Напоминание

Дизартрия у детей


Автор: Попова Марина Вячеславовна
Должность: слушатель программы "логопедия"
Учебное заведение: МПГУ
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: Дизартрия у детей
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дизартрия у детей

Дизартрия – это нарушение произношения вследствие расстройства

иннервации речевого аппарата [1].

Дизартрия – это обобщенное название группы наиболее часто

встречающихся речевых расстройств [2]. Она имеет несколько форм, каждая

из которых характеризуется своей неврологической и речевой

симптоматикой.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной

стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая

организация звукового потока. Независимо от уровня поражения

центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии всякий раз нарушаются

целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования [3].

При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-

интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска

речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи

[4].

Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с

нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата,

вследствие чего происходит расстройство нейромоторной регуляции

мышечного тонуса в результате органического или функционального

поражения ЦНС. Нейромоторные нарушения являются причиной патологии

функционирования речеобразовательной системы. В настоящее время

существует четыре основных подхода в изучении дизартрии: клинический

(неврологический), психолого-педагогический, нейропсихологический,

лингвистический . С позиции клинического (неврологического) подхода

изучаются клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с

уровнем органического или функционального поражения центральной

нервной системы, ее периферических или центральных отделов.

Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и

характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают

характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов

речевого аппарата и т.п.

Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным

поражением мозга, что, в свою очередь, является следствием разнообразных

вредоносных факторов, которые могут воздействовать на организм до

рождения ребенка, в процессе его внутриутробного развития (пренатально),

во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально) .

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане

изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков,

фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его

смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл),

фонематического восприятия речи и т.д. Нейропсихологический подход

использует специфические формы анализа психических процессов при

нарушениях различных структур мозга. Исследования, проведенные в этом

направлении, выявили нарушения не только эфферентных исполнительных

механизмов, но и кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в

апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих

кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь

рассматривается как частный случай любого другого произвольного

движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В психолого-педагогических исследованиях квалифицируется

характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и

количественные характеристики словаря, особенности формирования

грамматических структур речи, связного высказывания и письма.

Специалистами разработан значительный по объему комплекс технологий,

способствующих компенсации отдельных процессов целостной речевой

системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы

психолого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией

[5].

Классификация дизартрии у взрослых отражает уровень очагового

поражения центральной нервной системы.

В настоящее время выделяются следующие формы дизартрии у детей:

спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая

[6].

Спастико-паретическая форма дизартрии.

Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диагносцируется у

детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича. Эта

форма дизартрии у детей возникает при двустороннем поражении

пирамидных путей. Чаще всего она наблюдается

при двусторонней спастической диплегии центрального паралича. Основные

характеристики нарушения движений сходны с теми, что характеризуют

псевдобульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения

фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и

дифференцированных артикуляций, сохранность непроизвольных

рефлекторных движений, затруднение формирования произвольной

моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не

бывает у детей изолированным [7]. Нередко они сочетаются с очаговыми

поражениями коры больших полушарий мозга (нижняя треть передних

центральных извилин лобной доли) и подкорковых ядер. Выделяют

следующие варианты этой формы дизартрии: – спастический – ведущий

синдром обусловлен высоким тонусом мышц; – паретический – ведущий

синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом

отдельных мышц речевого аппарата; – гиперкинетический – ведущий

синдром обусловлен высоким тонусом мышц и наличием насильственных

движений главным образом в виде тремора [8].

Гиперкинетическая форма дизартрии.

Гиперкинетическая форма (подкорковая, экстрапирамидная) дизартрии

связана с очаговым поражением ядер стриопаллидарной системы, а также их

связей с другими структурами мозга [9]. При таком уровне поражения ЦНС

возникают симптомы нарушения функций экстрапирамидной системы:

непостоянство мышечного тонуса (дистония) и трудности сохранения позы.

Нарушается последовательность осуществления программы сокращений

мышц в процессе реализации движений (дискинезия). Для этой формы

дизартрии нередко присуще снижение слуха, преимущественно на высокие

тона. В связи с этим у детей отмечаются трудности в развитии

фонематического восприятия и избирательные нарушения опознавания

звуков высоких тонов, что нарушает понимание слов со звуками высокой

частоты (т, д, к) .

Атонически-астатическая форма дизартрии.

На первый план при этих нарушениях выходит мышечная гипотония и

нарушение координации движений органов артикуляции. Язык тонкий,

распластанный в полости рта, его подвижность ограничена, темп движений

замедлен. Все движения органов артикуляции ограничены. В то же время

существенно, что наряду с атонией присутствуют как произвольные, так и

непроизвольные движения, что принципиально отличает вялый паралич при

мозжечковых нарушениях от бульбарных параличей. При этом, несмотря на

резкое снижение тонуса мышц, не отмечается атрофических явлений в

мышцах языка. Движения языка неточные, отмечается как избыточность, так

и недостаточность объема движений (гипер- или гипометрия). Иногда

наблюдаются провисания мягкого нёба [10].

Атактическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих

путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением

модуляции и меняющейся громкостью [11].

Спастико-ригидная форма дизартрии характеризуется проявлением

спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического

управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного

расстройства. При симптоме ригидности стволовые отделы мозга в активном

состоянии. Клинически это выражается в повышении позных реакций,

мышечного тонуса, мышцы в состоянии тетануса, все они сокращены, ствол

беспрерывно посылает патологические импульсы. При анализе двигательных

расстройств у детей с церебральными параличами очень часто спастический

парез сочетается с ригидностью и денерваторными нарушениями [12].

Классификация дизартрии по степени разборчивости речи для окружающих

была предложена французским невропатологом Ж. Тардье (1968). Им было

выделено 4 степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным

параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только

специалистом в процессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения

заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только

близким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка

(четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу,

представляет собой анартрию).

Анартрия – это отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-

мышечного аппарата, обеспечивающего ее артикуляционный компонент, то

есть коррекция произносимых звуков и слов с помощью глотки, языка, зубов

и щек [13].

1.

Бабина Г.В. Практикум по дизартрии: Учебно-методическое пособие /

Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. —

Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Прометей, 2020.

2.

Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б: Логопедия. Основы

теории и практики / Эксмодетство, 2011 г.

3.

Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар,

изд. Центр ВЛАДОС, 2009.

4.

Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников

с речевыми нарушениями/ Е. Э. Артёмова. — М.: МГГУ им. М. А.

Шолохова, 2008.

5.

Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа при коррекции

произношения. - М.: ИД «Сфера», 1998.

6.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис,

2007.

7.

Правдина О.В., Семенова К. А., Логопедический массаж Учеб. пособие

для студ. высш. учеб. заведений. – М. Изд. центр «Академия», 2003

8.

Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -

М.: «Учпедгиз»,1961.

9.

Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие

для студ. сред. пед. учеб. заведений.: Издательский центр

«Академия»,2001.

10.Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. – М.: АСТ,

2005.

11.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования

детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:

Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.

12.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – М.: Сфера, 2001.

13.Селиверстов В.И., Понятийно-терминологический словарь логопеда. -

М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.



В раздел образования