Автор: Коваль Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Владимировка,Хворостянский район
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Организация работы с родителями законными представителями детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.
ГБОУ СОШ с.Владимировка,
Хворостянский район,
Самарская область.
Коваль Елена Николаевна
учитель начальных классов
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет
важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Основная социальная
функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. В
особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией
для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в
семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной
глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются
в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой
ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых,
родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания
больного ребенка на свои плечи. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум,
а социуму трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется
достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром
сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности
в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и
трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Были выявлены
основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями
здоровья. 1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают
круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ
ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации
ребёнка. 2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом
самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены
излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы,
требуют повышенного внимания. 3 . Родители ошибочно считают себя виновными в
состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения»,
которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о
безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков
внимания, 5.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не
позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка
дома. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где
воспитываются дети с ОВЗ, определена общую цель психологопедагогической работы с
родителями таких детей: воспитания ребенка с ОВЗ, помощь семьям по социальной
адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. 4 Для решения данной цели в работе
поставлены ряд задач: 1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с
ребёнком; 2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и
психологии развития; 3. сформировать адекватную самооценку. Развитие ребенка с
ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных
контактов, постоянного общения с различными людьми. Максимально возможного уровня
развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним
относятся: - раннее начало коррекционной работы, - благоприятная семейная обстановка, -
взаимодействие школы с семьей, - медицинское сопровождение. Психолого-
педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство
родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные
мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту,
заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в
школе и семье.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта.
На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.
3. Составление программ индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В
данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный
маршрут каждого ребёнка.
4. Составление плана работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.
5. Обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями.
6. Повышение педагогической компетентности родителей в области психической и
познавательной сфер развития ребенка.
Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
1. Беседы: коллективные и индивидуальные. Консультации: Данные формы работы
преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития
ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.
Важным звеном является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с
ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
Информирования родителей об успехах их детей через электронную систему
«Дневник.ру»..
1. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической
гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной
родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д.
Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных
ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые
личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме
того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с
другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям
ощущение того, что «они не одиноки
2. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
3. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Родители в ходе занятий
знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего
ребенка, ищут совместно пути выхода. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов
занятий в школе, праздников. Педагог, принимая учеников с ОВЗ, как любых других детей
в классе, выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его
окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или
его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают
огромную работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей с
ОВЗ, и участвуют в ее реализации. Именно в условиях партнерских отношений между
участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный
маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья. Будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он
социализирован, адаптирован в обществе. Школа вместе с семьей должны сделать все
возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на
себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.