Автор: Петрова Светлана Кузьминична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в форме игры "Форт Боярд" с использованием ТРИЗ-технологий
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в
подготовительной группе
в форме игры «Форт Боярд»
с использованием ТРИЗ-технологий
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в форме игры
«Форт Боярд» с использованием ТРИЗ-технологий.
Цель: Создать условия для развития речи детей посредством ТРИЗ-технологий.
Задачи:
Образовательные:
Формировать навыки связно-речевых высказываний, совершенствовать
доказательную речь, умение обобщать, делать выводы;
Формировать умение подбирать слова, рифмующиеся между собой, упражнять в
составлении рифмованных строчек.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между
событиями.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию.
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные умения и навыки, воспитывать доброту.
Формировать умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных
ситуаций, радоваться успехам других.
Оборудование и материалы: письмо с картой, тематические картинки, таблица
«Признаки», ключи, сундук с сокровищами, музыка.
Предварительная работа: просмотр игры «Форт Боярд», составление рифмовок,
изучение признаков.
Ход НОД
I. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом.
Игра психологической направленности «Приветствие»
Встали все мы в полукруг
(дети стоят лицом к гостям полукругом)
Я твой друг, и ты мой друг, (дотрагиваются рукой до своей груди, а затем до
груди соседа)
Вместе за руки возьмемся
(берутся за руки)
И друг другу улыбнемся. Скажем дружно - здравствуйте!
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое бывает настроение? (Ответы
детей) Покажите? (Мимика лица)
-А как можно плохое настроение превратить в хорошее? (Ответы детей)
-Так улыбнитесь друг другу скорей! От улыбок ваших станет всем теплей. (Дети
друг другу улыбаются).
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Что же там
внутри? Давайте посмотрим.
-
Странно, в этом конверте нет письма, а только карта, на которой нарисован
сундук с сокровищами.
-
Как вы думаете для чего нам пригодиться эта карта? (Ответы детей)
-
Ребята, хотите отправиться в путешествие на поиски сокровищ? (Ответы детей)
-
Сейчас нам нужно выбрать капитана для нашего путешествия, (Выбирают
капитана)
Воспитатель: Скажем наш девиз: Не унывать! Всё пройти и всё узнать!
Я думаю мы готовы отправиться в путь.
Давайте скажем волшебные слова и перенесемся на остров: «Вокруг себя
обернись и на острове окажись!»
Выходит старец Фура.
Старец Фура: Здравствуйте дети, меня зовут старец Фура. Я рад приветствовать
вас в этой таинственной крепости - Форте Боярд. Зачем вы пришли к моей крепости?
- Мы с ребятами хотим отыскать сокровища.
Старец Фура: Трудная у вас будет задача, не знаю, справитесь ли? Задания,
приготовленные для вас обитателями Форта, будут трудными, но интересными. За
каждую победу вы получите ключ, а в конце игры вы сможете добраться до
сокровищницы, где вас ожидает сюрприз. Фура - Чтобы достать первый ключ,
пройдите первое испытание. Воспитатель открывает конверт и читает первое
задание.
Д/и «Антилогическое лото»
Воспитатель: Игра называется «Антилогическое лото». Сейчас я вам раздам
каждому по одной карточке. А вторую карточку возьмите со стола. Теперь
переверните вторую карточку и ответьте на вопрос: Зачем первой картинке нужна
вторая. Например, «Зачем снеговику бабочка?». Ответ: Чтобы он любовался ей.
(Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между
парами картинок).
Старец Фура: Молодцы ребята, вы справились с первым заданием. Первый ключ
ваш!
Воспитатель: Одного ключа нам недостаточно, чтобы открыть сокровищницу.
Старец Фура, мы готовы к следующему заданию.
Д/и «Почему так произошло?»
Воспитатель: Следующая игра называется «Почему так произошло?»
Я буду называть 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой. Вам
нужно ответить на вопрос «Почему так произошло?» Варианты:
1.
