Автор: Клименок Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС № 164 "Весточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Моделирование и конструирование у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Моделирование и конструирование
у детей старшего дошкольного возраста
Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область
детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Значение
технического моделирования и конструирования для всестороннего развития
учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен.
Моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивать
конструкторские
способности,
техническое
мышление
и
способствует
познанию
окружающей
действительности.
Занимаясь
техническим
творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать
полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит
им
сознательный
выбор
профессии
и
последующее
овладение
специальностью.
Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид
деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление
обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов
воспитания. Посредством технического творчества формируются такие
качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и
эстетика
труда,
творческое отношение к труду,
умение
работать в
коллективе.
В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе,
нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о
достижениях
науки,
техники,
производства
независимо
от
сферы
деятельности индивида. Дополнительные услуги дошкольного образования
технического творчества – первые шаги к этому.
Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает
при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В
познавательном плане это область представлений о технических образах,
понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях.
Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в
стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить,
как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать –
смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с
игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание
одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются
дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал,
который оказывается под руками.
Под
техническим
моделированием
понимается
один
из
видов
технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов
окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе
путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без
внесения существенных изменений.
Техническое
моделирование
не
следует
понимать
как
простое
воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных
изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод
широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе.
При постройке несложных самоходных моделей формируется понятие о
конструкциях машин и механизмов, их назначение и действие, идет освоение
трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных
технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая
деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут
в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от
моделирования,
действительные
объекты.
Можно
ли
научить
конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт
передовых
воспитателей,
выставки
технического
творчества.
Дети
–
неутомимые
конструкторы,
их
технические
решения
остроумны,
оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об
этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с
постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям
непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных
особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и,
создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть
ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении
становятся:
Пробудить
в
ребенке
интерес
к
техническому
образованию,
инженерным
дисциплинам,
математике
и
предметам
естественнонаучного цикла.
Определить склонности и способности ребенка к математике и
предметам естественнонаучного цикла.
Создать условия для качественного овладения дошкольниками
знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных
способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны зародить интерес к
инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного
мышления,
которое
формируется
на
основе
научно-технической
деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует
активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок
познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами,
выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного,
математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в
процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные
способности, в тоже время, и само конструирование является средством
умственного развития.
В нашем детском саду, с ребятами мы создаем работающие модели из
бумаги – техника, животные, макеты, а так же используем различные
конструкторы:
LEGO Education Wedo 9580, 9585;
Magformers Walking Robot Set (шагающий робот);
Металлический конструктор;
LEGO конструирование;
Электронный конструктор «Знаток»;
Конструирование с Техно Stellar.
Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и
конструктивно-технические
способности
у
дошкольников
необходимо
целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной
деятельностью
и
нельзя
ограничиваться
выбором
только
одного
конструктора – конструкторов должно быть несколько.
Список используемой литературы:
1. Журавлева, Болотина. Начальное техническое моделирование. - Москва:
«Просвещение», 1982.
2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического
творчества, - Москва: «Народное образование», 1996.
3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду – М.: Просвещение, 1999.
4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз,
1998.