Напоминание

Первые шаги в организации дистанционного обучения


Автор: Мельниченко Ирина Васильевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский медицинский колледж"
Населённый пункт: Белгородская область Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Первые шаги в организации дистанционного обучения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Первые шаги в организации дистанционного обучения.

Мельниченко Ирина Васильевна,

Преподаватель ОГАПОУ «СМК»

Белгородская область Старый Оскол

Образование

в

современных

условиях

невозможно

представить

без

использования цифровых технологий.

Сегодня цифровая образовательная

среда

неотъемлемая

часть

образования,

обеспечивающая

достижение

должного уровня в развитии государства. Последние события, связанные с

появлением новой короновирусной инфекции Covid-19, как никогда показали

высокую востребованность в цифровых технологиях.

Цифровые образовательные ресурсы меняют традиционный взгляд на

роль

учителя

в

учебном

процессе.

Если

основная

часть

информации

излагалась преподавателем, то сегодня эта информация в свободном доступе

и

пересказывать

её

учителю,

нет

никакой

надобности.

Современный

преподаватель теперь переходит в ранг куратора, который ведет студента по

индивидуально

выстроенной

траектории

обучения,

постоянно

«находясь»

рядом, готовый прийти на помощь, если это необходимо в данной ситуации.

Цифровое

образование

это

мощный

инструмент

добычи

знаний,

но

как

любой механизм, необходимо в полной мере освоить эту технологию, чтобы

не загубить хорошую идею на корню. Как раз в этом и состоит основная

задача преподавателя на данном этапе внедрения цифрового образования.

Итак, с чего надо начать?

Нашему вниманию на просторах Интернета представлено достаточное

количество

образовательных

платформ,

это

такие

как:

«Молодые

профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», «Московская электронная школа»,

«Учи.

ру»,

«Российская

электронная

школа»,

«Я

класс»

и

другие.

За

прошедший период в практической деятельности были испробованы многие

из

перечисленных

платформ,

каждая

имеет

свои

особенности

и

требует

определенных навыков в работе. Каждая платформа имеет свои минусы и

плюсы.

Основной

минус

таких

платформ

ограниченный

доступ,

как

правило,

у

каждого

преподавателя

несколько

групп,

или,

к

примеру,

ограничение по времени иначе пользователь должен приобретать платный

тариф, что становится серьезной помехой в процессе внедрения цифровых

образовательных ресурсов. Проведя небольшую апробацию работы на выше

перечисленных платформах, нами были выбраны «Учи. ру» и «Российская

электронная школа». Хотя, конечно и здесь есть свои трудности, такие как

нет возможности для регистрации студентов СПО, нет полного совпадения в

рабочей программе, содержание некоторых заданий для студентов 1 курса

колледжа совсем простые и в какой-то мере однообразные. К плюсам нами

были

отнесены

такие

моменты,

как

удобный

интерфейс

платформы,

возможность

самостоятельного

продвижения

по

изучению

материала,

наличие

дневника

с

отражением

активности

учащегося.

Если

вы

зарегистрировались как учитель, то получаете возможность создания групп,

также

появляется

возможность

включения

своих

заданий

для

проверки

уровня

усвоения

материала

студентами,

наличие

обратной

связи

с

преподавателем.

Материалы, представленные на данных образовательных платформах,

нами использовались систематически.

Однако, работая в

«Российской

электронной

школе»,

мы

можем

реализовать

не

все

требования,

предъявляемые к современному образовательному процессу, в связи с этим и

возникает

необходимость

в

создании

собственного

курса,

рассчитанного

конкретно

для

определенной

группы

студентов.

Данная

работа

очень

интересная и увлекательная, требующая, тем не менее, большого труда от

преподавателя.

Возможности

для

создания

собственного

онлайн-курса

так

же

обширные, нами были изучены возможность создания курса в «Moodle».

Система обучения Moodle – позволяет создавать курсы дистанционного

обучения,

в

соответствии

со

стандартами

информационных

обучающих

систем.

Архитектура

платформы

имеет

достаточно

простой

вид

и

представлен

в

виде

блоков.

Система Moodle

позволяет

преподавателю

эффективно

настроить

свою

работу

со

студентами,

осуществляя

опосредованное общение.

Платформа позволяет создавать курс, а также

излагать

материал

в

любой,

удобной

для

преподавателя

форме:

лекция,

видеолекция,

консультация.

Система Moodle

представляет

вс ем

пользователям широкие возможности для работы с текстовым и графическим

документом,

что

позволяет

преподавателю

разнообразно

формировать

оценочные и контрольные материалы. Также автор курса может создавать

чат

и

площадку

для

ведения

онлайн-дискуссии

для

живого

общения

со

студентами. В системе Moodle для нас наиболее привлекательны широкие

возможности для создания базы тестовых заданий, где можно использовать

не только стандартные виды вопросов (с выбором ответа, записью ответа), но

и

с

такими

формами

как:

множественный

выбор,

расставить

приоритет,

вписать пропущенный фрагмент, отметить флажком (графический файл) и

т.п.

Все эти возможности позволяют эффективно сопровождать студентов

при изучении материала, оптимально распределять время для создания курса.

Что привлекло наше внимание в системе обучения Moodle:

возможность создавать курс используя бесплатный тариф,

доступность

и

мобильность

обучения,

так

как

студент

может

использовать

любые

цифровые

гаджеты,

подключенный

к

сети

Интернет,

студенты могут осваивать материал по индивидуальной траектории,

возможность применять разнообразные формы контроля знаний,

возможность установки режима работы на курсе (дедлайн, свободный),

преподаватель и студент видит статистику активности,

возможность взаимодействия со студентом,

возможность улучшения качества курса, используя отзывы участников

обучения.

С какими трудностями мы встретились при разработке курса:

отсутствие должного образования в сфере современных IT-технологий

(как правило, преподавательский состав не имеет должных навыков в

работе с цифровыми технологиями в силу возрастного состава);

даже

самый

высококвалифицированный

преподаватель,

впервые

встретившись с камерой, пасует, не зная как правильно донести свою

мысль, общаясь с пустотой;

студент – вчерашний школьник, в силу своей инфантильности, тяготеет

к классическому образованию, так как в школе чаще всего у него

развивают навыки простого воспроизводства знаний;

отсутствие живого общения со студентами несет некий формализм в

работу преподавателя;

если в курсе не ставится дедлайн, то обучение может затянуться на

более продолжительный период.

В связи с этим можно сказать – каким бы не был замечательным

дистанционный курс, все равно живое общение между преподавателем и

студентом

должно

быть

систематическим,

поэтому

для

нас

предпочтительно

применять

так

называемое

смешанное

обучение.

Особенно

для

студентов

нового

набора,

первые

занятия

должны

проводиться

только

в

аудиторном

формате,

а

уже

после

адаптации

первокурсников можно поэтапно вводить дистанционное обучение.



В раздел образования