Напоминание

"Разностороннее развитие детей дошкольного возраста средствами пальчиковых игр и упражнений в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Юдина Ольга Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Разностороннее развитие детей дошкольного возраста средствами пальчиковых игр и упражнений в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Разностороннее развитие детей дошкольного возраста

средствами пальчиковых игр

и упражнений в практике работы воспитателя ДОУ

Юдина Ольга Ильинична, воспитатель

МБ ДОУ « Детский сад № 37», г. Новокузнецк

Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно

снизился.

Почему?

Родители

меньше

говорят

с

детьми,

потому

что

многие

из

них

страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и

слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что

современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и

речи в их единстве и взаимосвязи.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

- стимуляция развития речи у детей младшего дошкольного возраста;

- помощь детям с задержкой в развитии речи;

- подготовка руки к письму у старших дошкольников;

- тренировка внимания, пространственного мышления;

- воспитание эмоциональной выразительности.

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие

речи,

пространственного,

наглядно-действенного

мышления,

произвольного

и

непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и

эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают

первоначальные

математические

представления

и

экологические

знания,

обогащают

знания

детей

о

собственном

теле,

создают

положительное

эмоциональное

состояние,

воспитывают уверенность в себе.

Согласно

международной

классификации

игры,

совмещающие

движения

пальцев

с

короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа:

Первый – собственно пальчиковые игры, сидячие.

Второй – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения

всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество версий.

Большинству

пальчиковых

игр

сопутствуют

стихи,

лишь

некоторые

из

них

сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами

водящего. Игр без слов мало, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов

или кольцевые головоломки, требующие большого сосредоточения.

Стандартный

набор

занятий

по

развитию

тонкой

моторики

(плетение,

конструкторы,

мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и

почти

никогда

расслабления.

К

тому

же

в

эти

занятия

включена

обычно

только

социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть

ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в

быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность

таких

занятий

не

слишком

велика.

Для

получения

максимального

«коэффициента

полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким

образом, чтобы:

- сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

- использовались изолированные движения каждого из них.

Игра

может

быть

построена

на

тренировке

только

одной

из

трёх

двигательных

составляющих

(лучше

второй

и

третьей),

однако

движения

пальцев

в

любом

случае

должны быть изолированными.

На мой взгляд, наибольший интерес представляют игры:

- на расслабление - в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;

- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).

Перед

игрой

мы

с

детьми

обсуждаем

её

содержание,

сразу

при

этом

отрабатывая

необходимые

жесты,

комбинации

пальцев,

движения.

Это

не

только

позволяет

подготавливать

малышей

к

правильному

выполнению

упражнений,

но

и

создаёт

необходимый эмоциональный настрой.

Перед

началом

упражнений

дети

разогревают

ладони

лёгкими

поглаживаниями

до

приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой,

затем

левой,

а

потом

двумя

руками

вместе.

Выполняя

упражнения

вместе

с

детьми,

обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении

упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить

за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на

другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного

напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным,

доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям

оказывается помощь.

При определении содержания и приемов руководства речевыми играми и упражнениями

следует учитывать детский опыт, так как дети 2 -

3 лет уже довольно много знают,

видят, что является основой формирования самостоятельных действий и инициативных

высказываний.

Это

обеспечивает

положительную

игровую

мотивацию:

дети

с

большим

желанием говорят и действуют

кормят куклу, лошадку, разговаривают с ними так, как это

видели в жизни). Дети с возрастом начинают лучше понимать обращенную к ним речь

окружающих и соответственно реагировать.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично

(особенно

начало

и

окончание

фраз).

Постепенно

текст

разучивается

наизусть,

дети

произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав

два

или

три

упражнения,

постепенно

заменяю

их

новыми.

Наиболее

понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию

детей.

Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько

сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём

внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно,

ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Хотя игры для этого возраста очень просты – это разгибание и загибание отдельных

пальчиков, с небольшим массажем, с ощупыванием предметов разной формы и фактуры.

Как правило, игры для этого возраста рассчитаны на взаимодействие взрослого с рукой

ребенка: поглаживание, пощипывание, сгибание пальчиков и т.д.

