Авторы: Семененко Лариса Юрьевна, Лариса Юрьевна Семененко
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Райчихинск, Амурская область
Наименование материала: Открытый урок по музыкальной литературе, 4 класс отделения народных инструментов
Тема: "Тембры симфонического оркестра"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
городского округа города Райчихинска
Открытый урок по музыкальной литературе
6 класс отделения народных инструментов
Тема урока: «Тембры симфонического оркестра»
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
СЕМЕНЕНКО Л.Ю.
Март 2019 г.
г. Райчихинск
Тема урока: Тембры симфонического оркестра.
Цель урока: Подтвердить с помощью исследования, что сочетание тембров разных
инструментов в симфоническом оркестре обогащает музыку разнообразными
оркестровыми красками и помогает воспринимать её намного богаче и полнее.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Урок – исследование.
Жанр урока: Тематический.
Используемые методы:
- стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности ( разъяснение,
учебные дискуссии).
- организации и осуществления учебно – познавательной деятельности ( словесные,
наглядные, проблемно – поисковые, самостоятельной работы ).
Дидактическое обеспечение урока: Компьютерная презентация, материал к практическим
заданиям.
ПЛАН УРОКА
1.Тембры.
2.История симфонического оркестра.
3.Музыкальная викторина.
4.Струнные инструменты.
5.Деревянные духовые инструменты.
6.Медные духовые инструменты.
7.Ударные инструменты.
8.Вывод.
Ход урока.
Оркестр симфонический
Вас может угостить:
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса сольются,
И тогда…
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица.
Преподаватель: Ребята, подскажите пожалуйста пропущенное слово в теме нашего
урока. (симфонический).
Да. Сегодня мы продолжим наше знакомство с симфоническим оркестром.
Звук для нашего уха – это всего лишь колебания воздуха. Значит, в этих колебаниях
содержится всё, что отделяет музыкальный звук от шума. И всё, что отличает один
музыкальный звук от другого. Окраска звука называется французским словом – тембр.
В музыке тембр ценится чрезвычайно высоко – не меньше, чем краска в живописи.
Тёплый – холодный, жёсткий – мягкий, лёгкий – тяжёлый, матовый – блестящий. Если
найдётся на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что
эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку.
Желание человека располагать в музыке большим выбором разных голосов и вызвало к
жизни многообразие музыкальных инструментов. Благодаря им музыка способна
выразить всё. Ей доступны и движение мысли, и любое чувство, и малейшие оттенки
настроения. И если что – то не может передать один инструмент, это сделает другой.
Знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия говорил: «Музыка похожа на океан, а
музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане».
А если эти острова объединить? Ведь с давних пор люди услышали разницу в звучании
инструментов. И постепенно поняли, что соединённые вместе, они открывают перед
музыкантами огромные возможности. Подобно художнику, владеющему палитрой с
красками, композитор располагает «музыкальной палитрой»голосов симфонического
оркестра.
Преподаватель: Так давайте вспомним, что же представляет собой симфонический
оркестр и что означают эти два слова?
Обучающиеся. ( говорят по – очереди ): «Орхестра» - слово древнегреческое. Так
называлась в античном мире площадка перед сценой. Здесь располагался хор, а затем
оркестранты, которые сопровождали представление музыкой.
История симфонического оркестра восходит к рубежу 16 – 17 веков, когда появились
новые жанры музыки, такие как опера, оратория и другие. К концу 18 века сложился, так
называемый, малый оркестр. Около 30 струнных инструментов, 2 флейты, 2гобоя, 2 -3
валторны и литавры. Для такого состава писали Гайдн и Моцарт. И только в творчестве
Бетховена сложился «классический» состав оркестра.
Слово «симфония» - тоже древнегреческого происхождения. И означает «созвучие»,
«согласие». Вот и называют симфоническим оркестром большой коллектив музыкантов,
играющих на различных музыкальных инструментах, стройно и согласно исполняющих
музыкальное произведение.
Преподаватель: Кто стоит во главе оркестра? ( дирижёр).
Конечно дирижёр, маэстро – великий мастер владения звуком. Это душа и мозг оркестра.
