Автор: Назарова Александра Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ "Инженерная школа"
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Роль инновационных технологий в обучении истории
Раздел: среднее образование
Тема: Роль инновационных технологий в обучении истории
Учителя-специалисты понимают, что история всегда сталкивается со
сложными
политическими,
правовыми,
национальными
и
другими
проблемами, поэтому они всегда находятся в творческом поиске новых идей
для преподавания своего предмета.
Ориентация на новые образовательные цели - компетенции - требует не
только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм
организации
учебного
процесса,
активизации
деятельности
учащихся
на
уроке, изучения предметов, приближенных к реальной жизни и поиск путей
решения проблем.
Многие
методологиче ские
инновации
сегодня
связаны
с
использованием интерактивных методов обучения. Элементы интерактивного
обучения
можно
увидеть
в
работах
Сухомлинского,
среди
новаторских
учителей Аймоношвили, Шаталова, Лысенкова и др.
Однако
их
методика
была
скорее
исключение
из
правил.
Сегодня
интерактивное обучение повсеместно входит в жизнь. Интерактивный способ
обучения заключается в постоянном, активном взаимодействии всех учеников
и учителя в процессе обучения.
Дисциплина
«История»
относится
к
основной
части
всего
образовательного
цикла,
является
одной
из
основных
в
системе
гуманитарных дисциплин и играет важную роль в общеобразовательной и
мировоззренческой подготовке современных специалистов.
В связи с этим предъявляются высокие требования к методологии и
качеству обучения. Открытие мира для каждого из нас зависит от того, как
нас учили истории в детстве, поскольку то, что вызвало наши первые эмоции
и удовлетворило наше первое любопытство, остается неизгладимым. Именно
от профессионального мастерства учителя зависит объективное понимание
учениками реальной картины мира. Простая презентация учебного материала
не дает глубоких знаний.
История, как учебная дисциплина в школе, является важной областью
общей и философской подготовки и ставит целью формирование не только
системного мышления, но и целостного взгляда на всемирно-исторический
процесс, миссию России в общее земное пространство и его эволюция как
часть цивилизации.
На фоне рассмотрения различных исторических конфликтов наиболее
важные
навыки
разрабатываются
для
восприятия,
анализа
и
обобщения
информации,
полученной
из
прошлого,
создается
интеллектуальная
напряженность,
которая
позволяет
студентам
воспроизводить
и
транслировать информационные потоки.
На
протяжении
всей
своей
педагогической
деятельности
учитель
совершенствует свои навыки, используя новейшие активные и интерактивные
методы обучения.
Чтобы добиться значительных результатов, он должен умело сочетать
традиции и инновации, применять различные методы и приемы в учебном
процессе.
По своему содержанию методы обучения подразделяются на:
пассивные (где доминирует учитель);
активные (когда учитель и ученик равные участники урока;
интерактивные
(когда
ученики
взаимодействуют
не
только
с
учителем, но и друг с другом).
Последний является наиболее эффективным методом обучения.
Основой инновационных уроков и внеклассных занятий по истории
должны стать такие современные образовательные технологии, как:
игровые технологии (викторина, турнир, дуэль, КВН, деловая
игра и т. д.),
технологии
сотрудничества
(дискуссия,
телеконференция,
семинар, конференция и т. д.)
блочно-рейтинговые технологии.
Здесь в основном все зависит от мастерства учителя и поставленных им
целей.
Технология
проблемного
обучения
способствует
формированию
у
учеников аналитического мышления, что так важно в современном мире.
Активные способы решения проблемы в коллективной творческой (или
групповой)
деятельности,
логические
и
проблемные
задачи,
дискуссии,
анализ, обобщение и сопоставление исторической и общественной научной
информации дают более глубокие исторические знания.
Эти формы работы позволяют учителю раскрыть личность личности
учащегося,
способствуют
расширению
его
кругозора,
формированию
навыков оценки исторических событий и социальных явлений.
Использование
средств
массовой
информации
на
уроках
истории
значительно облегчает процесс запоминания дат и исторических событий,
делает урок более интересным и динамичным: поскольку зрительная память
лучше
развивается,
в
процессе
визуального
«погружения»
в
атмосферу
изучаемого исторического периода материал лучше усваивается, создается
иллюзия соучастия, сочувствия, облегчения, что приводит к объемным и
ярким представлениям о прошлом.
Преимущество
использования
современных
технологий
и
учебных
пособий в преподавании истории состоит в том, что знания, полученные
через
визуальные
и
слуховые
каналы,
лучше
усваиваются
и
хранятся
в
течение длительного времени.
Предмет
раскрывается
с
разных
сторон,
восприятие
и
усвоение
материала происходит созерцательным образом, не только по комментариям,
но
и
по
сюжету.
