Автор: Елена Григорьевна Калужская
Должность: учитель обж
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 504 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Значение предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в современной подготовке школьников.
Раздел: среднее образование
Значение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в
современной подготовке школьников.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства в условиях
современного исторического процесса достигло уровня глобальной
проблемы, став одной из актуальных для всего человечества. В связи с этим
введение в нашей стране обучения основам безопасности жизнедеятельности
(с 1991 года) является принципиальным достижением как для
отечественного, так и для мирового образовательного сообщества.
В настоящее время учебный предмет «ОБЖ» включен в число обязательных
учебных предметов для изучения в образовательных организациях. В этом
направлении накоплен достаточный опыт, который свидетельствует о
необходимости преподавания это предмета с учетом новых угроз в
природной, техногенной, социальной и информационных сферах.
Изучение учебного предмета «ОБЖ» обеспечивает формирование базового
уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствует выработке
умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовать
конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера,
грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Все это содействует
закреплению навыков, позволяющих обеспечивать защиту жизни и здоровья
обучающегося, формированию необходимых для этого волевых и морально-
нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для
эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к
современной техно-социальной и информационной среде, способствует
проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.
Результатом освоения учебного предмета «ОБЖ» должна являться готовность
к продуманному, самостоятельному, ответственному действию в различных
реальных ситуациях повседневности. Интерес к предмету ОБЖ повышается,
если есть тесная связь с личным опытом; даются ситуативные задания, в
которых следует творчески применить полученные знания и умения. Задача
каждого учителя – помочь обучающимся в освоении учебного предмета
«ОБЖ», используя вариативные практикоориентированные методы обучения.
В федеральных государственных образовательных стандартах, примерных
основных образовательных программах, учебных и учебно-методических
изданиях основное внимание концентрируется на стадии предельного
обострения опасных процессов и явлений, кризисных состояниях
(чрезвычайных ситуациях, криминальных отношениях, антиобщественном
поведении и т.п.), что искажает последовательность этапов и нарушает
целостность изложения сущности опасных ситуаций.
Содержание учебного предмета «ОБЖ» не в полной мере отвечает
современным требованиям безопасности личности, общества и государства.
Ряд злободневных тем отсутствует, некоторые из них дублируют друг друга,
многие темы рассматриваются в усеченном (или устаревшем) вариантах.
Отсутствует четкая научно обоснованная позиция о минимальном объеме
необходимых знаний по вопросам безопасности обучающихся,
соответствующих их возрасту и уровню образования. При этом присутствует
перегруженность образовательных программ дидактическими элементами из
других предметных областей.
Негативное влияние на преподавание учебного предмета оказывает
целенаправленное продвижение идеи эффективности интегрированного
обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Недостаточные возможности (в том числе и материально-технические) у
преподавателя для осуществления систематических практических занятий
нарушают принцип практикоориентированности предмета.
Отсутствует единая методическая ресурсная база, что снижает возможность
своевременно получать актуальную информацию о различных аспектах
«ОБЖ» для использования ее в учебном процессе.
Для формирования у обучающихся мотивации к безопасной
жизнедеятельности целесообразно:
обеспечить условия для индивидуализации обучения, профессиональной
ориентации, выявления и поддержки обучающихся, проявивших
заинтересованность и способности в области безопасности
жизнедеятельности;
создать возможности для участия обучающихся, в том числе с
ограниченными возможностями здоровья, в работе патриотических, военно-
патриотических и туристских клубов, экологических и волонтерских
движений и т.п., публичной защиты результатов научно-исследовательских и
творческих работ;
создать в сети Интернет электронный ресурс для общеобразовательных
организаций в части приемов и правил действий по обеспечению личной
безопасности и безопасности окружающих, разработать и разместить в нем
видеоматериалы по пропаганде правил безопасного поведения;
организовать теле- и радиотрансляции в образовательных организациях по
тематике безопасного поведения, оказания первой помощи и др.;
оформить тематические «Уголок безопасности», «Уголок призывника»,
«Уголок первой помощи», «Уголок безопасности дорожного движения»,
«Схема безопасных маршрутов движения детей» и т.п., разместить в
наиболее посещаемых местах общеобразовательных организаций
легкосъемные материалы (пиктограммы, информационные знаки и др.) по
правилам безопасного поведения;
разработать механизмы формирования навыков безопасности
жизнедеятельности через взаимодействие с семьей и родительским
сообществом.
Необходимо добиться понимания того, что классическое понятие
«культурный человек» должно быть дополнено характеристикой
безопасности его поведения и поступков. Это будет одним из условий того,
что изучение и преподавание учебного предмета «ОБЖ» в образовательных
организациях, обеспечивая необходимый базовый уровень культуры
безопасности жизнедеятельности гражданина, будет выполнять свою
принципиальную
задачу в общей системе национальной безопасности
Российской Федерации.