Напоминание

Роль инновационных технологий в обучении истории


Автор: Назарова Александра Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Инженерная школа"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Роль инновационных технологий в обучении истории
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Роль инновационных технологий в обучении истории

Учителя-специалисты понимают, что история всегда сталкивается со

сложными

политическими,

правовыми,

национальными

и

другими

проблемами, поэтому они всегда находятся в творческом поиске новых идей

для преподавания своего предмета.

Ориентация на новые образовательные цели - компетенции - требует не

только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм

организации

учебного

процесса,

активизации

деятельности

учащихся

на

уроке, изучения предметов, приближенных к реальной жизни и поиск путей

решения проблем.

Многие

методологиче ские

инновации

сегодня

связаны

с

использованием интерактивных методов обучения. Элементы интерактивного

обучения

можно

увидеть

в

работах

Сухомлинского,

среди

новаторских

учителей Аймоношвили, Шаталова, Лысенкова и др.

Однако

их

методика

была

скорее

исключение

из

правил.

Сегодня

интерактивное обучение повсеместно входит в жизнь. Интерактивный способ

обучения заключается в постоянном, активном взаимодействии всех учеников

и учителя в процессе обучения.

Дисциплина

«История»

относится

к

основной

части

всего

образовательного

цикла,

является

одной

из

основных

в

системе

гуманитарных дисциплин и играет важную роль в общеобразовательной и

мировоззренческой подготовке современных специалистов.

В связи с этим предъявляются высокие требования к методологии и

качеству обучения. Открытие мира для каждого из нас зависит от того, как

нас учили истории в детстве, поскольку то, что вызвало наши первые эмоции

и удовлетворило наше первое любопытство, остается неизгладимым. Именно

от профессионального мастерства учителя зависит объективное понимание

учениками реальной картины мира. Простая презентация учебного материала

не дает глубоких знаний.

История, как учебная дисциплина в школе, является важной областью

общей и философской подготовки и ставит целью формирование не только

системного мышления, но и целостного взгляда на всемирно-исторический

процесс, миссию России в общее земное пространство и его эволюция как

часть цивилизации.

На фоне рассмотрения различных исторических конфликтов наиболее

важные

навыки

разрабатываются

для

восприятия,

анализа

и

обобщения

информации,

полученной

из

прошлого,

создается

интеллектуальная

напряженность,

которая

позволяет

студентам

воспроизводить

и

транслировать информационные потоки.

На

протяжении

всей

своей

педагогической

деятельности

учитель

совершенствует свои навыки, используя новейшие активные и интерактивные

методы обучения.

Чтобы добиться значительных результатов, он должен умело сочетать

традиции и инновации, применять различные методы и приемы в учебном

процессе.

По своему содержанию методы обучения подразделяются на:

пассивные (где доминирует учитель);

активные (когда учитель и ученик равные участники урока;

интерактивные

(когда

ученики

взаимодействуют

не

только

с

учителем, но и друг с другом).

Последний является наиболее эффективным методом обучения.

Основой инновационных уроков и внеклассных занятий по истории

должны стать такие современные образовательные технологии, как:

игровые технологии (викторина, турнир, дуэль, КВН, деловая

игра и т. д.),

технологии

сотрудничества

(дискуссия,

телеконференция,

семинар, конференция и т. д.)

блочно-рейтинговые технологии.

Здесь в основном все зависит от мастерства учителя и поставленных им

целей.

Технология

проблемного

обучения

способствует

формированию

у

учеников аналитического мышления, что так важно в современном мире.

Активные способы решения проблемы в коллективной творческой (или

групповой)

деятельности,

логические

и

проблемные

задачи,

дискуссии,

анализ, обобщение и сопоставление исторической и общественной научной

информации дают более глубокие исторические знания.

Эти формы работы позволяют учителю раскрыть личность личности

учащегося,

способствуют

расширению

его

кругозора,

формированию

навыков оценки исторических событий и социальных явлений.

Использование

средств

массовой

информации

на

уроках

истории

значительно облегчает процесс запоминания дат и исторических событий,

делает урок более интересным и динамичным: поскольку зрительная память

лучше

развивается,

в

процессе

визуального

«погружения»

в

атмосферу

изучаемого исторического периода материал лучше усваивается, создается

иллюзия соучастия, сочувствия, облегчения, что приводит к объемным и

ярким представлениям о прошлом.

Преимущество

использования

современных

технологий

и

учебных

пособий в преподавании истории состоит в том, что знания, полученные

через

визуальные

и

слуховые

каналы,

лучше

усваиваются

и

хранятся

в

течение длительного времени.

Предмет

раскрывается

с

разных

сторон,

восприятие

и

усвоение

материала происходит созерцательным образом, не только по комментариям,

но

и

по

сюжету.

