Автор: Шуваева Юлия Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ Д/с №398
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников во время образовательной деятельности по физической культуре
Раздел: дошкольное образование
Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников во время
образовательной деятельности по физической культуре.
Ориентировка
в
пространстве
–
это
умение
человека
представлять
себе
пространственное
отношение
предметов
(размер,
форма,
месторасположение,
оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими
предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в
движении.
При
формировании
у
детей
дошкольного
возраста
ориентировки
в
пространстве немаловажную роль играет двигательная деятельность, физические
упражнения.
Выполнение
физических
упражнений
включает
т акие
пространственные характеристики, как исходное положение, положение частей
тела
и
его
частей
во
время
выполнения
упражнения,
траекторию
движения.
Траектория
движения
–
это
путь
движущейся
части
тела
(или
предмета).
В
траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения. Направление
движения
–
одна
из
важных
характеристик,
влияющая
на
ориентировку
в
пространстве
в
целом,
т.к.
оно
определяется
по
отношению
к
собственному
туловищу или внешним ориентирам.
Большое
значение
при
формировании
направлений
в
разнообразных
движениях
имеют
общеразвивающие
упражнения,
в
том
числе
перекрестные
движения рук и ног; основные виды движений; строевые упражнения; подвижные
игры
и
игровые
упражнения;
являющиеся
основным
средством
физического
воспитания детей.
Общеразвивающие
упражнения.
В
общеразвивающих
упражнениях
пространственные
ориентировки
развиваются
достаточно
быстро,
т.
к.
здесь
одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же
время
упражнения
сопровождаются
пояснениями,
указаниями,
командами
педагога.
При выполнении упражнений происходит знакомство детей с многообразием
движений
(наклоны,
повороты,
вращения,
махи,
сгибание,
разгибание,
поднимание, опускание) и основными направлениями движений человеческого
тела и его частей: вверх-вниз; вперед-назад; вправо-влево, а так же направлением
сгибательных движений по плоскостям тела: терминами «вперед», «назад» - для
движений
в
боковой
(переднезадней)
плоскости;
«вправо»,
«влево»
-
для
движений
в
лицевой
плоскости;
«направо»,
«налево»
-
для
вращательных
движений в горизонтальной плоскости.
При
выполнении
физических
упражнений
необходимо
указывать
направление движения (действия), постоянно употребляя в речи соответствующие
предлоги
и
наречия:
«Повернитесь
налево
(направо),
поднимите
руки
вверх,
встаньте напротив и т. п.» Пояснения педагога должны способствовать не только
различению
пространственных
отношений,
но
и
раскрытию
их
смыслового
содержания (друг за другом - значит так, как строимся на гимнастику, напротив -
значит, лицом друг к другу и т.д.). Важно помнить, что не следует подменять
слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных
ориентиров («Повернитесь к окну»).
При выполнении упражнений с детьми в возрасте 3-5 лет
используется
зеркальный показ образца действий, который отменяется уже в старшей группе
после освоения ими умения ориентироваться «от другого объекта».
Эффективность выполнения любого движения увеличивается в несколько
раз,
если
оно
проводиться
в
игровой
форме.
С
этой
целью
на
физкультуре
применяются игровые приемы, упражнения имитационного характера. Иногда
достаточно использовать сюжетное, игровое название упражнения или комплекса
общеразвивающих упражнений: «Моряки», «Мельница», «Пропеллер»; «Прогулка
по лесу», «В цирке» и т.д.
Использование разнообразных предметов и пособий (гимнастические палки,
обручи,
мячи,
кубики,
кольца
и
т.д.)
при
выполнении
упражнений
создает
зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствует
лучшей
координации
движений
отдельных
частей
тела,
помогает
упражнять
детей в различении и назывании рук (например, педагог предлагает детям взять в
правую руку синий флажок, а в левую – зеленый, или в правую руку взять
длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у
них тот или иной предмет).
