Автор: Князева Юлия Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №33"
Населённый пункт: г. Балаково, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Психологические особенности детей 6-7 лет
Раздел: дошкольное образование
Психологические особенности детей 6-7 лет
Седьмой год жизни ребёнка является продолжением крайне важного
периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний
год
характеризуется
продолжением
становления
психологических
образований, которые появились у ребёнка в пять лет. Однако последующие
развёртывания этих новых образований является базой для создания
психологических
условий.
Которые
послужат
появлению
всё
новых
направлений и линий развития.
Поведение, формирование личности, развитие.
Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные
изменения в организме ребёнка. Это определённый этап созревания. На
протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечно-
сосудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие
мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной
нервной системы.
Так же для детей этого возраста характерны определённые психологические
особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и
познавательных психических процессов, таких как воображение, речь,
мышление, память.
Внимание.
У ребёнка дошкольного возраста преобладает непроизвольное внимание. А
уже к концу этого периода
наступает период развития произвольного
внимания, когда ребёнок учится направлять его сознательно и удерживать
какое-то время на определённых объектах и предметах.
Память.
К окончанию периода дошкольного возраста у ребёнка развивается
произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных ролей в
организации разнообразных психических процессов начинает играть память.
Развитие мышления.
К завершению этапа дошкольного возраста ускоряется рост наглядно-
образного мышления и начинается процесс развития логического мышления.
Это приводит к формированию у ребёнка способности обобщения, сравнения
и классификации, а также способности определять существенные признаки и
свойства предметов, находящихся в окружающем мире.
Развитие воображения.
Творческое воображение развивается к концу периода дошкольного
возраста благодаря различным играм, конкретности и яркости
представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Речь
К окончанию периода дошкольного возраста у ребёнка значительно
увеличивается
активно
используемый
словарный
запас
и
появляется
способность
пользоваться
разнообразными
сложно-грамматическими
способностями в активной речи.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребёнка присуща эмоциональность
и повышается значимость эмоциональных реакций.
Становление личности, как и психическое состояние ребёнка, к окончанию
периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У
детей 6-7 лет постепенно формируется самооценка, которая зависит от
осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его
сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди.
Ребёнок уже может осознавать себя, а также свое положение, зависимое им в
различных коллективах, семье, среди сверстников и т.д.
Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть осознавать
социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
Одним из наиболее важных новообразований в процессе развития
личностной и психической сферы ребёнка в возрасте 6-7 лет можно назвать
соподчинение мотивов, то такие мотивы,
как « я смогу», «я должен»
постепенно всё больше преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких
сферах деятельности, которые, связаны с общественной оценкой.
Постепенно, осознание ребёнком своего «я» и формирование на данной
основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к
появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому,
что игра, которая была основной деятельностью ребёнка в течение
дошкольного периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже
не в силах полностью удовлетворить его.
Растёт потребность выхода за рамки привычного образа жизни и
участвовать в общественно-значимой деятельности, то есть происходит
принятие другой социальной позиции, которая обычно называется «позицией
школьника», что является одним из наиболее важных результатов и
особенностей
психического
и
личностного
роста
детей
дошкольного
возраста.