В

то

же

время

отношения

между

субъектами

образовательного процесса укрепляются.

Интерактивное

обучение

это

особая

форма

организации

познавательной

деятельности,

когда

учебный

процесс

протекает

таким

образом, что почти все учащиеся участвуют в познавательном процессе, у

них есть возможность понять и осмыслить то, что они знают и думают.

Совместная деятельность учеников в процессе познания, разработки

учебного материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад,

происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Это

происходит

в

атмосфере

доброй

воли

и

взаимной

поддержки,

которая позволяет ученикам не только получать новые знания, но и развивать

свои навыки общения: способность выслушивать мнения других, взвешивать

и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и разработать

совместное решение.

«Значительны

и

воспитательные

возможности

интерактивных

форм

работы,

отмечает

В.Г.

Богин.

Они

способствуют

установлению

эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде,

снимают

нервную

нагрузку

школьников,

помогая

испытать

чувство

защищенности, взаимопонимания и собственной успешности».

Интерактивное

обучение

требует

использования

специальных

форм

организации познавательной деятельности и ставит довольно конкретные и

предсказуемые цели, например, создание комфортных условий обучения и

вовлечение учащихся в учебное взаимодействие, что делает учебный процесс

продуктивным.

По

сравнению

с

традиционным

обучением,

взаимодействие

между

учителем и учениками изменяется в интерактивном обучении: активность

учителя уступает место активности учащихся, а задача учителя - создавать

условия для инициативы. Технологии и методы чаще других используются на

уроках истории.

Проблемное

обучение.

В

технологии

проблемного

обучения

очень

подходит «Метод кейса» или метод оценки и анализа реальной жизненной

ситуации. В то же время знания, которые необходимо получить при решении

проблемы, обобщаются и обновляются. Этот метод, прежде всего: улучшает

знания

теории,

развивает

аналитическое

мышление,

развивает

навыки

разработки и оценки альтернатив.

Метод

проекта.

Основатели

метода

проекта

предложили

строить

обучение на активной основе посредством целенаправленной деятельности

ученика, полагаясь на его личный интерес к этим знаниям для достижения

этой конкретной цели.

В

ходе

истории

метод

проекта

можно

использовать

как

часть

программного материала практически на любом уроке. Выбранные темы

должны быть значительными, интересными и сложными в зависимости от

возраста учащихся.

Творческая активность в ходе проектной работы дарит ученикам

истинную радость от обучения и общения. При выполнении проектной

работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме,

важно не контролировать и не регулировать учеников слишком четко,

желательно

поощрять

их

независимость;

представить

некоторые

дополнительные материалы. Проект будет максимально креативным,

если он будет выполнен в группах. Это еще раз подчеркивает важность и

эффективность образовательного сотрудничества.

Метод проектного обучения позволяет реализовывать не только

учебные

задачи:

он

повышает

интерес

к

предмету,

формирует

коммуникативные, исследовательские и аналитические навыки.

В

целом,

как

подчеркивает

В.

Гузеев,

«проектное

обучение

поощряет и способствует истинному обучению со стороны студентов,

расширяет возможности субъективности в процессе самоопределения,

творчества и конкретного участия».

Одним из компонентов успешности учебного процесса является

использование групповых технологий.

Групповой

способ

обучения

учитывает

индивидуальные

особенности учеников, позволяет обучать как сильных, так и слабых

учеников, основой такого подхода является сотрудничество.

Групповые

технологии

как

коллективная

деятельность

предполагают:

взаимное

обогащение

знаний

учеников

в

классе;

организация совместных действий, раздача начальных действий и др.

Групповая

форма

работы

на

уроке

используется

для

решения

практически всех основных дидактических задач.

Современный

уровень

школьного

образования

характеризуется

тем,

что

в

рамках

системы

классных

комнат

широко

используются

различные

формы

организации

коллективной

познавательной

деятельности, как фронтальные, так и внутри классные групповые.

Одной

из

технологий

компетентностного

образования

является

дискуссия. Они развивают:

способность задавать вопросы;

способность

критически

интерпретировать

полученную

информацию;

умение аргументировать свою точку зрения и представлять ее;

учитывать мнения других, терпеть мнение других;

умение работать в команде, участвовать в совместном принятии

решений.

Особенностью исторической науки является то, что объектом познания

здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории -

научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить способность

занять место человека этой эпохи.

Для этого используют воображаемое путешествие; мнимое интервью;

воображаемые встречи с представителями воображаемой эпохи; письма из

прошлого; репортаж со сцены; сообщение участника битвы и др.

