Напоминание

Развитие духовно-нравственных чувств учащихся через работу объединения дополнительного образования


Автор: Каменева Наталья Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Железногорск,Курская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Развитие духовно-нравственных чувств учащихся через работу объединения дополнительного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие духовно-нравственных чувств учащихся

через работу объединения дополнительного

образования

Слайд 2

Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из

ключевых

проблем,

стоящих

перед

каждым

родителем,

обществом

и

государством.

В настоящее время добро, истина и красота постепенно утрачивают

свои

ценности,

смяты

нравственные

ориентиры,

снижен

культурный

и

интеллектуальный

уровень

воспитанности.

Приходится

наблюдать

в

молодежной

среде:

распространение

равнодушия,

эгоизма,

цинизма,

агрессивности,

неуважения, отсутствие ценностей; сохраняется высокий

уровень

преступности,

распространяется

наркомания

и

алкоголизм,

ухудшается физическое и психическое состояние молодежи.

Слайд 3

«Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных

задач

общества

и

государства

является

воспитание

нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного

гражданина

России».

Особо е

внимание

в Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания российских школьников уделяется нравственному воспитанию

школьников,

сохранению

«исторической

преемственности

поколений;

развитию

национальной

культуры,

воспитанию

бережного

отношения

к

историческому

и

культурному

наследию

народов

России;

формированию

духовно-нравственных качеств личности».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям

тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной

для

Отечества

духовности,

формирование

опыта

поведения

и

жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных

христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Во все времена люди высоко ценили нравственную воспитанность.

Считаю,

что

возрождения

духовно-нравственных

ценностей

через

работу

объединения дополнительного образования актуальна и необходима сегодня.

Слайд 4

Ведущая педагогическая идея опыта

Одним из направлений

работы нашей школы является духовно-

нравственное воспитание детей. Работая в одном направлении со школой,

веду кружок «Рукодельница».

При

разработке

программы

я

опиралась

на

цели

духовно-

нравственного воспитания, сформулированного Ш. А. Амонашвили: «В душе

и сердце Ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли, мечтания

чувства

прекрасного,

стремления

к

самопознанию,

чувства

доброты

и

сострадания, радости и восхищения ».

Главной целью программы является духовно-нравственное и

гражданско - патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций

декоративно - прикладного творчества.

Считаю,

что

занятия

дополнительного

образования

моего

кружка

играет огромную роль в формировании творческой, нравственно воспитанной

личности.

Сегодня недостаточно только освоить определенные трудовые умения,

сегодня мы должны возвратить подрастающему поколению все-то лучшее,

что создано веками. Чтобы дети знали и помнили, как жили их предки.

Школьный возраст – время, когда закладываются основы духовной

личности.

Слайд 5

Научно-теоритическое обоснование

Для работы объединения мне необходимо было определиться с

эффективным методом работы.

Я познакомилась с данными научных и социологических исследований

1/4 часть услышанного материала;

1/3 часть увиденного;

1/2 часть увиденного и услышанного;

3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в

процессе обучения.

Исходя, из научных и социологических исследований я остановилась на

проектном методе.

Слайд 6

Метод

проектов

возник

во

второй

половине

девятнадцатого

века

в

сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В

основу метода легли

педагогические концепции американского педагога и

психолога

Джона

Дьюи:

деятельность

обучающегося

должна

быть

направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный

опыт.

В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал отечественных

педагогов. Так, например, русский педагог Станислав Теофилович Шацкий

определил основные элементы метода проектов, среди них:

• реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

• организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

• соприкосновение с накопленным человеческим опытом

(готовые знания);

• упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

В

20-е

и

в

начале

30-х

годов

метод

проектного

обучения

широко

использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать

системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из

школы.

Сейчас

в

связи

с

реформированием

российского

школьного

образования

метод

проектов

возрождён.

Современный

метод

проектов

призван

существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.

Член-корреспондент

Российской

академии

образования,

доктор

педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает,

обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные

положения метода проектов с деятельностным подходом.

Главная

идея,

на

его

взгляд,

состоит

в

следующем:

ребенок

делает

с

удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в

русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для

жизни».

Поэтому

«проектный

метод»

предполагает

«использование

окружающей

среды

как

лаборатории,

в

которой

происходит

процесс

познания».

Слайд 5

Что меня привлекает при работе проектного метода.

