Автор: Каменева Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Железногорск,Курская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Развитие духовно-нравственных чувств учащихся через работу объединения дополнительного образования
Раздел: среднее образование
Развитие духовно-нравственных чувств учащихся
через работу объединения дополнительного
образования
Слайд 2
Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством.
В настоящее время добро, истина и красота постепенно утрачивают
свои
ценности,
смяты
нравственные
ориентиры,
снижен
культурный
и
интеллектуальный
уровень
воспитанности.
Приходится
наблюдать
в
молодежной
среде:
распространение
равнодушия,
эгоизма,
цинизма,
агрессивности,
неуважения, отсутствие ценностей; сохраняется высокий
уровень
преступности,
распространяется
наркомания
и
алкоголизм,
ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.
Слайд 3
«Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных
задач
общества
и
государства
является
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного
гражданина
России».
Особо е
внимание
в Концепции
духовно-нравственного
развития
и
воспитания российских школьников уделяется нравственному воспитанию
школьников,
сохранению
«исторической
преемственности
поколений;
развитию
национальной
культуры,
воспитанию
бережного
отношения
к
историческому
и
культурному
наследию
народов
России;
формированию
духовно-нравственных качеств личности».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям
тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной
для
Отечества
духовности,
формирование
опыта
поведения
и
жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных
христианской культурой в течение двух тысячелетий.
Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность.
Считаю,
что
возрождения
духовно-нравственных
ценностей
через
работу
объединения дополнительного образования актуальна и необходима сегодня.
Слайд 4
Ведущая педагогическая идея опыта
Одним из направлений
работы нашей школы является духовно-
нравственное воспитание детей. Работая в одном направлении со школой,
веду кружок «Рукодельница».
При
разработке
программы
я
опиралась
на
цели
духовно-
нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе
и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания
–
чувства
прекрасного,
стремления
к
самопознанию,
чувства
доброты
и
сострадания, радости и восхищения ».
Главной целью программы является духовно-нравственное и
гражданско - патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций
декоративно - прикладного творчества.
Считаю,
что
занятия
дополнительного
образования
моего
кружка
играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной
личности.
Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения,
сегодня мы должны возвратить подрастающему поколению все-то лучшее,
что создано веками. Чтобы дети знали и помнили, как жили их предки.
Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной
личности.
Слайд 5
Научно-теоритическое обоснование
Для работы объединения мне необходимо было определиться с
эффективным методом работы.
Я познакомилась с данными научных и социологических исследований
•
1/4 часть услышанного материала;
•
1/3 часть увиденного;
•
1/2 часть увиденного и услышанного;
•
3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в
процессе обучения.
Исходя, из научных и социологических исследований я остановилась на
проектном методе.
Слайд 6
Метод
проектов
возник
во
второй
половине
девятнадцатого
века
в
сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В
основу метода легли
педагогические концепции американского педагога и
психолога
Джона
Дьюи:
деятельность
обучающегося
должна
быть
направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный
опыт.
В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал отечественных
педагогов. Так, например, русский педагог Станислав Теофилович Шацкий
определил основные элементы метода проектов, среди них:
• реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;
• организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;
• соприкосновение с накопленным человеческим опытом
(готовые знания);
• упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.
В
20-е
и
в
начале
30-х
годов
метод
проектного
обучения
широко
использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать
системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из
школы.
Сейчас
в
связи
с
реформированием
российского
школьного
образования
метод
проектов
возрождён.
Современный
метод
проектов
призван
существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.
Член-корреспондент
Российской
академии
образования,
доктор
педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает,
обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные
положения метода проектов с деятельностным подходом.
Главная
идея,
на
его
взгляд,
состоит
в
следующем:
ребенок
делает
с
удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в
русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для
жизни».
Поэтому
«проектный
метод»
предполагает
«использование
окружающей
среды
как
лаборатории,
в
которой
происходит
процесс
познания».
Слайд 5
Что меня привлекает при работе проектного метода.
использование различных методов (сотрудничество, исследовательский
метод и проблемный);
различные формы работы (индивидуальную, парную, групповую);
самостоятельная деятельность учащихся;
приобретение знаний в результате планирования;
развитие творческих интересов;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
результатом работы является конкретный продукт (изделие);
приобщение к историческим ценностям;
Проект выполняется согласно содержанию и тематике которая изучается по
программе. Большая часть пунктов содержания проект касаются изучению и
поиску информации связанные
с историческими сведения о праздниках.
