Автор: Гребенников Алексей Анатольевич
Должность: мастер п-о
Учебное заведение: ГБПОУ "Профессиональное училище № 44"
Населённый пункт: г Николаевск,
Наименование материала: статья
Тема: Структура уроков учебной практики производственного обучения
Раздел: среднее профессиональное
«Структура уроков учебной практики (производственного обучения)»
Выполнил: мастер производственного обучения Гребенников А.А.
Урок
учебной
практики
в
соответствии
с
темой
и
целями
имеет
свою
последовательность
и
делится
на
различные
структурные
этапы
(части),
а
каждый
структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
Рассматривая структуру занятия следует отметить, что урок состоит не из отдельных
обособленных
этапов
(частей)
и
составных
структурных
элементов,
а
взаимосвязанных,
последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и обучающихся.
В начале выступления хочу отметить, что видов занятий учебной практики бывает несколько.
В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого
материала,
вида
учебно-производственных
работ
уроки
производственного
обучения
или
учебной практики подразделяются на следующие типы:
1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).
2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать
первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.
3. Урок по выполнению простых комплексных работ.
Комплексная цель этого типа урока – ознакомить учащихся с организацией труда,
усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию
различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.
4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).
Комплексная
цель
этого
типа
урока
–
формировать
у
учащихся
самостоятельно
планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить
качество производственных работ.
5. Урок контрольно-проверочный.
Комплексная
цель
этого
типа
урока
–
обеспечить
контроль,
проверку
прочности,
сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к
самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.
Структурными этапами (частями) занятия вне зависимости от вида урока учебной практики
является:
1.
Организационный момент,
2.
Вводный этап урока,
3.
Основной этап урока,
4.
4.
Заключительный этап урока
Организационный этап урока занимает 1-2% времени занятия и длится 5 мин.
Он заключается в выявлении отсутствующих обучающихся;
проверки внешнего рабочего вида (соответствия одежды требованиям ТБ); организации
внимания и готовности обучающихся к уроку
Вводный этап урока занимает 12-15% времени занятия, длится 35-40 мин
На этой части занятия проходит Целевая установка на урок, во время которой проводится
сообщение
темы
урока;
ознакомление
с
целями;
мотивация
деятельности
обучающихся;
объяснение характера и назначение предстоящих учебно-производственных работ
После
целевой
установки
целесообразно
провести Актуализацию знаний и опыта
обучающихся, которая заключается в:
Проверке знаний обучающихся по материалу специальных дисциплин; Повторению
мастером
необходимых
сведений
из
специальных
дисциплин;
Воспроизведению
обучающимися ранее освоенных способов работы (показ и выполнение трудовых приемов,
освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений);
Так
же
частью
вводного
этапа
является Формирование
ориентировочной
основы
деятельности
На данном подэтапе проходит:
инструктирование, формирование ориентировочной основы по новой теме урока
(показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно -
технологических карт);
объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
рассмотрение типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и
устранения;
Организация рабочего места и закрепление требований ТБ;
Проверка усвоения материала (вводного инструктажа), пробные выполнения
обучающимися показанных мастером новых трудовых приемов;
Выдача обучающимся заданий, распределение их по рабочим местам, сообщение
норм времени и критериев оценивания.
Основной этап урока занимает 70-85% времени занятия и длится 5 часов.
Деятельность обучающихся во время этого этапа состоит из:
Выполнения
упражнений,
самостоятельной
работы,
формирования
новых
трудовых приемов, умений, способов работы;
Самоконтроля
техпроцесса,
технических
требований,
требований
техники
безопасности;
А
также
самостоятельной
работы,
выполнения
учебно-
производственных
заданий самостоятельно, но под контролем мастера п.о.
Деятельность мастера во время этого этапа заключается в:
мотивации обучающихся по видам учебно-производственных работ;
наблюдении и целевых обходах;
коллективном и индивидуальном инструктировании;
закреплении с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению
операции или производственной работы;
приемке результатов работы;
в оценивании;
Определении дополнительных заданий сильным обучающимся
И
последний, Заключительный этап урока (занимает 5-6% времени), на этом этапе
проходит:
сообщение о достижении целей урока;
анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых
операций
разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
анализ выполнения ТБ, норм времени;
сообщение оценок;
сообщение темы следующего урока;
объяснение домашнего задания;
уборка рабочих мест
В
заключении
хочется
отметить,
что
мастер
п/о
при
подготовке
к
уроку
должен
руководствоваться следующими структурными требованиями:
структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;
должна
быть
связь
между
структурными
элементами
занятия,
длительность
каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;
не следует перегружать занятие второстепенными структурными элементами;
структура урока должна быть гибкой для того, чтобы можно было использовать
различные
варианты
структурных
элементов
в
зависимости
от
реальных
условий
их
проведения
Спасибо за внимание!