Автор: Осташко Наталья Семеновна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Увальской СОШ Татарского района
Населённый пункт: село Увальское Татарского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная и исследовательская деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Увальская средняя общеобразовательная школа
Новосибирской области Татарского района
Доклад по теме
«
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся
на уроках истории и обществознания»
Автор работы: Осташко Наталья Семёновна
учитель истории и обществознания
2020г.
Содержание
1.Введение
……………………………………………………………….
стр.3
2.
Обзор источников и литературы по проектной деятельности…стр. 4
3.Основная часть…………………………………………………….. стр.5
3.1. Понятие метода проекта………………………………………..стр.5
3.2. Цели и особенности проектного обучения……………………стр.5-6
3.3. Этапы работы методом проекта………………………………..стр.6-7
4.Метод проектов в преподавании истории и обществознании…стр.7-10
5.Заключение ……………………………………………………….стр.10-11
6.Литература………………………………………………………..стр.12
7. Приложение …………………………………………………….стр.13-16
1.Введение
Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием
требований
к
уровню
развития
личности.
Одна
из
задач
сегодня
–
формирование
молодого
человека
с
критическим,
нестандартным
мышлением,
способного
к
поиску
взвешенных
решений,
основанных
на
самостоятельном
исследовании
окружающего
мира.
Такие
люди
будут
определять
успехи
нашей
страны
в
будущем.
Модернизация
школьного
образования
ориентирует
на
развитие
познавательной
самостоятельности
учащихся,
формирование
у
них
умений
исследовательской
деятельности.
Актуальной стала индивидуализация целей образования на уровне каждого
ученика.
Специфика
предметов
обществоведческого
цикла
требует
от
учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками,
документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это
в ы з ы в а е т
о п р е д е л ё н н ы е
т р уд н о с т и ,
н е в е р и е
в
с в о и
с и л ы ,
неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории.
Интерес
же
при
обучении
любому
предмету
является
движущей
силой,
обеспечивающей
и
высокое
качество
знаний,
и
усвоение
необходимых
умений и навыков.
В педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была
и остаётся актуальной. Пробуждение и сохранение интереса у учащихся
способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.
Выход
найден
в
создании
таких
педагогических
условий,
когда
каждый
ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения
социально–значимых
проблем.
Наиболее
эффективным
в
этом
плане
я
считаю метод проектов.
Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во
внеурочной деятельности. Он позволяет рационально сочетать теоретические
знания
и
их
применение
на
практике.
В
основе
метода
лежит
его
практическая направленность на конечный результат, который обязательно
должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать
на практике.
Цель
работы: раскрыть
сущность
опыта
применения
проектного
и
исследовательского
метода
в
обучении
школьников,
как
универсального
способа
познания,
его
технологию;
систематизировать
весь
фактический
материал, собранный в процессе изучения опыта, дать ему теоретическое
обоснование, аргументировать целесообразность методов и приемов.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
Углубить теоретические знания об проектном и
исследовательском
методе- системе конкретных педагогических действий: организация, содержание,
формы, приемы, методики.
3
Совершенствовать
опыт,
умение
и
навыки
исследования
и
анализа
текста;
исторического источника, документа
2.Обзор источников и литературы по проектной деятельности
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века.
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога
С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,
пытавшаяся
активно
использовать
проектные
методы
в
практике
преподавания.
Способствуют возрождению метода проекта И.Д. Чечель, Т.Д. Новикова; на
уроках
истории
Г.
А.
Кропанева
(заслуженный
учитель
России),
Н.И.
Шевченко и многие другие. Т.Д. Новиковой в статье "Проектные технологии
на уроках и внеурочной деятельности" описывается положительный опыт
телекоммуникационных проектов, спецификой которых является то, что в них
используется
межотраслевая
и
межрегиональная
информация.
Это
могут
быть, по мнению автора статьи, наблюдения за природным, физическим,
социальным явлением, его анализ, требующий сбора различных данных в
разных
регионах
для
решения
поставленной
проблемы;
сравнительное
изучение эффективности использования альтернативных способов решения
проблемы и т.п.
Технологии организации исследовательских проектов посвящена работа
И.Д. Чечель, в которой автор, определяя проект как буквально "брошенный
вперед", т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности,
рассматривает его функции, типы, виды, формы включенности в учебный
процесс, период времени, педагогически целесообразного для развертывания
проектной технологии.
В ходе проектирования, считает И.Д. Чечель, самым сложным для учителя
является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от
подсказки даже в случае, если ученики "идут не туда". Для ученика же
трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных)
целей и задач; б) поиск пути их решения; в) осуществление оптимального
выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора; д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата; ж) объективная оценка
самой деятельности и другие позиции.
