Автор: Сарандова Светлана Мударисовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: г. Зеленодольск РТ
Наименование материала: сценарий лекции-концерта
Тема: Пушкин и Музыка
Раздел: дополнительное образование
Пушкин и Музыка (лекция-концерт)
Сценарий мероприятия для учащихся музыкальных школ
Цель мероприятия:
Знакомство с ролью музыки в биографии А.С. Пушкина и ролью его поэзии в развитии
русской музыкальной культуры.
Задачи:
- Воспитание любви к русской поэзии и музыке, интереса к творчеству Пушкина.
- Развитие познавательной активности.
- Развитие эстетического отношения к поэзии и музыке через развитие познавательных и
эстетических интересов.
Ход мероприятия
(Слайд №1 - портрет А.С. Пушкина.)
Ведущий: В истории мировой литературы вряд ли можно найти имя писателя или поэта,
творчество
которого
так
широко
отразилось
в
музыке,
как
творчество
Пушкина.
Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. Сюда входят оперы, романсы,
симфонические произведения, музыкальные драмы, балеты и народные песни.
Чтец: «Пушкин - неисчерпаемый родник для русской музыки» – писал А. Н. Серов. А
замечательный русский композитор А. К. Лядов говорил: «О, Пушкин, Пушкин! Вечный
лучезарный художник…Вот перед кем могу стоять на коленях!»
Ведущий: В развитии русской музыкальной культуры роль творчества Пушкина велика, а
какое же значение имело музыкальное искусство в жизни и творчестве самого поэта. Сила
воздействия музыки на Пушкина была очень велика.
(Слайд № 2 - детский портрет Пушкина)
Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо
говорить как о первом глубоком источнике музыкальных впечатлений и интересов поэта,
его живых и непосредственных откликов на искусство звука.
Чтец: Известно, что няня Пушкина Арина Родионовна не только хорошо знала множество
сказок,
поговорок,
пословиц,
былин,
но
и
пела
много
русских
песен.
Вспоминая
юношеские годы, поэт писал, обращаясь к няне:
Ты детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(Слайд № 3 - Пушкин в Царском Селе)
Ведущий: Лицейская
жизнь
Пушкина
была
наполнена
интересными
музыкальными
впечатлениями, он часто посещал царскосельский домашний театр графа Толстого, в
котором слушал оперы Россини, Фомина. С музыкой поэт соприкасается в концертных
залах музыкальных собраний, в театрах, на вечерах у друзей - музыкантов. Постепенно
формируется его музыкальный вкус, выявляются музыкальные привязанности.
(Слайд № 4 портрет Пушкина)
В
1820
году
Пушкин
был
сослан
в
ссылку
на
юг.
Возвратившись
из
ссылки,
он
с
жадностью
и
восторгом
окунается
в
мир
искусства.
Он
завсегдатай
на
концертах
в
филармоническом зале, на музыкальных вечерах у Зинаиды Волконской, дом, который
был, как писал Вяземский, «волшебный замок музыкальной феи…»
Пушкин часто бывал в Москве в Петровском (теперь Большом) театре, слушал оперы
«Волшебная флейта», «Дон Жуан» Моцарта, «Волшебный стрелок Вебера.
Ещё
в
юношеские
годы
его
стихи
были
переложены
на
музыку
лицейскими
композиторами:
Н.
Корсаковым
и
М.
Яковлевым,
постепенно
круг
музыкантов,
обращающихся к поэзии Пушкина, расширялся. При жизни поэта на его тексты писали
романсы Верстовский, Алябьев, молодой Глинка.
Ведущий: Почему же так популярны произведения А.С. Пушкина у композиторов? Не
потому ли, что он сам страстно любил музыку?
Чтец:Вспомним строки из "Каменного гостя":
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия...
Стихи его чрезвычайно музыкальны и мелодичны. Может быть, поэтому очень многих
композиторов привлекало его творчество. Около 500 сочинений великого поэта легли в
основу более трех тысяч музыкальных произведений.
Ведущий:
А
может
быть,
потому,
что
его
поэзия
обладает
удивительной
живостью,
классическим совершенством ритма, гармонической силой стихотворного звучания?
Чтец: Великий русский композитор П. И. Чайковский писал: «Пушкин силой гениального
таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область
музыки...»
Ведущий: Так что же такое стихи Александра Пушкина - поэзия или музыка? Скорее
всего, то и другое, слившиеся в единое целое, где звуки образуют картины, слова блещут
красками, вьются образами, звучат гармонично.
