Авторы: Трофимова Лилия Владимировна, Тропина Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатели 1 категории
Учебное заведение: МДОУ № 133 детский сад "Незабудка" г. Комсомольск-на-Амуре
Населённый пункт: Хабаровского края
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Обобщение опыта
Роль пластилинографии в развитии художественно-творческих способностей
детей дошкольного возраста.
Подготовили:
Воспитатель 1 категории
Трофимова Лилия Владимировна,
Воспитатель 1 категории
Тропина Татьяна Валерьевна.
г.Комсомольск-на-Амуре 2020 г.
«Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
на них в два раза меньше денег и в два раза
больше времени».
Эстер Селсдон
Творчество
-
одна
из
содержательных
форм
психической
активности
детей,
которую
можно
рассматривать
как
универсальное
средство
развития
индивидуальности,
обеспечивающее
устойчивую
адаптацию
к
новым
условиям
жизни,
как
необходимый
резерв
сил
для
преодоления
стрессовых
ситуаций
и
активного творческого отношения к действительности.
Именно творческая деятельность, по мнению Льва Семёновича Выготского,
делает
человека
существом,
обращенным
к
будущему,
созидающему
его
и
видоизменяющим свое настоящее.
Решая проблему успешного для детей доступа к внутренним творческим ресурсам
опиралась на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при
определенной
внешней
помощи
ребенок
делает
значительно
больше,
чем
может
сделать самостоятельно.
Учитывая
важность
проблемы
по
развитию
ручных
умений
и
тот
факт,
что
развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, воспитателем 1 категории
Тропиной
Т.В.
была
организованна
дополнительная
образовательная
программа
художественно-эстетической направленности «Озорные ладошки» – основной идей
которой является рисования картин – пластилином.
В примерной образовательной программе «Детство» количество учебных часов по
художественно - эстетическому развитию в разделе «лепка» уделено, на мой взгляд,
недостаточно часов, и по этому, мною Трофимовой Л.В. была разработана программа
дополнительного образования «Пластилиновое чудо» в соответствии с Федеральным
Государственным Образовательным Стандартом.
Наши программы разработаны на основе методических разработок автора
Г.Н. Давыдовой.
Новизна программ состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный
опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем
чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем
активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
При разработке данных программ отбирались наиболее интересные доступные
темы, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все
анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Образовательная деятельность целиком проходит в форме игры. Игровые приемы
обеспечивают
динамичность
процесса
обучения,
максимально
удовлетворяют
потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения,
действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает
активизировать
деятельность
детей,
развивать
познавательную
активность,
наблюдательность,
внимание,
мышление,
память,
поддерживает
интерес
к
изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Пластилинография
—
это
один
из
сравнительно
недавнего
появления
нового
жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать,
рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи
которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более
или менее выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности, с
применением
нетрадиционных
техник
и
материалов.
Например,
декорирование
поверхности
бисером,
семенами
растений,
природным
материалом.
Основной
материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука.
Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет
быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество
детей, делает его более увлекательным и интересным.
Один из самых главных индикаторов интеллектуальной готовности к школе
считается уровень развития мелкой моторики у ребенка. Поэтому развивать мелкую
моторику рук необходимо начинать с раннего возраста.
Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Сухомлинский В.А.
в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его
пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки
учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают
мозг, заставляя его развиваться»
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в
выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении
к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но
в большей степени всех это выявляется у детей, которые живущих в городах. Это
связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше
руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту
работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось
время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики
рук и неготовность наших детей к письму.
Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие
ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук
являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Для того чтобы добиться успешного и гармоничного развития интеллектуальных
способностей, развития речевой деятельности, а также сохранения благоприятного
психического и физического развития ребенка необходима система целенаправленной
работы по развитию мелкой моторики, в частности через пластилинографию.
ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНЫ
на
развитие
личности,
ее
творческого
потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития
детей. Стимулируют формы самовыражения личности. Обеспечивают эмоциональное
развитие ребенка.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Занятия
пластилинографией
способствуют
развитию
таких
психических
процессов,
как:
внимание,
память,
мышление,
а
так
же
развитию
творческих
способностей, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то
есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в
школе.
Дети
учатся
планировать
свою
работу
и
доводить
её
до
логического
завершения.
