Напоминание

"Патриотическое воспитание младших школьников"


Автор: Денисова Елена Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: города Ртищево
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Патриотическое воспитание младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Патриотическое воспитание младших школьников

В наше время для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Сейчас наша

страна переживает именно такой период, когда вопросы патриотического воспитания,

исторической памяти вышли на первый план. Общество и государство ведут поиск путей

преодоления кризиса нравственных ценностей и укрепления национального самосознания.

В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности

имеют

знаменательные

даты

отечественной

истории.

Отрадно,

что

сейчас

на

государственном

уровне

приняты

документы,

направленные

на

возрождение

военно-

патриотического

воспитания

в

школах,

формирование

и

развитие

гражданских

и

нравственных качеств личности.

В

«Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России»

дано

определение

понятия

«патриотизм». Патриотизм

– это

чувство

и

сформировавшаяся

позиция

верности

своей

стране

и

солидарности

с

её

народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е.

край,

республику,

город

или

сельскую

местность,

где

гражданин

родился

и

рос.

Патриотизм

включает

активную

гражданскую

позицию,

готовность

к

служению

Отечеству.

Понятно,

что

чувство

патриотизма

не

возникает

само

по

себе.

Это

результат

длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Еще К.

Д. Ушинский говорил, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и

могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека

без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и

могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и

родовыми наклонностями».

Задача воспитания чувства патриотизма у школьников – процесс длительный и

сложный. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к

собственной

истории,

к

делам

и

традициям

старшего

поколения

нельзя

вырастить

достойных граждан. «Без прошлого нет будущего», - гласит народная мудрость, а будущее

– это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Помня слова В.А. Сухомлинского о том, что «восхищение гражданской красотой и

доблестью – это искра, из которой разгорается огонь зрелой гражданственности, желания

стать

настоящим

сыном

своей

Родины»,

была

разработана

система

работы

по

патриотическому

воспитанию

детей,

которая

включает

различные

направления

для

формирования чувства патриотизма.

Ежегодно

проводится

классный

час

«Я

гражданин

России»,

посвященный

государственной символике. В доступной, занимательной, игровой форме обучающиеся

узнают о величии и могуществе Отечества, о основных законах Российского государства,

о государственной символике. Ученики на этом классном часе знакомятся со значением

цветов

флага,

изображениями

на

гербе,

гимном

России.

Узнают,

для

чего

нужны

в

государстве законы, что дают они человеку, знакомятся с необходимостью соблюдения

законов. Такой классный час имеет большое воспитательное значение, т. к формирует

патриотические убеждения, активную гражданскую позицию.

В ноябре не первый год проводится Урок, посвященный празднованию 4 ноября,

Дня народного единства. Этот урок преследует следующие цели: воспитание российской

гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему

многонационального народа России; воспитанию чувства ответственности и долга перед

Родиной, уважению к государственным праздникам России. Для каждого очень важно

знать историю своей Родины, ведь история - это память народа о том, кто мы, где наши

корни,

каков

наш

путь?

В

доступной

форме,

с

учетом

возрастных

особенностей

обучающихся, подбираются примеры, доказывающие, что русским людям свойственна

любовь

к

родному

краю,

где

они

родились

и

выросли

и

эта

любовь

испокон

века

проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Героические примеры рождают у детей чувство любви, гордости за свое Отечество.

В феврале в рамках месячника по патриотическому воспитанию для учеников

начальной школы проводятся такие мероприятии, как конкурс солдатской песни, смотр

строя и песни, конкурс стихов и рисунков о Великой Отечественной войне, День юного

героя-антифашиста,

День

памяти

россиян,

исполнявших

свой

долг

за

пределами

Отечества, встречи с участниками боевых действий в Афганистане, Чечне. На встречах с

ветеранами

ребята

имеют

прекрасную

возможность

услышать

об

ужасных

моментах

войны из первых уст. На протяжении многих лет встречаемся с участниками Великой

Отечественной войны. Ведь одно дело, когда тебе говорит об этом учитель в классе, и

совсем другое впечатление от рассказа участника страшных событий.

На каникулах с детьми посещаем музей, чтобы они как можно больше узнали о

своём городе, людях, прославивших наш край.

Ежегодно

дети

принимают

участие

в акциях: «Цветы для ветеранов», Письма

победы», «Голубь мира», «Блокадный хлеб» и т.д

Гражданско-патриотическое

воспитание

детей

в

школе

должно

стать

важным

этапом в жизни каждого ребенка, в становлении его личности, в формировании нового

поколения граждан России – истинных патриотов, которые любят свою страну не только

на словах, подтверждая свою гражданскую позицию делами. Поэтому это направление

педагогической

и

воспитательной

системы

занимает

особое

место.

Остается

лишь

надеяться,

что

общими

усилиями

поставленная

государством

цель

по

воспитанию

настоящих патриотов будет достигнута. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня,

завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых

людей,

значит,

можно

быть

уверенными

и

в

развитии

и

становлении

нормального

общества и сильной державы.



В раздел образования