Чтец: «Музыкальность пушкинского стиха «почти уничтожила границы, разделяющие
поэзию от музыки» (Виссарион Белинский)
Чтец: «... В самом стихе, в его звуковой последовательности есть что-то проникающее в
самую глубь души. Это что-то и есть музыка». (П.И. Чайковский)
Ведущий: Так может быть, правильнее будет сказать «Музыка Пушкина»? Да, именно
музыка
Пушкина!
И
тогда
становится
ясно,
почему
поэт
был
вдохновителем
и
неизменным спутником на дорогах творческого искания для великой плеяды русских
композиторов - Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова.
Поэзия
Пушкина
каждого
композитора
захватывала
по-своему.
Но
если
говорить
о
романсах, то Глинку стоит вспомнить прежде других.
(Слайд №5 - М.Глинка)
Возможно,
оттого,
что
в
лирике
поэта
и
в
музыкальном
творчестве
Глинки
много
родственного.
Мы
можем
увидеть
совпадение
мироощущения.
Это
сказывается
в
тяготении к светлым, возвышенным образам. У Пушкина и Глинки горе никогда не бывает
надрывным, радость - безоблачной, любовь — спокойной. Естественно, что два таких
известных
и
близких
по
мироощущению
человека
не
могли
не
встретиться.
И,
действительно, они и часто бывали в одном и том же обществе.
Чтец:
Глинка
вспоминал
позднее
о
субботах
Жуковского:
"...
у
него
еженедельно
собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов и вообще людей,
доступных
изящному...
А.
С
Пушкин,
князь
Вяземский,
Гоголь
были
постоянными
посетителями. Гоголь при мне читал свою "Женитьбу"... Иногда вместо чтения пели,
играли на фортепиано, бывали иногда и барышни, но которые были доступны изящным
искусствам".
Ведущий: Пушкин и Глинка встречались и у Дельвигов, Олениных, у М. Яковлева, у
сестры Пушкина - Ольги Павлищевой.
Чтец: Из
воспоминаний
Глинки:
«...Около
этого
же
времени
я
часто
видался
с
известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным … и пользовался его
знакомством до самой его кончины».
Ведущий: Молодой композитор и известный поэт не только вращались в одном обществе,
не только общались друг с другом, но и оказывали влияние на творчество друг друга.
Как-то Грибоедов сообщил Глинке тему грузинской песни. Мелодия так понравилась А.С.
Пушкину, что он пишет на музыку стихи "Не пой, волшебница, при мне". Это было в 1828
году. Первая редакция романса не была опубликована. Готовя заключительную редакцию
романса, Глинка заменил слова "волшебница" на более удачное "красавица".
(Слайд №6 Не пой, красавица)
(Звучит романс М. Глинки "Не пой, красавица, при мне)
Ведущий:
Многие
романсы
Глинки
вызывались
к
жизни
сильными
впечатлениями.
Будучи натурой страстной, легко увлекающейся как, кстати, и А.С. Пушкин, он часто
испытывал
чувства
восхищения,
радости
и
это
воплощалось
иногда
в
прекрасных
творениях его музы. Так родился один из лучших романсов Глинки "В крови горит огонь
желанья". Он был посвящен Каролине Колковской - ученице театрального училища. По
просьбе директора императорских театров Глинка стал учить пению четырех лучших
воспитанниц театральной школы.
Чтец: Из воспоминаний Глинки: "Все они были хорошенькие, между ними была также
известная в то время красавица Степанова. Но не она, а другая воспитанница, не столько
красивая , мало-помалу разбудила поэтическое чувство в душе моей".
Ведущий: Все звали ее Линочкою. Глинка шутил: "Она - Линочка, а я - Глиночка". Романс,
написанный на стихи Пушкина Глинка посвящает ей.
Чтец: Глинка писал: "Этот романс написал я 20 или 21 мая того же 1838 года … и послал
его в письме к Нестору Кукольнику для доставления бывшей ученице моей, о которой
сохранил
еще
живое
воспоминание.
К
этой
музыке
подобраны
впоследствии
слова
Пушкина"...
Ведущий: Глинка сам часто пел этот романс с большим чувством.
(Звучит романс М. Глинки "В крови горит огонь желанья")
Ведущий: Пушкин
часто
влюблялся,
часто
без
взаимности,
но
и
эти
мучительные
переживания претворялись в чудесные стихи - «Я вас любил, любовь еще быть может в
душе моей угасла не совсем…».
Кому посвящено стихотворение, написанное в 20-е годы, и с кем прощался поэт? На эти
вопросы точного ответа нет. Но что это прощание волнует сердца миллионов – никто не
спорит.
(Слайд № 7 - портрет Олениной)
Есть мнение, что посвящено оно Анне Алексеевне Олениной. Анна Алексеевна была
дочерью
президента
Академии
художеств
и
директора
императорской
публичной
библиотеки Алексея Николаевича Оленина. Их дом считался интеллектуальным салоном
Петербурга. В нем бывали Иван Крылов и Александр Грибоедов, Василий Жуковский и
Николай Гнедич, многие будущие декабристы. Как и подобает дочери аристократа, она
получила прекрасное образование, хорошо пела, сама писала музыку на стихи поэта
Кондратия Рылеева. Пушкин знал Аннет, когда она была ещё девочкой 11 лет. В 1827 году,
когда Анне Алексеевне исполнилось 18 лет, она появилась в свете. Поэт увлёкся ею
быстро и мучительно.
Чтец: В мае были написаны самые прекрасные стихи «Её глаза».
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!...
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
Ведущий: Влюбленный поэт, уверенный во взаимности, предложил ей руку и сердце, но
получил решительный отказ. Перед тем как навсегда покинуть гостеприимный дом,
который так и не стал родным, Пушкин записал в альбом Аннет несколько строчек:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
(Звучит романс Б. Шереметьева «Я вас любил...»)
Ведущий: Многие композиторы обращались к этому стихотворению. Сейчас мы услышим
этот романс, написанный А. Варламовым.
(Звучит романс А. Варламова «Я вас любил...»)
(Слайд №8 - портрет А. Керн)
Ведущий: Еще более полное слияние стихов и музыки присутствует в другом романсе на
стихи А.С. Пушкина. Это стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн, с которой
познакомился в 1819году и которой был увлечен до такой степени, что выскочил неодетым
на мороз, чтобы проводить ее. После этого бала Пушкин не встречался больше с Анной
Керн и в 1825 году, в Михайловском, он был приятно удивлен, встретив ее, такую же
красивую и обаятельную. Затухшее чувство пробуждается вновь в сердце поэта. Они
много времени проводят вместе. Пушкин читает в Тригорском своих "Цыган", Стремясь
выразить свою признательность поэту, Анна Петровна поет для него "Венецианскую ночь"
Глинки.
(Слайд №9 - Пушкин в Михайловском)
Глубокой
ночью
Пушкин
сидел
за
своим
столом,
рядом
лежал
цветок
гелиотропа,
сорванный Анною. Горела свеча. На листок бумаги ложились строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Ведущий:
Утром Анна Керн уезжала, Пушкин подарил ей вышедшую тогда первую
главу
«Евгения
Онегина».
Между
неразрезанными
страницами
лежал
листок
с
написанным ночью стихотворением.
(Слайд №10 портрет А Керн)
(Звучит романс М. Глинки "Я помню чудное мгновенье")
Ведущий: Знакомство Пушкина и Глинки продолжалось около 20 лет. За это время Глинка
создал 10 романсов на стихи поэта. В своих звуках он раскрыл эмоциональное богатство
пушкинских стихов, наполнил их высшей простотой, позволил слушателям разделить свои
думы,
чувства,
переживания.
В
1824
году
в
"Полярной
звезде"
было
опубликовано
стихотворение А.С. Пушкина "Адели", которое, по всей видимости обращено к Адели
Давыдовой, девочке 14 лет. Это легкое, шутливое жизненное напутствие. Глинка пишет
музыку к этому стихотворению. Как всегда, композитор прекрасно уловил настроение
поэта и передал его в легкой, даже изящной музыкальной форме.
(Слайд № 11 - портрет А.Давыдовой)
(Звучит
романс М. Глинки "Адели")
Ведущий: Через испанские стихотворения Пушкина в русскую музыку вошли образы
Испании - «Я здесь, Инезилья» (1834) и «Ночной зефир» (1838).
(Слайд № 12 - Испанец)
Романс, написанный в стиле испанской серенады - «Я здесь Инезилья». Издан Пушкиным
вместе с нотами М. И. Глинки, сочинившего музыку на эти стихи. Написано за месяц до
«Каменного гостя», под впечатлением чтения английского поэта Барри Корнуолла. Первый
стих романса Пушкина воспроизводит первый стих «Серенады» Корнуолла.
Самой
оригинальной
чертой
романса «Я
здесь,
Инезилья»
является
стремление
к
драматизации
песенной
формы.
В
традиционных
рамках
романса-серенады
Глинка
создает
целую
сценку
из
испанской
жизни,
полную
живого
движения,
смены
противоречивых чувств.
(Слайд № 13 - Венеция)
(Звучит романс М. Глинки «Я здесь, Инезилья»)
Романс «Ночной зефир», имеющий сходную композицию с «Инезильей», относится все же
к иному типу. Это скорее романс-картина. Многие композиторы обращались к этому
стихотворению. Вы услышите романс, написанный Василием Титовым.
(Слайд №14 - «Испанка», худ. Д. Берджесс
(Звучит романс А. Даргомыжского «Ночной зефир»)
(Слайд №15 - Портрет Ц. Кюи)
Ведущий: Не каждый композитор мог претворить в музыке самые тонкие образные сферы
русской поэзии. Однако Цезарь Кюи, русский композитор, живущий почти на сто лет
позже Пушкина смог добиться органического единства стихотворного текста и музыки,
сочиняя вокальные миниатюры, национальные по духу и музыкальному языку. К 100-
летнему
юбилею
А.С.
Пушкина,
он
написал
вокальный
цикл
«Двадцать
пять
стихотворений
Пушкина»
для
голоса
с
фортепиано.
Это
было
несомненной
удачей
композитора.
(Слайд №16 - Царскосельская статуя)
Стихотворение посвящено бронзовой статуе «Молочница» (на тему басни Лафонтена
«Молочница
и
кувшин»,
скульптор П.
П.
Соколов)
в
Царскосельском
парке,
изображающей
девушку
над
разбитым
кувшином,
из
которого
льётся
неиссякаемый
источник.
(Слайд №17 - Царскосельская статуя)
Чтец: Известный критик И.В. Липаев писал: «Во всех романсах соблюдена подлинность
стиха, они красивы, просты, невелики объемом, текст слит с музыкою...»
(Звучит романс Ц. Кюи «Царскосельская статуя»)
(Слайд №18 - П.Чайковский)
Ведущий.
Не
только
стихи
А.С.
Пушкина
обращали
на
себя
внимание
русских
музыкантов. Его романы, повести в стихах служили исходным материалом для создания
крупных музыкальных произведений - опер. Вспомним «Руслана и Людмилу» Глинки,
«Золотого петушка» Римского-Корсакова, «Каменного гостя» Даргомыжского. А П. И.
Чайковский, восхищаясь непринужденностью, с какой Пушкин описывал жизнь своих
героев в романе «Евгений Онегин», отметил, что поэту удалось запечатлеть не только
черты
своего
века,
но
и
основные
свойства
русского
характера.
Творческой
мысли
Чайковского оказались близки лирико-философская и лирико-бытовая темы произведений
Пушкина. Он создает оперу «Евгений Онегин».
(Слайд № 19 - Онегин)
Чтец: Из письма Чайковского: «Какая бездна поэзии в «Онегине»! Я не заблуждаюсь, я
знаю,
что
сценических
эффектов
и
движения
будет
мало
в
этой
опере.
Но
общая
поэтичность, простота сюжета, в соединении с гениальным текстом, заменяют с лихвой
эти недостатки».
(Слайд №20 - Сцена письма)
Звучит сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин»
(Слайд №21 - Пиковая дама)
Ведущий: А позже, в невероятно короткий срок (в эскизах - за 22 дня, а полностью, с
партитурой и клавиром - за 4 месяца десять дней) Чайковский создает «Пиковую даму»,
оперу,
которая
с
особой
силой
выразила
существенные
черты
сложной
эпохи,
с
ее
противоречиями и трагическим пафосом.
Чтец: Из письма Чайковского: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо
перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время
боялся появления призрака «Пиковой дамы») и, надеюсь, что все мои авторские восторги,
волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».
(Слайд №22, 23 - дуэт Лизы и Полины)
(Звучит дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама»)
(Слайд №24 – А. Пушкин)
Ведущий: Поэзия А. С. Пушкина звучала и в музыке второй половины 19 века в опере
«Русалка» А. Даргомыжского, опере «Борис Годунов» М. Мусоргского, операх «Сказка о
царе Салтане», «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, операх «Евгений Онегин»,
«Пиковая дама» П. Чайковского, опере «Алеко» С. Рахманинова.
Композиторы 20 века, оценивая наследие великого Пушкина, его патриотизм, яркую
национальную окраску, богатство русского языка, создали более 500 романсов большое
количество опер, балетов, музыки к спектаклям и кинофильмам. Среди композиторов
можно назвать такие имена как Глиэр, Прокофьев, Шостакович, Свиридов.
Не только пушкинская поэзия, но и музыка, навеянная его гением, подтверждает вечность
пушкинского завета.
(Звучит «Романс» Г. Свиридова)
Чтец: Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла.
Кто волновать умел людей сердца
И в них будил стремленье к идеалу. (А. Плещеев)