Авторы: Долуденко Наталья Павловна, Хохлова Антонина Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 25 "Троицкий" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Развитие личностно-активного потенциала посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве
Раздел: дошкольное образование
Развитие
естественной
потребности
дошкольника
к
самостоятельному
проявлению
активности
посредством
применения
проблемно
-
поисковых
методов
в
образовательном
пространстве
Долуденко Наталья Павловна,
Хохлова Антонина Викторовна, воспитатели
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа
Великий педагог К. Н. Вентцель утверждал: «На ребенка надо смотреть
не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо
поддерживать
и
питать
в
нем
дух
неугомонного
искателя,
лелеять
проснувшуюся жажду знаний».
В
последние
годы
дошкольное
образование
уделяет
пристальное
внимание развитию и воспитанию самостоятельной, активной, творческой
личности. Как считает Л. С. Рубинштейн: «Мышление обычно начинается с
проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия».
Именно поэтому основной акцент делается на применение в работе с
детьми проблемно-поисковых методов.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей,
вызванное
недостаточностью
ранее
усвоенных
ими
знаний
и
способов
деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, проблемная
ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные
для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Воспитателю проще и удобнее самому рассказать детям новый материал,
все
показать,
а
затем
удивляться:
почему
дети
запомнили
так
мало!
По
мнению
ученых,
таким
образом,
ребенок
запоминает
только
10
%
из
услышанного, а информация, полученная самостоятельно усваивается на 70-
80 %.
Современному обществу требуется не исполнитель, а творческая
личность
с
активной
жизненной
позицией,
с
собственным
логическим
мышлением.
Игровые проблемные ситуации можно применять, начиная со среднего
возраста, когда формируются психологические процессы анализа и синтеза.
Ребенок
в
этом
возрасте
активен
и
любознателен,
проя вля ет
самостоятельность, но у него еще
недостаточно развита произвольность, то
есть способность заниматься тем, что ему неинтересно, поэтому игровая
мотивация помогает удерживать познавательный интерес более длительное
время. Неудачи в выполнении заданий обескураживают детей и вселяют
чувство неуверенности. Поэтому создание дополнительно ситуации успеха
служит
гарантией
в
преодолении
временных
трудностей
и
достижении
положительного
результата.
В
проблемных
игровых
ситуациях
в
этом
возрасте чаще всего выступают игрушки или сказочные персонажи: Зайчик-
побегайчик,
Лисичка-сестричка,
Колобок
и
другие.
Например,
во
время
организованной образовательной деятельности в гости к ребятам приходит
Колобок, он напоминает детям, что он перехитрил зверей в лесу, и им не
удалось
его
съесть.
А
чем
же
тогда
питаются
звери
в
лесу?
Данное
противоречие
активизирует
поисковую
деятельность
дошкольников
и
приводит их в «лес», где под деревьями прячутся лесные обитатели. На столе
разложены
предполагаемые
продукты
питания
животных,
дошкольники
анализируют данный «набор» и выбирают каждому животному продукты на
«обед».
Экологическая
направленность
ситуации
«Поможем
Дюймовочке
собрать
весенний
букет»
была
направлена
на
формирование
понятий
об
охраняемых государством растениях, занесенных в Красную книгу России.
Проблемные
игровые
ситуации
организовывались
в
математическом
развитии
(«Помоги
лыжникам
выбрать
себе
лыжи»),
в
художественно-
эстетическом развитии («Подбери музыку к картине»), в коммуникативной
деятельности («Поездка в автобусе») и т.д.
В старшем возрасте применяются проблемные ситуации на прогулке,
стимулом
для
самостоятельного
действия
служат
объекты
природы.
Например,
ИОС
«Экоконверты».
Педагог
раздает
дошкольникам,
объединенным по 2-3 человека конверты, открывая которые дети получают
задания: Найдите…пять листьев различной формы; пять различных фактур;
примеры пяти различных запахов; пять образцов одного и того же объекта, но
разного цвета; пять оттенков одного и того же цвета (пять предметов); пять
признаков присутствия животных; пять признаков присутствия человека и
т.п.
