Автор: Кольцова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская мущыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Балахна Нижегородской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Музыкальное искусство
как средство патриотического воспитания школьников»
Выполнила преподаватель Детской музыкальной школы №2 г.Балахны Нижегородской области
Кольцова Ольга Николаевна
Вот уже несколько лет в г.Балахна Нижегородской области проходит
районный конкурс «Кузьма Минин в памяти потомков», посвященный памяти
организатора II народного ополчения 1611-1613 годов. Цель конкурса – привлечь
молодое поколение к изучению истории Отечества, культуры и традиций русского
народа, воспитание гордости и любви к Родине.
Конкурс проводится по нескольким номинациям: историческое краеведение,
фоторепортаж, инструментальный жанр, литературное творчество,
изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, художественное
слово. По инициативе теоретического отделения ДМШ №2 г.Балахны в 2017 г.
добавлена номинация «Музыкально-теоретическая викторина».
Балахна – древний русский город, родина Кузьмы Минина.
В «Доме Москвы» располагается единственный музей Минина в стране.
Городская детская библиотека, средняя школа №6 носят имя Кузьмы Минина. В
процессе подготовки к викторине ребятам было интересно познакомиться с его
экспозицией музея, почувствовать дух эпохи. Из рассказа экскурсовода и
интерактивной игры ребята почерпнули много интересного.
Данные о семье Кузьмы Минина чрезвычайно скудны. Мина Анкудинов (отец)
являлся балахонским посадским человеком, богатым солепромышленником и
торговцем, державшем на оброке 3 деревни в Заузольской волости. В конце XVI
столетия Мина Анкудинов с младшим сыном перебрались на жительство в
Нижний Новгород, где впоследствии Кузьма смог заслужить доверие «посадских»
и был избран на должность земского старосты. Уникальный талант Минина
раскрылся в период Смуты. Он сумел организовать дееспособное войско, которое
навело порядок в государстве. Под знамена Пожарского и Минина собралось
огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей,
до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из
крестьян.
В ополчение входили представители всех сословий и всех народов русской
державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году,
Нижегородское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город
и изгнать поляков из Москвы.
Кузьма Минин
— великий гражданин, «выборный всей земли»
—
был в Нижнем Новгороде "излюбленным человеком" за честность и "мудрый
смысл"
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а
возвращение к старой традиции.
Благодарные потомки установили в Москве памятник. На его гранитном
постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю
Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.». При открытии памятника В.Г.
Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена
их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь
к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»
Темой для викторины была опера Глинки «Иван Сусанин». Готовясь к
викторине, мы посмотрели с ребятами документальные фильмы: «Смута 1612 г.
Интервенция», «Страницы подвига Ивана Сусанина», многочисленные
презентации, выполненные по этой теме, пользуясь интернет-ресурсами.
Естественным образом возникал вопрос: Кто такой патриот? В словаре С.И.
Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к
своему народу» у Н.А. У Некрасова: «Любовь к Отечеству заключается, прежде
всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения,
в готовности нести ему на алтарь достояние и саму жизнь».
Патриотическая деятельность Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина
воспеты в бесчисленных народных песнях, сказаниях, одах И. Дмитриева, стихах
К. Рылеева, опере М.И. Глинки, скульптурах И. Мартоса и др.
Особое место по глубине патриотических идей занимают искусство и литература,
посвященные Отечественной войне 1812г, показавшей мощь и величие русского
народа. Лучшие поэты, художники считали своим патриотическим долгом воспеть
народный подвиг. В Жуковский пишет «Певца во стане русских воинов», поэты Ф.
Глинка, Д. Давыдов, будущий декабрист К. Рылеев, И. Крылов, художники А.
Венецианов, И. Орловский, И. Иванов прославляли героизм русских воинов и
призывали всех русских людей на отпор врагу. Дух героизма оживает с новой
силой в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Для учащихся 6 класса не составляло труда понять, что Сусанин не родился
героем, он был обычным человеком со своими житейскими заботами; но как
большинство русских людей был наделен совестливостью и жертвенностью. А
самое главное: русский человек всегда считал себя ответственным за все, что
происходит с его отечеством, - это состояние души Сусанина было повседневным
и естественным. Отсюда все, что касалось защиты отечества, считалось само
собой разумеющимся делом. Многие считают себя патриотами, но далеко не все
способны сделать то, что сделал Сусанин.
Очень ценными считаю беседы с ребятами о том, как в нашей обычной
жизни проявляется патриотизм, как они объясняют понятие «Любовь к Родине»,
«Гражданин России».
