Автор: Попова Марина Вячеславовна
Должность: слушатель программы "логопедия"
Учебное заведение: МПГУ
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: Дизартрия у детей
Раздел: среднее профессиональное
Дизартрия у детей
Дизартрия – это нарушение произношения вследствие расстройства
иннервации речевого аппарата [1].
Дизартрия – это обобщенное название группы наиболее часто
встречающихся речевых расстройств [2]. Она имеет несколько форм, каждая
из которых характеризуется своей неврологической и речевой
симптоматикой.
Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной
стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая
организация звукового потока. Независимо от уровня поражения
центральной нервной системы (ЦНС) при дизартрии всякий раз нарушаются
целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования [3].
При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-
интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска
речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи
[4].
Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с
нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата,
вследствие чего происходит расстройство нейромоторной регуляции
мышечного тонуса в результате органического или функционального
поражения ЦНС. Нейромоторные нарушения являются причиной патологии
функционирования речеобразовательной системы. В настоящее время
существует четыре основных подхода в изучении дизартрии: клинический
(неврологический), психолого-педагогический, нейропсихологический,
лингвистический . С позиции клинического (неврологического) подхода
изучаются клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с
уровнем органического или функционального поражения центральной
нервной системы, ее периферических или центральных отделов.
Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и
характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают
характер изменения мышечного тонуса, движений различных отделов
речевого аппарата и т.п.
Наличие дизартрии связано с органическим или функциональным
поражением мозга, что, в свою очередь, является следствием разнообразных
вредоносных факторов, которые могут воздействовать на организм до
рождения ребенка, в процессе его внутриутробного развития (пренатально),
во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (постнатально) .
Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане
изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков,
фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его
смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл),
фонематического восприятия речи и т.д. Нейропсихологический подход
использует специфические формы анализа психических процессов при
нарушениях различных структур мозга. Исследования, проведенные в этом
направлении, выявили нарушения не только эфферентных исполнительных
механизмов, но и кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в
апраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих
кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь
рассматривается как частный случай любого другого произвольного
движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).
В психолого-педагогических исследованиях квалифицируется
характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и
количественные характеристики словаря, особенности формирования
грамматических структур речи, связного высказывания и письма.
Специалистами разработан значительный по объему комплекс технологий,
способствующих компенсации отдельных процессов целостной речевой
системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы
психолого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией
[5].
Классификация дизартрии у взрослых отражает уровень очагового
поражения центральной нервной системы.
В настоящее время выделяются следующие формы дизартрии у детей:
спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая
[6].
Спастико-паретическая форма дизартрии.
Симптоматика этой формы дизартрии наиболее часто диагносцируется у
детей дошкольного возраста с признаками псевдобульбарного паралича. Эта
форма дизартрии у детей возникает при двустороннем поражении
пирамидных путей. Чаще всего она наблюдается
при двусторонней спастической диплегии центрального паралича. Основные
характеристики нарушения движений сходны с теми, что характеризуют
псевдобульбарную дизартрию у взрослых. В первую очередь это нарушения
фонетической стороны устной речи, нарушение сложных и
дифференцированных артикуляций, сохранность непроизвольных
рефлекторных движений, затруднение формирования произвольной
моторики. Поражение центральных двигательных путей, как правило, не
бывает у детей изолированным [7]. Нередко они сочетаются с очаговыми
поражениями коры больших полушарий мозга (нижняя треть передних
центральных извилин лобной доли) и подкорковых ядер. Выделяют
следующие варианты этой формы дизартрии: – спастический – ведущий
синдром обусловлен высоким тонусом мышц; – паретический – ведущий
синдром обусловлен высоким тонусом мышц в сочетании с низким тонусом
отдельных мышц речевого аппарата; – гиперкинетический – ведущий
синдром обусловлен высоким тонусом мышц и наличием насильственных
движений главным образом в виде тремора [8].
Гиперкинетическая форма дизартрии.