Главная его задача – заставить оркестр играть строго ритмично и слаженно. И наиболее
полно передать замысел композитора. Поэтому дирижёр – это безупречный слух, острое
чувство ритма, музыкальная память и глубокое знание свойств и возможностей
инструментов.
Я слушал музыку, следя за дирижёром.
Вокруг него сидели музыканты,
У каждого особый инструмент.
Сто тысяч звуков, миллион оттенков!
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, бровей и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал…
Всё правильно. Держать у ног стихию
И есть искусство. Браво, дирижёр!
Преподаватель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, выполнить небольшое задание.
Правильно расставить буквы, чтобы получились названия музыкальных инструментов.
( перепутаны буквы в названиях).
Скрипка – контрабас
Флейта – фагот
Валторна – туба
Барабан – литавры
( дети правильно расставили буквы).
Преподаватель: А по какому признаку эти инструменты объединились в пары? ( группы
симфонического оркестра).
Правильно. Это четыре основных группы симфонического оркестра. А все ли инструменты
каждой группы здесь представлены? ( дети называют пропущенные инструменты ).
Преподаватель: С этим заданием вы справились хорошо. А теперь следующее задание.
С болотца, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла.
Певучая добрая сказка,
По нотным тропинкам сошла.
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой.
А злого – презлого Волчищу
Валторны заменят собой.
Преподаватель: О какой сказке идёт речь? ( «Петя и Волк» ).
Музыкальная викторина. По сказке С.С.Прокофьев «Петя и Волк».
Преподаватель: Ребята, но это ведь не все инструменты симфонического оркестра. Здесь
можно встретить и арфу, и рояль, и ксилофон. Кастаньеты, треугольник и колокола тоже
здесь появляются. Никакому инструменту путь не закрыт. Лишь бы интересной и яркой
личностью инструмент себя показал, Лишь бы смог с другими инструментами найти
общий язык. А уж на какие чудеса способно симфоническое братство инструментов – это и
предстоит нам сегодня выяснить.
Ведь сегодня не простой урок, а урок исследование. И мы сегодня будем исследовать
инструменты симфонического оркестра и их возможности. Я знаю, вы готовились к нашей
исследовательской работе и самостоятельно пытались, как можно ближе познакомиться с
инструментами.
А теперь приступаем к работе. Прослушайте отрывок произведения и скажите,
инструменты какой группы оркестра вы услышите.
Звучит струнная группа симфонического оркестра из произведения Бриттена
«Путеводитель по оркестру для молодёжи». Английский композитор 20 века
Бенджамин Бриттен написал вариации на тему старинного английского
композитора Генри Пёрселла, используя голоса разных инструментов
симфонического оркестра.
Преподаватель: Кто у нас сегодня специалист по струнным инструментам, так
называемый знаток.
Обучающийся: Очень многие инструменты имеют струны, поэтому они так и называются
струнные. Звук образуется оттого, что струна приводится в равномерное колебательное
движение. Для извлечения звука, на многих струнных инструментах водят смычком.
Скрипка, альт, виолончель, контрабас – очень похожи друг на друга, но отличаются по
размеру.
Чем больше инструмент, чем длиннее его струны, тем ниже его звук. Соприкосновение
смычка со струной рождает нежный, поющий тембр скрипки, несколько приглушённый
голос альта, бархатный, благородный – виолончели и гудящий – контрабаса.
Преподаватель: Смычковые инструменты были известны уже в средние века. Скрипка –
самый распространённый струнно – смычковый инструмент. В том виде, в каком
существует она сейчас, скрипка родилась около четырёхсот лет тому назад. Из Северной
Италии она начала своё победное шествие по всему миру. Тембр скрипки тёплый,
насыщенный. Она умеет петь, как трепетный человеческий голос.
Упругих струн смычок коснулся гибкий.
И замер ты, дыханье затая.
Взволнованный и тёплый голос скрипки,
Неповторим, как голос соловья.
( Звучит музыка) Это лейтмотив Шехеразады из симфонической сюиты Римского –
Корсакова «Шехеразада». Прозвучала нежно – мечтательная, прихотливая
мелодия, соло скрипки в сопровождении арфы. А теперь вопрос для нашего
кроссворда.
Обучающийся: Прежде, чем задать вопрос для кроссворда, я расскажу легенду.