Для более старшего возраста, примерно с двух с половиной – трех лет игры усложняются и

подразумевают

самостоятельные

движения

маленькими

ручками

скопировать

трудно,

поэтому ваше участие просто необходимо. Вы должны помочь ребенку сложить руки

правильно: сначала покажите на себе, затем придайте нужное положение его кисти и

пальчикам. Попросите ребенка попробовать самостоятельно выполнить движение. Если у

малыша

не

получается,

то

снова

сами

сложите

его

руки

в

правильную

позицию.

Проделайте это несколько раз, и постепенно малыш научится сам складывать и удерживать

пальчики в нужной позиции.

Помните, главное – не давить на ребенка, не демонстрировать ему его неспособность. Со

временем у него все получится.

Ребенку нужно показывать и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять

ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим

партнером по игре. В простые игры малыш начнет играть, как только освоит движения и

ритмику текста. А сложные игры сначала просто запомнит. Потом вы можете заметить, как

он пытается самостоятельно сложить пальчики так, как нужно, долго тренируется, и уж

только тогда, когда вы этого меньше всего ожидали, складывает пальчики «как положено».

Расположение взрослого относительно ребенка, зависит от сложности игры и возраста

ребенка. Если в игре задействована только одна ручка, то педагог может сидеть (стоять)

сбоку от ребенка. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то

можно посадить ребенка к себе на колени или расположить на коврике и посадить ребенка

между ног, как в гнездышке. (Дети очень любят так сидеть.)

В некоторых играх, для детей от двух с половиной до трех лет нужно садиться за стол друг

напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить

зрительный образ с мелкими движениями. Можно стоять друг напротив друга.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и

определить их назначение.

Игры – манипуляции

Эти упражнения малыш может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они

развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Ладушки-ладушки…»

«Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..»

«Мы делили апельсин…»

«Этот пальчик хочет спать…»

«Этот пальчик – дедушка…»

«Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..»

«Пальчики пошли гулять…»

Сюжетные пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы

транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем

(правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы

выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по

очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить

звуки: б-п, д-т, к-г.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется

работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем

последовательно указательный, средний и т.д.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак

ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем

двумя руками вместе).

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо,

затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные

рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы

ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру

восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание,

растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки

растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем

ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки:

постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание

пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан,

шестигранный карандаш, массажный мячик.

Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное

напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и

средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными

пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо

персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-

пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука.

Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из

вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт

малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку,

поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых

для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Список литературы

1.

Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей /

Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.

2.

Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам

народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. -

№7. – (С. 33-37.)

3.

Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с.,

ил.

4.

Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс

упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. –

18с., ил.

5.

Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа,

Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)

6.

Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю.А.Соколова. – М.: 2004.-20с.

7.

Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. –

Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.

Приложение

Приложение 1

Для Вас, родители!

Занятия по мелкой моторике с детьми дошкольного возраста обязательно должны быть

выстроены

в

форме

увлекательной

игры,

чтобы

ребенок

включался

в

них

с

удовольствием и не думал о том, что это обязательный и сложный урок. Итак, чем

старше ребенок, тем сложнее и разнообразнее могут быть упражнения на моторику рук.

В 3–4 года дети могут рисовать сюжетные картинки, лепить определенные предметы

не

просто

мять

пластилин),

собирать

довольно

сложные

модели

из

конструктора,

строить башни и домики из кубиков.

Для

развития

тактильных

ощущений

полезны

«трогательные»

упражнения

(можно,

например,

«познакомить»

одноименные

пальцы

малыша

и

взрослого,

прижимая

их

друг

к

другу

поочередно,

или

подключать

к

играм

предметы

разной

фактуры:

мех,

камень, дерево, шелк, перья, металл).

Сейчас

полезно

осваивать

технику

шнуровки.

Для

этого

можно

приобрести

или

смастерить самим специальные пособия-картинки с отверстиями, через которые будет

продеваться

шнурок.

Соревнуясь

с

ребенком,

родители

придадут

игре

азарта

и

веселья.