Ребята отвечали, что Патриотизм – это…
Любовь к Родине
Уважение к традициям своего народа
Гордость за достижения науки и культуры своей страны
Уважение к языку
Чувство причастности к жизни страны
Участие в политических мероприятиях
Уважение к культуре других стран
Служение Отечеству
В приложении: бланк с заданиями викторины по опере М.И.Глинки «Иван
Сусанин»
1.
Назвать автора стихотворной думы, воспевшего подвиг Сусанина
2.
Составить рассказ по опере «Иван Сусанин» из предложенных фраз
3.
Викторина
4.
Решить кроссворд
5.
Характеры героев оперы по определению М.Глинки
6.
Какому музыкальному номеру из оперы соответствует следующее описание
7.
Канон в честь М.Глинки на музыку В.Одоевского. Дописать последнюю
строку из 2-х куплетов
8.
Кто изображен на портретах?
9.
Викторина
10.Блиц-опрос (7 вопросов)
Уже стало традицией в Балахне отмечать День памяти гражданина Кузьмы
Минина. 21 мая на митинге у памятника Кузьмы Минина были торжественно
вручены Дипломы лауреатов I степени победителям выше названных номинаций
конкурса.
По инициативе балахнинцев в Нижнем Новгороде появился «Фонд Минина и
Пожарского». По мнению генерального директора фонда В.А. Анощенкова фонд
Минина и Пожарского создан буквально для того, чтобы напомнить нам, что
Балахна – «жемчужина России». Действительно, у нас очень много оснований
присоединиться к Золотому кольцу России.
Цели и задачи музыкально-теоретический викторины
-
Нравственно-патриотическое
воспитание
подрастающего
поколения,
пробуждение интереса к культурному наследию и русскому искусству.
- Развитие духовной культуры и эрудиции учащихся.
- Умение применять полученные знания в нетрадиционных формах работы.
- Повышение профессионального уровня преподавателей.
- Обмен педагогическим опытом, укрепление творческих связей.
Порядок проведения музыкальной викторины
Музыкальная-теоретическая викторина проводится для учащихся старших
классов ДМШ.
Срок проведения Музыкально-теоретической викторины устанавливает
организатор районного конкурса «Кузьма Минин в памяти потомков» -
Управление культуры г.Балахны
Объём теоретического и музыкального материала викторины утверждается
преподавателями теоретических дисциплин ДМШ №1, ДМШ №2
Продолжительность музыкально-теоретической викторины – не более 1 часа
Итоги музыкально-теоретической викторины подводит жюри, состоящее из
преподавателей теоретических дисциплин ДМШ №1, ДМШ №2, представителей
администрации музыкальных школ, методиста по дополнительному образованию
Балахнинского района.
Результат определяется по сумме баллов всех заданий.
Каждый элемент задания оценивается 2 баллами, неполный ответ – 1 балл,
неверный ответ – 0 баллов.
Количество призовых мест определяет жюри. Возможно деление мест в случае
совпадения итоговых баллов или их максимальной близости.
Преподаватели, подготовившие лауреатов, награждаются Дипломами.
Подготовка и проведение конкурса
В опере М.И.Глинки «Иван Сусанин»– «национальном лице» русской
музыкальной классики, заложен огромный воспитательный потенциал. Этот жанр
отличают возвышенность и значительность идеи; философская и духовно-
нравственная проблематика. В нем отражена история русского народа,
насыщенная драматизмом и трагизмом. Герои опер этого жанра своей жизнью и
подвигом показывают примеры безграничной любви к Родине, народу, верности
Православию, нравственных отношений между людьми.
Теоретический и музыкальный материал для музыкально- теоретической
викторины предлагался по учебникам музыкальной литературы М.Шорниковой и
Н.Смирновой по данной теме.
Ход конкурса:
1.
Приветствие участников, представление жюри, жеребъёвка.
2.
Вступительное слово: краткий рассказ о Музее Кузьмы Минина,
единственном в России, расположенном в уникальном
многофункциональном комплексе «Дом Москвы», возведенный по
инициативе и на средства Московских властей в благодарность
балахнинцам. Показ слайдов об экспозиции музея, освещающей подвиг
Второго народного ополчения 1612 года и его участников, К.Минина и князя
Д.Пожарского. На центральной площади Балахны - памятник Кузьме
Минину, самому известному гражданину города.
1.
Просмотр Док. Фильма «Смута 1612 г. Интервенция»
2.
Выполнение заданий музыкально-теоретической викторины
3.
Подведение итогов, работа жюри
4.