В

практику

работы

широко

внедряю

формы

организации

учебного

процесса,

к

которым

относится

урок-семинар,

урок-лекция,

урок-

конференция,

урок-игра

(деловая

или

ролевая),

урок-соревнование,

урок-

аукцион,

урок-«суд»,

театрализованные

уроки,

урок-дискуссия,

урок-

исследование, урок-панорама, урок-проект и др.

Их внедрение обеспечивает:

повышение

активности

учебно-познавательной

деятельности

учащихся;

формирование самостоятельности мышления;

развитие творчества;

углубление знаний учащихся, приобретенных на уроках;

формирование

и

развитие

навыков

самостоятельной

работы

учащихся:

реализацию дифференцированного подхода к обучению с учетом

индивидуальных особенностей учащихся,

создание условий для формирования

развития их логического мышления, умения дать объективную

оценку.

С интересом учащиеся выполняют задания на исправление ошибок.

Такое задание предлагаю в виде викторины.

Как элемент урока предлагаем учащимся хронологическую игру.

Задачи творческого плана, например, составить кроссворд по теме или

сформулировать

вопросы

для

викторины,

чтобы

пробудить

активность

учащихся, и задача, как учителя, состоит в том, чтобы организовать помощь в

форме совета слабым ученикам, разнообразить их работу.

Часто практикуют создание вспомогательных рефератов, позволяющих

ученикам включать два типа памяти: слуховую и визуальную. Это помогает

учащимся выучить основной материал, который уже есть на уроке, учит

четко формулировать исторические мысли и помогает приобретать навыки

составления.

Большое внимание уделяю словарной работе, работе с различными

понятиями. Помогает создание в классе изменяющихся групп - справочной

службы,

исследовательских

групп,

писателей,

сборщиков

информации

и

других.

Более 2400 лет назад Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я помню. Что я делаю, я понимаю. «Эти простые утверждения

оправдывают необходимость активных методов обучения. Процесс обучения

не является автоматической вставкой учебного материала в голову ученика».

Ученик

должен

постоянно

тренировать

не

столько

память,

сколько

умение решать творческие задачи.

«Фактический материал – это только топливо, но этого недостаточно

для огня, для его зажигания нужна искра, то есть наш разум. Без топлива

пламя

быстро

погаснет,

без

искры

вообще

не

загорится.

В

разумном

соотношении

топлива

и

искры

кроется

секрет

успеха

нашего

учебного

процесса».

Сегодня для помощи учителю разработано большое количество видео-

уроков с документальными кинохрониками, что позволяет проводить занятия

на высоком информационном уровне.

Таким

образом,

использование

видеоматериала

в

проце ссе

представления

исторических

событий

позволяет

объективно

осветить

проблему.

В

первую

очередь

это

касается

материалов,

посвященных

историческим личностям, памятникам, военным операциям и т. д.

Помимо

использования

видео

и

аудио

инструментов

на

уроках,

семинары и технологии дизайна эффективны.

Технология проектирования направлена на достижение поставленных

целей и овладение знаниями в области исследований, поиска, креативных

методов.

Он направлен на развитие индивидуальных способностей учащихся и

предполагает самостоятельный анализ задания и умение предлагать варианты

его решения. Поиск материалов из разных источников учит нас сравнивать,

анализировать и находить объективную информацию по теме исследуемой

проблемы.

В современном огромном информационном поле роль учителя - помочь

ученикам выбрать правильные источники.

Использование

другого

эффективного

метода,

такого

как

«мозговой

штурм», развивает мышление и формирует такие навыки и способности,

чтобы четко и кратко выражать свои мысли, выделять главное из всего

материала.

Самая эффективная и оригинальная технология на уроках истории - это

мастерская,

на

которой

основано

коллективное,

творческое

и

групповое

решение проблемы. Здесь студенты взаимодействуют не только с учителем,

но и друг с другом.

Таким образом, использование инновационных технологий и методов

преподавания истории позволяет преподавателю и ученикам использовать

самые

разнообразные

источники

информации,

получая

не

только

определенный объем знаний, но и компетентные навыки в их использовании.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Базилевич, С.В. Использование инновационных и интерактивных

методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С.В.

Базилевич, Т.Б. Брылова, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкина // Наука и жизнь. – 2015. –

№ 15. – С. 13–20.

2.

Баханов

К.

Инновационные

системы,

технологии

и

модели

обучения истории в школе. - Запорожье: Наука, 2000. - С.36.

3.

Богин

В.Г.

Новые

технологии:

возможности

и

результаты.

Педагогика, 2002. – 421 с.

4.

Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.

5.

Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. –

М.: Просвещение, 1984. – 342 с.

6.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания

истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384

с.

7.

Гора

П.

В.

Повышение

эффективности

обучения

истории

в

средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

8.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]:

учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 35 с.

9.

Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе

// Преподавание истории в школе – 1987 - №4. - 305 с.



В раздел образования