Напоминание

"Картотека дидактических игр по ОБЖ для дошкольников"


Автор: Сайдылова Файруса Сибкатулловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №15 "Солнышко"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Картотека дидактических игр по ОБЖ для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

города Нижневартовска

ДЕТСКИЙ САД №15 «СОЛНЫШКО»

Подготовила:

Сайдылова Файруса Сибкатулловна,

воспитатель

г. Нижневартовск,

2020г

2

Оглавление

№ п/п

Наименование

Стр.

1.

Игра «ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

4

2.

Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ

ОПАСНО - НАЙДИ»

4

3.

Игра «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

4

4.

Игра «ДОМИК УЛИТКИ»

4

5.

Игра «СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

5

6.

Игра «УБЕРИ НА МЕСТО»

5

7.

Игра «ТАК И НЕ ТАК»

5

8.

Игра «МОЖНО – НЕЛЬЗЯ»

6

9.

Игра «СТО БЕД»

6

10.

Игра «МЫ СПАСАТЕЛИ»

6

11.

Игра «СУШАЙ СИГНАЛ»

7

12.

Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ»

7

13.

Игра «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

7

14.

Игра «СПАСИ ИГРУШКУ»

7

15.

Игра «СПАСАТЕЛИ»

8

16.

Игра «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

8

17.

Игра «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

8

18.

Игра «ЛУЧ ФОНАРИКА»

8

19.

Игра «ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

8

20.

Игра «ПОТУШИ ОГОНЬ»

9

21.

Игра «СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»

9

22.

Игра «СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»

9

23.

Игра «ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»

10

24.

Игра «НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

10

25.

Игра «НЕЗНАКОМЕЦ»

10

3

26.

Игра «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

11

27.

Игра «ОПАСНО – НЕ ОПАСНО»

11

28.

Игра «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК?»

12

29.

Игра «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

12

30.

Игра «НАШИ ПОМОЩНИКИ — РАСТЕНИЯ»

12

31.

Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

13

32.

Игра «МОЙ ВЫБОР»

13

33.

Игра «НАША УЛИЦА, ИЛИ СВЕТОФОР»

13

34.

Игра «АВТОБУС»

13

35.

Игра «СВЕТОФОР»

14

36.

Игра «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

14

37.

Игра «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

14

38.

Игра «ПЕРЕКРЕСТОК»

14

39.

Игра «ЦАРСТВО ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

14

40.

Игра «НАЙДИ СВОЙ ЗНАК»

15

41.

Игра «ТРАМВАЙ»

15

42.

Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

15

43.

Игра «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

16

44.

Игра «ПОЕЗД»

16

45.

Игра «СТОП»

17

4

1. Игра «ПОДБЕРИ ИГРУШКУ ТАНЮШКЕ»

Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя

играть; развивать внимание; воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал:

- игровая карта с изображением девочки и «веселых» человечков;

- картинки с изображением различных предметов быта и игрушек.

Ход игры: воспитатель предлагает помочь Танюшке выбрать из предметов,

показываемых веселыми человечками, те, которыми можно играть; объяснить,

почему нельзя играть остальными.

2. Игра «РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО - НАЙДИ»

Задачи:

закреплять

представления

об

источниках

опасности

в

доме;

развивать сообразительность, внимание; воспитывать чувство товарищества.

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода,

призы (фишки или картинки).

Ход игры. Воспитатель, или Стобед, или ребенок отворачивается и считает до

3-5 (при необходимости до 10), а дети за это время должны взять на макете

или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть

опасны. Затем каждый объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.

3. Игра «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЩАХ?»

Задачи: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в

быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал:

*

четыре

игровые

карты

с

изображением

пореза,

ожога,

ушиба

руки

и

пожара;

* картинки с изображением различных бытовых предметов.

Ход игры. В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по

игровой

карте

с

изображением

«травмы».

Воспитатель

дальнейшем

ребенок)

является

ведущим.

Он

поочередно

поднимает

картинку

с

изображением

предмета.

Участники

должны

догадаться,

к

какой

травме

может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со

своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем

опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

4. Игра «ДОМИК УЛИТКИ»

Задачи: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения;

развивать

охранительное

самосознание;

воспитывать

чувство

сотрудничества, закреплять навыки счета.

Правило: соблюдать очередность.

Материал:

игровое поле с изображением улитки, внутри домика которой

нарисованы различные предметы домашнего обихода; фишки;

кубик.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку на

5

столько

делений,

сколько

точек

выпало на

кубике.

Каждый играющий

рассказывает о картинке, на которой стоит его фишка: что изображено,

правила обращения с этим предметом.

5. Игра «СОЕДИНИ ПО ТОЧКАМ»

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать

мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести

линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Материал: листы с изображением контуров предметов (из точек).

