Напоминание

ВИДЫ РАБОТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ


Автор: Мухаметрахимова Каламкас Алимхановна
Должность: заместитель директора по учебной части, сурдопедагог
Учебное заведение: КГУ областная специальная школа-интернат для детей с нарушениями слуха
Населённый пункт: Казахстан. Город Талдыкорган, Алматинская область
Наименование материала: статья
Тема: ВИДЫ РАБОТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВИДЫ РАБОТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

МУХАМЕТРАХИМОВА К.А

Мухаметрахимова Каламкас Алимхановна- заместитель

директора по учебной части, сурдопедагог.

Коммунальное государственное учреждение «Областная

специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города

Талдыкорган. Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы развития речи

детей с нарушениями слуха младших классов. Автор предлагает основные

виды работ по развитию речи и виды упражнений для овладения устной

речью на уроках и во внеурочное время.

Ключевые слова: развитие речи, ученики с нарушениями слуха,

проблема, развитие, младшие школьники.

Для учащихся хорошо развитая речь является средством успешного

обучения в школе. Развитие речи в школе для детей с нарушениями слуха

предусмотрено

на

всех

уроках,

и

это

всестороннее

развитие

речи.

Умение полноценно общаться – одна из главных целей развития детей с

нарушения

слуха. Обучение речи в школе глухих осуществляется на

основе

предметной

деятельности

и

потребностей,

вызванных

этой

деятельностью. При этом необходимо учитывать особенности развития

р е ч и

г л у х и х

ш к о л ь н и к о в .

Речевая

деятельность

учащихся

совершенствуется

в

ходе

развития

разговорной речи на основе говорения, чтения, письма, дактилирования и

слухо-зрительного восприятия.

Программа

предусматривает

научить

школьников

пяти

видам

речевой коммуникации:

1) понимать обращения и выполнять поручения, выражать просьбу,

желание, побуждение.

2) Обращаться к товарищам по заданию учителя или воспитателя , а

также по собственному побуждению.

3) отвечать на вопросы и задавать их

4) сообщать о выполненной и предстоящей работе.

5) участвовать в диалоге.

Виды и приемы работ по развитию разговорной речи в школе для

детей с нарушениями слуха.

Работа по развитию диалогической речи начинается с первых дней

пребывания детей в школе. Педагог организует деятельность детей и в

это время предлагает им новые слова и фразы. Он учит их понимать и

выполнять поручения, отвечать на вопросы, сообщать о

выполнении

задания,

обращаться

с

просьбой.

На

всех

уроках

расширяется

и

уточняется словарный запас детей. Чтобы познакомить детей с новыми

словами

и

выражениями

учитель:

а)

использует

непроизвольно

возникшую

или

создает

нужную

ему

ситуацию,

в

этих

условиях

организует

работу

детей,

в

процессе

которой

обращается

с

ними,

включает в свою речь определенные слова и фразы; б) может показать

предмет,

действие

и

назвать

их;

в)

пополняет

словарный

запас

синонимами.

Вот ряд специальных заданий, упражнений и дидактический материал

помогающий более эффективному развитию разговорной речи детей с

н а р у ш е н и я м и

с л у х а .

I. Работа по закрытой картине.

Работа

по

закрытой

картинке

это

один

из

распространенных

в

школе глухих видов работ. Цель работы –научить детей задавать вопросы

и с их помощью выяснять содержание картинки, которую они не видят. В

процессе работы по закрытой картинке дети учатся в строгой логической

последовательности задавать вопросы о ее содержании, по словесным

ответам учителя отображать его в рисунках, сравнивать их с картинкой. В

1 классе содержание картинок очень простое. На них изображен один

персонаж

и

обязательно

действующий.

В

первом

классе

педагог

побуждает детей задавать вопросы: Спросите меня «Кто нарисован на

картинке? . Спросите о погоде. Спросите о времени года. Затем ученики

учатся задавать вопросы последовательно.

2

II. Угадай по описанию.

Опиши предмет. Кто больше назовет признаков. Это задание можно

выполнить по- разному. Ученик загадывает объект (животное, растение,

озеро, город, предмет). Остальные ученики задают наводящие вопросы.

Главная

цель-

выделить

существенные

признаки

объекта.

Другой

вариант: учитель описывает, а ученики слушают и отгадывают объект.

III.

«Живые

картинки» с использованием интерактивной доски. Это

дидактический

материал

в

виде

картинок,

на

которых

все

главные

действующие

лица

двигаются,

то

есть

могут

перемещаться.

Причем

движения

могут

одним

и

тем

же

объектом

совершаться

разные.

Например,

такая

«живая

картинка»:

Лес,

деревья,

кусты.

Из-за

елки

выглядывает

волк

(1-ое

действующее

лицо).

На

полянке

зайчик(2-ое

действующее лицо). Зайчик может сидеть, бежать, прыгать, спрятаться от

волка под кустик. На таких картинках возможны различные комбинации

персонажей, действия, движения их могут увеличиваться и усложняться.

Такой

дидактический

материал

помогает

детям

расширить

свой

словарный запас, в данном случае это глаголы. (картинка «В огороде» –

существительные, помогает уточнить смысл некоторых слов, правильно

определить иное действие.

На флипчарте даны движущиеся картинки, на которых изображены

действия: одно действующее лицо девочка прыгает, бежит, мальчик

пишет, идет. За экраном даются предложения: Мальчик читает. Ученик

воспринимает

предложение,

отыскивает

соответствующую

картинку,

обводит ее, повторяет это предложение.

