Автор: Васильева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1532
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Клуб по интересам "Книгочей"
Раздел: дошкольное образование
Клуб по интересам «Книгочей»
В настоящее время происходит переосмысление ключевых навыков,
необходимых человеку для того, чтобы привносить положительный вклад в
общество и экономику. Требуется личность, способная к саморазвитию,
способная самосовершенствоваться. Личность, которая готова эффективно и
нестандартно решать жизненные проблемы.
Именно поэтому, стандарт дошкольного образования ставит цель, чтобы
дошкольники оставались «почемучками», чтобы у детей сохранялась
мотивация к творческой активности.
Творческая активность – это основа всестороннего развития дошкольников,
так как познавательные способности ребенка не могут успешно развиваться
без ее проявления. Творческая активность лежит в основе формирования
волевой, целенаправленной, всесторонне развитой личности.
Творческая активность предполагает, что дошкольник, используя
имеющийся запас знаний, находит самостоятельное решение проблем,
проявляет интерес к познанию. Необходимо, чтобы дети не просто
потребляли багаж знаний, а могли с помощью знаний перейти к
инновациям. Таким образом, для успешного формирования творческой
активности дошколят необходимо передать детям механизм получения новой
информации, развивать их опыт обучаться самостоятельно и непрерывно,
необходимо создать условия, в которых дети могли бы максимально
проявлять свои потенциальные творческие возможности
Л.С. Выготский в своих научных разработках определяет, что главная
ценность творчества детей выражается не в продукте его деятельности, а в
самом процессе, который оказывает положительное влияние на ребенка.
Работая над вопросом развития творческой активности старших
дошкольников, я решила попробовать организовать в группе арт-клуб по
созданию книг.
Создание книги - это процесс творческий, в ходе которого ребенок является
хозяином своей деятельности, сам ставит перед собой конкретные цели,
решает поставленные задачи и отвечает за конечный результат.
Клубная форма работы была выбрана не случайно.
«Клубная работа учащихся имеет давнюю историю и связана с решением
такой важной педагогической задачи, как формирование и дальнейшее
углубление познавательных интересов детей в условиях их
самодеятельности»
С.А. Пуйман
Клуб в условиях детского сада – это учение с увлечением. В формате клуба
проходит совместная деятельность воспитателя с детьми, строящаяся на
общих интересах. Клуб – это организация свободного времени ребенка, его
самостоятельной деятельности.
В формате работы клуба реализуется идея развивающего обучения с опорой
на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и
ребенком. Кроме того, в процессе клубной работы решается одна из
главнейших задач дошкольного периода – социализация ребенка,
формирование его коммуникативной компетенции.
Цель работы клуба «Книгочей»:
Создание условий, в которых дети могут максимально проявить
творческую активность.
Задачи клуба «Книгочей:
Повышение интереса к книге;
Вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности;
Побуждение к активному исследованию окружающего мира;
Создать условия для разнообразия выбора, основанного на интересах и
потребностях детей;
Развитие коммуникабельности;
Воспитание самостоятельности и ответственности.
Принципы работы клуба «Книгочей:
Добровольное участие в работе клуба на основе общего интереса;
Взаимодействие между участниками процесса, основанное на
созидательной направленности;
Использование игровой формы работы;
Разнообразие видов деятельности;
Самостоятельная деятельность детей;
Учет возрастных возможностей;
Учет интересов каждого ребенка и группы в целом .
Клуб создавался в несколько этапов.
1 этап Исследовательский.
Первоначально стояла задача заинтересовать детей и родителей идеей
создания клуба. Я предложила организовать семейную «Книжную
вечеринку». Главной идеей этой вечеринки было представление
каждой семьей любого литературного произведения по желанию, в
любом формате. И взрослые, и дети принялись с увлечением
готовиться к выступлению. Выступали по - одиночке и целыми
семьями, даже приглашали на помощь друзей. Повторяющихся
номеров не было. Родители проявили фантазию. Любимые
произведения были представлены в форме литературного чтения,
инсценировок, театра на магнитах, театра картинок, театра игрушек,
презентаций. Вечер прошел на большом творческом подъеме. В конце
вечера я отметила, что мы смогли устроить такую веселую вечеринку
только благодаря книгам. И предложила на следующей встрече
рассказать каждому ребенку, что он нового узнал о книгах.
Это уже был «Вечер презентаций», которые дети готовили, конечно же,
при помощи родителей. Но представляли презентации только дети.
Тематика была самая разнообразная: «История книги», «Первая
печатная книга», «Как рождается книга», «Что такое типография»,
«Что такое энциклопедия», детские писатели, художники
иллюстраторы. Вечер прошел на одном дыхании. Дети с большим
интересом воспринимали новую информацию, которую подготовили
их товарищи. Поэтому идея создавать книги самим была воспринята с
большим энтузиазмом.
2 этап Подготовительный.
Для начала надо было придумать название клуба. Для этого устроили
«Конкурс на лучшее название клуба». Участие в конкурсе приняли
бабушки и дедушки , братья и сестра, дети и родители. Целую неделю,
принимались заявки на название. В конце недели жюри (трое
родителей) представили нам название клуба «Книгочей» (синоним
слова «книголюб»).