ЛЕГЕНДА: Однажды, по улице Итальянского города Кремона, шёл волшебник. И услышав
удивительные звуки, зашёл в дом. Там юноша играл на скрипке, которую только что
смастерил сам.
Волшебник сказал: « Подари мне скрипку и я исполню любое твоё желание. Юноша
захотел жить вечно.
Тогда волшебник велел ему сделать ещё девятьсот девяносто девять таких же прекрасных
инструментов. Шли годы. Мастер работал не покладая рук, но когда количество
инструментов подошло к тысяче он заболел. Тогда мастер собрал всех своих учеников и
сыновей.
Он сказал им: «А ведь волшебник выполнил своё обещание. Я отдал всю свою жизнь
инструментам. И пока они будут жить, вместе с ними буду жить и я! В них поёт моя
душа!». А теперь вопрос для кроссворда: О каком итальянском скрипичном мастере
говорится в этой легенде? ( Отвечают дети – Страдивари. Заносят слово в кроссворд ).
Преподаватель: Музыкальная загадка. Какой струнно – смычковый инструмент вы сейчас
услышите?
Звучит пьеса «Слон» из сюиты «Карнавал животных» Сен – Санса. (Контрабас).
Преподаватель: У французского композитора Сен – Санса в сюите «Карнавал животных»,
слон танцует вальс. Конечно, ни о каком изяществе не может быть и речи.
И звучание контрабаса в низком регистре превращает весь танец в музыкальную шутку.
Преподаватель: Вопрос для кроссворда. Как называется приём, когда на контрабасе или
другом струнном инструменте играют щипком?
В оркестре без оглядки на других
Трудиться контрабас привык
И в зал летит ритмично и крылато
Его рокочущее ….
( Пиццикато)
Звучат деревянные духовые инструменты из «Путеводителя по оркестру» Бриттена.
Преподаватель: Кто у нас исследует эту группу инструментов.
Обучающийся: В
состав
деревянных
духовых
инструментов
входят
флейты,
гобои,
кларнеты, фаготы. Их тембры не так схожи между собой, как у струнных. Прозрачный,
холодноватый тембр флейты и техническая подвижность, сделали её блестящей солисткой
оркестра.
Тембр гобоя насыщенный, тёплый определил роль лирического солиста в оркестре.
Кларнет,
не
уступающий
флейте
в
виртуозности,
обладает
различными
тембровыми
красками. Поэтому он исполняет и драматические, и лирические партии. А фагот, самый
низкий
по
звучанию
инструмент
группы,
отличается
красивым,
чуть
хрипловатым
тембром.н из самых
Название «духовые» точно определяет способ игры на них. Они звучат благодаря
воздуху, вдуваемому в них музыкантами и клапанам, с помощью которых меняется высота
звука. Не только тембры, но и возраст деревянных духовых инструментов различен. Здесь
и молодой кларнет, появившийся в 18 веке и флейта, один из самых древних музыкальных
инструментов, которому около четырёх тысяч лет.
Флейта, которую мы сейчас слышим в оркестре, это поперечная флейта. Для того, чтобы
флейта заиграла, надо дуть не прямо, а наискосок, чтобы воздух рассекался о край.
В средневековые времена играли на продольной флейте. Звук её мягче и более нежен,
чем у современной. Но зато он менее ярок и сила его звучания уступает поперечной
флейте.
Обучающийся: В далёком прошлом среди самых давних родственников флейты можно
встретить и крестьянскую дудочку, и пастушеский рожок, и флейту Пана, лесного божества
с рогами, козлиными копытами, бородой и хвостом.
В Древней Греции была распространена легенда об этой флейте, которая называлась
Сиринкс. Она состоит из нескольких трубок из тростника.
ЛЕГЕНДА: Когда - то Сиринкс была прекрасной девой. Влюблённый Пан, бог лесов и рощ,
преследовал её. Но густой лес укрыл убегающую от него девушку. Тогда Пан протянул руку
и думал, что поймал девушку. Но это был тростник. Оказалывается девушка превратилась
в тростник, чтобы спрятаться от чудовища. От гнева Пан срезал весь тростник и понял, что
сам же и сгубил девушку. Тогда опечаленный, он собрал все тростинки, соединил их
вместе и стал целовать свежие срезы тростника. Дыхание его проникло сквозь отверстия в
тростнике и сиринкс зазвучала.
