Автор: Велта Владимировна Бурыкина
Должность: мбу до "мачешанская дмш"
Учебное заведение: МБУ ДО "Мачешанская ДМШ"
Населённый пункт: село Мачеха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа над пальцевой техникой i, m в в младших классах гитары"
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО « Мачешанская ДМШ»
Конспект открытого урока
«Работа над пальцевой техникой i, m в классе гитары»
Преподаватель Бурыкина Велта Владимировна.
Цель: Развитие навыка использования пальцевой техники i,
m на гитаре в младших
классах музыкальной школы.
Задачи:
Образовательные: Познакомить
с
необходимыми
упражнениями
для
развития
независимых движений пальцев правой руки.
Развивающие: Способствовать развитию силы и независимости пальцев правой руки,
развитию навыка использования пальцевой техники
i, m на основе доступного нотного материала.
Воспитательные:
Воспитывать
любовь
к
игре
на
гитаре,
культуру
исполнения.
Воспитывать
грамотного
музыканта,
посредством
осмысленного
исполнения
технического музыкального материала.
Этапы урока:
Организационный (подготовка к занятию).
Теоретический ( правильная постановка правой руки (упражнения «Мышеловка»,
«Колечки», «Канатаходец», «Экскаватор» значение использования пальцевой техники
i, m. в гаммах, пассажах, и др.).
Практический (применение полученных теоретических знаний на практике на основе
предложенных упражнений М.Карскасси и Э.Пухоля ).
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение учащегося).
Используемые методы:
Импровизационно-вариантный;
Эвристический;
Информационно-рецептивный;
Проблемный;
Репродуктивный;
Наблюдение;
Накопление
знаний;
Самоконтроль;
Контроль; Убеждение; Стимулирование; Создание ситуации успеха.
Введение.
Мы
с
Ваней
сегодня
продемонстрируем
основные
методы
работы
над
исполнительской техникой. Мы не сможем показать всю нашу работу, мы покажем
только ее часть.
Мы покажем, какими упражнениями можно развивать пальцевую технику на всех
этапах обучения.
Звук - это основа музыки. Достижение качественно определённого, красивого
гитарного звука является главной задачей педагога по классу гитары.
Работа над звуком в становлении ученика-исполнителя-процесс очень
трудоёмкий, требующий внимания, собранности, постоянного слухового контроля и
педагога, и ученика. Понимая важность формирования красивого и качественного
звучания инструмента педагог прежде всего должен обучить учащегося правильному
извлечению звука. Этому способствует правильная посадка и правильная постановка
рук.
Поэтому прежде чем перейти к самим упражнениям пальцевой техники i , m мы
покажем
несколько упражнения которые помогают сформировать правильную постановку
правой руки:
«Мышеловка» Борис Бельский (движения легкие и свободные и отличие от движения
«кулачек» тем что пальчики прямые )
Дальше мы переворачиваем ладошку и делам упражнения «Колечки», которое
позволяем нам в последствии проконтролировать работу каждого пальца. Делаем их
многократно – по 10 раз каждым пальцем( раскрываем и закрываем до основания
ладони).Что у нас получилось ? трубочка. Посмотри в трубочку. И одновременно
всеми пальцами.
«Помахали до свидания»
«Ветерочек» палец большой ставим, и он движется вниз и рука освободилась
«Канатоходцы». Три пальца как акробаты в цирке стоят на струнах покачались на
струнах и почувствовали их натяжение. Таким образом мы приучаем учащегося к
контакту со струнами, ощущению правильной постановки, потому ,что сделать
упражнения канатоходцы и прожать струны без такого приподнятого запястья
пожалуй не получится. Дети интуитивно начинают приподнимать запястье, что и
необходимо для формирования правильно постановки правой руки.
«Три брата» все пальцы на струнах как в канатоходцах, и ударяют по очереди.
Теперь перейдем непосредственно к пальцевой технике. Мы будем говорить о
Двухпальцевой техники, которая доминирует в исполнительских школах Европы и
основана на отработке мелкой техники – активной подвижности пальцев i-m.
Освоение которой в дальнейшем мы будем использовать в гаммах, этюдах и
различных пассажах.
И конечно при работе над звуком нужно неустанно, требовательно следить за
процессом формирования гитарного звука через слух и эмоциональную отзывчивость
ученика.
Ваня скажи чем должен уметь пользоваться гитарист во время игры и на что нужно
обращать внимание при работе над пальцевой техникой? Помогай мне и запоминай:
1.
Выбор приемов звукоизвлечения.( апояндо и тирандо)
2.
Слуховой контроль и самооценка собственных игровых действий.
Этим навыкам нужно долго и упорно учиться, нужно время, чтобы почувствовать и
привыкнуть к этому. Как раз сегодня мы этим и займемся.
Мы продемонстрируем основные упражнения, помогающие освоить пальцевую
технику I, m.
Начнем с упражнений М.Каркасси. эти упражнения хорошо развивают технику i
m а также работу большого пальца. Играть эти упражнения можно разными
способами, ставя разные задачи. Начинаем конечно с простого. (демонстрация ) Когда
ученик запомнил ноты, уверенно чередует пальцы, переходим к разным способам.
Крещенно при движении вверх и димидуэндо при движении вниз. Потом наоборот.
Большой палец Тирандо, а потом Апояно. Далее играем дуолями, опора на первую
долю.
Следующее упражнение. (тоже демонстрация.) кроме освоении техники i, m как вы
видите, мы развиваем растяжку и укрепляем пальцы левой руки особенно мизинец.
Также можно отрабатывать легатто когда хорошо усвоена пальцевая техника .
Следующее упражнение также способствует растяжке пальцев и укрепляет левую
руку.
Ст.43-45.(школа игры М.каркасси)
Э.Пухоль Упр. «Назойливый комар» Тут уже сложнее надо не только менять пальцы
строго i, m но и менять пальцы левой руки что требует от учащегося большего
внимания. Но при условии что он освоил предыдущие упражнения он правильно
освоит и это.
Упр.«Пчела»
Упр.65. К нему стоит переходить хорошо освоив простые упражнения на технику i,m,
( для закрепления) так как большое внимание уделяется левой руке. Благодаря этому
упражнению пальцы уже самостоятельно чередуются, появляется свобода в правой
руке. А левая осваивает разные позиции. Это упражнение способствует также
растяжке левой руки. И когда позиции освоены, учащийся запомнил ноты, пальцы
левой можно с помощью этого упражнения отрабатывать штрихи стакатто легатто ,
пунктирный ритм и т.д.
Конечно для исполнения качественного звука ученику необходим слуховой контроль.
Поэтому все упражнения сначала исполняются в медленном темпе, с остановками. И
постепенно их играть становиться легче и легче и темп постепенно увеличивается.
Ну и в завершение урока Иван Ламтев вам сыграет Танец Иванов-Крамской
(учащийся исполняет пьесу в темпе и с динамикой)
Ваня у нас с тобой получилось продемонстрировать пользу от этих упражнений?
Ты волновался? Я думаю что, у нас все получилось.Ты сегодня молодец!
Список используемой литературы.
1.
Борис Бельский «Правая рука гитариста» Киев 2010
2.
Каркасси, М. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Кифара, 2002.
3.
Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ. (с нотным
приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск,
НМК,2003. – Ч. I. Инструментальный период.
4.
Кузин, Ю. Азбука гитариста: пособие для преподавателей ДМШ (с нотным
приложением) [Текст, ноты] / Ю. Кузин; под. ред. В. Калёнова. – Новосибирск,
НМК, 2003. – Ч.II. Инструментальный период.
5.