Разработаны
примерные
конспекты
совместной
образовательной
деятельности дополнены и переработаны с учетом требований ФГОС ДО.
Одним из несомненных достоинств образовательной деятельности по
пластилинографии с детьми младшего и старшего дошкольного возраста является
интеграция предметных образовательных областей. Пластилинография позволяет
интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются
с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях
(по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Исходя из этого, нами были определены основные цели и задачи обучения детей
пластилинографии:
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ: формирование у детей младшего, среднего и старшего
дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих
способностей посредством пластилинографии.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Задачи для младшего дошкольного возраста:
развитие, координации движения рук, глазомера;
освоение приемов пластилинографии (скатывание, надавливание,
размазывание);
формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
ЗАДАЧИ для старшего дошкольного возраста:
- развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности;
- способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук;
- формировать и развивать навыки ручного труда;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца;
- воспитывать любовь к близким, понимание красоты окружающего мира.
Раскрытие путей реализации представленного опыта.
Дети младшего дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с
материалами через тактильные ощущения. В ходе деятельности происходит
реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном
творчестве.
В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с
пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация
деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, формирование и активизацию словаря, понимание ребенком речи
окружающих. Дети знакомятся с художественными произведениями, стихами,
потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные
математические представления о счете, размере, величине. Сенсорное развитие
занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В
младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: различие
формы, величины.
У детей формируется тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость
тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена
практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления
социокультурного опыта ребенка.
Для детей старшего дошкольного возраста весь подбираемый материал для
образовательной деятельности с детьми, имеет практическую направленность,
максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить
сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже
усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В ходе деятельности происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального
состояния детей в изобразительном творчестве.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально
удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой
(движения, действия и т.п.).
Основные средства, которые используются в образовательной деятельности.
Применение этих средств в работе, позволяет повысить активность и внимание детей,
развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый
интерес к данному виду деятельности.
Особое внимание уделяется и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель,
украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки. Ведь всё, что
окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и
впечатления.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но
рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Результативност
ь развития воспитанников.
Перед началом обучения и по окончанию учебного года нами были проведены
мониторинги
имеющихся
знаний,
умений
и
навыков
у
воспитанников,
который
опирался на методическое пособие для воспитателей и педагогов Казаковой Т. Г. и
Лыковой И. А.
Критерии данного мониторинга мы адаптировали под критерии овладения приёмами
нетрадиционной техники пластилинографии.
Для отслеживания результатов работы с детьми проводилась диагностика два раза
в год (октябрь, март). Она была направлена на обследование уровня развития ручных
умений детей, а именно:
1.
Технические навыки: раскатывание, сплющивание, размазывание.
2.
Проявление творчества в декоре.
3.
Развитие мелкой моторики
4.
Проявление аккуратности и трудолюбия
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
№
испытуемог
о
Технические навыки
Проявлени
е
творчества
в декоре
Развитие
мелкой
моторик
и
Проявление
аккуратност
и и
трудолюбия
Раскат
.
Сплющ
.
Размаз
.
Работа с детьми показала, что у них есть огромный интерес и желание рисовать
пластилином, но необходимо систематически проводить эти занятия для повышения
уровня способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Основные приёмы, которые используются в образовательной деятельности в
младшем дошкольном возрасте.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но
рекомендуется начинать обучение с наиболее простых.
Приёмы:
Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть
руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
Рисование «колбасками»,
Заполнение пластилиновыми шариками,
Рисование мазками.
Применение этих приёмов в работе, позволяет повысить активность и внимание
детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый
интерес к данному виду деятельности.
Тема:
«Пуговицы для платья и рубашки»
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Тема: «Ягодка за ягодкой»
Тема:
«Вот какой у нас арбуз»
Тема:
«Пятнашки для жирафа» Тема:
«Консервирование овощей»
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Тема: «Снеговик».
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Основные приёмы, которые используются в образовательной
деятельности в старшем дошкольном возрасте.
Перед использованием пластилин следует размять, а после работы протереть
руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
Для основы картин используется плотный картон. Если фон покрывается
частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не
появляются масляные пятна от пластилина.
Альбомная бумага может служить основой для покрытия пластилином или быть
прокладкой вырезаемых деталей аппликаций.
Дополнительные природные материалы, пластмассовые детали, бижутерия и т.