традициях, обычаях, материалах и инструментах, технологии изготовлении
изделия.
Содержание проекта
(примерное для декоративно-прикладного творчества)
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
2. Схема обдумывания
3. Исторические сведения
4. Цветовая палитра
5. Разработка идей и выбор оптимального варианта
6. Материалы и инструменты
7. Технология изготовления изделия
8. Техника безопасности
9. Экономический расчёт
10.Экологическое обоснование
11.Самооценка качества изделия
12.Реклама
13.Литература
14.Приложение
Факторы успешности системы
Цель:
духовно-нравственное и гражданско - патриотическое воспитание
учащихся через изучение традиций декоративно - прикладного творчества.
Слайд 10
Задачи:
Выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;
Прививать интерес к народному искусству, вязанию, шитью,
вышивки
побудить
желание
совершенствоваться
в
данных
направлениях декоративно-прикладного творчества;
Развивать
способность
мыслить,
сочинять,
создавать
необычные,
оригинальные
изделия
на
основе
коллективного
труда
с
учетом
индивидуальных
особенностей
членов
коллектива;
Познакомиться с истоками народного, с православными
праздниками и обычаями;
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
Развивать
образное
восприятие
окружающего
пространства;
развивать у детей внимание к их творческим способностям и
закрепить
его
в
процессе
индивидуальной
и
коллективной
творческой деятельности;
Формировать
общетрудовые
и
начальные
профессиональные
умения;
Мотивировать
к
социальному
выбору
одной
из
профессий,
связанных
с
декоративно-прикладным
искусством
-
научить
детей основным техникам изготовления поделок;
Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях
детского творчества.
Результат своей работы вижу в духовном обогащении личности через
изучение и знакомство с православными праздниками и обычаями. Изучая
декоративно-прикладное творчество, учащиеся создают проектные изделия,
которые, дарят близким, передавая добро и тепло своих рук. Через работу
объединения стараюсь мотивировать детей к выбору профессии связанные с
декоративно-прикладным искусством.
Слайд 11
В программу объединения включены следующие направления:
Традиции и обычаи русского народа
Художественно-эстетическое развитие
Экологическое направление.
Взаимодействие с семьёй
Работая в
направлении традиции и обычаи
русского народа, выполняем
проекты к таким праздникам как Пасха
Христова
и Рождество.
Православные праздники – это часть нашей истории, нашей православной
культуры,
нашего
быта.
Соблюдение
традиций
порождает
связь
между
прошлым и будущим. Церковные праздники всегда были особо почитаемые
русским народом.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Великий день – Пасха Христова:
Проект «Пасхальный сувенир» (декупаж, бисер, тесто)
Проект «Пасхальнаяоткрытка» (айрисфолдинг, декупаж )
Проект «Пасхальная салфетка» (вышивка крестом)
Проект «Жаворонки»
Слайд 15
Рождество
Проект «История рождественской ёлочки»;
Проект «Рождество – история и традиции»;
Изготовление рождественских подарков, сувениров, открыток
Слайд 16
Народное
декоративное
искусство –
неиссякаемый
источник
народной
мудрости,
нравственного
здоровья,
источник
красоты.
Приемы
мастеров
поражают
богатством
орнаментов,
многообразием
технических
приемов,
широтой сюжетной тематики.
Знакомство с декоративно-прикладным творчеством закладывает в детях
образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус,
пробуждает интерес к культурному наследию нашей страны.
Слайд 17 ,18, 19
творческий процесс
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству дает не
только возможность овладения определенными навыками рукоделия, но и
обогащает
душу
человека
через
осознание
красоты
труда,
создание
эстетически
выразительных
изделий,
гармоничности,
умственного
и
нравственного воспитания и развития.
На
кружке
знакомимся
с
различными
видами
рукоделия
и
выполняем
проекты по направлениям:
Декоративное вязание
Пэчворк
Вышивка
Слайд фото 20 творческий процесс, 21,
Слайд фото 22,
Мокрова Алёна победитель Всероссийского конкурса «Чей
носок лучше»
. Рассказово, Тамбовская область 2015 г.
Слайд
фото 23,
2014г. Антонова Дарья, призёр выставки декоративно –
прикладного искусства (региональный уровень)
2014г.,
2015
г.