использование различных методов (сотрудничество, исследовательский

метод и проблемный);

различные формы работы (индивидуальную, парную, групповую);

самостоятельная деятельность учащихся;

приобретение знаний в результате планирования;

развитие творческих интересов;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

результатом работы является конкретный продукт (изделие);

приобщение к историческим ценностям;

Проект выполняется согласно содержанию и тематике которая изучается по

программе. Большая часть пунктов содержания проект касаются изучению и

поиску информации связанные

с историческими сведения о праздниках.

традициях, обычаях, материалах и инструментах, технологии изготовлении

изделия.

Содержание проекта

(примерное для декоративно-прикладного творчества)

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности

2. Схема обдумывания

3. Исторические сведения

4. Цветовая палитра

5. Разработка идей и выбор оптимального варианта

6. Материалы и инструменты

7. Технология изготовления изделия

8. Техника безопасности

9. Экономический расчёт

10.Экологическое обоснование

11.Самооценка качества изделия

12.Реклама

13.Литература

14.Приложение

Факторы успешности системы

Цель:

духовно-нравственное и гражданско - патриотическое воспитание

учащихся через изучение традиций декоративно - прикладного творчества.

Слайд 10

Задачи:

Выработать у воспитанников осознанного отношения к труду;

Прививать интерес к народному искусству, вязанию, шитью,

вышивки

побудить

желание

совершенствоваться

в

данных

направлениях декоративно-прикладного творчества;

Развивать

способность

мыслить,

сочинять,

создавать

необычные,

оригинальные

изделия

на

основе

коллективного

труда

с

учетом

индивидуальных

особенностей

членов

коллектива;

Познакомиться с истоками народного, с православными

праздниками и обычаями;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,

самостоятельность и аккуратность;

Развивать

образное

восприятие

окружающего

пространства;

развивать у детей внимание к их творческим способностям и

закрепить

его

в

процессе

индивидуальной

и

коллективной

творческой деятельности;

Формировать

общетрудовые

и

начальные

профессиональные

умения;

Мотивировать

к

социальному

выбору

одной

из

профессий,

связанных

с

декоративно-прикладным

искусством

-

научить

детей основным техникам изготовления поделок;

Организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях

детского творчества.

Результат своей работы вижу в духовном обогащении личности через

изучение и знакомство с православными праздниками и обычаями. Изучая

декоративно-прикладное творчество, учащиеся создают проектные изделия,

которые, дарят близким, передавая добро и тепло своих рук. Через работу

объединения стараюсь мотивировать детей к выбору профессии связанные с

декоративно-прикладным искусством.

Слайд 11

В программу объединения включены следующие направления:

Традиции и обычаи русского народа

Художественно-эстетическое развитие

Экологическое направление.

Взаимодействие с семьёй

Работая в

направлении традиции и обычаи

русского народа, выполняем

проекты к таким праздникам как Пасха

Христова

и Рождество.

Православные праздники – это часть нашей истории, нашей православной

культуры,

нашего

быта.

Соблюдение

традиций

порождает

связь

между

прошлым и будущим. Церковные праздники всегда были особо почитаемые

русским народом.

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Великий день – Пасха Христова:

Проект «Пасхальный сувенир» (декупаж, бисер, тесто)

Проект «Пасхальнаяоткрытка» (айрисфолдинг, декупаж )

Проект «Пасхальная салфетка» (вышивка крестом)

Проект «Жаворонки»

Слайд 15

Рождество

Проект «История рождественской ёлочки»;

Проект «Рождество – история и традиции»;

Изготовление рождественских подарков, сувениров, открыток

Слайд 16

Народное

декоративное

искусство –

неиссякаемый

источник

народной

мудрости,

нравственного

здоровья,

источник

красоты.

Приемы

мастеров

поражают

богатством

орнаментов,

многообразием

технических

приемов,

широтой сюжетной тематики.

Знакомство с декоративно-прикладным творчеством закладывает в детях

образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус,

пробуждает интерес к культурному наследию нашей страны.

Слайд 17 ,18, 19

творческий процесс

Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству дает не

только возможность овладения определенными навыками рукоделия, но и

обогащает

душу

человека

через

осознание

красоты

труда,

создание

эстетически

выразительных

изделий,

гармоничности,

умственного

и

нравственного воспитания и развития.

На

кружке

знакомимся

с

различными

видами

рукоделия

и

выполняем

проекты по направлениям:

Декоративное вязание

Пэчворк

Вышивка

Слайд фото 20 творческий процесс, 21,

Слайд фото 22,

Мокрова Алёна победитель Всероссийского конкурса «Чей

носок лучше»

. Рассказово, Тамбовская область 2015 г.

Слайд

фото 23,

2014г. Антонова Дарья, призёр выставки декоративно –

прикладного искусства (региональный уровень)

2014г.,

2015

г.