Задание: соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

6. Игра «УБЕРИ НА МЕСТО»

Задачи:

закреплять

представления

о

правилах

безопасного

поведения,

формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на

свои

места;

развивать

наблюдательность,

внимание; воспитывать желание

соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

Материал: игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.

Ход игры. В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый

ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле - на место, объясняя

свой выбор.

Варианты.

*

На

игровом

поле

«разбросаны» картинки-предметы. Дети

по

очереди

раскладывают их на место.

* На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом

и во всей «квартире».

* То же в игровом уголке.

7. Игра «ТАК И НЕ ТАК»

Задачи: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать

внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:

* 2 карточки - с красным и с зеленым кружком,

* картинки с изображением опасных и безопасных действий детей.

Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением

6

опасных для жизни действий ребенка, под зеленую - неопасных (разрешенных).

Варианты:

* индивидуально с воспитателем,

* несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.

Примерное содержание картинок: ребенок сидит, читает, смотрит телевизор,

играет со спичками, стоит на подоконнике, пылесосит, включает телевизор в

розетку, достает игрушку с верхней полки шкафа, бегает по мокрому полу,

играет на балконе и т.п. по всем видам опасных ситуаций.

8. Игра «МОЖНО - НЕЛЬЗЯ»

(с использованием фотографий детей).

В отличие от картинок, использование фотографий дает возможность показать

ребенку

реальную

опасную

бытовую

ситуацию,

обратить

внимание

дошкольника на детали, закрепить знания об источниках опасности, способах

безопасного поведения и мерах предосторожности. Кроме того, данный прием

выступает в качестве своеобразного «мостика» от знаний к формированию

умений: ребенок, рассматривая и анализируя («проговаривая») изображенную

ситуацию, утверждается в нормах (правилах) безопасного поведения.

Для этого можно попросить некоторых родителей сфотографировать своего

ребенка

в

различных

домашних

ситуациях,

приближенных

к

опасным

(например, заглядывает в духовку, режет хлеб, стоит на подоконнике, играет с

игрушками, играет с молотком и вилками и т.п.). Сделанное в результате

пособие «Можно

- нельзя» дети с

удовольствием

будут

рассматривать и

обсуждать (и без участия взрослых).

9. Игра «СТО БЕД»

Задачи: закреплять представления об

опасных ситуациях, которые

могут

произойти дома, учить правилам безопасного поведения в быту; развивать

память, внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации дома.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребенок

выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему

такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать

ребенку.

10. Игра «МЫ - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: закреплять представления об опасных ситуациях в быту, о правильных

действиях

в

конкретных

ситуациях;

развивать

внимание;

воспитывать

сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:

* игровая карта с тремя пустыми окошками (одно сверху, два - внизу);

* картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях;

*

набор

карточек

с

изображением

тех

действий,

которые

необходимо

выполнить в той или иной ситуации.

7

Ход игры. На игровую карту воспитатель кладет картинку с изображением

опасной

ситуации.

Ребенок

рассматривает

ее

и

из

всех

карточек

с

изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает

их.

11. Игра «СЛУШАЙ СИГНАЛ»

Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.

Оборудование: две дуги, две скамейки, два забора, лестница.

Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды

надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвращается, передаёт

каску следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая

задание.

12. Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ».

Цель: стимулировать быстроту реакции, ловкость.

Оборудование: два пожарных рукава.

Игровые действия: дети делятся на две команды и по сигналу сначала

разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает

команда, которая быстрее справилась с заданием.

13. Игра «ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ»

Словесная игра

Цель: стимулировать развитие связной речи.

Игровые

правила:

составлять

короткий

рассказ

по

плану

(образцу):

правильно

и

чётко

называть

своё

имя,

фамилию,

своё

местоположение,

кратко описывать проблему.

Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появления слайдов

от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.

На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон

о ситуации.

14. Игра «СПАСИ ИГРУШКУ»

Дидактическая игра

Цель:

развивать

умение

узнавать

знакомые

предметы

через

очки;

стимулировать

развитие

зрительного

восприятия;

развивать

умение

со-

относить схематичное изображение с предметом.

Игровые правила: из набора картинок найти, запомнить и выбрать нужные.

Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через

«задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нужные из набора

картинок.

Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном

снаряжении - например, в защитных очках. Наденьте специальные очки.

Каждый получит карточку со схематическим изображением игрушки, по

8

которому нужно найти и спасти игрушку, находящуюся в «задымлённой

помещении.

15. Игра «СПАСАТЕЛИ»

Дидактическая игра

Цель:

развивать

умение

соотносить

схематическое

изображение

с

натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия.

Игровые правила: найти предмет по его схематическому изображению.

Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, отыскать в

игровой зоне соответствующую игрушку.

16. Игра «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»

Дидактическая игра

Цель:

развивать

умение

узнавать

по

изображению

знакомые

предметы;

стимулировать развитие зрительного восприятия, памяти.