Большую роль для педагогов играет обучение по программе Intel "Обучение
для будущего", которая знакомит с проектными технологиями обучения, дает
возможность обучаемому овладеть организацией практической деятельности
4
по всей проектно-технологической цепочке, т. е. от идеи до ее реализации в
конечном продукте. Многие учителя начинают свой практический опыт по
проектной деятельности именно после обучения по данной программе.
Таким образом, даже совсем краткий анализ проблемы учебных проектов в
нашей
стране
показывает,
что
на
нынешнем
витке
своего
движения
педагогика вновь вернулась к ориентации на развитие учащихся, и поэтому
ей созвучны многие идеи метода проектов. То есть, возникший более ста лет
назад
метод
проектов,
в
настоящее
время
переживает
второе
рождение.
Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-
познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая
общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная
на достижение общего результата.
3.Основная часть
3.1. Понятие метода проекта.
Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную
учебно-познавательную
(исследовательскую
или
творческую)
деятельность
учащихся,
в
нашем
случае
на
уроках
истории,
имеющую
общую
цель
–
проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и
презентацию
общего,
реально
нового
и
заранее
неизвестного
результата,
сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее
приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной
познавательной проблеме
Метод проектов - практический результат, оформленный тем или иным образом.
Необходимо,
чтобы
этот
результат
можно
увидеть,
осмыслить,
применить
в
реальной
практической
деятельности.
Чтобы
добиться
такого
результата,
необходимо
научить
учащихся
самостоятельно
мыслить,
находить
и
решать
проблемы,
привлекая
для
этой
цели
знания
из
разных
областей,
умения
прогнозировать
результаты
и
возможные
последствия
разных
вариантов
решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проекты
могут
быть
исследовательскими,
как
у
настоящего
ученого;
творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма;
информационными,
которые
обязательно
требуют
презентации
и
защиты.
Результатом
проекта
может
быть
модель,
составленная
с
применением
компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование
реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий
3.2. Цели и особенности проектного обучения.
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения?
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное
5
становится возможным:
* через проживание "ситуации успеха" (на уроке или вне урока) не на словах,
а
в
деле
почувствовать
себя
значимым,
нужным,
успешным,
способным
преодолевать различные проблемные ситуации
• через
осознание
себя,
своих
возможностей,
своего
вклада,
а
также
личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для
получения
результата,
роли
сотрудничества,
совместной
деятельности
в
процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие
коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку
зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую,
иногда, полностью противоположную своей.
3.
Развивать
исследовательские
умения:
анализировать
проблемную
ситуацию,
выявлять
проблемы,
осуществлять
отбор
необходимой
информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций,
фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять
их проверку, обобщать, делать выводы.
Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного
пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая
условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту,
способности к реализации собственной "Я-концепции" ("Я могу" – "Я хочу" –
"Я нравлюсь" и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и
исследования
мира
(процессов,
явлений,
событий,
свойств,
законов
и
закономерностей, отношений и др.).
3.3. Этапы работы методом проекта.
В
проектной
деятельности
принято
выделять
несколько
этапов,
так
Е.С.
Полат выделяет следующие:
1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей
группы.
Обсуждают
предмет
проекта
с
учителем
и
получают
при
необходимости
дополнительную
информацию.
Устанавливают
цели.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает
в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
2 Планирование. а) Определение источников информации. б) Определение
способов
сбора
и
анализа
информации.
в)
Определение
способа
представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и
критериев
оценки
результатов
и
процесса
проектной
деятельности.
д)
Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют
задачи.
Вырабатывают
план
действий.
Выбирают
и
обосновывают
свои
критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи,
высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных
задач.
Обсуждение
альтернатив
методом
"мозгового
штурма".
Выбор
оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы,
6
наблюдения,
эксперименты
и
т.п.
Выполняют
исследование,
решая
промежуточные
задачи.
Наблюдает,
советует,
косвенно
руководит
деятельностью учащихся.
4
Формулирование
результатов
или
выводов.
Анализ
информации.
Формулирование
выводов.
Выполняют
исследование
и
работают
над
проектом,
анализируя
информацию.
Оформляют
проект.
Консультирует
учащихся.
5
Защита
проекта.
Подготовка
доклада:
обоснование
проце сса
проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы
отчета:
устный
отчет,
устный
отчет
с
демонстрацией
материалов,
письменный
отчет.
Участвуют
в
коллективном
самоанализе
проекта
и
самооценке деятельности. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли
рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6
Оценка
результатов
и
процесса
проектной
деятельности.