п. используются для создания определенных эффектов.
Для резания пластилина и нанесения на основу применяется стека —
инструмент, у которого один конец ножеобразный, а другой острый.
Ножницы предназначены для вырезания деталей картин.
Разрезать срезы, вырезать отверстия удобно ножом-резаком или скальпелем.
Для того чтобы брать мелкие детали, необходим пинцет.
Шилом можно прокалывать отверстия, наносить углубленные рельефные линии.
Для раскатывания пластилина удобна скалка.
Применяя такие приспособления, как расческа, металлическое ситечко можно
добиться рельефности пластилиновых деталей.
Работа с детьми строится в совместной деятельности с детьми в вечернее время в
различных формах организации:
Игра - путешествие «Путешествие в страну Пластилинию»
Создание коллекций «Цветы в подарок»
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества
Лаборатория «Почемучки»
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Итоговые мероприятия:
Выставки в группе
Выставка в холе ДОУ
Техника пластилинографии в лепке уникальна. Дети с удовольствием
придумывают новые, интересные темы для картин, используют в своих работах
разные приёмы лепки. Успехи вызывают у детей желание создавать композиции в
собственном, самостоятельном творчестве.
Они с удовольствием принимают участие в конкурсах и побеждают. Так «Морские
Глубины» – это коллективная работа принесла нам успех во Всероссийском конкурсе.
Мы заняли третье место. Так как эта техника является необычной, привлекающей к
себе внимание и интерес, в одной этой работе дети использовали множество приёмов:
круговое раскатывание, прямое и сдавливание, выкладывание кружочков один на
другой в определённом порядке и цвете.
Занятия по пластилинографии принесли детям победы в различных конкурсах.
Самостоятельные работы детей занимали призовые места в международном
творческом конкурсе «Созвездие талантов»:
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир, удивляет своей
непредсказуемостью, повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, пластики, развивает воображение, формирует
умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, а самое
главное - способствует развитию творческой личности.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
Для
организации
детей
в
домашних
условиях
с
целью
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в работе с пластилином был
проведен комплекс мероприятий:
разработана картотека развивающих игр по развитию творческих способностей
детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»;
проведены групповые консультации «Подари ребенку пластилин - развиваем
творчество»,
«Путь
к
успеху»;
"Как
развивать
мелкую
моторику
через
пластилинографию"
проведен мастер- класс «Чудеса из пластилина»;
представлена выставка детского творчества на общем родительском собрании.
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
В работе наших кружков мы соблюдали основные принципы пластилинографии:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной,
привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы,
рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности: индивидуально- ориентированный подход и
всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид
детской деятельности – лепку.
4. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием
речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой
работы.
Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с
пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у
ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому,
стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его
способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для
развития интеллекта ребенка. Если Ребенок не хочет лепить из пластилина что-то
просто так, возможно, доведение картинок до финала станет мотивом для занятий с
пластилином.
Литературные источники:
1.
Г.Н. Давыдова "Пластилинография"
2.
Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб «Уроки лепки из пластилина»
МДОУ №133 детский сад «Незабудка» г. Комсомольск-на-Амуре
3.
А.Зайцева, А.Дубасова «Чудесный пластилин»
4.
Е.Румянцева «Простые поделки из пластилина»
5.
Д.Н.Колдина «Лепка»
6.
О.Ю.Тихомирова «Пластилиновая картина»
7.
«Аппликации из пластилина. 3-6 лет" под ред. Е.Силенко
8.
Авторской программы Лыковой И.А «Цветные ладошки» Список литературы,
рекомендуемый для детей, родителей.
9.
Г.Н. Давыдова, Нетрадиционные техники рисования в детском саду, Москва
2008;
10.
Е.Данкевич, Пластилиновый мир, Санкт-Петербург 1998;
11.
Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в ДОУ: Из опыта работы. – М.:
Просвещение, 1980.-96 с.;
12.
Т.Н. Доронова Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепки, аппликации в игре,
М.;
13.
К.К. Утробина, увлекательное рисование методом «тычка» с детьми 3-7 лет,
Москва 2005;
14.
Н.В. Дубровская, рисунки из ладошки, Санкт-Петербург 2006;
15.
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий
2003г», 2006.
16.
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.:
Издательство«Скрипторий 2003г», 2008.
17.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160
с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая).