Напоминание

Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников во время образовательной деятельности по физической культуре


Автор: Шуваева Юлия Олеговна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МКДОУ Д/с №398
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников во время образовательной деятельности по физической культуре
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие ориентировки в пространстве у дошкольников во время

образовательной деятельности по физической культуре.

Ориентировка

в

пространстве

это

умение

человека

представлять

себе

пространственное

отношение

предметов

(размер,

форма,

месторасположение,

оценка расстояний, движение) относительно собственного тела и между самими

предметами, а также людьми, сторонами горизонта, как в «точке стояния», так и в

движении.

При

формировании

у

детей

дошкольного

возраста

ориентировки

в

пространстве немаловажную роль играет двигательная деятельность, физические

упражнения.

Выполнение

физических

упражнений

включает

т акие

пространственные характеристики, как исходное положение, положение частей

тела

и

его

частей

во

время

выполнения

упражнения,

траекторию

движения.

Траектория

движения

это

путь

движущейся

части

тела

(или

предмета).

В

траектории выделяют: форму, направление и амплитуду движения. Направление

движения

одна

из

важных

характеристик,

влияющая

на

ориентировку

в

пространстве

в

целом,

т.к.

оно

определяется

по

отношению

к

собственному

туловищу или внешним ориентирам.

Большое

значение

при

формировании

направлений

в

разнообразных

движениях

имеют

общеразвивающие

упражнения,

в

том

числе

перекрестные

движения рук и ног; основные виды движений; строевые упражнения; подвижные

игры

и

игровые

упражнения;

являющиеся

основным

средством

физического

воспитания детей.

Общеразвивающие

упражнения.

В

общеразвивающих

упражнениях

пространственные

ориентировки

развиваются

достаточно

быстро,

т.

к.

здесь

одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же

время

упражнения

сопровождаются

пояснениями,

указаниями,

командами

педагога.

При выполнении упражнений происходит знакомство детей с многообразием

движений

(наклоны,

повороты,

вращения,

махи,

сгибание,

разгибание,

поднимание, опускание) и основными направлениями движений человеческого

тела и его частей: вверх-вниз; вперед-назад; вправо-влево, а так же направлением

сгибательных движений по плоскостям тела: терминами «вперед», «назад» - для

движений

в

боковой

(переднезадней)

плоскости;

«вправо»,

«влево»

-

для

движений

в

лицевой

плоскости;

«направо»,

«налево»

-

для

вращательных

движений в горизонтальной плоскости.

При

выполнении

физических

упражнений

необходимо

указывать

направление движения (действия), постоянно употребляя в речи соответствующие

предлоги

и

наречия:

«Повернитесь

налево

(направо),

поднимите

руки

вверх,

встаньте напротив и т. п.» Пояснения педагога должны способствовать не только

различению

пространственных

отношений,

но

и

раскрытию

их

смыслового

содержания (друг за другом - значит так, как строимся на гимнастику, напротив -

значит, лицом друг к другу и т.д.). Важно помнить, что не следует подменять

слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных

ориентиров («Повернитесь к окну»).

При выполнении упражнений с детьми в возрасте 3-5 лет

используется

зеркальный показ образца действий, который отменяется уже в старшей группе

после освоения ими умения ориентироваться «от другого объекта».

Эффективность выполнения любого движения увеличивается в несколько

раз,

если

оно

проводиться

в

игровой

форме.

С

этой

целью

на

физкультуре

применяются игровые приемы, упражнения имитационного характера. Иногда

достаточно использовать сюжетное, игровое название упражнения или комплекса

общеразвивающих упражнений: «Моряки», «Мельница», «Пропеллер»; «Прогулка

по лесу», «В цирке» и т.д.

Использование разнообразных предметов и пособий (гимнастические палки,

обручи,

мячи,

кубики,

кольца

и

т.д.)

при

выполнении

упражнений

создает

зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствует

лучшей

координации

движений

отдельных

частей

тела,

помогает

упражнять

детей в различении и назывании рук (например, педагог предлагает детям взять в

правую руку синий флажок, а в левую – зеленый, или в правую руку взять

длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у

них тот или иной предмет).

При формировании умения различать правую и левую стороны «на себе»

ребенку

также

можно

предоставить

и

опору

с

внешним

пространством

посредством

системы

меток:

ярких

ленточек,

бантиков

и

т.п.

Например,

предложить ребенку найти и показать, где у него сердце. Когда ребенок находит

его, то на его левое запястье можно привязать красную ленту. Это поможет ему

достаточно

быстро

запомнить,

что

слева

это

«там,

где

красная

лента».

Постепенно, с усвоением речевых обозначений правой и левой руки, внешнюю

опору можно убрать.

Основные виды движений. Немаловажную роль в формировании у ребенка

пространственных

ориентировок

выполняют

и

основные

движения:

в

пространстве

ориентировка

в

направлении

движений,

удаленности

от

местоположения предметов, пространственных отношений между предметами,

развитие глазомерных ориентировок; ориентировка при движении в коллективе –

нахождение

своего

места

при

перестроении

и

построении

всей

группы,

при

движении

врассыпную;

ориентировка

в

различных

изменяющихся

условиях

совместной деятельности. Все это способствует воспитанию умения учитывать

окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Строевые

упражнения.

Большо е

знач ение

при

ф о р м и р о в а н и и

пространственных

ориентировок

имеют

строевые

упражнения:

различные

построения

и

способы

перестроений.

В

дошкольном

возрасте

используют

следующие

построения:

врассыпную,

в

круг,

колонну,

шеренгу

и

т.п.;

перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и

т.п.),

повороты

в

разные

стороны

(направо,

налево,

кругом),

размыкания

и

смыкания,

все

передвижения

в

пространстве

различных

построениях

и

врассыпную) - используются при выполнении различных физических упражнений

(во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, в подвижных и

хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

При

различных

передвижениях

и

комбинациях

расширяется

знакомое

пространство.

В

связи

с

этим,

на

протяжении

одного

занятия

используются

разнообразные, уже знакомые, способы построения и перестроения и постепенно

вводятся новые варианты и комбинации, в том числе, за счет изменения «точки

отсчета», т.е. изменения направления движения тела и его частей относительно

самого себя и разных зрительных ориентиров (например, относительно сторон

зала).

Подвижные

игры

игровые

упражнения).

Игра

позволяет

не

только

развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и

значительно их расширять. В подвижной игре происходит взаимодействие двух

компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую

предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же

время

неожиданные

изменения

в

игровой

ситуации

связи

с

действиями

водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной –

мгновенной

реакции

детей

и

их

пространственной

ориентировки.

Такая

двигательная

деятельность

содействует

способности

ориентироваться

в

изменяющейся

окружающей

обстановке,

находить

выход

из

создавшегося

положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять

смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения

цели.

Например, в игре «Где правая, где левая?» (5-7 лет) играющие делятся на две

команды и выстраиваются в два ряда. По сигналу идут в противоположные

стороны.

По

команде

«Налево»

(или

«Направо»)

играющим

нужно

быстро

сориентироваться и повернуться в соответствующую сторону.

В игровом упражнении «Чья колонна быстрее построится?» (4-5 лет), детей

распределяют на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая команда

выбирает определённый предмет (кубик, кеглю, мяч). Под звуки бубна все ходят и

бегают в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - каждая группа должна

вперед остальных построиться в колонну у своего предмета. Игра проводится

несколько раз и усложнятся тем, что педагог меняет местами ориентиры для

построения.

В

игровом

упражнении

«Дотронься

до

…»

(5-7

лет), дети

произвольно

перемещаются

по

группе.

По

сигналу

взрослого:

«Дотронься

до

правой

руки (левой руки, правого уха, правого колена и т. п.)», дети должны быстро

найти эту часть тела у товарища, находящегося рядом, и дотронуться до нее.

Таким

образом,

развитие

ориентировки

в

пространстве

на

занятиях

по

физической

культуре

является

перспективным

направлением

работы,

способствующим

более

эффективному

формированию

пространственных

представлений.



В раздел образования