Анализ
выполнения
проекта,
достигнутых
результатов
(успехов
и
неудач)
и
их
причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
деятельности.
Оценивает
усилия
учащихся,
их
креативность,
качество
использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и
качество отчета.
4.Метод проектов в преподавании истории и обществознании.
Ряд
журнальных
статей
на
страницах
"Преподавание
истории
в
школе",
"Преподавание истории и обществознания в школе" дает основание говорить
о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для
преподавания истории.
Этот метод проектов реализует деятельностный подход к обучению. В основе
каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель,
и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает
метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы
становится
поиск
способов
решения
проблемы,
а
задача
проекта
формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Метод
проектов
применим
к
изучению
любой
школьной
дисциплины
и
особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что
ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть
лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами
открывают
для
себя
новые
факты
и
конструируют
новые
понятия,
а
не
получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе
поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз
заново переживают ощущение первооткрывателей.
На
протяжении
последних
лет
технология
проектного
обучения
стала
активно
осваиваться
учителями
нашей
школы.
Анализируя
опыт
использования
метода
проектов
на
уроках
истории,
выделяем
ряд
особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение
7
отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я
чаще
всего
использую
такие
типы
проектов,
как
прикладные,
информационные,
игровые,
исследовательские,
творческие.
Тип
проекта
зависит от возраста учащихся и темы.
В
5-6-х
классах,
на
мой
взгляд,
наиболее
приемлемы
следующие
типы
проектов: - прикладной – «Наскальная живопись-первая картинная галерея» -
ролево-игровой – «Я – ученик спартанской школы» -информационный –
«Семь чудес света», « Зачем строились пирамиды», «Великая Отечественная
война
в
судьбе
семьи»,
«Моя
родословная»,
«Семейная
реликвия»,
«Биография моего предка» и др. На уроках истории средних веков возможны
небольшие
по
объему
исследовательские
творческие
работы,
например:
«Научные открытия и изобретения средневековья», «Средневековый Китай».
По
продолжительности
это
в
основном
мини-проекты
и
краткосрочные
проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных
знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают
исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы
стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и
портретов. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения,
поскольку
именно
в
подростковом
возрасте
развивается
абстрактное
мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание
процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим
находить
и
формулировать
проблемы,
делать
теоретические
обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвали
работы над проектами «Я в этом мире», «Конституционные обязанности».
Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою
точку зрения.
Хочу
отметить,
что
проекты
в
7
–
8-х
классах
являются
в
основном
краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет
их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям
школьников данного возраста.
Для
оформления
презентаций
по
проектам
«Конституция
РФ
–
путь
к
правовому
государству»,
«Молодежные
субкультуры»,
«Избирательная
кампания
«Школьной
страны»
были
подготовлены
диаграммы,
отобраны
фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектов
было
очень
красочным
и
эмоциональным.
На
старшем
этапе
обучения
проектная
деятельность
учащихся
приобретает
характер
научно-
исследовательской
работы
с
определением
целей
и
задач,
выдвижением
гипотезы исследования. По составу участников проекты могут
8
быть индивидуальными, групповыми и коллективными: групповая форма –
основана
на
работе
творческих
микрогрупп
при
выполнении
заданий,
ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м
классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс
делится
на
микрогруппы,
каждая
из
которых
проводит
воображаемую
экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;
индивидуальная форма – данная форма работы используется при выполнении
проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и
умений работать с документами. Например,
создание исследовательского
проекта в 9 классе по обществознанию по теме «Социальные сети: почему
подростки предпочитают реальному миру виртуальный?»;
коллективная форма – данную форму работы используется для сплочения
классного
коллектива.
Это
помогает
формированию
у
учащихся
чувства
ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по
теме
«Глобальные
проблемы
современности»
по
обществознанию
в
11
классе.
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за
содержание,
за
защиту.
Это
стимулирует
интерес,
мотивирует
на
самостоятельную поисковую деятельность.
В
курсе
обществознания
использования
проектного
метода
раскрывает
другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы
современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и
угроза миру», «Экологические проблемы» и другие, раскрыть которые полно
возможно
только
при
использовании
Интернет-ресурсов.
Начинается
освоение
информационных
технологий,
групповая
работа.
Обозначив
проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный
поиск
путей
решения
с
помощью
технологии
«мозгового
штурма».
Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей
работой
-
завершающий
этап
творческой
деятельности.
Таким
образом,
формируются
знания
сразу
по
нескольким
предметам,
и
творческий
потенциал получает возможность для выражения.
