Напоминание

"Работа над конкурсной программой в классе балалайки"


Автор: Ряхина Ангелина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" МО "Дорогобужский район" Смоленской области
Населённый пункт: пгт Верхнеднепровский
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над конкурсной программой в классе балалайки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема урока: «Работа над конкурсной программой в классе балалайки»

Цель

урока: Качественное

и

осмысленное

исполнение

конкурсной

программы. Раскрытие художественного образа исполняемых произведений.

Задачи урока:

Развивающие:

Приобретение и накопление опыта в конкурсной деятельности;

Развитие

индивидуальных

способностей:

памяти,

музыкального

мышления, слухового контроля;

Развитие уровня исполнительского мастерства;

Расширение кругозора в области музыкального искусства.

Обучающие:

Умение слушать и понимать собственное исполнение;

Умение применять полученные навыки на практике;

Закрепление теоретических знаний.

Воспитательные:

Воспитание навыков самообладания и самоконтроля;

Воспитание чувства ответственности за результат своей работы;

Воспитание культуры поведения за инструментом.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков игры.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Ожидаемый

результат: Раскрытие художественного образа, качественное

исполнение конкурсных произведений.

Урок проводится с учащимся 8-го класса Лисиным Евгением.

План урока:

1.

Организационный момент.

2.

Вступительное слово.

3.

Основная часть.

4.

Заключение

1

Введение.

Подготовка

учащихся

к

конкурсам

в

системе

дополнительного

образования дело сложное и требует от педагога определенной подготовки и

многолетней практики.

Возможность участия в конкурсах – сильнейший стимул для работы на

инструменте.

Перед

учащимся

ставится

конкретная

цель

померяться

силами с другими.

Если ученик интенсивно вовлечен в концертную и конкурсную

деятельность, у него формируется устойчивый интерес к обучению и как

следствие,

повышается

успеваемость.

Участие

в

конкурсах

делает

опыт

учащегося богаче и разнообразнее, стимулирует собственное внимание к

звуковой и технической стороне исполнения. Учащийся становится более

уверенным в себе и целеустремленным.

Нельзя не сказать и о важности концертной и конкурсной деятельности

ребенка

в

глазах

его

родителей,

главных

помощников

и

союзников

преподавателя.

Процесс подготовки к конкурсу можно разделить на IV этапа:

I

этап «Уровень ученика»

Уровень ученика зависит от многих факторов, но в особенности от

природных данных, работоспособности, желания, интереса и отношения к

делу. Далеко не у всех учащихся эти факторы есть, но если их хотя бы

половина – стоит попробовать. На практике прилежные ученики быстрее и

качественнее

осваивают

учебный

материал.

Им

нравится

инструмент

и

процесс обучения. С этими учащимися легче решать серьезные задачи –

задачи публичного выступления.

II этап «Выбор музыкального материала»

Выбор музыкального материала напрямую зависит от уровня подготовки

ученика.

Он

должен

соответствовать

его

возрастным,

техническим

и

музыкальным возможностям. Больше шансов на успех дают конкурсы, где

нужно

исполнить

два

разнохарактерных

произведения,

так

как

есть

возможность

проявить

индивидуальность

исполнителя.

Никогда

нельзя

выставлять

на

конкурс

«сырое»,

только

что

выученное

произведение.

Программу

сначала

лучше

обыграть

на

концертах.

Но

есть

и

обратная

сторона медали, программу можно «заиграть», поэтому нужно рассчитать

время, чтобы ученик на момент проведения конкурса был в самой лучшей

форме.

2

III этап «Разучивание музыкального материала» должно проходить

постепенно

от

части

к

части

и

обязательно

с

анализом

построения

произведения. Важно воспитать у ученика отношение к нотному тексту как к

живой

музыкальной

речи.

Создать

внутреннее

слуховое

представление

о

характере

произведения,

его

мелодической,

ритмической,

динамической

линии, его форме и эмоциональной окраске

IVэтап «Подготовка к конкурсному выступлению»

Принципиальное отличие конкурсной психологической подготовки от

настройки

перед

концертным

выступлением

в

том,

что

она

должна

не

успокоить, а, наоборот, вызвать максимальную активность, создать «боевой

настрой», желание играть и стремление победить с учетом распределения сил

и энергии на все туры конкурса.

Именно во время публичного выступления проверяется решительно все:

и

комплекс

природных

музыкально-исполнительских

данных,

и

«технический» потенциал, и приобретенные умения, знания и навыки, и

устойчивость психики.

Задача педагога – повлиять на положительное отношение к публичным

выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в

выборе средств психологической подготовки к выступлению.

После выступления исполнение следует обсудить с учеником на

очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче и что было

утеряно.

Если

волнение

отразилось

неблагоприятно

на

игре,

следует

разобраться в его причинах, сделать определенные выводы.

Также обсуждения формируют критическое отношение учащегося к

своим

выступлениям,

способствуют

утверждению

высокого

авторитета

оценки и замечаний педагога.

Характеристика учащегося. Учащийся Лисин Евгений имеет хорошие

музыкальные данные, исполнителен, трудолюбив, эмоционален. Участвует в

конкурсах различного уровня с 4 класса, неоднократно становился Лауреатом

I, II, III степени областных, всероссийских и международных конкурсов.

3

Основная часть.

Сегодня на уроке будет показан IV этап

работы над конкурсной

программой

-

«Подготовка

к

конкурсному

выступлению».

Это

два

разнохарактерных

произведения:

«Детский

концерт»

В.Котельникова

и

концертные вариации Е.Тростянского на тему песни Л.Афанасьева «Гляжу в

озера синие».

Важный момент – разыгрывание. Учащийся играет упражнения в I

позиции различными аппликатурными, ритмическими вариантами.

Виктор Котельников является первым автором Детского концерта для

балалайки с оркестром. Произведение эффектное и удобное для исполнения.

Биографическая справка:

Виктор Котельников – композитор, преподаватель по

классу балалайки, Лауреат конкурса «Молодые дарования Росии», автор произведений

для

форепиано,

домры,

балалайки,

детской

вокальной

музыки,

детской

оперы

«Тараканище».

Виктор

Владимирович

окончил

Астраханскую

консерваторию

как

балалаечник

и

факультативно

класс

композиции.

Свою

творческую

деятельность

начинал в г.Грозном, в 2000 году переехал в Ярославль, где стал вторым дирижером

муниципального ОРНИ «Струны Руси», который много гастролирует по стране и за

рубежом. В.В.Котельников пишет много музыки для оркестра, к 1000-летию г. Ярославля

была написана «Волжская рапсодия».

Концерт (букв. - состязание) – это всегда яркость образов, красочность

звучания, разнообразие исполнительских приемов. В учебно-воспитательном

процессе концерт играет важную роль, пробуждая исполнительскую смелость

и волю, воспитывая выдержку, ритмическую устойчивость, полифоническое

мышление, развивает музыкальную память и творческое воображение.

Учащийся рассказывает о форме, строении и основной тональности

«Детского концерта.» В.Котельникова (концерт a-moll одночастный, написан

в

форме

сонатного

аллегро

с

экспозицией,

разработкой,

каденцией

и

репризой).

Экспозиция (от лат. esposition – показ) – завязка действия. В ней

излагаются

главная,

побочная,

заключительная

партии

(переход

к

разработке). Главная партия носит динамичный, решительный характер, ей

противопоставлена лирическая побочная.

Разработка – драматический центр сонатной формы. В ней

происходит

сопоставление,

столкновение

и

развитие

тем,

изложенных

в

экспозиции. Смена темпов, отклонение в другие тональности, встречные

знаки.

Перед заключительной частью (репризой) солист исполняет каденцию.

4

Слово «каденция» используется в музыке в двух обозначениях: 1)

каденция – гармонический или мелодический оборот, завершающий

музыкальное

построение;

2)

каденция

мелодическая

импровизация,

включенная в основное музыкальное произведение.

Каденция предназначается для выявления исполнительского мастерства

солиста

и

содержит

наибольшие

технические

трудности,

зачастую

представляя собой самое яркое место в сольной партии. Каденция обычно

помещается в переломном, наиболее напряженном моменте музыкального

произведения – в сонатной форме – перед кодой или репризой.

В

XIX

веке

каденцию

сочиняли

или

импровизировали

музыканты-

исполнители, позже вошло в практику ее написание композитором.

Реприза (от франц. – возобновление) – развязка действия. Несколько

видоизмененное повторение экспозиции в основной тональности.

При работе над концертом балалаечную партию нужно рассматривать не

изолированно от партии фортепиано, а как часть единого целого. Необходимо

гибко сочетать функции солиста и концертмейстера, выяснить роль солиста

во всех разделах концерта: ведущее значение, подчиненное, равноценное

(дуэты, переклички, имитация).

Прежде чем исполнить концерт целиком ученик прорабатывает

технически сложные места (в разработке, каденции, репризе) в медленном

темпе. Затем играем с концертмейстером в среднем темпе без каденции,

добиваясь ансамбля в темповых отклонениях, смене динамики, качественного

звукоизвлечения. Далее перед учащимся и концертмейстером ставится задача

– целостность формы, выбор оптимального темпа, точное возвращение в

первоначальный темп после каденции, осмысленное исполнение (внутренний

слуховой

контроль),

раскрытие

художественного

образа

произведения.

Слушаем концерт целиком, затем анализируем исполнение (что получилось,

над чем еще нужно поработать).

Концертные вариации Е.Тростянского на тему песни Л.Афанасьева

«Гляжу в озера синие» (из к-ф/ма «Тени исчезают в полдень»).

Сама песня была написана в 1971 году. Леонид Афанасьев – летчик, воевавший на

фронтах Великой Отечественной войны, был командиром эскадрильи. Получил тяжелое

ранение,

имел

правительственные

награды

т.ч.

Лауреат

Государственной

премии).

Уставший,

возвращающийся

после

отлично

выполненного

задания,

собрав

последние

силы, Леонид решил посмотреть, где летит и можно ли там посадить самолет. То, что он

увидел под крылом самолета, поразило его до глубины души. Он летел над водной гладью,

вокруг стояла звенящая тишина, светило солнце. В голубой воде отражалось все, что было

вокруг: небо, облака, лес на берегу и его самолет. В его уставшем мозгу зазвучала музыка.

Это потрясение вернуло ему силы продолжить полет.

5

Успешно совершив посадку, Леонид стал быстро записывать музыку, которая родилась в

его душе. Поэт Игорь Шаферан уловил это состояние и облек все в слова, которые звучат

почти полвека. Песня «Гляжу в озера синие» стала поистине народной. Композитором Л.

Афанасьевым написано более 200 песен, часть из них к к-но/ф-мам.

В обработке Евгения Тростянского «Гляжу в озера синие» прочно вошла

в концертный репертуар известных балалаечников-исполнителей (М.Рожкова,

Е.Шабалина и др.).

Биографическая справка: Е.Тростянский родился в 1952г. (умер в 2002г.) в

Старобельске,

закончил

Старобельскую

ДМШ,

затем

Северодонецкое

музыкальное

училище по классу балалайки и Киевскую консерваторию. В 1977 году стал Лауреатом

республиканского конкурса и получил звание «лучшего балалаечника Украины». Работал в

Киевском муз-ном училище и солистом Киевской филармонии. Не имея композиторского

образования, Е.Тростянский оставил небольшое, но значимое наследие. Им написаны

произведения,

вошедшие

в

постоянный

исполнительский

и

педагогический

репертуар

студентов музыкальных училищ и консерваторий: «Ноктюрн», «Кадриль», «Украинский

сувенир», «Гротеск и размышление», «Гляжу в озера синие».

Любое произведение должно воплощать в себе целенаправленную

музыкальную

мысль;

с

повествованием,

развитием,

кульминацией

и

послесловием.

Прошу учащегося рассказать о характере, строении произведения

(произведение

носит

лирический

характер,

с

темой,

двумя

вариациями,

каденцией и заключительной частью), приемах звукоизвлечения. Повторяем

отдельно каденцию.

Каденция начинается с приема «гитарное тремоло» (гитарное тремоло

– поочередное извлечение звука четырьмя пальцами правой руки частыми,

равномерными ударами). Мелодия звучит на первой струне нежно, спокойно

без динамического напряжения в нюансе «p», ее дополняет легкое пиццикато

на второй и третьей струне.

Для того, чтобы овладеть приемом «гитарное тремоло» требуется

кропотливая, систематическая, осмысленная работа, внимание и усидчивость.

Трудность

заключается

в

преодолении

скованности

движения

пальцев,

извлекающих звук, и в достижении быстро чередующихся, равномерных

щипков по струне. Длительная игра гитарного тремоло без определенного

навыка

и

практического

опыта

утомляет

мышцы

руки,

что

приводит

к

ослаблению звучности и неритмичности движения пальцев, а иногда и к

профессиональному заболеванию.

Свободное владение «гитарным тремоло» обогащает выразительные

средства балалайки нежными, трепетными звуками.

После «гитарного тремоло» отрабатываем аккорды (сначала ударами,

затем тремоло), восходящие и нисходящие шестнадцатые на pizz.2 (двойное

6

пиццикато).

Для

преодоления

технических

трудностей

данный

пассаж

отрабатываем сначала в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость

исполнения (играем пассаж пунктирным ритмом, затем делаем акценты на

каждую ноту, через одну, первую из четырех, из восьми).

Далее повторяем с концертмейстером обе вариации, стараясь не

допускать

расхождений.

Теперь

прошу

исполнить

произведение

целиком,

цель

воплощение

основных

ансамблевых

параметров:

единство

художественных

намерений

партнеров,

синхронность

звучания,

динамический баланс, тембровое слияние.

В результате проделанной работы ученик успешно справился с

поставленными задачами.

Заключение.

Данная

тема

урока

освещает

работу

над

развитием

и

совершенствованием игровых навыков. Нотный материал, представленный на

уроке, решает определенный теоретические, технические и художественные

задачи. Произведения в репертуаре учащегося знакомят его с оригинальными

сочинениями

современных

авторов,

развивают

и

совершенствуют

его

исполнительское мастерство, творческую индивидуальность.

Выступления на конкурсах являются большим стимулом для

дальнейшего

музыкального

развития

учащихся,

придают

им

большей

уверенности, опыта и игровой практики. Завязываются новые знакомства,

расширяется

кругозор,

появляются

новые

впечатления

и

желание

расти

дальше и ученику, и педагогу.

7

Список используемой литературы:

1. Гинзбург Л. О работе над музыкальными произведениями, 4-е изд. М.,

1981

2. Вопросы музыкальной педагогики. В.6, М. «Музыка», 1985

3. Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в

инструментальных классах ДМШ (ДШИ) – М., 1988

8



В раздел образования