Напоминание

Развитие личностно-активного потенциала посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве


Авторы: Долуденко Наталья Павловна, Хохлова Антонина Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 25 "Троицкий" Старооскольского городского округа
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: Развитие личностно-активного потенциала посредством применения проблемно-поисковых методов в образовательном пространстве
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

естественной

потребности

дошкольника

к

самостоятельному

проявлению

активности

посредством

применения

проблемно

-

поисковых

методов

в

образовательном

пространстве

Долуденко Наталья Павловна,

Хохлова Антонина Викторовна, воспитатели

МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»

Старооскольского городского округа

Великий педагог К. Н. Вентцель утверждал: «На ребенка надо смотреть

не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо

поддерживать

и

питать

в

нем

дух

неугомонного

искателя,

лелеять

проснувшуюся жажду знаний».

В

последние

годы

дошкольное

образование

уделяет

пристальное

внимание развитию и воспитанию самостоятельной, активной, творческой

личности. Как считает Л. С. Рубинштейн: «Мышление обычно начинается с

проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия».

Именно поэтому основной акцент делается на применение в работе с

детьми проблемно-поисковых методов.

Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей,

вызванное

недостаточностью

ранее

усвоенных

ими

знаний

и

способов

деятельности для решения познавательной задачи. Иначе говоря, проблемная

ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные

для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Воспитателю проще и удобнее самому рассказать детям новый материал,

все

показать,

а

затем

удивляться:

почему

дети

запомнили

так

мало!

По

мнению

ученых,

таким

образом,

ребенок

запоминает

только

10

%

из

услышанного, а информация, полученная самостоятельно усваивается на 70-

80 %.

Современному обществу требуется не исполнитель, а творческая

личность

с

активной

жизненной

позицией,

с

собственным

логическим

мышлением.

Игровые проблемные ситуации можно применять, начиная со среднего

возраста, когда формируются психологические процессы анализа и синтеза.

Ребенок

в

этом

возрасте

активен

и

любознателен,

проя вля ет

самостоятельность, но у него еще

недостаточно развита произвольность, то

есть способность заниматься тем, что ему неинтересно, поэтому игровая

мотивация помогает удерживать познавательный интерес более длительное

время. Неудачи в выполнении заданий обескураживают детей и вселяют

чувство неуверенности. Поэтому создание дополнительно ситуации успеха

служит

гарантией

в

преодолении

временных

трудностей

и

достижении

положительного

результата.

В

проблемных

игровых

ситуациях

в

этом

возрасте чаще всего выступают игрушки или сказочные персонажи: Зайчик-

побегайчик,

Лисичка-сестричка,

Колобок

и

другие.

Например,

во

время

организованной образовательной деятельности в гости к ребятам приходит

Колобок, он напоминает детям, что он перехитрил зверей в лесу, и им не

удалось

его

съесть.

А

чем

же

тогда

питаются

звери

в

лесу?

Данное

противоречие

активизирует

поисковую

деятельность

дошкольников

и

приводит их в «лес», где под деревьями прячутся лесные обитатели. На столе

разложены

предполагаемые

продукты

питания

животных,

дошкольники

анализируют данный «набор» и выбирают каждому животному продукты на

«обед».

Экологическая

направленность

ситуации

«Поможем

Дюймовочке

собрать

весенний

букет»

была

направлена

на

формирование

понятий

об

охраняемых государством растениях, занесенных в Красную книгу России.

Проблемные

игровые

ситуации

организовывались

в

математическом

развитии

(«Помоги

лыжникам

выбрать

себе

лыжи»),

в

художественно-

эстетическом развитии («Подбери музыку к картине»), в коммуникативной

деятельности («Поездка в автобусе») и т.д.

В старшем возрасте применяются проблемные ситуации на прогулке,

стимулом

для

самостоятельного

действия

служат

объекты

природы.

Например,

ИОС

«Экоконверты».

Педагог

раздает

дошкольникам,

объединенным по 2-3 человека конверты, открывая которые дети получают

задания: Найдите…пять листьев различной формы; пять различных фактур;

примеры пяти различных запахов; пять образцов одного и того же объекта, но

разного цвета; пять оттенков одного и того же цвета (пять предметов); пять

признаков присутствия животных; пять признаков присутствия человека и

т.п.