Астахова
Екатерина,
победитель
выставки
декоративно
–
прикладного искусства ( муниципальный уровень)
Слайд фото 24,
Зинякова Татьяна, 6 кл.,
Оленина Елизавета 8 кл.
Слайд фото 25,
Ракитянская Светлана «Покрывало в стиле пэчворк»
Слайд фото 26,
Домашева Виктория , 7 кл
Слайд фото 27, Цацориной Юлии, 5 кл.
Слайд фото 28,29,
Областная выставка декоративно прикладного творчества
среди
обучающихся
образовательных
организаций
Курской
области
Победитель областной выставки – 2017 ,Зинякова Татьяна
Обучающиеся выполняют проекты и изготавливают изделия
в качестве
подарков для своих близких и даря их на праздники
День матери
8 марта
Новый год
Семейные праздники
Слайд 30
Посещение выставок и музея в этом направлении дает еще раз
возможность приблизить детей к миру искусства, истокам старины, к миру
прекрасного.
Слайд 31
Целостность человека во многом определяется его связью с природой.
Поэтому так же важным направлением работы является экологическое.
Работая
с
разными
материалами
(ткань,пряжа,нити)
рассматриваем
их
сырьевой состав и способ их получения и утилизации.
Приветствуется
вторая
жизнь
вещи
и
работа
с
бросовым
материалом.
Для
участия
в
выставках «Природа и мы» работаем с природным материалом (сухоцветы,
шишки, листья, пух, перо.)
Слайд 32
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья.
Поэтому взаимодействие
семьи
и
школы
в
этом
процессе
считаю
обязательным. Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему
миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу
друзей и товарищей. Одним из необходимых условий формирования духовно
- нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого
дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью.
Дети получают задание, которые выполняют вместе с родителями.
Проектные презентации :
Русская изба
Христианские праздники
Костюм Курской губернии
Цвет и символика в вышивке
Владимирская вышивка
Вышивка ришелье
Александровская вышивка
Горьковский гипюр
Семейные традиции
В День Матери
и пожилого человека организуем выставки проектных
изделий
«Мама может»,
«Золотые ручки», фотоконкурс
на которой
выставляются работы мам и бабушек. Дети с удовольствием участвуют в
тематических конкурсах.
Слайд фото 33
Анализ результатов
Выставка «Рождественский сувенир»
2016 г. 3 победителя , 2 призёра
Выставка декоративно-прикладного искусства
2014г. - 3 победителя, 4 призёра:
2015г. - 7 победителя, 3 призёра
2016г. - 8 победителя, 11 призёра
2017г. - 11 победителей, 4 призёра
Творческий конкурс( всероссийский) «Чей носок лучше»
2015г. - 1 призёр
Выставка декоративно-прикладного искусства(региональный)
2014г. Антонова Дарья, призёр выставки
2014г., 2015 г. Астахова Екатерина , победитель выставки декоративно –
прикладного искусства ( муниципальный уровень)
Областная выставка декоративно прикладного творчества среди
обучающихся образовательных организаций Курской области
Зинякова Татьяна - победитель областной выставки - 2017
Зинякова Татьяна награждена диплом за проведение мастер – класса
«Подарок
маме
«Сапожки»
в
разделе
«Наследники
традиций»
на
областном фестивале «Мир творчества»
«
Природа и мы» 2013г. - 1 победитель
2014г. - 2 победителя
2016г. - 1 победитель
2017г. – 3 победителя
Трудоёмкость осуществления идей
Закончить своё выступление хочу притчей «Чёрная точка на белом листе»
Однажды учитель призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги,
в середине которого стояла жирная черная точка.
"Что вы здесь видите?" — спросил учитель.
"Точку", — ответил первый ученик.
"Черную точку", — подтвердил другой.
"Жирную черную точку", — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
"Скажи нам, о чем ты так горько плачешь?" — удивились ученики.
"Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную точку и никто не
заметил большого белого листа..." — ответил учитель.
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам,
забывая о достоинствах!
Таким
образом,
осуществляя
комплексный
подход
к
воспитанию
гармоничной,
разносторонне
развитой
личности,
я
убеждаюсь,
что
воспитание
учащихся
на
идеалах
истины,
добра
и
красоты
поможет
им
правильно проектировать свое будущее, ощущать себя носителями духовно-
нравственного потенциала своего народа