Торжественное
награждение
победителей
всех
номинаций
конкурса
состоялось 21 мая 2017 г. в День памяти гражданина Минина у памятника
перед Домом Москвы.
Используемая литература и
интернет-ресурсы
1.
Л.Ю.Акимова. Музыкальная литература вып.2
2.
М.Шорникова. Рабочая тетрадь «Русская музыкальная классика» 3 год
обучения
3.
Н.П.Козлова. Русская музыкальная литература
4.
Г.Ф.Калинина. Пособие по русской музыкальной литературе. Тесты
5.
Н.В.Панова. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7
кл.
6.
М.Шорникова. Русская музыкальная литература 3 год обучения
7.
Смута 1612 г. Интервенция. Д\ф
8.
Страницы подвига Ивана Сусанина. Д\ф
Приложение 1
Номер участника
Районный
конкурс
для
школьников
«
Кузьма
Минин
в
памяти
потомков
»
Музыкально
-
теоретическая
викторина
1.
«
Кто
русский
по
сердцу
,
тот
гордо
и
смело
,
И
радостно
гибнет
за
правое
дело
».
Назови
автора
стихотворной
думы
,
воспевшего
подвиг
Сусанина
___________________________
2.
Составь
рассказ
по
опере
«
ИванСусанин
».
Из
предложенных
фраз
выбери
правильные
_________________________________________________________________________________
3.
“
Тут
Русь
времён
Минина
и
Пожарского
в
каждом
звуке
»
А
.
Серов
Укажите
музыкальный
номер
,
исполнителя
,
действие
а
\________________________________________________________________________________
б
\________________________________________________________________________________
в
\________________________________________________________________________________
г
\________________________________________________________________________________
д
\________________________________________________________________________________
4.
Реши
кроссворд
По
горизонтали
:
2.
Автор
оперы
«
Иван
Сусанин
»
4.
Музыкальный
спектакль
7.
Родина
Ивана
Сусанина
8.
Писатель
,
предложивший
сюжет
оперы
9.
Имя
приёмного
сына
Сусанина
По
вертикали
:
1.
Певческий
голос
исполнителя
партии
Сусанина
3.
Краткое
содержание
оперы
5.
Польский
король
6.
Дочь
Ивана
Сусанина
5.
Характеры
героев
оперы
по
определению
М
.
И
.
Глинки
.
______________ -
характер
строгий
,
решительный
,
важный
,
справедливый
________________ -
характер
бодрый
,
смелый
,
удалый
,
________________ -
сентиментальный
,
нежно
-
грациозный
,
________________ -
легкий
,
наивный
,
добродушный
,
простосердечный
6.
«
Угадай
мелодию
»
Какому
музыкальному
номеру
из
оперы
подходит
следующее
описание
?
а
\
Мелодическая
линия
очень
простая
,
в
ней
пробладает
поступенное
движение
.
Несмотря
на
довольно
быстрый
темп
,
музыка
величава
.
Торжественность
и
эпическая
сила
придают
ей
черты
марша
.
Сам
Глинка
называл
эту
музыку
гимном
-
маршем
.
В
этой
теме
воплощен
образ
русского
народа
.
__________________________________________________________________________________
б
\
Музыка
своей
простотой
и
естественностью
близка
русским
народным
песням
.
Мирный
и
спокойный
её
характер
училивается
аккомпанементом
в
духе
колыбельной
.
По
словам
Глинки
,
эта
музыка
«
выражает
тихую
,
беззаботную
жизнь
…»
7.
«
Канон
в
честь
М
.
И
.
Глинки
на
музыку
В
.
Одоевского
»
Допишите
последнюю
строку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Пой
в
восторге
русский
хор
!
Вышла
новая
новинка
.
Веселися
,
Русь
!
Наш
Глинка
–
________________________________________________
Слушая
сию
новинку
,
Зависть
,
злобой
омрачась
,
Пусть
скрежещет
,
но
уж
Глинку
_______________________________________________
8.
Кто
изображен
на
этих
портретах
?
_________________
_______________________
__________________
_______________________
___________________
_______________________
9.
«
В
опере
нет
ни
одной
фразы
,
которая
не
была
бы
родной
русскому
слуху
»
Ф
.
Одоевский
№_____
Песня
Вани
,
голос
_______________
№_____
Рондо
Антониды
,
действие
___
№_____
Свадебный
хор
,
размер
________
№_____
Мазурка
,
ритм
__________________
№_____
Полонез
,
размер
________________
10. «
Блиц
-
опрос
»
Войско
из
простых
людей
–
горожан
и
крестьян
,
которое
создавалось
для
защиты
от
иноземных
зазватчиков
:
а
\
отряд
б
\
ополчение
в
\
дружина
В
какой
стране
М
.
