Напоминание

Моделирование и конструирование у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Клименок Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС № 164 "Весточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Моделирование и конструирование у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Моделирование и конструирование

у детей старшего дошкольного возраста

Техническое творчество – наиболее многогранная и интересная область

детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Значение

технического моделирования и конструирования для всестороннего развития

учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен.

Моделирование и конструирование позволяют лучше познать его, развивать

конструкторские

способности,

техническое

мышление

и

способствует

познанию

окружающей

действительности.

Занимаясь

техническим

творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать

полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит

им

сознательный

выбор

профессии

и

последующее

овладение

специальностью.

Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид

деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление

обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов

воспитания. Посредством технического творчества формируются такие

качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и

эстетика

труда,

творческое отношение к труду,

умение

работать в

коллективе.

В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе,

нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о

достижениях

науки,

техники,

производства

независимо

от

сферы

деятельности индивида. Дополнительные услуги дошкольного образования

технического творчества – первые шаги к этому.

Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает

при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В

познавательном плане это область представлений о технических образах,

понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях.

Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в

стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить,

как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать –

смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с

игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание

одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются

дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал,

который оказывается под руками.

Под

техническим

моделированием

понимается

один

из

видов

технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов

окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе

путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без

внесения существенных изменений.

Техническое

моделирование

не

следует

понимать

как

простое

воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных

изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод

широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе.

При постройке несложных самоходных моделей формируется понятие о

конструкциях машин и механизмов, их назначение и действие, идет освоение

трудовых навыков. Техническое конструирование – создание различных

технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая

деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут

в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от

моделирования,

действительные

объекты.

Можно

ли

научить

конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт

передовых

воспитателей,

выставки

технического

творчества.

Дети

неутомимые

конструкторы,

их

технические

решения

остроумны,

оригинальны.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об

этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с

постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям

непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных

особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и,

создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть

ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении

становятся:

Пробудить

в

ребенке

интерес

к

техническому

образованию,

инженерным

дисциплинам,

математике

и

предметам

естественнонаучного цикла.

Определить склонности и способности ребенка к математике и

предметам естественнонаучного цикла.

Создать условия для качественного овладения дошкольниками

знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных

способностей к освоению этих предметов.

Другими словами, педагоги ДОУ призваны зародить интерес к

инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного

мышления,

которое

формируется

на

основе

научно-технической

деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует

активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок

познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами,

выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного,

математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в

процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные

способности, в тоже время, и само конструирование является средством

умственного развития.

В нашем детском саду, с ребятами мы создаем работающие модели из

бумаги – техника, животные, макеты, а так же используем различные

конструкторы:

LEGO Education Wedo 9580, 9585;

Magformers Walking Robot Set (шагающий робот);

Металлический конструктор;

LEGO конструирование;

Электронный конструктор «Знаток»;

Конструирование с Техно Stellar.

Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и

конструктивно-технические

способности

у

дошкольников

необходимо

целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной

деятельностью

и

нельзя

ограничиваться

выбором

только

одного

конструктора – конструкторов должно быть несколько.

Список используемой литературы:

1. Журавлева, Болотина. Начальное техническое моделирование. - Москва:

«Просвещение», 1982.

2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического

творчества, - Москва: «Народное образование», 1996.

3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду – М.: Просвещение, 1999.

4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз,

1998.



В раздел образования