Напоминание

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в форме игры "Форт Боярд" с использованием ТРИЗ-технологий


Автор: Петрова Светлана Кузьминична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в форме игры "Форт Боярд" с использованием ТРИЗ-технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по развитию речи в

подготовительной группе

в форме игры «Форт Боярд»

с использованием ТРИЗ-технологий

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в форме игры

«Форт Боярд» с использованием ТРИЗ-технологий.

Цель: Создать условия для развития речи детей посредством ТРИЗ-технологий.

Задачи:

Образовательные:

Формировать навыки связно-речевых высказываний, совершенствовать

доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;

Формировать умение подбирать слова, рифмующиеся между собой, упражнять в

составлении рифмованных строчек.

Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между

событиями.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативные умения и навыки, воспитывать доброту.

Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных

ситуаций, радоваться успехам других.

Оборудование и материалы: письмо с картой, тематические картинки, таблица

«Признаки», ключи, сундук с сокровищами, музыка.

Предварительная работа: просмотр игры «Форт Боярд», составление рифмовок,

изучение признаков.

Ход НОД

I. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.

Игра психологической направленности «Приветствие»

Встали все мы в полукруг

(дети стоят лицом к гостям полукругом)

Я твой друг, и ты мой друг, (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до

груди соседа)

Вместе за руки возьмемся

(берутся за руки)

И друг другу улыбнемся. Скажем дружно - здравствуйте!

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое бывает настроение? (Ответы

детей) Покажите? (Мимика лица)

-А как можно плохое настроение превратить в хорошее? (Ответы детей)

-Так улыбнитесь друг другу скорей! От улыбок ваших станет всем теплей. (Дети

друг другу улыбаются).

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Что же там

внутри? Давайте посмотрим.

-

Странно, в этом конверте нет письма, а только карта, на которой нарисован

сундук с сокровищами.

-

Как вы думаете для чего нам пригодиться эта карта? (Ответы детей)

-

Ребята, хотите отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (Ответы детей)

-

Сейчас нам нужно выбрать капитана для нашего путешествия, (Выбирают

капитана)

Воспитатель: Скажем наш девиз: Не унывать! Всё пройти и всё узнать!

Я думаю мы готовы отправиться в путь.

Давайте скажем волшебные слова и перенесемся на остров: «Вокруг себя

обернись и на острове окажись!»

Выходит старец Фура.

Старец Фура: Здравствуйте дети, меня зовут старец Фура. Я рад приветствовать

вас в этой таинственной крепости - Форте Боярд. Зачем вы пришли к моей крепости?

- Мы с ребятами хотим отыскать сокровища.

Старец Фура: Трудная у вас будет задача, не знаю, справитесь ли? Задания,

приготовленные для вас обитателями Форта, будут трудными, но интересными. За

каждую победу вы получите ключ, а в конце игры вы сможете добраться до

сокровищницы, где вас ожидает сюрприз. Фура - Чтобы достать первый ключ,

пройдите первое испытание. Воспитатель открывает конверт и читает первое

задание.

Д/и «Антилогическое лото»

Воспитатель: Игра называется «Антилогическое лото». Сейчас я вам раздам

каждому по одной карточке. А вторую карточку возьмите со стола. Теперь

переверните вторую карточку и ответьте на вопрос: Зачем первой картинке нужна

вторая. Например, «Зачем снеговику бабочка?». Ответ: Чтобы он любовался ей.

(Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между

парами картинок).

Старец Фура: Молодцы ребята, вы справились с первым заданием. Первый ключ

ваш!

Воспитатель: Одного ключа нам недостаточно, чтобы открыть сокровищницу.

Старец Фура, мы готовы к следующему заданию.

Д/и «Почему так произошло?»

Воспитатель: Следующая игра называется «Почему так произошло?»

Я буду называть 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой. Вам

нужно ответить на вопрос «Почему так произошло?» Варианты:

1.

Кошка влезла на дерево.

2.

Школьники не поехали на экскурсию.

1.

Молоко выкипело.

2.

Самолет совершил вынужденную посадку.

1.

Папа раскрыл книгу.

2.

Комната наполнилась дымом.

1.

Щенок подошел к блюдечку.

2.

Мальчик не выучил урок.

1.

Дворник взял метлу.

2.

Мама вдела нитку в иголку.

Старец Фура: Молодцы ребята, вы справились и со вторым заданием. Ключ ваш!

Воспитатель: Вот и второй ключ у нас. Старец Фура, мы готовы к следующему

заданию.

Д/и "Придумываем рифмованные строчки"

Воспитатель: Следующее задание называется «Придумываем рифмованные

строчки». Я вам раздам по одной картинке, а вам нужно будет подобрать к ней

другую картинку, названия картинок должны рифмоваться, (дети подбирают

рифмованную пару)

- А сейчас вам нужно с этой парой сочинить рифму следующим образом «Жил-

был кто-то и был похож на что-то». Например, «Жил-был рак и был похож на мак».

Старец Фура: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Третий ключ ваш.

Воспитатель: Три задания выполнено. Половину пути мы уже преодолели.

Чтобы справиться со следующими заданиями давайте ребята мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Мы по острову гуляли

И немножечко устали.

(Шагаем на месте.)

Встанем, глубоко вздохнем.

(Глубокий вдох, выдох)

И немного отдохнем.

Руки в стороны, вперед.

(Развели руки в стороны, вперед.)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

(Присели)

А потом все дружно встали,

(Встали)

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

(Хлопаем в ладоши.)

Ногами топаем!

(Топаем ногами.)

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

(Шагаем на месте.)

Воспитатель: Старец Фура, ребята отдохнули и готовы выполнить следующее

задание.

Старец Фура: Вот вам еще один конверт с заданием.

Д/и «Исправь ошибки»

Воспитатель: Следующая игра называется «Исправь ошибки». Я буду

произносить предложение, в котором сопоставляются два объекта. А вы должны

исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например, «Мел

белый, а сажа жидкая». В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй - о

твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» или «Мел твердый, а

сажа мягкая».

Варианты:

Снег белый, сосулька холодная.

Внучка маленькая, а бабушка старенькая.

Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.

Лиса хитрая, а Колобок желтый.

Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.

Заяц серый, а петушок смелый.

Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.

Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.

Дюймовочка легкая, а ласточка большая.

Старец Фура: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Держите 4

ключ! Вам осталось получить последний 5 ключ. Но получить его будет не просто.

Следующий конкурс для капитана. Посмотрим сможет ли ваш капитан добыть

последний ключ.

Воспитатель: Конечно, сможет, а ребята ему помогут.

Д/и «Кто я?»

Воспитатель: Последняя игра называется «Кто я?». Сейчас капитану оденем

ободок с картинкой. Капитан с помощью наводящих вопросов должен угадать, что

изображено у него на картинке. На вопросы можно будет ответить только «да» либо

«нет», (дети задают вопросы)

Воспитатель: Молодец капитан, отгадал картинку! Теперь у нас есть все 5

ключей!

Старец Фура: Молодцы ребята! Со всеми моими заданиями справились. Теперь

вы можете открыть своими ключами сундук с сокровищами.

(Дети подходят к сундуку, вставляют ключи и открывают сундук. Воспитатель

раздает детям угощение.)

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора

возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старцем Фурой. (Дети

прощаются, и старец уходит.)

-

Давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя обернись, в детском саду

окажись!»

-

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята скажите, вам понравилось наше

путешествие? А какое задание вам понравилось? Почему? (Ответы детей).

-

И мне ребята очень понравилось, как вы справлялись с заданиями старца

Фуры. Вы настоящая команда!



В раздел образования