Гиперкинетическая форма (подкорковая, экстрапирамидная) дизартрии
связана с очаговым поражением ядер стриопаллидарной системы, а также их
связей с другими структурами мозга [9]. При таком уровне поражения ЦНС
возникают симптомы нарушения функций экстрапирамидной системы:
непостоянство мышечного тонуса (дистония) и трудности сохранения позы.
Нарушается последовательность осуществления программы сокращений
мышц в процессе реализации движений (дискинезия). Для этой формы
дизартрии нередко присуще снижение слуха, преимущественно на высокие
тона. В связи с этим у детей отмечаются трудности в развитии
фонематического восприятия и избирательные нарушения опознавания
звуков высоких тонов, что нарушает понимание слов со звуками высокой
частоты (т, д, к) .
Атонически-астатическая форма дизартрии.
На первый план при этих нарушениях выходит мышечная гипотония и
нарушение координации движений органов артикуляции. Язык тонкий,
распластанный в полости рта, его подвижность ограничена, темп движений
замедлен. Все движения органов артикуляции ограничены. В то же время
существенно, что наряду с атонией присутствуют как произвольные, так и
непроизвольные движения, что принципиально отличает вялый паралич при
мозжечковых нарушениях от бульбарных параличей. При этом, несмотря на
резкое снижение тонуса мышц, не отмечается атрофических явлений в
мышцах языка. Движения языка неточные, отмечается как избыточность, так
и недостаточность объема движений (гипер- или гипометрия). Иногда
наблюдаются провисания мягкого нёба [10].
Атактическая — обусловлена поражением мозжечка или его проводящих
путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением
модуляции и меняющейся громкостью [11].
Спастико-ригидная форма дизартрии характеризуется проявлением
спастического пареза речевой мускулатуры и нарушением тонического
управления речевой деятельностью по типу экстрапирамидного
расстройства. При симптоме ригидности стволовые отделы мозга в активном
состоянии. Клинически это выражается в повышении позных реакций,
мышечного тонуса, мышцы в состоянии тетануса, все они сокращены, ствол
беспрерывно посылает патологические импульсы. При анализе двигательных
расстройств у детей с церебральными параличами очень часто спастический
парез сочетается с ригидностью и денерваторными нарушениями [12].
Классификация дизартрии по степени разборчивости речи для окружающих
была предложена французским невропатологом Ж. Тардье (1968). Им было
выделено 4 степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным
параличом: 1) нарушения звукопроизношения выявляются только
специалистом в процессе обследования ребенка; 2) нарушения произношения
заметны каждому, но речь понятна для окружающих; 3) речь понятна только
близким ребенка; 4) речь отсутствует или непонятна даже близким ребенка
(четвертая степень нарушения звукопроизношения, по существу,
представляет собой анартрию).
Анартрия – это отсутствие речи, обусловленное поражением нервно-
мышечного аппарата, обеспечивающего ее артикуляционный компонент, то
есть коррекция произносимых звуков и слов с помощью глотки, языка, зубов
и щек [13].
1.
Бабина Г.В. Практикум по дизартрии: Учебно-методическое пособие /
Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. —
Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Прометей, 2020.
2.
Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б: Логопедия. Основы
теории и практики / Эксмодетство, 2011 г.
3.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар,
изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
4.
Артемова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников
с речевыми нарушениями/ Е. Э. Артёмова. — М.: МГГУ им. М. А.
Шолохова, 2008.
5.
Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа при коррекции
произношения. - М.: ИД «Сфера», 1998.
6.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис,
2007.
7.
Правдина О.В., Семенова К. А., Логопедический массаж Учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М. Изд. центр «Академия», 2003
8.
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. -
М.: «Учпедгиз»,1961.
9.
Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений.: Издательский центр
«Академия»,2001.
10.Винарская Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда. – М.: АСТ,
2005.
11.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики:
Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.
12.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – М.: Сфера, 2001.
13.Селиверстов В.И., Понятийно-терминологический словарь логопеда. -
М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.