Кошка влезла на дерево.
2.
Школьники не поехали на экскурсию.
1.
Молоко выкипело.
2.
Самолет совершил вынужденную посадку.
1.
Папа раскрыл книгу.
2.
Комната наполнилась дымом.
1.
Щенок подошел к блюдечку.
2.
Мальчик не выучил урок.
1.
Дворник взял метлу.
2.
Мама вдела нитку в иголку.
Старец Фура: Молодцы ребята, вы справились и со вторым заданием. Ключ ваш!
Воспитатель: Вот и второй ключ у нас. Старец Фура, мы готовы к следующему
заданию.
Д/и "Придумываем рифмованные строчки"
Воспитатель: Следующее задание называется «Придумываем рифмованные
строчки». Я вам раздам по одной картинке, а вам нужно будет подобрать к ней
другую картинку, названия картинок должны рифмоваться, (дети подбирают
рифмованную пару)
- А сейчас вам нужно с этой парой сочинить рифму следующим образом «Жил-
был кто-то и был похож на что-то». Например, «Жил-был рак и был похож на мак».
Старец Фура: Молодцы ребята и с этим заданием справились. Третий ключ ваш.
Воспитатель: Три задания выполнено. Половину пути мы уже преодолели.
Чтобы справиться со следующими заданиями давайте ребята мы с вами отдохнем.
Физкультминутка
Мы по острову гуляли
И немножечко устали.
(Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
(Глубокий вдох, выдох)
И немного отдохнем.
Руки в стороны, вперед.
(Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
(Присели)
А потом все дружно встали,
(Встали)
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
(Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!
(Шагаем на месте.)
Воспитатель: Старец Фура, ребята отдохнули и готовы выполнить следующее
задание.
Старец Фура: Вот вам еще один конверт с заданием.
Д/и «Исправь ошибки»
Воспитатель: Следующая игра называется «Исправь ошибки». Я буду
произносить предложение, в котором сопоставляются два объекта. А вы должны
исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например, «Мел
белый, а сажа жидкая». В первой части сравнения речь идет о цвете, а во второй - о
твердости. Правильно будет так: «Мел белый, а сажа чёрная» или «Мел твердый, а
сажа мягкая».
Варианты:
Снег белый, сосулька холодная.
Внучка маленькая, а бабушка старенькая.
Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый.
Лиса хитрая, а Колобок желтый.
Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая.
Заяц серый, а петушок смелый.
Лунтик добрый, а Вупсень зеленый.
Винни Пух любит мед, а Пятачок розовый.
Дюймовочка легкая, а ласточка большая.
Старец Фура: Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились. Держите 4
ключ! Вам осталось получить последний 5 ключ. Но получить его будет не просто.
Следующий конкурс для капитана. Посмотрим сможет ли ваш капитан добыть
последний ключ.
Воспитатель: Конечно, сможет, а ребята ему помогут.
Д/и «Кто я?»
Воспитатель: Последняя игра называется «Кто я?». Сейчас капитану оденем
ободок с картинкой. Капитан с помощью наводящих вопросов должен угадать, что
изображено у него на картинке. На вопросы можно будет ответить только «да» либо
«нет», (дети задают вопросы)
Воспитатель: Молодец капитан, отгадал картинку! Теперь у нас есть все 5
ключей!
Старец Фура: Молодцы ребята! Со всеми моими заданиями справились. Теперь
вы можете открыть своими ключами сундук с сокровищами.
(Дети подходят к сундуку, вставляют ключи и открывают сундук. Воспитатель
раздает детям угощение.)
III. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Нам пора
возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся со старцем Фурой. (Дети
прощаются, и старец уходит.)
-
Давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя обернись, в детском саду
окажись!»
-
Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята скажите, вам понравилось наше
путешествие? А какое задание вам понравилось? Почему? (Ответы детей).
-
И мне ребята очень понравилось, как вы справлялись с заданиями старца
Фуры. Вы настоящая команда!