Особенно

дошкольникам

нравятся

проблемные

ситуации

«Сюрприз

вслепую», «Десять прикосновений», когда приходится определять природный

объект по запаху, прикосновению, ощупыванию и даже вкусу (специально

созданные условия в группе). Такие экологические ситуации способствуют

развитию

всех

чувствительных

анализаторов

ребенка,

но

главное,

дают

возможность ощутить всю эмоциональную гамму природного многообразия,

испытать восторг от соприкосновения с природой.

Все

собранные

природные

объекты

составляются

в

коллекции

или

используются для изготовления поделок из природного материала.

Для

дошкольников

подготовительной

группы

с о зд а ю т с я

многоступенчатые проблемные ситуации по аналогии квест-игры, когда дети

выполняют

целый

комплекс

игровых

интеллектуальных

заданий,

головоломок, объединенных увлекательным сюжетом. Такие многоэтапные и

многоплановые игры всегда увлекают старших дошкольников и интегративно

объединяют

образовательные

области:

познавательное,

речевое,

художественно-эстетическое и физическое развитие. Поисково-проблемный

характер

квест-игры наполняет

игру

множеством

интересных

и

познавательных

заданий,

позволяющих

участникам

игры

не

только

выполнять многоуровневые задания,

но и укрепить командный дух в детском

коллективе, создать ситуацию успеха, и

сгладить соревновательные моменты

между детьми.

(Квест-игры «Путешествие на необитаемый остров», «Поиск

девятого» и другие). Данный вид игры развивает у дошкольников навык

отстаивания своей точки зрения, а также умение согласовать свои действия с

действиями других участников игры.

Педагогические наблюдения, проводимые у детей подготовительной к

школе группы, свидетельствуют о значительном повышении познавательной

активности.

Показателем

возросшей

любознательности

дошкольников

являются задаваемые детьми вопросы, касающиеся не только изучаемых

предметов, но и выходящих за рамки программного материала. Уменьшается

количество

малоактивных,

пассивных

детей,

не способных

к

принятию

собственных

решений.

Применение

инновационных

методов

и

приемов

активизации

процесса

познания

позволяет

значительно

обогатить

знания

дошкольников о себе, о предметном, природном, социальном и культурном

мире, в котором они живут.

Большинство

дошкольников

активно

участвуют

в

познавательных

акциях естественнонаучной направленности, самостоятельно ведут дневники

наблюдений за объектами живой природы, экспериментируют с объектами

неживой природы, с образцами предметного мира.

Таким образом, применение проблемно-поисковых методов влияет на

познавательную

активность

дошкольников,

деятельность

становится

желанной,

любимой,

приносящей

радость.

Созданные

условия

дают

возможность для каждого ребёнка пережить замечательное чувство успеха,

преодолеть

робость

и

смущение,

самоутвердиться

в

собственных

глазах,

глазах

сверстников

и

взрослых.

Детальное

знание

сущности

проблемно-

поисковых

методов,

мотивация

педагога

к

их

применению

позволяет

плодотворно

осуществлять

образовательный

процесс,

в

результате

чего

растить

успешных

детей,

с

высокой

самооценкой,

умеющих,

логически

мыслить,

рассуждать,

свободно

выражать

собственную

точку

зрения,

желания

и

чувства.

Именно

проблемно-поисковые

методы

являются

пусковым механизмом дальнейшего движения личности ребенка.

Используемая литература:

1.

Николаева,

С.

Н.,

Комарова,

И.

А.

Сюжетные

игры

в экологическом

воспитании

дошкольников.

Игровые

обучающие

ситуации

с

игрушками

разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов

дошкольных

учреждений.

/

С.

Н.

Николаева,

И.

А.

Комарова

М.:

Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.

2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников

[Текст]: / Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая – СПб.: Детство-Пресс, 2007- 79 с.

3. Королева А.Е. "Иди за мной" [Текст] / А.Е.Королева - Калининград (Центр

координации образовательных проектов группы «Экозащита»), 1996.- 198 с.

4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн-

СПб:Питер, 2010. 713 с.

5 . Виноградова,

Е.Л.

Условия

становления

познавательной

мотивации

дошкольников

5–6

лет

/Е.Л.

Виноградова//

Психологическая

наука

и

образование - 2004. - №2. С 43-46



В раздел образования