Автор: Мунтян Ольга Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 113 комбинированного вида Невского района
Населённый пункт: город Санкт - Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"
Раздел: дошкольное образование
Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта"
По данным мировой статистики, число речевых расстройств у детей и
подростков растёт, в связи с чем актуальность этой проблемы принимает
глобальный характер. Совместная работа ортодонтов, детских стоматологов,
логопедов и педагогов позволяет выявлять и корректировать нарушения в
самом раннем детстве.
Эффективность результатов речевой коррекции зависит от правильно
построенного
алгоритма
работы
логопеда,
его
взаимодействия
с
сопряженными
специалистами.
Прежде
чем
начать
работу
с
ребенком,
имеющим речевые нарушения, логопеду необходимо иметь заключение от
таких
специалистов,
как
хирург-стоматолог
и
ортодонт.
К
сожалению,
сегодня
далеко
не
все
логопеды,
приступая
к
работе
с
детьми,
имеют
возможность
получить
достоверные
сведения
о
состоянии
и
функциях
артикуляционного
аппарата
ребенка
от
соответствующих
специалистов.
Этому мешает ряд организационных недоработок: например, в стандартной
форме-направлении в логопедическую группу отсутствует графа о состоянии
артикуляционного
аппарата,
наличие
заключения
ортодонта
и
хирурга-
стоматолога.
В своей практике я часто сталкиваюсь с дефектами речи, которых могло
бы и не быть, если бы вовремя была оказана стоматологическая помощь; а
именно врача – ортодонта. Однако чаще всего к этим специалистам родители
обращаются, когда становится очевидным неправильный прикус, неровные
зубы или другой косметический дефект, то есть тогда, когда ребенок уже идет
в школу.
Формирование правильной речи у ребенка происходит совместно с
гармоничным
развитием
зубо-челюстной
системы
с
самого
рождения.
Поэтому родителям важно знать, на что необходимо обратить внимание,
чтобы к трем годам ваш малыш радовал вас своими высказываниями и
рассуждениями.
В последнее время уменьшилось количество детей, находящихся на
естественном
вскармливании,
поэтому
очень
важно
соблюдать
правила
искусственного
вскармливания:
размер
и
форма
соски
должны
соответствовать
размерам
полости
рта
ребенка;
отверстие,
через
которое
выливается молоко, должно быть средних размеров; а также необходимо
контролировать положение ребенка во время кормления. Выполнение этих
несложных правил способствует активному росту челюстей, согласованной
работе мышц лица и языка.
К
5-6
месяцам
организм
ребенка
готов
к
употреблению
мягкого
прикорма, а к 7-8 месяцам и к введению жесткого прикорма, что также
способствует активному развитию челюстей, своевременному прорезыванию
зубов и переходу от сосания к жеванию.
К 2,5 – 3 годам важно обратить внимание на подвижность языка, а
также
на
сформированный
молочный
прикус
ребенка.
Достаточная
подвижность языка определяется следующими факторами: ребенок свободно
облизывает губы; цокает кончиком языка, изображая бег лошади; а кончик
языка не раздваивается. Причиной нарушения подвижности часто является
короткая уздечка языка - подъязычный соединительнотканный тяж, который
бывает
разной
степени
уплотнения.
При
«сильной»
уздечке
языка
и
неправильном
ее
прикреплении
у
ребенка
может
быть
нечеткость
или
нарушение произношения звуков «ш» и «ж», особенно звука «р», который
требует хорошей подвижности языка и высокого тонуса мышц.
Даже опытный и высококвалифицированный логопед вряд ли устранит
эту проблему без помощи хирурга-стоматолога.
Конечно,
можно
привести
много
примеров,
когда
и
при
короткой
уздечке можно вызвать у детей произнесение и «ж» и «ш» и «р», ребенок
может и сам научиться произносить эти звуки, но они могут быть не очень
четкими
и
правильными,
звук
«р»
-
горловым.