При формировании умения различать правую и левую стороны «на себе»
ребенку
также
можно
предоставить
и
опору
с
внешним
пространством
посредством
системы
меток:
ярких
ленточек,
бантиков
и
т.п.
Например,
предложить ребенку найти и показать, где у него сердце. Когда ребенок находит
его, то на его левое запястье можно привязать красную ленту. Это поможет ему
достаточно
быстро
запомнить,
что
слева
–
это
«там,
где
красная
лента».
Постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, внешнюю
опору можно убрать.
Основные виды движений. Немаловажную роль в формировании у ребенка
пространственных
ориентировок
выполняют
и
основные
движения:
в
пространстве
–
ориентировка
в
направлении
движений,
удаленности
от
местоположения предметов, пространственных отношений между предметами,
развитие глазомерных ориентировок; ориентировка при движении в коллективе –
нахождение
своего
места
при
перестроении
и
построении
всей
группы,
при
движении
врассыпную;
ориентировка
в
различных
изменяющихся
условиях
совместной деятельности. Все это способствует воспитанию умения учитывать
окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.
Строевые
упражнения.
Большо е
знач ение
при
ф о р м и р о в а н и и
пространственных
ориентировок
имеют
строевые
упражнения:
различные
построения
и
способы
перестроений.
В
дошкольном
возрасте
используют
следующие
построения:
врассыпную,
в
круг,
колонну,
шеренгу
и
т.п.;
перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и
т.п.),
повороты
в
разные
стороны
(направо,
налево,
кругом),
размыкания
и
смыкания,
все
передвижения
в
пространстве
(в
различных
построениях
и
врассыпную) - используются при выполнении различных физических упражнений
(во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, в подвижных и
хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).
При
различных
передвижениях
и
комбинациях
расширяется
знакомое
пространство.
В
связи
с
этим,
на
протяжении
одного
занятия
используются
разнообразные, уже знакомые, способы построения и перестроения и постепенно
вводятся новые варианты и комбинации, в том числе, за счет изменения «точки
отсчета», т.е. изменения направления движения тела и его частей относительно
самого себя и разных зрительных ориентиров (например, относительно сторон
зала).
Подвижные
игры
(и
игровые
упражнения).
Игра
позволяет
не
только
развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и
значительно их расширять. В подвижной игре происходит взаимодействие двух
компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую
предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же
время
неожиданные
изменения
в
игровой
ситуации
(в
связи
с
действиями
водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной –
мгновенной
реакции
детей
и
их
пространственной
ориентировки.
Такая
двигательная
деятельность
содействует
способности
ориентироваться
в
изменяющейся
окружающей
обстановке,
находить
выход
из
создавшегося
положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять
смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения
цели.
Например, в игре «Где правая, где левая?» (5-7 лет) играющие делятся на две
команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные
стороны.
По
команде
«Налево»
(или
«Направо»)
играющим
нужно
быстро
сориентироваться и повернуться в соответствующую сторону.
В игровом упражнении «Чья колонна быстрее построится?» (4-5 лет), детей
распределяют на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая команда
выбирает определённый предмет (кубик, кеглю, мяч). Под звуки бубна все ходят и
бегают в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - каждая группа должна
вперед остальных построиться в колонну у своего предмета. Игра проводится
несколько раз и усложнятся тем, что педагог меняет местами ориентиры для
построения.
В
игровом
упражнении
«Дотронься
до
…»
(5-7
лет), дети
произвольно
перемещаются
по
группе.
По
сигналу
взрослого:
«Дотронься
до
правой
руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)», дети должны быстро
найти эту часть тела у товарища, находящегося рядом, и дотронуться до нее.
Таким
образом,
развитие
ориентировки
в
пространстве
на
занятиях
по
физической
культуре
является
перспективным
направлением
работы,
способствующим
более
эффективному
формированию
пространственных
представлений.