Астахова

Екатерина,

победитель

выставки

декоративно

прикладного искусства ( муниципальный уровень)

Слайд фото 24,

Зинякова Татьяна, 6 кл.,

Оленина Елизавета 8 кл.

Слайд фото 25,

Ракитянская Светлана «Покрывало в стиле пэчворк»

Слайд фото 26,

Домашева Виктория , 7 кл

Слайд фото 27, Цацориной Юлии, 5 кл.

Слайд фото 28,29,

Областная выставка декоративно прикладного творчества

среди

обучающихся

образовательных

организаций

Курской

области

Победитель областной выставки – 2017 ,Зинякова Татьяна

Обучающиеся выполняют проекты и изготавливают изделия

в качестве

подарков для своих близких и даря их на праздники

День матери

8 марта

Новый год

Семейные праздники

Слайд 30

Посещение выставок и музея в этом направлении дает еще раз

возможность приблизить детей к миру искусства, истокам старины, к миру

прекрасного.

Слайд 31

Целостность человека во многом определяется его связью с природой.

Поэтому так же важным направлением работы является экологическое.

Работая

с

разными

материалами

(ткань,пряжа,нити)

рассматриваем

их

сырьевой состав и способ их получения и утилизации.

Приветствуется

вторая

жизнь

вещи

и

работа

с

бросовым

материалом.

Для

участия

в

выставках «Природа и мы» работаем с природным материалом (сухоцветы,

шишки, листья, пух, перо.)

Слайд 32

Базой для становления духовно - нравственной личности является семья.

Поэтому взаимодействие

семьи

и

школы

в

этом

процессе

считаю

обязательным. Необходимо привлекать внимание родителей к внутреннему

миру собственных детей, к их интересам, проблемам, к их жизни в кругу

друзей и товарищей. Одним из необходимых условий формирования духовно

- нравственной культуры может стать наличие интересного и необходимого

дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и деятельностью.

Дети получают задание, которые выполняют вместе с родителями.

Проектные презентации :

Русская изба

Христианские праздники

Костюм Курской губернии

Цвет и символика в вышивке

Владимирская вышивка

Вышивка ришелье

Александровская вышивка

Горьковский гипюр

Семейные традиции

В День Матери

и пожилого человека организуем выставки проектных

изделий

«Мама может»,

«Золотые ручки», фотоконкурс

на которой

выставляются работы мам и бабушек. Дети с удовольствием участвуют в

тематических конкурсах.

Слайд фото 33

Анализ результатов

Выставка «Рождественский сувенир»

2016 г. 3 победителя , 2 призёра

Выставка декоративно-прикладного искусства

2014г. - 3 победителя, 4 призёра:

2015г. - 7 победителя, 3 призёра

2016г. - 8 победителя, 11 призёра

2017г. - 11 победителей, 4 призёра

Творческий конкурс( всероссийский) «Чей носок лучше»

2015г. - 1 призёр

Выставка декоративно-прикладного искусства(региональный)

2014г. Антонова Дарья, призёр выставки

2014г., 2015 г. Астахова Екатерина , победитель выставки декоративно –

прикладного искусства ( муниципальный уровень)

Областная выставка декоративно прикладного творчества среди

обучающихся образовательных организаций Курской области

Зинякова Татьяна - победитель областной выставки - 2017

Зинякова Татьяна награждена диплом за проведение мастер – класса

«Подарок

маме

«Сапожки»

в

разделе

«Наследники

традиций»

на

областном фестивале «Мир творчества»

«

Природа и мы» 2013г. - 1 победитель

2014г. - 2 победителя

2016г. - 1 победитель

2017г. – 3 победителя

Трудоёмкость осуществления идей

Закончить своё выступление хочу притчей «Чёрная точка на белом листе»

Однажды учитель призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги,

в середине которого стояла жирная черная точка.

"Что вы здесь видите?" — спросил учитель.

"Точку", — ответил первый ученик.

"Черную точку", — подтвердил другой.

"Жирную черную точку", — уточнил третий.

И тогда их любимый учитель заплакал.

"Скажи нам, о чем ты так горько плачешь?" — удивились ученики.

"Я плачу о том, что все мои ученики увидели только черную точку и никто не

заметил большого белого листа..." — ответил учитель.

Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам,

забывая о достоинствах!

Таким

образом,

осуществляя

комплексный

подход

к

воспитанию

гармоничной,

разносторонне

развитой

личности,

я

убеждаюсь,

что

воспитание

учащихся

на

идеалах

истины,

добра

и

красоты

поможет

им

правильно проектировать свое будущее, ощущать себя носителями духовно-

нравственного потенциала своего народа



В раздел образования