Но
самая
большая
неприятность от такой уздечки в том, что помимо проблем формирования
правильного звукопроизношения, короткая уздечка языка может нарушать
рост нижней челюсти, что приведет к формированию неправильного прикуса;
а также вызвать нарушение целостности десны в более старшем возрасте, что
ведет к ранней потере зубов и требует лечения у пародонтолога, а это уж
совсем печально.
Однако следует отметить, что короткую уздечку часто замечают еще в
родильном доме и подсекают там же. Однако если этого не произошло и
уздечка
у
ребенка
укорочена,
то
не
упустите
момент
посещения
врача-
ортодонта,
который
выявит
показания
к
удлинению
подъязычного
тяжа.
Лучше всего это сделать в дошкольный период. Три года – это наиболее
благоприятный возраст для проведения пластики короткой уздечки языка, т.к.
это период активного формирования речи.
Пластика
проводится
в
амбулаторных
условиях
с
использованием
местного наркоза. После проведения пластики уздечки языка назначается
миогимнастика, дополняемая аппаратурным лечением (миофункциональная
терапия).
К
трем
годам
молочный
прикус
сформирован.
Родители
должны
обратить внимание на количество зубов (в норме их 20); на наличие плотных
контактов
между
зубами;
а
также
на
форму
и
размеры
зубов.
Важно
своевременно лечить зубы, т.к. детский кариес очень быстро приводит к
верхушечному воспалению, что потребует удаления молочного зуба. При
ранней потере передних зубов в результате травмы или разрушения коронок
резцов формируется вертикальная щель. Это способствует прокладыванию
кончика
языка
в
появившийся
промежуток,
а
значит
нарушению
произношения
шипящих
и
свистящих
звуков.
Для
коррекции
данной
проблемы
требуется
тесное
взаимодействие
двух
специалистов
–
врача-
ортодонта
и
логопеда.
Задача
ортодонта
заключается
в
том,
чтобы
качественно запротезировать ребенка с помощью съемных ортодонтических
конструкций, замещающих образовавшийся дефект в зубном ряду. Появление
ортодонтического аппарата в полости рта обычно благоприятно сказывается
как на дальнейшей работе логопеда, так и на формировании правильного
прикуса у ребенка.
Еще
одни
немаловажный
момент,
на
который
должны
обратить
внимание
родители
–
это
способ
дыхания.
Затруднённое
прохождение
воздуха
через
носовые
ходы
определяется
как
ротовое
или
смешанное
дыхание.
Ротовое
относится
к
вредным
привычкам.
Необходимо
дышать
носом,
т.к.
при
прохождении
через
носовые
пути
воздух
увлажняется,
согревается
и
очищается.
Наиболее
частыми
причинами
того,
что
блокируется
носовое
дыхание,
являются:
разрастание
аденоидов,
искривление перегородки носа и хронические риниты. При затрудненном
носовом дыхании ребенок начинает дышать ртом, что приводит к частым
респираторным заболеваниям, снижению защитных сил организма, а также
нарушению роста челюстей.
У детей с ротовым дыханием нарушается форма твердого неба. Оно
становится высоким и выпуклым, что изменяет положение языка во время
формирования
звука.
И
здесь
нам
опять
не
обойтись
без
консультации
ортодонта.
Очень важно именно в детском возрасте вырабатывать правильные
речевые навыки и в большинстве случаев, при внимательном отношении
родителей
к
своему
малышу,
можно
избежать
дальнейших
проблем
и
сложностей в формировании речевой культуры ребенка.
Список литературы:
1.
Ортопедическая
стоматология.
Пропедевтика
и
основы
частного
курса. А вт о р :
В .
Н .
Тр е зу б о в ,
А .
С .
Щ е р б а ко в ,
Л .
М .
Мишнев Издательство: "СпецЛит" (Санкт-Петербург) Год: 2001 С.: 480
2.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. — С.680
3.
Анатомия и физиология человека // Ксенофонтова В.В. и др. – М., 1997.
– С. 161
4.
Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта/ Под ред. Я.В.Костиной,
В.М.Чапала.-М.:Творческий центр, 2008. – с.63