Кто

первый

«нашнурует»

волны,

елочки,

лесенки?

Застегивание

кнопок

и

пуговиц

также

можно

отрабатывать

в

форме

соревнования.

Еще

один

прекрасный

способ

задействовать

пальцы

рук

рисование

пальчиковыми

красками.

Вот

уж

где

простор для творчества и оттачивания мелких движений!

В

4–5

лет

в

дополнение

к

вышеизложенным

упражнениям

детки

в

состоянии

нанизывать

большие

бусины

на

нить,

выкладывать

рисунки

из

пуговиц,

камешков,

строить

замки

или

куличики

из

песка.

Большую

роль

в

подготовке

руки

к

письму

играют

штриховка,

обведение

рисунков

по

контуру,

раскрашивание,

вырезание

деталей, выкладывание мозаичных аппликаций из рваной бумаги. Сейчас ребенок уже

может

рисовать

не

только

прямые,

но

и

ломаные

линии,

завитушки,

волны

и

даже

полностью человечка. Можно усложнить задание: пусть нарисует картину с помощью

только геометрических фигур. Выполняя пальчиковую гимнастику, ребенок уже может

повторять за взрослым весь сюжет игры: и проговаривая, и показывая в движении.

5–6 лет – возраст на пороге школы. Сейчас с помощью моторики рук нужно не только

воздействовать на речевые зоны мозга, но и параллельно готовить руку к письменным

нагрузкам: не просто держать ручку или карандаш, но и уметь довольно долго писать.

Полезно, например, обводить линии, рисунки и фигуры в детских прописях, собирать

мозаику из самых мелких деталей по инструкции.

В

этом

возрасте

дети

прекрасно

воспринимают

«пальчиковый

кукольный

театр».

Пальчиковые

куклы

смастерить

совсем

несложно,

а

представления,

которые

с

их

помощью можно показывать, вызовут восторг не только у ребенка, но и у всей семьи.

Кроме того, обычные пальчиковые игры можно усложнить. Например, не показывать

ничего ребенку, а попросить его обыграть конкретный сюжет. Или использовать игры,

подразумевающие

самомассаж

рук

(растирание,

разминание,

похлопывание).

Также

сейчас

весьма

полезно

пришивать

пуговицы,

нанизывать

мелкие

бусины,

складывать

фигурки оригами. На этом этапе все важнее связь моторики не только с речью, но и с

координацией,

логикой,

памятью.

Но

главное,

о

чем

стоит

помнить

родителям:

мы

развиваем речь детей не только с помощью мелкой моторики. Наоборот, это лишь одно

из

средств,

помогающих

стимулировать

или

корректировать

речь

малыша.

Однако

ребенок – даже если у него самые ловкие пальчики на свете – никогда не научится

говорить, если с ним мало общаются, не побуждают к диалогу, пересказу, описанию,

выплеску впечатлений. К тому же, нередко занятия на моторику входят в комплексы

по коррекции речевых навыков у деток с отставанием. То есть применяются вместе с

артикуляционными

упражнениями,

логоритмикой,

занятиями

с

дефектологом,

психологом,

медикаментозным

лечением.

Поэтому

возлагать

надежды

только

на

мелкие

мышцы

рук

нельзя.

Но

и

без

них

не

обойтись.

Как

уже

было

сказано,

они

способствуют

активизации

многих

мыслительных

и

умственных

процессов,

в

том

числе

речи.

Кроме

того,

если

ребенок

умеет

пользоваться

красками,

ножницами,

шнурками, иголкой, карандашом, это поможет ему в развитии и обучении независимо

от того, есть у него проблемы с речью или нет.

Приложение 2

Играем с детьми дома

Приложение 3

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое

слуховое

восприятие

влияет

на развитие речи.

Ребенок не

способен

внимательно и

сосредоточенно

слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо

различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет

развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

«Угадай, что звучит»

«Жмурки»

«В какой руке звучало»

«Быстро-медленно»

«Громко-тихо»

«Справа-слева» (после 2 лет)

«Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши» (как пример)

Вкусные игры

«Облизываем губки – варенье, мед»

«Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке»

(ягодку/конфетку)

«Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке» – тянемся к нему язычком вверх, вниз,

вправо, влево

«Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по

заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба»

«Катаем внутри рта вишенку или круглое драже»

«Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик»

«Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой»

«Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина»

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить

последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок

должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока

произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

Регулярность занятий

Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы

Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее

занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не

автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими

предметами, помогающими осуществить захват

Использование двух рук сразу.

Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.

Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая

бусина и т.д.).

Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.

Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.

Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления

моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

Приложение 4

Виды пальчиковых игр

Название

Содержание

Цель

«Рамки-вкладыши»

Предназначены для детей от 1 года.

Складывать в емкость разные

предметы, сравнивать размеры

коробочек, пытаться совместить

стаканчики.

Сравнение формы и размера.

«Действия с

предметами»

Начиная с полутора лет.

- Сортировать овощи и фрукты по

величине:

- Перебирать крупу, горох, фасоль.

- Игры с песком и водой.

- Разложить пуговицы по величине,

цвету, форме, материалу, из

которого они изготовлены. Надевать

и снимать рукавички, перчатки.

- Нанизывать на толстую нитку,

проволоку, тонкую веревку бусинки,

катушки и т.д.

Развитие тонких движений

пальцев и кистей рук.

«Мозаика»

Крупная, мелкая, напольная

мозаика.

-выкладывание «по замыслу»;

-выкладывание «дорожек» разного

Развитие творческих

способностей, воображения,

координации движений рук.

Ориентировка на плоскости,

закрепление знаний цветов.

цвета;

-выкладывание узора по образцу.

«Игры-шнуровки»

Шнуровка представляет собой

увеличенную копию знакомого

предмета: пуговицы, ботинка,

элементов одежды.

Развитие мелкомоторных

навыков

Потешки и стишки,

сопровождаемые

движениями пальцев.

Их используют на занятиях и в

различных видах детской

деятельности.

Развитие речи, памяти,

мышления, слухового

восприятия; обогащение

словарного запаса детей.

«Игры –

манипуляции»

Ребенок в каждом пальчике видит

определенный образ:

(«Сорока-белобока» , «Этот

пальчик хочет спать», «Ладушки-

ладушки»)

Развитие речи, памяти,

мышления, слухового

восприятия; обогащение

словарного запаса детей.

«Сюжетные

пальчиковые

упражнения»

Изображение предметов мебели и

транспорта, птиц, домашних и

диких животных, деревья,

насекомых и т.д.

Пальчики здороваются

»

,

«

Грабли

»

,

«

Цветы

»

«

Ежик

»

)

Развитие речи, памяти,

мышления, слухового

восприятия; обогащение

словарного запаса детей.

«Пальчиковые

упражнения»

кинезиологические

(гимнастика мозга)

«Колечко»— поочередно

перебирать пальцы рук, соединяя в

кольцо.

««Кулак - ребро - ладонь» —

последовательно менять три

положения: сжатая в кулак ладонь,

ладонь ребром на плоскости стола,

ладонь на плоскости стола .

«Ухо-нос» - левой рукой взяться

за кончик носа, правой - за

противоположное ухо, затем

одновременно опустить руки и

поменять их положение.

Компенсация работы левого

полушария;

Развитие внимания,

сосредоточенности.

Игры, включающие

самомассаж пальцев и

кистей рук

Применяются традиционные

массажные движения - растирание,

разминание, пощипывание,

надавливание( «Капуста»,

Развитие мелкомоторных

навыков

«Ежик»)

«Театр в руке»

Разыгрывание небольшого сюжета

под стихотворное сопровождение.

(«У оленя дом большой»,

«Закаляка»)

Эти игры развивают память и

внимание, повышают общий

тонус, снимают эмоциональное

напряжение.

«Адаптационные

пальчиковые игры»

Любые игры со стихотворным

сопровождением, понятным детям.

Позволяют наладить

доверительные отношения между

взрослым и ребенком;

Помогают детям преодолеть

стрессовые ситуации, связанные

с протеканием процесса

адаптации;

Дарят малышам минуты радости,

вызывают у них положительное

отношение к детскому саду.



В раздел образования