IV. Задания на карточках.

Сюда

входят

задания

на

формирование

обобщающих

понятий,

систематизацию,

дифференциацию предметов

и т.д. Также можно

использовать

различные

игры,

шарады,

ребусы,

кроссворды.

Все задания, упражнения, разработанные нами для более эффективного

3

развития разговорной речи обладают общимио собенностями, а именно:

1) Все их можно использовать на различных уроках и во внеклассное

время, причем одно упражнение можно применить как на уроке чтения,

так,

к

примеру,

и

на

уроке

ознакомления

с

окружающим

миром.

2)

Они

обладают

достаточной

наглядностью,

красочны

и

ярки,

что

с п о с о б с т ву е т

б о л ь ш е м у

и н т е р е с

с о

с т о р о н ы

у ч а щ и х с я .

V. Работа над синонимами и антонимами.

Когда младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой

составления

точных,

выразительных

и

образных

высказываний?

Это

происходит при написании сочинений, описании и сравнении заданных

объектов.

Бедность

словарного

запаса

ребенка

вызывает

у

него

затруднения. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря

учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной

частью этой деятельности.

Синонимы

нужно

хорошо

знать

для

того,

чтобы

сознательно

выбирать

из

своего

словарного

запаса

именно

те

слова,

с

помощью

которых говорящий или пишущий выражает свои мысли. Работа над

синонимами должна начинаться с подготовительного класса. На этом

этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении,

термин «синоним» мы заменяем, даем указания «скажи по-другому»,

замени слово.

VI.

Анимированнные

пазлы.

Ученики

с

удовольствием

выполняют

задания

с

анимированными

пазлами.

Пазлы

развивают

интеллект

сразу

в

нескольких

направлениях.

Собирая

разрезанную

картинку, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение,

пространственное восприятие, память. Я закрепляю речевой материал по

данной

теме.

Составлением

пазлов,

мы

добиваемся

погружения

учащегося в изучаемую тему. Ученик вспоминает учебный материал не

только в образе печатного текста, но и визуальных объектов, которые он

должен реконструировать. Задания с пазлами могут быть разными, в

4

зависимости

от

цели,

которые

ставит

учитель.

Можно

скрыть

одну

картинку,

животное,

птицу.

Картинка

по

частям

открывается,

а

дети

описывают, выделяя существенные признаки (хвост, грудка, клюв, уши,

окрас). Можно скрыть серию сюжетных картин. Дети восстанавливают

последовательность картин, при работе над составлением рассказа по

картине. Можно на пазлах дать деформированный текст.

VII. Верные и неверные утверждения.

VIII. Работа с деформированным предложением. Я читаю за

экраном текст. Девочка надела голубое платье. Ученик должен составить

предложение из отдельных слов. Я могу не читать образец предложения.

Ученик должен сам составить предложение из данных слов. Правильно

составляют предложения , когда эти предложения знакомы и хорошо

отработаны.

X.

Использование

схематических

знаков,

зарисовок.

Учитель

предъявляет

для

различения

на

слух

10-15

слов,

которые

читает

по

порядку. После каждого слова делается перерыв на 2-3 секунды. Ученику

предлагается

зарисовать

услышанные

слова

любым

схематическим

знаком, рисунком. За тем ученик называет те слова, которые услышал и

помог себе запомнить с помощью своих значков. Количество слов может

постепенно увеличиваться. Так развивается объем памяти.

Я

буду

читать

текст,

а

ты

будешь

его

зарисовывать

значками.

[Большая темная туча закрыла полнеба. Сверкнула молния, ударил гром.

Зашумели, закачались деревья. Падают

листья. И пошел

сильный

дождь.] Что ты сделал? Я зарисовал текст. Расскажи текст, используй

свою зарисовку.

Ученик читает текст. Ты не совсем верно запомнил текст. Слушай

снова и записывай рядом со значками слова, которые ты пропустил.

Словосочетания с этими словами я буду повторять по три раза.

5

Мы рассмотрели, какую важную роль играет развитие разговорной

речи

в

системе

обучения

детей

с

нарушениями

слуха

языку.

Эффективность работы по диалогической речи в значительной степени

определяется мотивацией учащихся, их заинтересованностью в процессе

обучения. Весь дидактический материал,

используемый в работе по

развитию разговорной речи должен быть ярким, красочным, «живым»,

интересен детям, а использование однообразных, «скучных» наглядных

пособий снижает эффективность учебной работы.

Новое время потребовало от учителя владения современными

активными

технологиями

активного

применения

их

на

уроке.

Сегодняшний

ученик

хорошо

владеет

компьютером,

разбирается

в

технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать,

как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы глаза их загорелись

интересом к познанию.

Список литературы

1.

Зыкова, Татьяна Сергеевна. Развитие речи в школе для глухих

детей [Текст] : методическое пособие / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова. - Москва

: Просвещение, 2011. - 158 с.

2.

Боскис

Р.М.

Особенности

усвоения

учебного

материала

слабослышащими учащимися /Р.М. Боскис, К.Г. Коровин – М.: Педагогика,

1981.

3.

Коровин К. Г. Моя грамматика. Рабочая тетрадь по русскому

языку. М., 2003.

4.

Коровин

К.

Г.

Практическая

грамматика

в

системе

специального обучения слабослышащих детей языку. М., 1976.

5.

Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для

студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.М. Быковой. —— М.:

Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 — 400 с.

6



В раздел образования