Автор: Алексеевцева Елена Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ дс №29 "Светлячок"
Населённый пункт: г.о.г.Кулебаки
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
С ВКЛЮЧЕНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
статью подготовила Е.В. Алексеевцева
воспитатель МБДОУ ДС №29
г. Кулебаки Нижегородской обл.
В
концепции
модернизации
российского
образования
говорится,
что
развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые
люди,
отличающиеся
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью мышления, которые смогут самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Такая
активная
позиция
предполагает
саморазвитие
личности
именно
в
деятельности,
которая
включает
в
себя
не
только
внешнюю
активность
ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
На
протяжении
всего
дошкольного
детства,
пока
ребенок
растет
и
развивается, приобретает новые знания и умения, игра остается наиболее
характерным видом его деятельности.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка
вливается
живительный
поток
представлений,
понятий
об
окружающем
мире.
Игра-это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности» - В. А. Сухомлинский.
Сюжетно
-
ролевые
игры
являются
наиболее
характерными
играми
дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно- ролевой игры является то, что ее создают сами дети,
а
их
игровая
деятельность
носит
ярко
выраженный
самостоятельный
и
творческий характер.
В игре дети имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо
другой деятельности, активность, самостоятельность. Особе место занимают
сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что
видят вокруг себя.
Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится
познавательный
интерес,
проявляющийся
в
стремлении
познать
окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных
интересов
возможно
лишь
путем
расширения
детских
представлений
об
окружающей жизни.
Игра
-
наиболее
доступный
для
детей
вид
деятельности,
способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко
проявляются
особенности
мышления
и
воображения
ребенка,
его
эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми - их,
называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники
воспроизводят
в
ролях
все
то,
что
они
видят
вокруг
себя
в
жизни
и
деятельности
взрослых.
Творческая
игра
наиболее
полно
формирует
личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека.
Потребность
ребенка
в
новых
впечатлениях
лежит
в
основе
возникновения
и
развития
неистощимой
исследовательской
деятельности,
направленной
на
познание
окружающего
мира.
Чем
разнообразнее
и
интенсивнее
поисковая
деятельность,
тем
больше
новой
информации
получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда
познания,
стремления
к
открытиям,
любознательность,
потребность
в
умственных
впечатлениях.
И
задача
воспитателя
удовлетворить
эти
потребности,
что
в
свою
очередь
приведет
к
интеллектуальному
и
эмоциональному развитию.
Дети любят экспериментировать также как играть. Это объясняется тем,
что им присуще наглядно-действенное и наглядно - образное мышление, а
экспериментирование,
как
никакой
другой
метод,
соответствует
этим
возрастным особенностям.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает,
и
усвоил,
тем
большим
количеством
элементов
действительности
он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,-
писал Лев Семенович Выготский.
Именно
исследовательская
деятельность
помогает
выпускнику
ДОУ
соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня
должен
обладать
такими
качествами
как,
любознательность,
активность.
Чтобы интересовался новым, неизвестным в окружающем мире.
Таким
образом,
экспериментальная
деятельность,
наряду
с
игровой,
является
ведущей
деятельностью
ребенка-дошкольника.
Вся
его
жизнь
пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. В
игре он творит, в игре он проявляет себя с наибольшей полнотой. Именно в
этом
случае
возможно
совмещать
воспитание,
обучение,
игру.
Играя,
экспериментирование станет интереснее и привлекательнее для детей.
В
ходе
сюжетно-ролевой
игры
с
включением
э л е м е н т о в
экспериментирования дети играя учатся учиться, делать выводы.