Авторы: Людмила Владимировна Скопцова, Ирина Олеговна Грядина
Должность: преподаватель опд, преподаватель опд
Учебное заведение: ГБПОУ СОМК г. Екатеринбург, Свердловская область
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Организация самостоятельной подготовки в системе СПО для очной формы обучения.
Раздел: среднее профессиональное
Тема: Организация самостоятельной работы в системе СПО для очной формы обучения.
Авторы статьи: преподаватель первой категории Скопцова Л.В.,
преподаватель первой категории Грядина И.О.
Значимую роль в организации учебного процесса в СПО, в образовании фармацевта
играет внеаудиторная самостоятельная работа (далее используется сокращение ВСР)
студентов, и для того чтобы фармацевты были успешными и востребованными на
современном рынке труда, педагог должен научить студента самостоятельности.
Профессионального, квалифицированного и грамотного будущего фармацевта можно
сформировать, если это целеустремленная, активная и ответственная личность. Такую
личность помогает формировать самостоятельная работа студента, которая способствует
развитию инициативы, самореализации, развитию работы без посторонней поддержки, то
есть самостоятельности. Суть самостоятельной работы кратко можно сформулировать в
следующих словах: максимум эффективности при минимальных затратах времени,
средств, сил.
Существенный элемент при подготовке будущего фармацевта является ВСР. Это
основа в становлении самостоятельности, без которой никак не способен состояться
квалифицированный специалист. Самостоятельная подготовка помогает студенту
смоделировать свою работу без преподавателей, но в которой будет работодатель
оценивающий самостоятельность, дисциплинированность и умение работать с людьми.
Все эти качества необходимо прививать в течение всего обучения в колледже.
Индивидуальные самостоятельные внеаудиторные занятия студентов – это особая форма
организации обучения, как логическое продолжение аудиторных занятий и проводится
согласно заданию педагога, который мотивирует их, объясняет ход выполнения заданий,
также определяет сроки его исполнения. Порядок, а также последовательность
выполнения действий подбирает непосредственно обучающийся в зависимости от
собственных возможностей и конкретных условий. Это потребует от него не только
интеллектуальных умений, самоорганизации, организации времени, а также умения
применять различные средства информации для поиска необходимых знаний. Значимость
этого вида учебной деятельности повышается в современных условиях, которые
позволяют реализовать, а также формировать у студентов непрерывность к
самообразованию. Для результативной организации такой формы деятельности
необходимо создавать учебно-методичные комплексы, методические разработки, которые
содержат описание основных видов работ, а также указания для их выполнения.
Организация ВСР студентов может преследовать несколько целей: закрепление
пройденного материала, расширение, систематизация полученных знаний,
самостоятельное изучение нового учебного материала, формирование независимой
умственной деятельности и развитие автономного мышления. И как дополнение
самостоятельную работу со студентами можно осуществлять дистанционно, в частности,
когда студент по каким-либо причинам не способен посещать лекционные и практические
аудитории или в режиме всеобщего карантина в период пандемии.
Самостоятельна работа, считается, одним из видов учебных занятий, способствует
формированию самостоятельности, ответственности, а также организованности,
креативного подхода к решению задач учебного, а так же профессионального уровней.
Задания для ВСР (внеаудиторной самостоятельной работы), могут иметь, по сути, разный
характер, который учитывает особенности изучаемой дисциплины, объем часов,
выделенных на ее изучение, индивидуальные особенности студента и особенности
заданий для самостоятельной работы. Основные формы внеаудиторной самостоятельной
деятельности: подготовка к контрольным работам, практическим и семинарским занятиям,
тренингам, промежуточной аттестации, решение тестовых заданий, заполнение рабочих
тетрадей, решение ситуационных задач, схем, прохождение дополнительных онлайн
тестов разной сложности. При создании программы учебной дисциплины преподаватель
учитывает содержание, объем теоретической информации и практических заданий, формы
и методы контроля результатов. Контроль и проверка самостоятельной работы, а также ее
результаты складываются в следующую формулу: самодисциплина и результативность,
проверка и оценка преподавателя. Для ВСР студентов преподаватель может задавать:
изучить материал (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); просмотреть
обучающие видеозаписи и так далее. А в качестве закрепления данного материала можно
использовать: составление плана текста; подготовка реферата и/или презентаций;
подготовка творческих проектов; составление кроссворда; разработка и/или решение
ситуационных задач; составление схем. При оценке результатов ВСР можно использовать
следующие критерии: степень освоения учебного материала; четкость изложения и
аргументированность ответа; способность студента перенести теоретические знания для
выполнения практических заданий.
Каждое ВСР должно быть логическим звеном в системе заданий для
самостоятельных работ, основной результат которых развитие, формирование
познавательной деятельности, умений, которые определенны программой, создание
условий в целях формирования общих и профессиональных компетенций.
Список использованной литературы
1.
Полуянов В.Б., Перминова Н.Б. Процессный подход к управлению внеаудиторной
самостоятельной работой студентов // Вестник Учебно-методического объединения
высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации
по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург: Изд-во Росс.
гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – № 1 (39). – С. 112-125.
2.
Лесик И.С. – «Организация самостоятельной работы студентов как одно из условий
усвоения профессиональных компетенций»- М: ПРИОР, 2003 г.
3.
Гойдина Н.А. - "Организация самостоятельной аудиторной работы студентов"- М:
Эксмо-Пресс, 2009 г.
4.
Марохонько О.И. – «Организация самостоятельной работы студентов» - М.: Эксмо-
Пресс, 2010 г.
5.
Савельева Н.Ю. Справочник руководителя среднего специального учебного
заведения /Н.Ю. Савельева.- Ростов н/Д,2005.