Напоминание

"О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"


Автор: Мунтян Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 113 комбинированного вида Невского района
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"

По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и

подростков растёт, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает

глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов,

логопедов и педагогов позволяет выявлять и корректировать нарушения в

самом раннем детстве.

Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно

построенного

алгоритма

работы

логопеда,

его

взаимодействия

с

сопряженными

специалистами.

Прежде

чем

начать

работу

с

ребенком,

имеющим речевые нарушения, логопеду необходимо иметь заключение от

таких

специалистов,

как

хирург-стоматолог

и

ортодонт.

К

сожалению,

сегодня

далеко

не

все

логопеды,

приступая

к

работе

с

детьми,

имеют

возможность

получить

достоверные

сведения

о

состоянии

и

функциях

артикуляционного

аппарата

ребенка

от

соответствующих

специалистов.

Этому мешает ряд организационных недоработок: например, в стандартной

форме-направлении в логопедическую группу отсутствует графа о состоянии

артикуляционного

аппарата,

наличие

заключения

ортодонта

и

хирурга-

стоматолога.

В своей практике я часто сталкиваюсь с дефектами речи, которых могло

бы и не быть, если бы вовремя была оказана стоматологическая помощь; а

именно врача – ортодонта. Однако чаще всего к этим специалистам родители

обращаются, когда становится очевидным неправильный прикус, неровные

зубы или другой косметический дефект, то есть тогда, когда ребенок уже идет

в школу.

Формирование правильной речи у ребенка происходит совместно с

гармоничным

развитием

зубо-челюстной

системы

с

самого

рождения.

Поэтому родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание,

чтобы к трем годам ваш малыш радовал вас своими высказываниями и

рассуждениями.

В последнее время уменьшилось количество детей, находящихся на

естественном

вскармливании,

поэтому

очень

важно

соблюдать

правила

искусственного

вскармливания:

размер

и

форма

соски

должны

соответствовать

размерам

полости

рта

ребенка;

отверстие,

через

которое

выливается молоко, должно быть средних размеров; а также необходимо

контролировать положение ребенка во время кормления. Выполнение этих

несложных правил способствует активному росту челюстей, согласованной

работе мышц лица и языка.

К

5-6

месяцам

организм

ребенка

готов

к

употреблению

мягкого

прикорма, а к 7-8 месяцам и к введению жесткого прикорма, что также

способствует активному развитию челюстей, своевременному прорезыванию

зубов и переходу от сосания к жеванию.

К 2,5 – 3 годам важно обратить внимание на подвижность языка, а

также

на

сформированный

молочный

прикус

ребенка.

Достаточная

подвижность языка определяется следующими факторами: ребенок свободно

облизывает губы; цокает кончиком языка, изображая бег лошади; а кончик

языка не раздваивается. Причиной нарушения подвижности часто является

короткая уздечка языка - подъязычный соединительнотканный тяж, который

бывает

разной

степени

уплотнения.

При

«сильной»

уздечке

языка

и

неправильном

ее

прикреплении

у

ребенка

может

быть

нечеткость

или

нарушение произношения звуков «ш» и «ж», особенно звука «р», который

требует хорошей подвижности языка и высокого тонуса мышц.

Даже опытный и высококвалифицированный логопед вряд ли устранит

эту проблему без помощи хирурга-стоматолога.

Конечно,

можно

привести

много

примеров,

когда

и

при

короткой

уздечке можно вызвать у детей произнесение и «ж» и «ш» и «р», ребенок

может и сам научиться произносить эти звуки, но они могут быть не очень

четкими

и

правильными,

звук

«р»

-

горловым.

Но

самая

большая

неприятность от такой уздечки в том, что помимо проблем формирования

правильного звукопроизношения, короткая уздечка языка может нарушать

рост нижней челюсти, что приведет к формированию неправильного прикуса;

а также вызвать нарушение целостности десны в более старшем возрасте, что

ведет к ранней потере зубов и требует лечения у пародонтолога, а это уж

совсем печально.