Разработали
регламент клуба:
o
заседание проходит один раз в неделю, вечером;
o
принять участие в работе клуба могут и родители, и дети;
o
участие только по желанию.
Познакомились с тем, что над созданием книги работает большой
коллектив: литературный автор, художник-иллюстратор, редактор,
типография (наборщик и переплетчик).
Определили с детьми, в каких жанрах могут быть наши книги: сказки,
истории, очерки из жизни, научно-популярные.
Создали в группе уголок «План издательства». На магнитной доске
дети размещали тему книги, над которой хотели бы работать. Тем
могло быть несколько. Общим голосованием определяли тему
ближайшего «издания». Остальные темы оставались для последующей
работы. В течение недели дети собирали материал к понравившейся
теме: приносили книги, иллюстрации, заметки из интернета, рисунки.
Весь материал был в свободном доступе, и дети могли работать с ним
по желанию в любое время. В этом же уголке дети разбивались на
«авторские группы»: на доске размещались круги разного цвета (от 3
до 5 в зависимости от тематики предстоящей работы). Под ними были
кармашки, в которые дети клали бумажку со своим именем.
Тематика была самая разнообразная: «Приключения маленькой
гусенички», «Истории про девочку Машу», «Сказки иголочки», «Кто
под водой живет», «Путешествие вокруг света», «Чудеса вокруг нас»,
«Капризы природы» и т.д.
3 этап Творческий
Организация работы клуба.
Наконец, наш клуб начал свою работу.
Каждое заседание клуба «Книгочей» проходило по определенному
сценарию:
1.
Вводная часть, в которой по выбору педагога проводилась:
словесная игра
разучивание стихотворения
литературное чтение
показ презентации по теме книги
показ отрывка из мультфильма по теме
2.
Творческая часть:
составление рассказов по содержанию книги (1 неделя)
создание иллюстраций к книге (2 неделя)
брушировка книги (3 неделя)
3.
Заключительная часть:
Словесная подвижная игра
Таким образом, на работу над каждой книгой отводилось 4 заседания клуба.
I заседание (создание литературного содержания книги):
1.
Вводная часть:
Длительность вводной части 5-7 минут.
2.
Творческая часть:
Выбор темы книги и создание рабочих групп к началу заседания клуба
уже были определены. Дети рассаживались за столами, на которых
были поставлены цветные круги, согласно делению на авторские
группы. Если на заседании клуба присутствовали родители, то они
подсаживались к группам детей.
По желанию детей книга могла быть одна общая, и тогда каждая
авторская группа разрабатывала содержание своей «главы» книги,
придумывала текст. Или же каждая группа детей работала над
созданием своей книги.
Детям давалось право самостоятельного выбора содержания работы в
рамках темы, что способствовало возникновению познавательного
интереса.
Если собственного опыта авторской группе не хватало, то они могли
воспользоваться материалом, заранее накопленным к теме, попросить
помощи у других групп, у педагога, у родителей.
После того, как текст был придуман, представители групп
наговаривали его на диктофон педагога или родителей. Впоследствии,
на основании диктофонных записей родители распечатывали текст
будущей книги.
3.
Заключительная часть:
Каждое заседание обязательно заканчивалось подвижной игрой со
словами (длительностью 5-7 минут).
II заседание (работа над иллюстративным содержанием книги):
1.
Вводная часть.
2.
Творческая часть:
Авторские группы сохраняли свой состав на протяжении всей работы
над книгой.
Авторские группы обсуждают содержание иллюстраций.
Совместно разрабатывается общий дизайн обложки.
Дети приступают к созданию иллюстраций.
Роль педагога сводится к созданию условий творчески-поисковой
деятельности, обстановки сотрудничества.
Управление детской деятельностью проходит в скрытой форме.
Родители по желанию тоже могут присоединиться к созданию
иллюстративного оформления книги.
Авторские группы оценивают результат своей работы и передают
наработанный материал педагогу («главному редактору»).
3.
Заключительная часть.
III заседание (оформление книги):
1.
Вводная часть.
2.
Творческая часть:
Итоговое оформление книги.
Дети с помощью родителей и педагога компонуют и брошюруют
созданный материал.
3.
Заключительная часть.
IY заседание: презентация книги.
Презентацию книг мы проводили в форме семейных вечеров. Организация
вечеров была абсолютно разная, в зависимости от тематики книги:
o
Литературные чтения;
o
Литературная викторина;
o
Вечер загадок;
o
Вечер вопросов и ответов;
o
Детский театр драматизация;
o
Родительский театр;
o
Квест - игра.
Практика работы в форме клуба по созданию книг показала, что осознанное
включение старших дошкольников в единый созидательный процесс,
направленный на достижение намеченных результатов, позволяет
значительно повысить познавательный интерес детей и сохранить их
мотивацию к творческой активности. В процессе творчески-поисковой
деятельности по созданию книги, у ребенка появляется уверенность в своих
силах, возможность самореализации и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми. Радость познания, радость творчества, радость общения – все это
определяет ситуацию успеха для каждого ребенка.
Васильева Елена Анатольевна,
воспитатель ГБОУ Школа №1532. Москва.