Звучит музыка, пример. Отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика».
Преподаватель: Звучит отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика».
Орфей, древнегреческий певец, разыскивая свою жену Эвридику в царстве мёртвых,
попадая в Элизиум. Царство душ праведников. Следует призрачный танец теней, где и
звучит эта вдохновенная и горестная мелодия флейты.
Вопрос для кроссворда: Как называется флейта, которая наполовину короче обычной и
голос её резок и пронзителен?
( Пикколо).
Преподаватель: Музыкальная загадка. Звучит отрывок из симфонической сюиты Римского
– Корсакова «Шехеразада». Соло какого инструмента? (Фагот). И вопрос для кроссворда.
Почему фагот иногда называют шутником среди оркестровых инструментов? Какой штрих
у фагота звучит комично?
( Стаккато).
Звучат медные духовые инструменты из «Путеводителя по оркестру» Бриттена.
Обучающийся ( знаток): Группа медных духовых инструментов невелика по составу. Но она
сразу
же
привлекает
к
себе
внимание
праздничным
сиянием
металла,
из
которого
сделаны эти причудливо изогнутые инструменты. Одни из них напоминают рог, другие –
гигантскую улитку. Искусство трубить в рог или в раковину, было известно уже в глубокой
древности.
Но они могли издавать только один звук, да и тот не отличался красотой. Поэтому
люди стали искать другой материал и более совершенные формы инструмента, трубка
которого всё – таки оставалась бы конической.
В состав группы медных духовых инструментов входят валторны, трубы, тромбоны и
туба.
Струя воздуха, пройдя извилистый путь, выходит из раструба сильным и ровным звуком.
Тембры
этой
группы
яркие,
блестящие.
Но
валторны
могут
звучать
мягко
и
певуче.
Немецкое Waldorn ( Валдорн) – означает лесной рог. Для того, чтобы звук было слышно на
расстоянии валторну стали удлинять. Но играть на такой длинной, трёхметровой трубе
было неудобно и её стали скручивать. Валторна может передать и грустное настроение, и
торжественное, а может звучать язвительно и насмешливо.
Праправнучка охотничьего рога
Горжусь я родословною немного
Пою светло и мягко, и задорно
Надеюсь, вам понравится валторна.
Звучит музыкальный пример. Концерт Моцарта Ми бемоль мажор для валторны с
оркестром.
Преподаватель: Мы услышали жизнеутверждающее и весёлое пение валторны.
Вопрос от знатока для кроссворда: Если гобой, кларнет и фагот издают звук с помощью
особой
пластины
–
язычка,
то
у
трубы,
валторны
и
тромбона
для
извлечения
звука
используют что –то похожее на воронку. Что это?
( Мундштук).
Преподаватель: Музыкальная загадка. ( Звучат тромбон и туба из произведения Бриттена).
Дети узнают инструменты и читают стихи, которые подходят каждому инструменту.
1.Хотя тромбон и низкого регистра
Его пассажи чётки и легки
Взад и вперёд, то медленно, то быстро
Скользит кулиса, слушаясь руки.
2.тубач, играя, дышит глубоко
Звук извлекая напрягает губы
И в самом деле очень нелегко
Исторгнуть звук рокочущий из тубы.
Вопрос для кроссворда: Страна, где родилась туба в 1835 году?
Звучат ударные инструменты из произведения Бриттена.
Обучающийся (знаток): Это самые древние инструменты. Десятки тысяч лет назад человек
взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Почти все исследователи
сходятся
во
мнении,
что
инструментальная
музыка
началась
с
ритма,
а
потом
уже
возникла мелодия. Название этой группы возникло от способа извлечения звука – удара
по натянутой коже или по металлическим пластинкам, деревянным брускам.
Но во всём остальном они различаются: и формой, и величиной, материалом и
характером звучания. Делятся все ударные на две группы.
Это мембранофоны – инструменты с мембраной, натянутой кожей, по которой бьют
палочкой.
Вторая группа – это самозвучащие инструменты: тарелки, треугольник, колокольчики,
ксилофон.
Некоторые
ударные
способны
производить
только
шумы,
но
не
звуки
определённой
высоты. Например, тарелки, малый и большой барабаны. А литавры можно настроить
очень точно, но только на один звук.