В
то
же
время
отношения
между
субъектами
образовательного процесса укрепляются.
Интерактивное
обучение
–
это
особая
форма
организации
познавательной
деятельности,
когда
учебный
процесс
протекает
таким
образом, что почти все учащиеся участвуют в познавательном процессе, у
них есть возможность понять и осмыслить то, что они знают и думают.
Совместная деятельность учеников в процессе познания, разработки
учебного материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад,
происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Это
происходит
в
атмосфере
доброй
воли
и
взаимной
поддержки,
которая позволяет ученикам не только получать новые знания, но и развивать
свои навыки общения: способность выслушивать мнения других, взвешивать
и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и разработать
совместное решение.
«Значительны
и
воспитательные
возможности
интерактивных
форм
работы,
отмечает
В.Г.
Богин.
Они
способствуют
установлению
эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде,
снимают
нервную
нагрузку
школьников,
помогая
испытать
чувство
защищенности, взаимопонимания и собственной успешности».
Интерактивное
обучение
требует
использования
специальных
форм
организации познавательной деятельности и ставит довольно конкретные и
предсказуемые цели, например, создание комфортных условий обучения и
вовлечение учащихся в учебное взаимодействие, что делает учебный процесс
продуктивным.
По
сравнению
с
традиционным
обучением,
взаимодействие
между
учителем и учениками изменяется в интерактивном обучении: активность
учителя уступает место активности учащихся, а задача учителя - создавать
условия для инициативы. Технологии и методы чаще других используются на
уроках истории.
Проблемное
обучение.
В
технологии
проблемного
обучения
очень
подходит «Метод кейса» или метод оценки и анализа реальной жизненной
ситуации. В то же время знания, которые необходимо получить при решении
проблемы, обобщаются и обновляются. Этот метод, прежде всего: улучшает
знания
теории,
развивает
аналитическое
мышление,
развивает
навыки
разработки и оценки альтернатив.
Метод
проекта.
Основатели
метода
проекта
предложили
строить
обучение на активной основе посредством целенаправленной деятельности
ученика, полагаясь на его личный интерес к этим знаниям для достижения
этой конкретной цели.
В
ходе
истории
метод
проекта
можно
использовать
как
часть
программного материала практически на любом уроке. Выбранные темы
должны быть значительными, интересными и сложными в зависимости от
возраста учащихся.
Творческая активность в ходе проектной работы дарит ученикам
истинную радость от обучения и общения. При выполнении проектной
работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме,
важно не контролировать и не регулировать учеников слишком четко,
желательно
поощрять
их
независимость;
представить
некоторые
дополнительные материалы. Проект будет максимально креативным,
если он будет выполнен в группах. Это еще раз подчеркивает важность и
эффективность образовательного сотрудничества.
Метод проектного обучения позволяет реализовывать не только
учебные
задачи:
он
повышает
интерес
к
предмету,
формирует
коммуникативные, исследовательские и аналитические навыки.
В
целом,
как
подчеркивает
В.
Гузеев,
«проектное
обучение
поощряет и способствует истинному обучению со стороны студентов,
расширяет возможности субъективности в процессе самоопределения,
творчества и конкретного участия».
Одним из компонентов успешности учебного процесса является
использование групповых технологий.
Групповой
способ
обучения
учитывает
индивидуальные
особенности учеников, позволяет обучать как сильных, так и слабых
учеников, основой такого подхода является сотрудничество.
Групповые
технологии
как
коллективная
деятельность
предполагают:
взаимное
обогащение
знаний
учеников
в
классе;
организация совместных действий, раздача начальных действий и др.
Групповая
форма
работы
на
уроке
используется
для
решения
практически всех основных дидактических задач.
Современный
уровень
школьного
образования
характеризуется
тем,
что
в
рамках
системы
классных
комнат
широко
используются
различные
формы
организации
коллективной
познавательной
деятельности, как фронтальные, так и внутри классные групповые.
Одной
из
технологий
компетентностного
образования
является
дискуссия. Они развивают:
способность задавать вопросы;
способность
критически
интерпретировать
полученную
информацию;
умение аргументировать свою точку зрения и представлять ее;
учитывать мнения других, терпеть мнение других;
умение работать в команде, участвовать в совместном принятии
решений.
Особенностью исторической науки является то, что объектом познания
здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории -
научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить способность
занять место человека этой эпохи.
Для этого используют воображаемое путешествие; мнимое интервью;
воображаемые встречи с представителями воображаемой эпохи; письма из
прошлого; репортаж со сцены; сообщение участника битвы и др.
