Напоминание

Конспект урока по химии в рамках ФГОС


Автор: Хлызова Жанна Валерьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Брянская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Кабанский район, с.Тресково
Наименование материала: Урок в 8 классе "Химические уравнения"
Тема: Конспект урока по химии в рамках ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Брянская СОШ»

Урок химии в 8-м классе «Химические уравнения»

Учитель: Хлызова Жанна Валерьевна

МБОУ «Брянская СОШ» Кабанский район, Республика Бурятия.

УМК О.С. Габриеляна.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения на основе знания закона сохранения

массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

Образовательные:

продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая

реакция»,

ввести понятие «химическое уравнение»;

научить учащихся составлять химические уравнения.

Развивающие:

продолжить развитие творческого потенциала личности учащихся через создание проблемной

ситуации, наблюдение, проведение химического эксперимента;

продолжить

развитие

умения

определять

тему,

цели

и

задачи

урока,

давать

самооценку

результатов учебной деятельности.

Воспитательная:

воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с

огнём.

Оборудование: проектор, компьютер, нетбуки, электронное приложение к учебнику.

Дидактический материал: тесты и интерактивные задания электронного приложения к учебнику,

тренажёр,

презентация

«Количественные

отношения

в

химии,

раздаточный

материал,

видеоурок

«Молярный объём».

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Ход урока

I. Мотивационный этап

Учащиеся расшифровывают закодированное высказывание древнегреческого философа Платона

«Что есть глаза для тела, то и познание для духа» (слайд №1 презентации), называют тему предыдущего

урока

и

домашнее

задание.

Затем,

дают

вербальную самооценку

степени

выполнения

домашнего

задания, используя расшифрованное высказывание.

II. Актуализация знаний

1) Обсуждение домашнего задания - задачи на закон сохранения массы веществ (слайды №2-5):

1. В пассажирский самолет перед началом рейса погрузили 200 кг продуктов (масса без упаковки).

Как изменилась масса авиалайнера после того, как в полете пассажирам предложили обед и все

продукты были съедены?

2. Красный порошок меди (6,4 г) смешали с желтым порошком серы (3,2 г) и нагрели. Получили

черный порошок, не содержащий красных крупинок меди и желтого порошка серы. Какова масса

полученного черного порошка?

3. 60 г железных опилок нагревали с 32 г порошка серы. Из получившихся темно-коричневых

кристаллов удалось с помощью магнита извлечь 4 г железа. Какова масса полученных коричневых

кристаллов?

4. Юный химик решил попробовать перегнать школьный мел. Он собрал прибор для перегонки,

поместил туда ровно 20 г мела (CaCO

3

) и сильно нагрел на газовой горелке. К его разочарованию, мел не

перегнался, а только растрескался. Из прибора не вытекло ни капли жидкости. Когда мел остыл, Юный

химик решил его взвесить и с удивлением обнаружил, что мела стало почти вдвое меньше: 11,2 г! Юный

химик понял, что открыл закон несохранения массы мела при нагревании, а заодно опроверг известный

закон сохранения массы! Юный химик немедленно сел писать письмо в Академию наук, но в это время

МБОУ «Брянская СОШ»

в лабораторию зашел учитель и объяснил Юному химику, что в конце опыта в колбе находится уже не

мел, а соединение кальция с кислородом. В доказательство учитель налил «мел» воду. «Мел» зашипел...

Объясните, куда «исчезли» 8,8 г вещества?

1) Проверочная работа (карточки):

I Вариант

1.

Расставьте

следующие

слова

в

таком

порядке,

чтобы

получилась

формулировка

закона

сохранения массы веществ.

ПРОДУКТОВ(1) РАВНА(2) ВЕЩЕСТВ(3) МАССА(4) МАССЕ(5) РЕАКЦИИ(6) ИСХОДНЫХ(7)

2. Почему масса железной окалины больше массы железа?

3. При взаимодействии 7 кг железа с серой образуется сульфид железа массой 11 кг. Сколько

килограммов серы было взято для реакции?

II Вариант

1.

Расставьте

следующие

слова

в

таком

порядке,

чтобы

получилась

формулировка

закона

сохранения массы веществ.

ИСХОДНЫХ(1) РАВНА(2) РЕАКЦИИ(3) МАССА(4) ПРОДУКТОВ(5) МАССЕ(6) ВЕЩЕСТВ(7)

2. Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины?

3.

Взяли

2,56

г

оксида

ртути,

а

после

реакции

получили

1,95

г

ртути.

Какова

масса

образовавшегося в результате реакции кислорода?

III. Открытие новых знаний

Учащиеся формулируют закон сохранения массы веществ и высказывают свои суждения о его

значении.

Приходят

к

выводу

о

том,

что

этот

закон

позволит

научиться

составлять

уравнения

химических реакций.

Химическую

реакцию

можно

записывать

с

помощью

химического

уравнения.

Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения?

Что-то уравнивают, какие-то части.

Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться

дать определение:

2Mg + О

2

= 2 MgО

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических

знаков, формул и коэффициентов.

Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого

М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в

реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».

– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.

Для

того

чтобы

хорошо

научиться

составлять

химические

уравнения,

нам

необходимо

вспомнить:

– Что такое коэффициент?

– Что такое индекс?

Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O

2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты

реакции: Al + O

2

= Al

2

O

3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем

составляю конструкцию:

Al + O

2

= Al

2

O

3

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

Al + 3O

2

= 2Al

2

O

3

6 = 6

МБОУ «Брянская СОШ»

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al

«1», а получилось «4», ищу НОК

Al + 3O

2

= 2Al

2

O

3

4 Al + 3O

2

= 2Al

2

O

3

4 = 4

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях,

учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение

задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)

Серная

кислота

+

алюминий

=

сульфат

алюминия

+

водород

Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

Zn + O

2

= ZnO;

H

2

+ O

2

= H

2

O;

Ba + O

2

= BaO;

S + O

2

= SO

2

;

Na + O

2

= Na

2

O

2

;

Fe + O

2

= Fe

3

O

4

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.



В раздел образования