ, ГО, ПА и т.д.
Каждому ребенку бросает мяч и говорит
начало слова, дети ловят его, договаривают
(заканчивают) слово, возвращают мяч
психологу.
Примечание: сначала один слог всем детям,
затем каждому ребёнку - свой слог, с учетом
индивидуальных возможностей ребенка.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Цель: развивать, укреплять мелкую моторику детей.
Кто живёт в моей квартире?
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я
Вот и вся моя семья!
Задание «Шифровка»
(3 минуты)
Цель: развивать внимание, зрительную память.
Психолог предлагает
зашифровать
геометрические фигуры
круг, квадрат и
треугольник по
образцу.
Задание «Лабиринт»
дополнительное задание для детей,
которые быстро выполнили «Шифровку»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление,
внимание.
-
Ребята, помогите мальчику
найти дорогу в школу.
Упражнение «Хлопки»
(1 минута)
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать
внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
Психолог и дети хлопают в ладоши друг
за другом, стараясь делать это по
очереди, запрещается хлопать
одновременно.
Цель: формировать и развивать у детей навыки
релаксационно - диафрагмального дыхания, развивать
навыки самоконтроля внутреннего состояния.
Продолжение основной части
2 этап, который состоит из релаксации
и рисования в круге «Мандала» (10 минут)
Дыхательная гимнастика
«Диафрагмально-релаксационное дыхание по БОС»
- Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно
и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем
и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к
звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему
дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное.
Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза).
Дышите так, как мы дышим за компьютером на занятиях
«БОС - здоровье». Вдох – надули животы, длинный
спокойный выдох. Ещё раз.
Позитивное внушение
Цель: повышать мотивационную готовность детей к школе через
позитивное внушение, повышать психологическую безопасность
детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.
Послушайте, что я хочу вам рассказать… Представьте себе, что вы
собираетесь
с
мамой
первого
сентября
в
школу…,
вы
все
нарядные…,
в
руках
у
вас
красивый
букет
для
первой
учительницы…,
вы
несете
свой
первый
портфель…в
котором
лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе…, вас
встречает добрая и умная учительница…, она научит вас писать,
читать, считать, расскажет много интересного о разных странах,
о
различных
знаменитых
людях…,
вы
узнаете
основы
многих
школьных предметов…, выучите русский и иностранный язык,
сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки…
«четверки»
и
«пятерки»…
Все
радуются,
поздравляют
вас…
И
каждый
повторяет
про
себя:
"Я
буду
первоклассником!
Я
-
хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться,
хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".
Цель: снять повышенную тревожность, повышать
самооценку; развивать, укреплять мелкую моторику детей.
Рисование в круге «Мандала»
Психолог предлагает детям в круге
«Мандала» цветом изобразить
свои ощущения, чувства к
будущему, к школьному обучению
так, как хочется.
Психолог подходит к
тем детям, которые
не могут сразу
начать работу,
помогает.
Рисование в круге «Мандала»
Психолог спрашивает
каждого ребенка :
«Что ты нарисовал?
Про что твой рисунок?»
Заключительная часть
(3 минуты)
Рефлексия занятия
Цель: стимулировать внутригрупповое общение,
продолжать формировать коммуникативные навыки
сотрудничества в общении со сверстниками и взрослыми.
В
к
а
ч
е
с
т
в
е
«
д
о
м
а
ш
н
е
г
о
з
а
д
а
н
и
я
»
п
с
и
х
о
л
о
г
п
р
о
с
и
т
д
е
т
е
й
н
а
р
и
с
о
в
а
т
ь
р
и
с
у
н
о
к
«
Я
в
ш
к
о
л
е
».
Психолог задает детям вопросы:
- А что нового вы сегодня узнали?
- Чем мы занимались на этом занятии?
В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может
помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не
понравилось? Почему?
- Кому расскажите об этих играх?
- Расскажите об этих играх родителям,
воспитателям, друзьям, проиграйте
некоторые из них.
- Вам было приятно заниматься в этой
группе? (Можно высказать претензии
друг к другу). Хотите встретиться
вновь?
Ритуал прощания
Цель: стимулировать внутригрупповое общение, продолжать
формировать коммуникативные навыки сотрудничества в
общении со сверстниками и взрослыми.
Дети встают в круг, благодарят друг друга за
совместную игру, пожимают друг другу руки и
говорят: «Мне было приятно с тобой увидеться,
играть. Спасибо!»
Затем, взявшись за руки, поднимают их вверх. Со
словами «До свидания, мы!» кланяются друг другу,
опуская руки вниз.
После этих слов звенит колокольчик, сообщающий
об окончании необычного урока.