В
практику
работы
широко
внедряю
формы
организации
учебного
процесса,
к
которым
относится
урок-семинар,
урок-лекция,
урок-
конференция,
урок-игра
(деловая
или
ролевая),
урок-соревнование,
урок-
аукцион,
урок-«суд»,
театрализованные
уроки,
урок-дискуссия,
урок-
исследование, урок-панорама, урок-проект и др.
Их внедрение обеспечивает:
повышение
активности
учебно-познавательной
деятельности
учащихся;
формирование самостоятельности мышления;
развитие творчества;
углубление знаний учащихся, приобретенных на уроках;
формирование
и
развитие
навыков
самостоятельной
работы
учащихся:
реализацию дифференцированного подхода к обучению с учетом
индивидуальных особенностей учащихся,
создание условий для формирования
развития их логического мышления, умения дать объективную
оценку.
С интересом учащиеся выполняют задания на исправление ошибок.
Такое задание предлагаю в виде викторины.
Как элемент урока предлагаем учащимся хронологическую игру.
Задачи творческого плана, например, составить кроссворд по теме или
сформулировать
вопросы
для
викторины,
чтобы
пробудить
активность
учащихся, и задача, как учителя, состоит в том, чтобы организовать помощь в
форме совета слабым ученикам, разнообразить их работу.
Часто практикуют создание вспомогательных рефератов, позволяющих
ученикам включать два типа памяти: слуховую и визуальную. Это помогает
учащимся выучить основной материал, который уже есть на уроке, учит
четко формулировать исторические мысли и помогает приобретать навыки
составления.
Большое внимание уделяю словарной работе, работе с различными
понятиями. Помогает создание в классе изменяющихся групп - справочной
службы,
исследовательских
групп,
писателей,
сборщиков
информации
и
других.
Более 2400 лет назад Конфуций сказал: «То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню. Что я делаю, я понимаю. «Эти простые утверждения
оправдывают необходимость активных методов обучения. Процесс обучения
не является автоматической вставкой учебного материала в голову ученика».
Ученик
должен
постоянно
тренировать
не
столько
память,
сколько
умение решать творческие задачи.
«Фактический материал – это только топливо, но этого недостаточно
для огня, для его зажигания нужна искра, то есть наш разум. Без топлива
пламя
быстро
погаснет,
без
искры
вообще
не
загорится.
В
разумном
соотношении
топлива
и
искры
кроется
секрет
успеха
нашего
учебного
процесса».
Сегодня для помощи учителю разработано большое количество видео-
уроков с документальными кинохрониками, что позволяет проводить занятия
на высоком информационном уровне.
Таким
образом,
использование
видеоматериала
в
проце ссе
представления
исторических
событий
позволяет
объективно
осветить
проблему.
В
первую
очередь
это
касается
материалов,
посвященных
историческим личностям, памятникам, военным операциям и т. д.
Помимо
использования
видео
и
аудио
инструментов
на
уроках,
семинары и технологии дизайна эффективны.
Технология проектирования направлена на достижение поставленных
целей и овладение знаниями в области исследований, поиска, креативных
методов.
Он направлен на развитие индивидуальных способностей учащихся и
предполагает самостоятельный анализ задания и умение предлагать варианты
его решения. Поиск материалов из разных источников учит нас сравнивать,
анализировать и находить объективную информацию по теме исследуемой
проблемы.
В современном огромном информационном поле роль учителя - помочь
ученикам выбрать правильные источники.
Использование
другого
эффективного
метода,
такого
как
«мозговой
штурм», развивает мышление и формирует такие навыки и способности,
чтобы четко и кратко выражать свои мысли, выделять главное из всего
материала.
Самая эффективная и оригинальная технология на уроках истории - это
мастерская,
на
которой
основано
коллективное,
творческое
и
групповое
решение проблемы. Здесь студенты взаимодействуют не только с учителем,
но и друг с другом.
Таким образом, использование инновационных технологий и методов
преподавания истории позволяет преподавателю и ученикам использовать
самые
разнообразные
источники
информации,
получая
не
только
определенный объем знаний, но и компетентные навыки в их использовании.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Базилевич, С.В. Использование инновационных и интерактивных
методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий / С.В.
Базилевич, Т.Б. Брылова, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкина // Наука и жизнь. – 2015. –
№ 15. – С. 13–20.
2.
Баханов
К.
Инновационные
системы,
технологии
и
модели
обучения истории в школе. - Запорожье: Наука, 2000. - С.36.
3.
Богин
В.Г.
Новые
технологии:
возможности
и
результаты.
–
Педагогика, 2002. – 421 с.
4.
Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
5.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. –
М.: Просвещение, 1984. – 342 с.
6.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания
истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384
с.
7.
Гора
П.
В.
Повышение
эффективности
обучения
истории
в
средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
8.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]:
учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 35 с.
9.
Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе
// Преподавание истории в школе – 1987 - №4. - 305 с.