Однако следует отметить, что короткую уздечку часто замечают еще в

родильном доме и подсекают там же. Однако если этого не произошло и

уздечка

у

ребенка

укорочена,

то

не

упустите

момент

посещения

врача-

ортодонта,

который

выявит

показания

к

удлинению

подъязычного

тяжа.

Лучше всего это сделать в дошкольный период. Три года – это наиболее

благоприятный возраст для проведения пластики короткой уздечки языка, т.к.

это период активного формирования речи.

Пластика

проводится

в

амбулаторных

условиях

с

использованием

местного наркоза. После проведения пластики уздечки языка назначается

миогимнастика, дополняемая аппаратурным лечением (миофункциональная

терапия).

К

трем

годам

молочный

прикус

сформирован.

Родители

должны

обратить внимание на количество зубов (в норме их 20); на наличие плотных

контактов

между

зубами;

а

также

на

форму

и

размеры

зубов.

Важно

своевременно лечить зубы, т.к. детский кариес очень быстро приводит к

верхушечному воспалению, что потребует удаления молочного зуба. При

ранней потере передних зубов в результате травмы или разрушения коронок

резцов формируется вертикальная щель. Это способствует прокладыванию

кончика

языка

в

появившийся

промежуток,

а

значит

нарушению

произношения

шипящих

и

свистящих

звуков.

Для

коррекции

данной

проблемы

требуется

тесное

взаимодействие

двух

специалистов

врача-

ортодонта

и

логопеда.

Задача

ортодонта

заключается

в

том,

чтобы

качественно запротезировать ребенка с помощью съемных ортодонтических

конструкций, замещающих образовавшийся дефект в зубном ряду. Появление

ортодонтического аппарата в полости рта обычно благоприятно сказывается

как на дальнейшей работе логопеда, так и на формировании правильного

прикуса у ребенка.

Еще

одни

немаловажный

момент,

на

который

должны

обратить

внимание

родители

это

способ

дыхания.

Затруднённое

прохождение

воздуха

через

носовые

ходы

определяется

как

ротовое

или

смешанное

дыхание.

Ротовое

относится

к

вредным

привычкам.

Необходимо

дышать

носом,

т.к.

при

прохождении

через

носовые

пути

воздух

увлажняется,

согревается

и

очищается.

Наиболее

частыми

причинами

того,

что

блокируется

носовое

дыхание,

являются:

разрастание

аденоидов,

искривление перегородки носа и хронические риниты. При затрудненном

носовом дыхании ребенок начинает дышать ртом, что приводит к частым

респираторным заболеваниям, снижению защитных сил организма, а также

нарушению роста челюстей.

У детей с ротовым дыханием нарушается форма твердого неба. Оно

становится высоким и выпуклым, что изменяет положение языка во время

формирования

звука.

И

здесь

нам

опять

не

обойтись

без

консультации

ортодонта.

Очень важно именно в детском возрасте вырабатывать правильные

речевые навыки и в большинстве случаев, при внимательном отношении

родителей

к

своему

малышу,

можно

избежать

дальнейших

проблем

и

сложностей в формировании речевой культуры ребенка.

Список литературы:

1.

Ортопедическая

стоматология.

Пропедевтика

и

основы

частного

курса. А вт о р :

В .

Н .

Тр е зу б о в ,

А .

С .

Щ е р б а ко в ,

Л .

М .

Мишнев Издательство: "СпецЛит" (Санкт-Петербург) Год: 2001 С.: 480

2.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.

Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

1998. — С.680

3.

Анатомия и физиология человека // Ксенофонтова В.В. и др. – М., 1997.

– С. 161

4.

Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта/ Под ред. Я.В.Костиной,

В.М.Чапала.-М.:Творческий центр, 2008. – с.63



В раздел образования