Игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи
Автор: Пономарева Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Золушка" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: Статья Тема: Игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи Раздел: дошкольное образование
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У
ДТЕЙ С ОНР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Игры и упражнения для профилактики нарушений письменной речи
Содержание
графических
упражнений
разнообразно:
штриховка,
обведение
заданных
линий
и
контуров,
проведение
линий
разной
конфигурации,
выполнение
изображений
в
цвете,
воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание
разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с
учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков).
Параллельно
на
том
же
самом
материале
у
детей
развивается
внимание,
зрительная
память,
зрительно-пространственные
отношения,
формируются
функции
распределения
внимания
(способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как
неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети получают представление о рабочей
строке, клеточке, линейке.
Выполняя
графические
упражнения,
ребенок
учится
точно
следовать
инструкции
и
работать
самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его
подготовке к обучению в школе.
Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На
первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не
вызывают
напряжения
руки
ребенка
при
проведении
линий
разной
конфигурации.
Цветные
карандаши
позволяют
выполнять
изображения
в
цвете.
Сочетание
в
изображении
цветных
карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их
изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима.
При выполнении графических упражнений последних 10 занятий уместно использовать простой
карандаш повышенной мягкости. Легкость и дифференцированность четкости штриха, оставляемого
карандашом
на
бумаге,
упрощает
контроль
движений
при
письме,
кроме
того,
сохраняется
возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо
заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.
Предлагаемый материал может быть использован на занятиях по изобразительной деятельности, как
фрагмент занятий по обучению грамоте, для самостоятельной работы с детьми в дошкольном
учреждении и в условиях семьи. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и с группой
детей. Длительность занятий 15—20 минут.
Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому не стоит
торопить детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он может
завершить в свободное время самостоятельно, совместно с педагогом или родителями.
При проведении занятий необходимо следить за освещенностью рабочего места, осанкой ребенка,
его умением правильно держать карандаш, не переворачивать тетрадь при выполнении графических
упражнений.
Во время графической деятельности детей можно делать паузы, используя упражнения для пальцев,
рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и
пальчиковой гимнастики; переключение близкого и дистантного зрения).
Занятия объединены в три блока в соответствии со степенью сложности графических упражнений и
уровнем точности их исполнения.
При выполнении графических упражнений I блока (занятия 1—9) дети закрепляют умение держать
карандаш (или фломастер) свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для
формирования
навыков
равномерного
движения
руки
под
контролем
зрения
используются
упражнения на штриховку. Дети усваивают правила штриховки: не выходить за контур, наносить
линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).
Упражняются
дети
и
в
рисовании
изображений,
в
которых
сочетаются
горизонтальные,
вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы. Так, графическая игра «Дострой
замок» тренирует руку малыша в проведении параллельных линий. При этом дети самостоятельно
определяют направление линий и соответствующее им движение руки (сверху — вниз, слева —
направо и т. д.).
Графические игры и упражнения «Раздели круг пополам», «Построй башни», «Дорисуй заборчик»
помогают детям овладеть глазомерной функцией (устанавливать равные, половинные соотношения и
т. п.).
Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки
проведения линий неотрывным способом.
Точность выполнения упражнений этого блока относительная.
Во II блоке (занятия 10—20) происходит усложнение графических упражнений путем использования
линий
более
сложной
конфигурации,
воспроизведения
узоров
по
клеточкам,
самостоятельного
декорирования
предметных
изображений
предложенными
элементами,
в
том
числе
элементами
буквенных знаков. Дети упражняются в плавном, равномерном чередовании и изменении движений
руки под контролем зрения.
Накопление
графического
опыта
идет
параллельно
с
закреплением
умения
ориентироваться
в
пространстве.
Графические
игры
и
упражнения
«Накорми
мышку
сыром»,
«Найди
фрагменты
изображения», «Повтори рисунок по клеточкам» закрепляют у детей умения не только следовать
заданному пространственному расположению, но и точно подсчитывать клеточки, расстояние между
фигурами, употреблять соответствующие пространственные термины.
Выполнение графических упражнений этого блока требует более уверенного, целенаправленного
характера движений руки ребенка.
В процессе занятия необходимо обратить внимание на умение ребенка не выходить за контур
изображения при закрашивании и штриховке, выдерживать направление линий до заданного места,
произвольно делать остановку, понимать опорную линию.
III блок (занятия 21—30) — дети закрепляют приемы расположения графических элементов на
плоскости, упражняются в правильном определении направления линий и движений руки, четкой
передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
Усложнение
претерпевает
и
характер
графических
упражнений:
от
образных,
конкретных
изображений
к
условным
(использование
точек,
штрихов,
графем).
Комбинируются
петельные,
зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных цветов, веток, ягод.
Выполнение графических упражнений этого блока требует от детей более высокой степени точности.
Примечание. Дополнительные задания, требующие создания объемных изображений, могут быть
выполнены на отдельных листах бумаги