Напоминание

Организация работы с родителями законными представителями детей с ОВЗ


Автор: Коваль Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Владимировка,Хворостянский район
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: Организация работы с родителями законными представителями детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование





Назад




Организация работы с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ.

ГБОУ СОШ с.Владимировка,

Хворостянский район,

Самарская область.

Коваль Елена Николаевна

учитель начальных классов

Семья является важнейшей ценностью для развития каждого человека. Она играет

важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений. Основная социальная

функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. В

особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными

возможностями здоровья. Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией

для семьи. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в

семье. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной

глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются

в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой

ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых,

родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания

больного ребенка на свои плечи. В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум,

а социуму трудно его принять. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется

достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром

сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности

в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и

трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Были выявлены

основные проблемы, возникающие в семьях с детьми с ограниченными возможностями

здоровья. 1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают

круг общения (как свой, так и ребёнка). Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ

ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации

ребёнка. 2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом

самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены

излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы,

требуют повышенного внимания. 3 . Родители ошибочно считают себя виновными в

состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения»,

которые только расстраивают ребенка. Родители постепенно приходят к выводу о

безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков

внимания, 5.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не

позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка

дома. Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где

воспитываются дети с ОВЗ, определена общую цель психологопедагогической работы с

родителями таких детей: воспитания ребенка с ОВЗ, помощь семьям по социальной

адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. 4 Для решения данной цели в работе

поставлены ряд задач: 1. научить родителей эффективным способам взаимодействия с

ребёнком; 2. вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и

психологии развития; 3. сформировать адекватную самооценку. Развитие ребенка с

ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных

контактов, постоянного общения с различными людьми. Максимально возможного уровня

развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним

относятся: - раннее начало коррекционной работы, - благоприятная семейная обстановка, -

взаимодействие школы с семьей, - медицинское сопровождение. Психолого-

педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.

1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство

родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные

мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту,

заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в

школе и семье.

2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта.

На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы школы с семьёй.

3. Составление программ индивидуального сопровождения для каждого ребёнка с ОВЗ. В

данной программе специалистами определяется индивидуальный образовательный

маршрут каждого ребёнка.

4. Составление плана работы педагогов с родителями детей с ОВЗ.

5. Обмен опытом воспитания детей с ОВЗ между семьями.

6. Повышение педагогической компетентности родителей в области психической и

познавательной сфер развития ребенка.

Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.

1. Беседы: коллективные и индивидуальные. Консультации: Данные формы работы

преследуют цель информирования родителей об этапах психологического развития

ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье.

Важным звеном является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с

ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Информирования родителей об успехах их детей через электронную систему

«Дневник.ру»..

1. Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической

гостиной». В ходе тренинга решаются многие задачи. Это и выработка активной

родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников и т.д.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных

ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые

личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме

того, во время таких встреч родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с

другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям

ощущение того, что «они не одиноки

2. Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.

3. Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений. Родители в ходе занятий

знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего

ребенка, ищут совместно пути выхода. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов

занятий в школе, праздников. Педагог, принимая учеников с ОВЗ, как любых других детей

в классе, выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его

окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или

его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают

огромную работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей с

ОВЗ, и участвуют в ее реализации. Именно в условиях партнерских отношений между

участниками образовательного процесса и родителями можно определить правильный

маршрут коррекционного воздействия для каждого ребенка с ограниченными

возможностями здоровья. Будущее ребенка с ОВЗ во многом зависит от того, насколько он

социализирован, адаптирован в обществе. Школа вместе с семьей должны сделать все

возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на

себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.



В раздел образования