У пластиночных инструментов, изготовленных из металла или дерева, каждая пластинка
настроена на один звук гаммы. Поэтому на них можно играть и мелодию. Основная задача
большого и малого барабанов – это усилить ритм.
Хоть барабан и вправду голосистый,
Но не всегда годится он в солисты.
Зато в оркестре он определённо
Желанная и важная персона.
Его звучанье гулко и чеканно,
Он полон сил и юного задора.
Ритмичные удары барабана
Мелодии надёжная опора.
Звучит музыкальный пример. Отрывок «Болеро» Равеля.
Преподаватель: Многие считают, что играть на барабане проще простого. Но в «Болеро»
Равеля малому барабану отводится главная роль. Музыкант должен выдержать единый
ритм
испанского
танца.
Постепенно
экспрессия
нарастает.
Так
и
хочется
стучать
всё
быстрее . Но это исказит замысел композитора.
Вопрос для кроссворда: Если в малый барабан бьют палочками, то чем стучат в большой
барабан.
( Колотушка).
Преподаватель: Музыкальная загадка.
Звучат литавры из произведения Бриттена.
Вопрос для кроссворда. Как называется металлический корпус у литавры? ( Котёл).
Преподаватель: Мы с вами разгадали кроссворд и исследовали основные четыре группы
симфонического оркестра. Мы привыкли к словосочетанию «музыкальный инструмент».
А давайте попробуем выразиться иначе – «инструмент музыки». Вроде то же самое, но
появился новый оттенок. Как бы ни были инструменты интересны сами по себе, они
создаются, совершенствуются и работают ради
музыки.
И пришло время выяснить, как
же меняется «музыкальная палитра», когда объединяются тембры разных инструментов в
симфоническом оркестре. Послушаем знакомое вам произведение в разном исполнении.
Звучит пьеса «Быдло» Мусоргского. Сначала в исполнении фортепиано, затем в
исполнении симфонического оркестра.
Преподаватель: Представьте себе, что вы художники и вам предстоит выбрать материал
для картин, чтобы нарисовать эти два исполнения. Это уголь и масляные краски (Дети
выбирают уголь – фортепиано, краски – оркестр).
Конечно,
как
будто
после
наброска
углём,
мы
увидели
написанную
маслом
картину.
Композитору нужно найти такое сочетание голосов оркестра, чтобы они не заглушали, а
наоборот
поддерживали
и
дополняли
друг
друга.
Например
в
«Китайском
танце»
Чайковского из балета «Щелкунчик», скачущие терции в партии фагота, сочетаясь
со
звуками
флейты
–
пикколо,
взвизгивающей
высоко
в
верхнем
регистре,
создают
комический эффект.
Звучит «Китайский танец» Чайковского из балета «Щелкунчик»
Преподаватель: А
в
симфонической
сюите
«Шехеразада»
Римского
–
Корсакова
всё
удивительное
богатство
симфонического
оркестра
помогает
увидеть
сапфировые
просторы южного моря, по волнам которого плывёт корабль Синдбада. Волнение растёт,
вся мощь оркестровых средств рисует бурю, свист ветра в мачтах, разгул волн.
Звучит тема моря из симфонической сюиты Римского – Корсакова «Шехеразада»
Преподаватель И мы приходим к выводу. Красочная палитра выразительных средств в
оркестре
разнообразна.
Здесь
и
тембровые
сочетания,
мощные
волнообразные
нарастания и спады, выразительные сольные реплики и слитные пласты звучаний. Всё это
делает симфонический оркестр наиболее совершенным и виртуозным из всех музыкально
– исполнительских коллективов. Сейчас трудно сказать по какому пути пойдёт развитие
симфонического
оркестра,
важнее
подчеркнуть
главное,
возможности
его
поистине
беспредельны и далеко ещё не исчерпаны!
Звучит оркестр – тутти из произведения Бриттена «Путеводитель по оркестру».
Преподаватель: Давайте
подведём
итог
нашему
исследованию.
Как
же
изменилась
«Музыкальная палитра» в этой, знакомой нам, теме?
Дети: Она стала ярче, сочнее, богаче, насыщеннее, выразительнее!