Авторы: Семёнова Наталья Анатольевна, Татьяна Алексеевна Диденко
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: города Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Раздел: начальное образование
Синтаксический разбор предложения
1.
По цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное)
2.
По интонации ( восклицательное, невосклицательное)
3.
Выделить грамматическую основу. ( подлежащее - ______ , сказуемое – )
4.
По наличию грамматических основ
( простое - 1 грам. основа, сложное – 2 и более грам. основ.).
5.
По наличию второстепенных членов предложения
(распространённое, нераспространённое)
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения:
определение - (какой?, какому?, каким?...),
дополнение - (вопросы падежей, кроме И.п.),
обстоятельство - (где?, как?, куда?, зачем?, почему?, когда?)
7 Указать над каждым словом в предложении часть речи
(сущ., прил., гл., мест., нар., числ.,предл., союз )
8. Выписать словосочетания
( подлежащее + второстепенные члены предл.,
сказуемое + второстепенные члены предл.,
второстепенные члены предл. + второстепенные члены предл.)
9. Составить схему предложения.
пр. сущ. глаг. прил. сущ.
В тени росли душистые ландыши. (Повеств., невоскл.,прост., распр..)
х
ландыши (какие?) душистые
х
росли (где?) в тени
Ск. ↔ П.
↓ ↓
(где?) (какие?)
Фонетический разбор слова.
Морковь – мор – ковь, 2 слога.
м - [м ] - согл., звонк., твёрд..
о - [а ] – гласн., безударн..
р - [р ] – согл., звонк., твёрд..
к - [к ] – согл., глух., твёрд..
о - [о ] – гл., ударн.
в - [ф’] – согл., глух., мягк..
ь - [-]_______________
7 букв, 6 звуков.
Разбор слова по составу
1.Измени форму слова,укажи окончание.
2. Определи часть слова без окончания, укажи основу.
3. Подбери однокоренные слова, укажи их общую часть – корень.
4. Определи часть слова перед корнем, укажи приставку.
5. Определи часть слова после корня, укажи суффикс.
Морфологический разбор имени существительного
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п., ед. ч.)
II. Постоянные признаки: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное,
род, склонение.
Непостоянные признаки: число, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Солнце освещает землю.
Землю - сущ..
I.Н.ф.- земля; неодуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., В. п.,
II. Пост. - неодуш., нариц., ж.р., 1 скл..
Непост. – ед.ч., В.п.
III.Синт. роль – дополн.. Освещает (что?) землю
Морфологический разбор имени прилагательного
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п., ед. ч., м.р.)
II. Непостоянные признаки: число,род, падеж.
III. Синтаксическая роль.
Цветёт алая гвоздика.
Алая(гвоздика) – прил..
I.Н. ф. – алый.
II. Непост. - ед.ч., ж.р., И.п..
III. Синт. роль – определ.. Гвоздика (какая?) алая.
Морфологический разбор глагола.
Часть речи.
I.Неопределёная форма (что делать? что сделать?))
II. Постоянные признаки: совершенный или несовершенный вид, спряжение.
Непостоянные признаки:
время(нет настоящего времени у глаголов совершенного вида),
число(в прошедшем времени),
род( в прошедшем времени, единственном числе),
лицо (в настоящем и будущем времени).
III. Синтаксическая роль.
Дует лёгкий ветерок.
Дует – глаг..
I.Н. ф. – дуть ( что делать?).
II. Пост. – несоверш. в., Iспр..
Непост. – наст. вр., ед.ч., 3 л.,
III.Синт. роль – сказ.. Ветерок (что делает?) дует.
Морфологический разбор местоимения
Часть речи.
I.Начальная форма (Им. п.)
II. Постоянные признаки: род, число, лицо.
Непостоянные признаки: падеж.
III. Синтаксическая роль.
Мальчик побежал за ней.
(За) ней – мест..
I.Н. ф. – она (кто? что?).
II. Пост. – ж.р., ед.ч., 3л..
Непост. – Т.п..
III.Синт. роль – дополн.. Побежал ( за кем?) за ней.