Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Носова Юлия Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ОБОУ ЦДО "Новые технологии" Населённый пункт: г. Курск Наименование материала: статья Тема: Говорение как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Раздел: среднее образование
с ограниченными возможностями здоровья
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить красиво и
грамотно. Ведь именно умение говорить даёт нам возможность устанавливать
и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на
работе,
в
общественной
жизни,
помогает
добиться
успеха
в
самых
разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным
инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Наверное,
нет
таких
профессий,
где
искусное
владение
словом
не
пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно
становится
просто
необходимым,
является
обязательным
условием
эффективной работы. Произнести публичную речь, стать коммуникабельным
человеком не так-то просто! Чтобы сделать это, мало знать, что сказать, надо
представлять
себе
особенности
речи,
учитывать
множество
факторов,
влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой
специальная
речевая
подготовка
включена
в
систему
обязательного
образовательного
минимума.
Уметь
правильно
говорить
сегодня
уже
не
только престижно, но и экономически выгодно.
Нашим ученикам предстоит жить в сложном и противоречивом мире. С
одной
стороны,
это
мир
новейших
достижений
в
области
техники,
мир
открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой
стороны,
это
мир,
в
котором
люди
мало
общаются,
одиноки,
лишены
привычной
системы
нравственных
ценностей,
живут
бедной
духовной
жизнью.
Особенно
остро
вопрос
обучения
говорению,
умению
излагать
свои
мысли, владеть искусством слова стоит в образовательных учреждениях, где
обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Работая с такими
ребятами в Центре дистанционного обучения «Новые технологии» города
Курска, стремлюсь помочь им овладеть даром слова, чтобы воспитывать
позитивное
отношение
к
миру,
к
самим
себе,
чтобы
научить
находить
конструктивные
решения
возникающих
проблем,
а
также
выходы
из
различных неоднозначных ситуаций. Свою задачу учителя русского языка и
литературы вижу в том, чтобы, развивая речевые способности школьников,
способствовать их адаптации к изменяющимся условиям жизни.
Как же добиться поставленного результата? Опыт работы показывает,
что обучающиеся Центра, осваивающие как общеобразовательные, так и
адаптивные программы, стремятся стать полноценными членами общества и
прилагают
к
этому
максимум
усилий.
Используя
урочную
деятельность,
стараюсь научить школьников оценивать свою и чужую речь, что развивает
аналитические
умения
ребят.
Анализируя
речевую
ситуацию,
школьник
учится адекватному речевому поведению, так как учитывает, с кем
он
говорит, с какой целью, где, когда и как.
На каждом уроке русского языка и литературы доказываю ребятам, что
человек, владеющий даром слова – успешный человек, умеющий работать в
коллективе, где требуется сотрудничать с коллегами и начальством, искать
оптимальные
решения
проблем
вместе
с
ними,
возможно,
общаться
с
клиентами и подчинёнными. Значит, развивая дар слова, человек готовит себя
к жизни.
Безусловно, количество часов, отведенных на изучение курса русского
языка и литературы на 2 и 3 ступенях обучения, не в полной мере позволяют
реализовать
эту
задачу.
Поэтому
мною
была
разработана
программа
спецкурса
«Мастерство
ораторского
искусства»,
основное
содержание
которой
органично
вписывается
в
темы
и
разделы,
предусмотренные
программой.
В результате такого синтеза учебного материала выполняется несколько
важнейших функций:
общеразвивающая
(способствует
развитию
памяти,
внимания,
вырабатывается умение воспринимать информацию);
коммуникативная (помогает развивать навыки общения);
развлекательная (позволяет создать благоприятную атмосферу на
уроке);
релаксационная (снимает эмоциональные перегрузки);
рефлексивная (дает возможность заглянуть в себя, оценить себя как
коммуникативную личность).
Какие же формы и приемы работы следует применять при работе с
детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья? Чтобы добиться
оптимального результата, на уроках в 5-6 классах использую риторические
игры,
предлагаю
ученикам
разыграть
речевые
роли
или
речевые
этюды,
рассказываю о невербальных средствах общения; в 7-8 классах знакомлю с
риторическим анализом текстов, проигрываю с ребятами различные речевые
ситуации, предлагаю самостоятельно исправлять коммуникативные ошибки в
своих
сочинениях;
в
9-11
обучаю
основам
публичных
выступлений.
Различные
виды
учебной
деятельности
помогают
сделать
уроки
содержательными и интересными.
Например, в 7 классе, в разделе «Устное народное творчество», два
учебных
часа
отведены
изучению
темы
«Пословицы
и
поговорки».
Как
известно, пословицы и поговорки о слушании, молчании, немногословии,
красноречии
много
дают
для
понимания
народных
правил
общения,
обусловленных
особенностями
русского
национального
характера.
Это
благодатная почва для бесед на различные темы. Я включаю беседу об
общении, коммуникабельности, о том, что важно уметь не только говорить,
но и слушать.
Предлагаю ребятам выполнить творческое задание, направленное на
обогащение речи: подобрать пословицы, в которых говорится о значении:
молчания,
многословия,
немногословия.
В
результате
такой
работы
появляется довольно большое количество мудрых высказываний:
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
Доброе молчание лучше пустого болтания.
Лучше уж недоговорить, чем переговорить.
Доброе молчание почему не ответ.
От избытка уста глаголют.
Не все мели, что помнишь.
Знай боле, а говори мене.
Во многом глаголании нет спасения.
Слово – серебро, молчание – золото.
Молчание – знак согласия.
Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
Поменьше говори, побольше услышишь.
Во многословии не без пустословия.
Говори с другими поменьше, с собою побольше.
Как там говорить, где не дадут и рта открыть.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
В качестве дополнительного задания школьники составляют выступления
цель которого убедить слушателей в том, что соблюдение меры в разговоре –
черта
интеллигентного
человека.
Для
аргументации
ученики
используют
приведенные выше пословицы и поговорки, наблюдения, собственный опыт
общения.
Рассуждаем на тему пословицы «Кто говорит – сеет, кто слушает –
собирает».
Ребята
в
ходе
рассуждения
обнаруживают,
что
не
всякие
посеянные семена дают всходы. Так и в общении: если говорящий не ведает,
что «сеет», если его речь многословна, небрежна, неразборчива, то всходов от
такого посева может и не быть – говорящего просто не поймут. Но и тому, кто
«собирает»,
тоже
нужно
хорошее
знание
языка,
уважительное
и
внимательное
отношение
к
речи
собеседника,
желание
его
понять
и
выслушать, не перебивая.
По итогам обсуждения приходим к выводу о том, что общительность
(коммуникабельность) – это свойство человека, который
легко входит в
общение с другими в различных речевых ситуациях.
Уроки с использованием нестандартных приемов и подходов к обучению
очень нравятся ребятам. Они способствуют повышению уровня общеучебных
коммуникативных
навыков,
что
проявляется
в
ответах
учеников
по
различным
школьным
предметам,
в
том
числе
и
на
экзаменах,
умении
слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные
и
письменные
жанры
информационного
характера.
Формируются
коммуникативные
умения,
необходимые
в
ситуациях
повседневного
и
делового
общения:
вступать
в
контакт,
поддерживать
его,
эффективно
взаимодействовать
с
окружающими,
выступая
в
различных
социальных
ролях,
давать
оценку
события,
выступить
с
публичной
речью
и
т.д.
Актуализируются
такие
психологические
качества
личности,
как
гуманитарное мышление, рефлексия, креативные способности и творческое
воображение. Формируются доброжелательность и уважительное отношение
к
людям,
толерантность,
стремление
к
сотрудничеству,
конструктивному
решению проблем, осмыслению общечеловеческих ценностей. А это так
важно
для
социализации
выпускников
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Голуб
И.Б.,
Розенталь
Д.Э.
Секреты
хорошей
речи.
–
М.:
Междунар.
отношения, 1993.
2.
Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультативный курс (8-9 кл.):Кн.
для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
3.
Риторика. 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В
2-х ч.Часть1,2./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Баласс», «С-инфо»,2004.
4.
Риторика: 9 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы /
Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: «Баласс», «С-инфо»,2009.
5.
Риторика. 10 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы /
Под ред. Т.А.Ладыженской. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Баласс, Ювента,
2005.
6.
Шейнов В.П. Риторика – Мн.: Амалфея,2000.
7.
Школьная риторика:7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной
школы.
В
2ч.Ч.1,2./
Под
ред.
Т.А.Ладыженской.
-
Изд.2-е,
перераб.
–
М.:Баласс, Ювента, 2005.