Автор: Молдакова Мария Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №104" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: " Развитие мелкой моторики у детей"
Раздел: дошкольное образование
“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник
творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
Что
же
такое
мелкая
моторика?
Физиологи
под
этим
выражением
подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить
о координации «рука-глаз», так как развитие мелких движений рук
происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую
моторику рук ребёнка? Дело в том, что в головном мозге человека центры,
которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И,
кроме
того,
в
дальнейшем
эти
навыки
ребёнку
потребуются
для
использования движений, чтобы одеваться, рисовать, писать и т.д. Начинать
работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего
возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя
тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем
и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые
стихотворным
текстом,
не
забывать
о
развитии
элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать
пуговицы, завязывать шнурки и т.д. И, конечно, в старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений
руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к
письму.
Важной задачей и средством развития речи детей раннего возраста является
развитие мелкой моторики рук. Специалисты считают, что в дошкольном
возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой
моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем
появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой
зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Это доказано
исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и установила, что
сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают
достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений
пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом,
одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит
развитие именно мелкой моторики.
Основной целью занятий в детском саду является: формирование и
совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет
строение
мозга,
развивает
психику,
речевые
и
интеллектуальные
способности, способствует становлению личности дошкольника.
Для
того,
чтобы
работа
по
развитию
ручной
моторики
была
эффективной, целенаправленной, воспитатель следует ряду требований:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа должна соответствовать уровню общемоторного,
психического развития ребенка;
- работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Для реализации поставленной цели в группе была создана необходимая
предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике
рук. В группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие
компоненты:
центр ИЗО-деятельности, который содержит все необходимое для
подготовки руки к письму (различные лекала, трафареты, различные
предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, глина,
штамповки и другое).
центр,
где
сосредоточенны
разнообразные
конструкторы,
мозаики,
бросовый материал, различные инструменты.
театрально-музыкальный центр, в котором есть аксессуары для развития
моторики руки (пальчиковые театры,
ширма для теневого театра,
различные шапочки), а также игры и аксессуары, развивающие темп речи,
тембр, силу голоса, интонацию.
Использую разные формы организации деятельности.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи
пальцев. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего
мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В
ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять
своими
движениями,
концентрировать
внимание
на
одном
виде
деятельности.
Многие
игры
требуют
участия
обеих
рук,
что
дает
возможность детям ориентироваться в понятиях вправо, влево, вниз и т.д.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает
рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более
громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на
слуховое восприятие. Очень удобно учить с детками стихи, предлагая им
включить зрительную, моторную и слуховую деятельность. Детям это
удобно, интересно, а главное эффективно.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений
кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Большое
внимание в индивидуальной работе с детьми следует уделять работе со
шнуровками, играми - вкладками, сбору пазлов.
Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем
изображения должны быть крупнее. Обводка рисунков различной степени
сложности по контурным линиям, по точкам. Штриховки: горизонтальные,
вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные,
петлями. Для штриховки можно использовать, трафареты и лекала, по
которым дети обводят фигурки.
Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием
совершенствования мелкой моторики детей. Детям доставляет большое
удовольствие работа со специальным пластилином, который не липнет к
рукам. Из него на занятии мы лепим буквы, а так же предметы по
лексической теме. Интересна и увлекательна и работа с резиновыми
мячиками с шипами. С их помощью дети производят самомассаж кистей и
пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать
на
различные
функции
кисти
как
органа,
анализаторы
и
психо-
эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое
утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук.
Помимо работы с массажерами в комплекс самомассажа включены
упражнения с карандашами, палочками, задание на растирание в руках
мешочков с горохом и фасолью.
Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала
труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление
поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает
внимание,
любознательность
детей,
совершенствует
сенсомоторику
согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их
точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только
моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его
речевую
деятельность.
Для
изготовления
поделок
необходим
такой
природный материал как: шишки, хвоя, орехи, кора, ветки, корни, листья,
семена деревьев и кустарников, солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки.
Проведение физкультминуток позволяет не только снять напряжение и
одновременно способствует развитие мелкой моторики.
Воспитатель привлекает к работе и родителей. Для нас важно, чтобы
родители не были пассивными слушателями, сторонними наблюдателями, а
активными участниками образовательного процесса. Просвещение родителей
проходит через индивидуальное и подгрупповое консультирование «Пальцы
помогают говорить», «Пальчиковые игры в развитии речи детей», «Мелкая
моторика – развивает малыша» и т.д.
Наглядная
агитация
обеспечивается
применением
разнообразных
информационных стендов, ширм – «Наши пальчики», «Пальчиковые игры
для детей», «Развитие различных видов восприятия» и т.д.
Групповые родительские собрания - помогают объединить родителей,
нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в
процесс воспитания детей. Важно, чтобы родители на собрании действовали,
включались в ту или иную предложенную им работу:
- встречи со специалистами;
- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;
- организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных
своими руками.
Такая целенаправленная, систематическая и планомерная работа по
развитию мелкой моторики во взаимодействии с родителями положительно
влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное -
способствует сохранению и укреплению интереса к речевой деятельности.
Все
приемы работы
по
развитию
мелкой моторики проводятся
параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия
эмоционально насыщенными.
Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года
обучения дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития
мелкой моторики на речь детей.
Список литературы
1.
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи
дошкольников. - М.,2000 г.
2.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение ,
1977г.
3.
Кольцова М. М. Двигательная
активность
и развитие
функций
мозга
ребенка. — М. 1973.
4.
Наумова Э. Д. Играя,
учимся
говорить. —
М.,
Просвещение,
1994.
Цвынтарный В. В. Играем
пальчиками
и развиваем
речь. —
Нижний
Новгород,1995.