Глинка
задумал
написать
оперу
об
И
.
Сусанине
?
а
\
Россия
б
\
Италия
в
\
Испания
г
\
Франция
Композитор
,
воплотивший
образ
Сусанина
на
оперной
сцене
в
1815
г
.
а
\
Р
.
Вагнер
б
\
К
.
Глюк в
\
Е
.
Розен
г
\
К
.
Кавос
Как
определил
М
.
Глинка
жанр
своей
оперы
?
а
\
Народная
музыкальная
драма
б
\
Опера
-
былина
в
\
Отчественная
героико
-
трагическая
опера
г
\
Историческая
опера
Литературная
основа
сюжета
оперы
:
а
\
Трагедия
А
.
С
.
Пушкина
б
\
Народная
былина
в
\
Исторические
события
Танец
из
2
действия
не
польского
происхождения
:
а
\
Мазурка
б
\
Краковяк
в
\
Вальс
г
\
Полонез
Что
придаёт
музыке
эпилога
особую
праздничность
и
торжественность
?
а
\__________________________
Спасибо
за
участие
Методические
комментарии
(
ответы
к
заданиям
)
1.
Рылеев
2.
К
этому
заданию
участники
получили
дополнительный
лист
с
текстом
:
Из
предложенных
фраз
выбери
правильные
1)
М
.
И
.
Глинка
с
увлечением
стал
сочинять
оперу
о
патриотическом
подвиге
Ивана
Сусанина
а
\
в
1834
г
.
б
\
в
1843
г
.
2)
Сюжет
ему
подсказал
В
.
Жуковский
а
\
он
же
написал
либретто
б
\
но
либретто
писать
не
стал
в
\
Глинке
пришлось
обратиться
к
услугам
барона
Розена
3)
Оперу
назвали
а
\ «
Жизнь
за
царя
»
б
\ «
Иван
Сусанин
»
4)
Опера
была
впервые
исполнена
а
\
на
сцене
Большого
театра
в
Москве
б
\
с
большим
успехом
исполнена
в
Петербурге
5)
В
своем
произведении
И
.
И
.
Глинка
прославил
а
\
подвиг
простого
вологодского
крестьянина
,
пожертвовавшего
своей
жизнью
во
имя
Родины
б
\
героический
подвиг
простого
костромского
крестьянина
,
пожертвовавшего
своей
жизнью
во
имя
спасения
Руси
6)
а
/
Аристократическая
публика
высоко
оценила
оперу
.
б
\
Аристократическая
публика
насмешливо
назвала
музыку
«
ямщицкой
»
в
\
Передовые
люди
общества
высоко
оценили
оперу
.
3.
Викторина
:
а
\
Романс
антониды
. 3
д
.
б
\
Первый
ответ
Сусанина
.
Сцена
Сусанина
с
поляками
. 3
д
.
в
\
Песня
Вани
, 3
д
.
г
\
Ария
Сусанина
. 4
д
.
д
\
Трио
.
Собинин
,
Антонида
,
Сусанин
. 1
д
.
4.
Кроссворд
.
По
горизонтали
: 2.
Глинка
,
4.
Опера
7.
Кострома
8.
Жуковский
9.
Ваня
По
вертикали
: 1.
Бас
3.
Либретто
5.
Сигизмунд
6.
Антонида
5.
Иван
Сусанин
,
Богдан
Собинин
,
Антонида
,
Ваня
6.
а
\
Хор
«
Славься
»
б
\
Песня
Вани
7.
а
\ «
Уж
не
Глинка
и
фарфор
»
б
\ «
Затоптать
не
сможет
в
грязь
»
8.
Участникам
викториныдемонстрируются
портреты
:
Царь
Михаил
Федорович
Д
.
Пожарский
и
К
.
Минин
Поэт
Жуковский
Поэт
А
.
Пушкни
Композитор
М
.
И
.
Глинка
Ф
.
Шаляпин
в
роли
И
.
Сусанина
9.
№ 2 -
Песня
Вани
,
голос
контральто
№ 5 -
Рондо
Антониды
,
действие
1
№ 4 -
Свадебный
хор
,
размер
5\4
№ 1 -
Мазурка
,
ритм
пунктирный
с
акцентом
на
3
додю
№ 3 -
Полонез
,
размер
3\4
10.
б
\
Ополчение
б
\
Италия
г
\
К
.
Кавос
в
\
Отчественная
героико
-
трагическая
опера
в
\
Исторические
события
в
\
Вальс
а
\
Колокола