Автор: Мельниченко Ирина Васильевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: ОГАПОУ "Старооскольский медицинский колледж"
Населённый пункт: Белгородская область Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Первые шаги в организации дистанционного обучения
Раздел: среднее профессиональное
Первые шаги в организации дистанционного обучения.
Мельниченко Ирина Васильевна,
Преподаватель ОГАПОУ «СМК»
Белгородская область Старый Оскол
Образование
в
современных
условиях
невозможно
представить
без
использования цифровых технологий.
Сегодня цифровая образовательная
среда
–
неотъемлемая
часть
образования,
обеспечивающая
достижение
должного уровня в развитии государства. Последние события, связанные с
появлением новой короновирусной инфекции Covid-19, как никогда показали
высокую востребованность в цифровых технологиях.
Цифровые образовательные ресурсы меняют традиционный взгляд на
роль
учителя
в
учебном
процессе.
Если
основная
часть
информации
излагалась преподавателем, то сегодня эта информация в свободном доступе
и
пересказывать
её
учителю,
нет
никакой
надобности.
Современный
преподаватель теперь переходит в ранг куратора, который ведет студента по
индивидуально
выстроенной
траектории
обучения,
постоянно
«находясь»
рядом, готовый прийти на помощь, если это необходимо в данной ситуации.
Цифровое
образование
это
мощный
инструмент
добычи
знаний,
но
как
любой механизм, необходимо в полной мере освоить эту технологию, чтобы
не загубить хорошую идею на корню. Как раз в этом и состоит основная
задача преподавателя на данном этапе внедрения цифрового образования.
Итак, с чего надо начать?
Нашему вниманию на просторах Интернета представлено достаточное
количество
образовательных
платформ,
это
такие
как:
«Молодые
профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», «Московская электронная школа»,
«Учи.
ру»,
«Российская
электронная
школа»,
«Я
класс»
и
другие.
За
прошедший период в практической деятельности были испробованы многие
из
перечисленных
платформ,
каждая
имеет
свои
особенности
и
требует
определенных навыков в работе. Каждая платформа имеет свои минусы и
плюсы.
Основной
минус
таких
платформ
–
ограниченный
доступ,
как
правило,
у
каждого
преподавателя
несколько
групп,
или,
к
примеру,
ограничение по времени иначе пользователь должен приобретать платный
тариф, что становится серьезной помехой в процессе внедрения цифровых
образовательных ресурсов. Проведя небольшую апробацию работы на выше
перечисленных платформах, нами были выбраны «Учи. ру» и «Российская
электронная школа». Хотя, конечно и здесь есть свои трудности, такие как
нет возможности для регистрации студентов СПО, нет полного совпадения в
рабочей программе, содержание некоторых заданий для студентов 1 курса
колледжа совсем простые и в какой-то мере однообразные. К плюсам нами
были
отнесены
такие
моменты,
как
–
удобный
интерфейс
платформы,
возможность
самостоятельного
продвижения
по
изучению
материала,
наличие
дневника
с
отражением
активности
учащегося.
Если
вы
зарегистрировались как учитель, то получаете возможность создания групп,
также
появляется
возможность
включения
своих
заданий
для
проверки
уровня
усвоения
материала
студентами,
наличие
обратной
связи
с
преподавателем.
Материалы, представленные на данных образовательных платформах,
нами использовались систематически.
Однако, работая в
«Российской
электронной
школе»,
мы
можем
реализовать
не
все
требования,
предъявляемые к современному образовательному процессу, в связи с этим и
возникает
необходимость
в
создании
собственного
курса,
рассчитанного
конкретно
для
определенной
группы
студентов.
Данная
работа
очень
интересная и увлекательная, требующая, тем не менее, большого труда от
преподавателя.
Возможности
для
создания
собственного
онлайн-курса
так
же
обширные, нами были изучены возможность создания курса в «Moodle».
Система обучения Moodle – позволяет создавать курсы дистанционного
обучения,
в
соответствии
со
стандартами
информационных
обучающих
систем.
Архитектура
платформы
имеет
достаточно
простой
вид
и
представлен
в
виде
блоков.
Система Moodle
позволяет
преподавателю
эффективно
настроить
свою
работу
со
студентами,
осуществляя
опосредованное общение.
Платформа позволяет создавать курс, а также
излагать
материал
в
любой,
удобной
для
преподавателя
форме:
лекция,
видеолекция,
консультация.
Система Moodle
представляет
вс ем
пользователям широкие возможности для работы с текстовым и графическим
документом,
что
позволяет
преподавателю
разнообразно
формировать
оценочные и контрольные материалы. Также автор курса может создавать
чат
и
площадку
для
ведения
онлайн-дискуссии
для
живого
общения
со
студентами. В системе Moodle для нас наиболее привлекательны широкие
возможности для создания базы тестовых заданий, где можно использовать
не только стандартные виды вопросов (с выбором ответа, записью ответа), но
и
с
такими
формами
как:
множественный
выбор,
расставить
приоритет,
вписать пропущенный фрагмент, отметить флажком (графический файл) и
т.п.
Все эти возможности позволяют эффективно сопровождать студентов
при изучении материала, оптимально распределять время для создания курса.
Что привлекло наше внимание в системе обучения Moodle:
возможность создавать курс используя бесплатный тариф,
доступность
и
мобильность
обучения,
так
как
студент
может
использовать
любые
цифровые
гаджеты,
подключенный
к
сети
Интернет,
студенты могут осваивать материал по индивидуальной траектории,
возможность применять разнообразные формы контроля знаний,
возможность установки режима работы на курсе (дедлайн, свободный),
преподаватель и студент видит статистику активности,
возможность взаимодействия со студентом,
возможность улучшения качества курса, используя отзывы участников
обучения.
С какими трудностями мы встретились при разработке курса:
отсутствие должного образования в сфере современных IT-технологий
(как правило, преподавательский состав не имеет должных навыков в
работе с цифровыми технологиями в силу возрастного состава);
даже
самый
высококвалифицированный
преподаватель,
впервые
встретившись с камерой, пасует, не зная как правильно донести свою
мысль, общаясь с пустотой;
студент – вчерашний школьник, в силу своей инфантильности, тяготеет
к классическому образованию, так как в школе чаще всего у него
развивают навыки простого воспроизводства знаний;
отсутствие живого общения со студентами несет некий формализм в
работу преподавателя;
если в курсе не ставится дедлайн, то обучение может затянуться на
более продолжительный период.
В связи с этим можно сказать – каким бы не был замечательным
дистанционный курс, все равно живое общение между преподавателем и
студентом
должно
быть
систематическим,
поэтому
для
нас
предпочтительно
применять
так
называемое
смешанное
обучение.
Особенно
для
студентов
нового
набора,
первые
занятия
должны
проводиться
только
в
аудиторном
формате,
а
уже
после
адаптации
первокурсников можно поэтапно вводить дистанционное обучение.