Внеурочная деятельность включает в себя самые разнообразные формы:
Индивидуальные творческие (научные) работы
Коллективные учебно- научно-исследовательские проекты (творческие
работы)
9
Научные работы учитель+ ученик
Классные конференции
Школьные конференции
Особенно интересными для исследования ребят, на мой взгляд, является
поисково-исследовательская
краеведческая
работа
школьного
музея.
Об
истории нашего села известно очень мало. За последние три года ребята
встречались с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла,
старожилами
села.
Были
найдены
архивные
документы,
записаны
воспоминания, пополнился экспонатами музей. Из уст очевидцев школьники
узнали очень много интересных фактов из истории малой родины. В конце
работы
учащиеся
представляют
творческие
отчеты.
Формы
различны:
выпуск газеты,
оформление выставки, творческий отчет по эксперименту,
защита реферата и исследовательской работы, участие в конференциях.
Занимаясь
исследовательской
деятельностью,
ученики
работают
с
различными справочниками научной литературой, защищают свои работы,
выступая
перед
аудиторией.
Слова
«исследование»,
«гипотеза»,
«актуальность»
не
вводят
их
в
заблуждение.
Наши
выпускники
легко
адаптируются
в
студенческой
жизни:
им
не
составляет
труда
написать
реферат, курсовую, дипломную работу.
Всё это позволило ученикам выступить на конференциях, муниципальных
конкурсах и занять призовые места.(.) Проекты и материалы представленные
в
ходе
ученических
исследований,
научно-практической
конференций
становятся составной частью методического обеспечения кабинета истории
школы, с ними можно познакомиться другим ученикам и использовать на
уроках.
5.Заключение
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по
организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то,
что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный,
воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является
универсальным, но он имеет большие преимущества: • развивает интеллект
ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность
выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической
деятельности; • развивает творческие способности и самостоятельность; • он
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая
10
предполагает
владение
определенными
умениями:
анализа,
синтеза,
мысленного
экспериментирования,
прогнозирования;
•
он
творческий
по
самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских,
поисковых,
проблемных
методов;
•
позволяет
обучить
детей
умению
получать знания через свою деятельность.
Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать
и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в
проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в
самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип
связи обучения с жизнью.
Но если посмотреть на проектную деятельность,
применяемую на уроках
истории и обществознанию, то получаем дополнительные положительные
результаты:
главный из них – компетентность учащихся в области истории, конкретные
умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.
Проектная
деятельность
способствует
более
глубокому
осмыслению
учащимися
прошлого
и
настоящего
России,
ведет
к
формированию
собственных оценок,
развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который
препятствует совершенствованию учебной деятельности.
Отсюда позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и
новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с
ребятами.
Метод
проектов
позволяет
интегрировать
различные
виды
деятельности,
делая
процесс
обучения
более
увлекательным,
более
интересным и поэтому более эффективным.
Ожидаемый
(отсроченный)
результат
при
внедрении
метода
учебного
проекта
нам
видится
следующим:
это
личность,
положительно
мотивирующая
и
проживающая
ситуации
своего
учения;
вовлеченная
в
активный,
сознательно
спланированный
ею
познавательный
процесс;
это
личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по
добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её
в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и
предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со
сформированными
в
той
или
иной
степени
информационной,
учебной,
исследовательской,
коммуникативной,
личностной
компетентностями,
с
выявленными
доминирующими
интересами,
со
сформированными
мировоззрением
и
личностной
позицией,
что
в
конечном
итоге
и
будет
способствовать её успешной самореализации.
11
Список литературы.
1.
Байбородова
Л.
В.
Проектная
деятельность
школьников
в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных
организаций
/
Л.
В.
Байбородова,
Л.
Н.
Серебренников.
–
М.:
Просвещение, 2013. – 175 с
2.
Карма,
А.
Е.
Проектная
деятельность
на
уроках
истории
//
Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
3.
Моркотун Н.Т. Исследовательская деятельность учащихся в научном
обществе // Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С. Полат – М.:
Владос, 2000. - С. 148 – 154
4.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
5.
Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на
уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и
обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17
6.
ФГОС — М.: Просвещение, 2011.
12
Приложения
Приложение №1
Алгоритм исследования текста документа
Внимательно
прочитайте
текст.
Помните:
ответ
или
подсказка
содержится в тексте.
Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже
известную информацию.
Определите основную идею .
Отвечайте на вопросы по порядку. Ответ на первый вопрос может
послужить основой для следующего.
Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.
Отвечайте точно на поставленный вопрос.
Не упустите из виду, то на что требуется опираться при ответе: текст,
личный опыт, материал курса.
Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный.
Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных
ответов.
Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского
текста там, где этого не требует задание.
Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь
к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши
выводы.
Приложение №2
Алгоритм составления синквейна:
1.
Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)
2.
Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных
или причастия).
3.
Третья
строка:
три
глагола,
характеризующих
действия
темы/предмета.
4.
Четвертая
строка:
фраза,
выражающая
отношение
автора
к
теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).
5.
Пятая
строка:
синоним,
обобщающий
или
расширяющий
смысл
темы/предмета (одно слово).
13
Император Павел
С т р а н н ы й ,
в с п ы л ь ч и в ы й
У б и т ь ,
п р е д а т ь ,
н е
п о н я т ь
Т р а г и ч е с к а я
и
п р о т и в о р е ч и в а я
л и ч н о с т ь .
Трагедия.
Император Павел
В с п ы л ь ч и в ы й ,
г н е в н ы й
Х о т е л
и
н е
о с у щ е с т в и л
“…Он гнал людей в отставку и ссылал по произволу…” (княгиня Ливен)
Заговор!
Приложение №3
Требования к содержанию научной работы.
Структура
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
фамилию, имя и отчество автора;
тему научной работы;
фамилию, имя и отчество научного руководителя;
село и год.
Оглавление
Включает:
наименование
всех
глав,
разделов
с
указанием
номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение
(вступление)
(рекомендуемый
о бъё м
д о
д ву х
страниц)
Содержит:
оценку
современного
состояния
решаемой
проблемы;
обоснование необходимости проведения работы.
Основная
ча с ть
( н е
б о л е е
1 0
страниц)
Состоит
из
глав
(разделов),
в
которых
содержится
материал по конкретно исследуемой теме.Автор работы
должен делать ссылки на авторов и источник, из которого
он заимствует материалы.
Выводы
Краткие
выводы
по
результатам
выполненной
работы
должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог
выполненной работы.
Список
литературы
Должен содержать перечень источников, использованных
при написании работы (в алфавитном порядке).
14
Примерный план написания научно-исследовательской работы.
Введение.
Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём
заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор
раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет
пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.
Обзор литературы.
Автор
даёт
краткий
анализ
прочитанной
по
данной
теме
литературы,
описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно
относятся к экспериментальной части работы.
Методики проведения экспериментальной или исследовательской части
работы.
Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые
были использованы для выполнения методик, приводится описание групп,
участвовавших в исследовании.
Анализ исследовательских результатов.
В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.
Выводы.
В
этой
главе
автор
делает
собственные
выводы
по
результатам
данных,
полученных
в
ходе
эксперимента,
сопоставляя
их
с
теоретическим
материалом третьей главы.
Завершает работу список использованной литературы.
Литературные источники можно расположить следующим образом
Основные требования к исследовательским работам.
Чёткость и доступность изложения материала.
Соответствие темы работы её содержанию.
Актуальность и практическая значимость работы.
Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме
работы.
Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.
Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.
Оформление научной работы.
Культура выступления на конференции.
Регламент выступления на секции – до 10 минут.
Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
Выступление должно проходить чётко.
Работа
может
сопровождаться
наглядным
материалом
(таблицы,
схемы,
фотографии которые имеют сплошную нумерация, легенду).
15
Приложение №4
Критерии оценивания исследовательских работ
Общая сумма баллов – 100, за каждый параметр по 10 баллов.
Критерии оценивания работы:
Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники,
объем использованной литературы.
Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.
Логичность изложения материала.
Оригинальность к подходам решения проблемы.
Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы. (для
ученических работ практически не оценивается).
Практическая значимость работы.
Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным
целям.
Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
Уровень
оформления
работы,
наличие
или
отсутствие
грамматических
и
пунктуационных ошибок.
Максимальная оценка работы– 50 баллов.
II
критерии оценивания представления работы (доклада):
Четкость изложения материала, свобода использования данных.
Убедительность аргументов.
Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
Убедительность агрументации при ответе на вопросы.
Качество презентации, использование ТСО.
Максимальная оценка доклада – 25 баллов.
16
Приложение № 5
Исследовательские работы 2019-2020 учебного года учащихся 11 класса по
курсу «История Сибири»
Приложение №6
Проект « Зачем строились пирамиды»
по теме «Древний Египет. Храмы и пирамиды»
История древнего мира 5 класс
Приложение №7
Проект «Как открыть свое дело» по теме « Правовые основы
предпринимательской деятельности.»
Обществознание 11 класс.
Приложение № 7
Элементы исследования « Анализ исторической ситуации» по теме
«Окончание смутного времени»
История России 7 класс
ан
али
з
Проект «Военная служба» по теме « Конституционные обязанности граждан
Российской Федерации»
Обществознание 7 класс