Особенно
дошкольникам
нравятся
проблемные
ситуации
«Сюрприз
вслепую», «Десять прикосновений», когда приходится определять природный
объект по запаху, прикосновению, ощупыванию и даже вкусу (специально
созданные условия в группе). Такие экологические ситуации способствуют
развитию
всех
чувствительных
анализаторов
ребенка,
но
главное,
дают
возможность ощутить всю эмоциональную гамму природного многообразия,
испытать восторг от соприкосновения с природой.
Все
собранные
природные
объекты
составляются
в
коллекции
или
используются для изготовления поделок из природного материала.
Для
дошкольников
подготовительной
группы
с о зд а ю т с я
многоступенчатые проблемные ситуации по аналогии квест-игры, когда дети
выполняют
целый
комплекс
игровых
интеллектуальных
заданий,
головоломок, объединенных увлекательным сюжетом. Такие многоэтапные и
многоплановые игры всегда увлекают старших дошкольников и интегративно
объединяют
образовательные
области:
познавательное,
речевое,
художественно-эстетическое и физическое развитие. Поисково-проблемный
характер
квест-игры наполняет
игру
множеством
интересных
и
познавательных
заданий,
позволяющих
участникам
игры
не
только
выполнять многоуровневые задания,
но и укрепить командный дух в детском
коллективе, создать ситуацию успеха, и
сгладить соревновательные моменты
между детьми.
(Квест-игры «Путешествие на необитаемый остров», «Поиск
девятого» и другие). Данный вид игры развивает у дошкольников навык
отстаивания своей точки зрения, а также умение согласовать свои действия с
действиями других участников игры.
Педагогические наблюдения, проводимые у детей подготовительной к
школе группы, свидетельствуют о значительном повышении познавательной
активности.
Показателем
возросшей
любознательности
дошкольников
являются задаваемые детьми вопросы, касающиеся не только изучаемых
предметов, но и выходящих за рамки программного материала. Уменьшается
количество
малоактивных,
пассивных
детей,
не способных
к
принятию
собственных
решений.
Применение
инновационных
методов
и
приемов
активизации
процесса
познания
позволяет
значительно
обогатить
знания
дошкольников о себе, о предметном, природном, социальном и культурном
мире, в котором они живут.
Большинство
дошкольников
активно
участвуют
в
познавательных
акциях естественнонаучной направленности, самостоятельно ведут дневники
наблюдений за объектами живой природы, экспериментируют с объектами
неживой природы, с образцами предметного мира.
Таким образом, применение проблемно-поисковых методов влияет на
познавательную
активность
дошкольников,
деятельность
становится
желанной,
любимой,
приносящей
радость.
Созданные
условия
дают
возможность для каждого ребёнка пережить замечательное чувство успеха,
преодолеть
робость
и
смущение,
самоутвердиться
в
собственных
глазах,
глазах
сверстников
и
взрослых.
Детальное
знание
сущности
проблемно-
поисковых
методов,
мотивация
педагога
к
их
применению
позволяет
плодотворно
осуществлять
образовательный
процесс,
в
результате
чего
растить
успешных
детей,
с
высокой
самооценкой,
умеющих,
логически
мыслить,
рассуждать,
свободно
выражать
собственную
точку
зрения,
желания
и
чувства.
Именно
проблемно-поисковые
методы
являются
пусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка.
Используемая литература:
1.
Николаева,
С.
Н.,
Комарова,
И.
А.
Сюжетные
игры
в экологическом
воспитании
дошкольников.
Игровые
обучающие
ситуации
с
игрушками
разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов
дошкольных
учреждений.
/
С.
Н.
Николаева,
И.
А.
Комарова
–
М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников
[Текст]: / Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая – СПб.: Детство-Пресс, 2007- 79 с.
3. Королева А.Е. "Иди за мной" [Текст] / А.Е.Королева - Калининград (Центр
координации образовательных проектов группы «Экозащита»), 1996.- 198 с.
4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн-
СПб:Питер, 2010. 713 с.
5 . Виноградова,
Е.Л.
Условия
становления
познавательной
мотивации
дошкольников
5–6
лет
/Е.Л.
Виноградова//
Психологическая
наука
и
образование - 2004. - №2. С 43-46