Игровые действия: рассматривать изображения знакомых предметов через

«зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.

Игровые правила: назвать узнанный на картинке предмет, объяснить, как

узнал.

В.

Представьте,

что

мы

на

пожарной

башне.

С

помощью

бинокля

постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.

Молодцы, ребята, и Карлсон молодец! Следующее тренировочное задание: я

буду

называть

слова,

а

вы

внимательно

слушайте.

Если

вы

услышите

название предмета, который может стать причиной пожара, скажите «ой».

17. Игра «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»

Дидактическая игра

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать пожароопасные предметы.

Набор

слов

для

игры:

утюг,

журнал,

телевизор,

ручка,

тостер,

жвачка,

хлопушка,

памперс,

пустышка,

котлета,

компот,

пожарный,

торт,

огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, маска и

др.

18. Игра «ЛУЧ ФОНАРИКА»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.

Игровые действия: рассматривать детали изображения, узнавать и называть

предмет.

Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.

19. Игра «ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»

Игра-эстафета

9

Цель:

развивать

координацию,

быстроту

реакции,

умение

быстро

ориентироваться в пространстве.

Игровые

правила:

выполнять

задание

поочерёдно,

брать

только

один

кусочек ткани (огонь).

Игровые

действия:

игроки

делятся

на

две

команды,

выстраиваются

в

колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по

залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в

ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).

20. Игра «ПОТУШИ ОГОНЬ»

Игра-эстафета

Цель:

развивать

быстроту,

ловкость;

воспитывать

умение

работать

в

команде.

Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу.

Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу,

около последних участников стоит 4-5 пластмассовых ведра с водой; по

сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим),

стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое

ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) - «тушат огонь».

21. Игра «СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ»

Игра-эстафета

Цель: совершенствовать в соревновательной форме навыки основных видов

движений (ходьба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке);

развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость,

желание прийти на помощь «пострадавшему».

Игровые правила: задание выполнять поочерёдно, не уронить игрушку.

Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к

верхним рейкам гимнастической стенки; взять игрушку, расположенную на

верхней

перекладине;

приставным

шагом

перейти

на

соседний

пролёт

гимнастической

стенки;

спуститься

вниз

по

гимнастической

доске

(«скатиться с горки»); перенести игрушку в безопасное место.

22. Игра «СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ»

Игра-эстафета

Цель:

развивать

координациионные

способности,

ловкость;

укреплять

уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту

реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Игровые

правила: передвигаться на

велотренажёрах

строго

по прямой,

выбирать только необходимые предметы.

Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на

велотренажере

до

противоположной

стороны;

выбрать

разложенные

на

скамейке

предметы,

которые

могут

пригодиться

спасателям;

вернуться

обратно, положить предмет в рюкзак.

10

23. Игра «ТЕРРИТОРИЯ РИСКА»

(тренажёрный зал)

Комбинированная эстафета

Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.

Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.

Игровые

действия:

взобраться

по

лестнице

спортивного

комплекса;

ухватившись

руками

за

перекладину

спортивного

комплекса,

не

касаясь

ногами пола, переместиться на противоположный край; спуститься вниз по

шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть

тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).

В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для

малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.

В. Наша задача?

Дети. Найти и обезвредить.

В. Для того чтобы найти предметы, каждый получает карточку-схему, на

которой показано, где искать предмет (на, под, за, в). Найденные предметы

по

видам

опасности

раскладываются

в

коробки

(колющие,

режущие,

огнеопасные и т.д.).

24. Игра «НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»

Дидактическая игра

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве; упражнять детей в

соотнесении изображения места нахождения предмета с символом; развивать

умение классифицировать предметы по разным видам опасности.

Игровые действия: поиск предметов в разных местах, раскладывание в

соответствующие коробки.

Игровые правила: найти игрушку в соответствии с символом.

В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад?

Что

нам

теперь

делать

с

этими

предметами?

(Заберём

с

собой,

чтобы

отдать)

25. Игра «НЕЗНАКОМЕЦ»

Игра-тренинг

Цель: упражнять в умении правильно вести себя в ситуациях с незнакомым

человеком, формировать модель поведения в подобных ситуациях.

Игровые

действия:

дети

учат

Карлсона,

как

себя

вести

в

ситуации

с

незнакомкой.

Незнакомка. Здравствуйте, ребята. Какие вы замечательные! Угощайтесь

конфетами.

Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то

возьмёт

конфеты

(мандарины),

воспитатель

спрашивает

у

детей,

правильно ли они поступили.

Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть котик и

интересные игрушки... Пойдёмте со мной!

11

Карлсон собирается идти с Незнакомкой.

В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнакомке.) А вы кто? К

кому вы пришли?

Незнакомка (не отвечает, хватает Карлсона за руку и тянет за собой к

выходу). Я вижу, ты хороший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она

просила тебя забрать!

Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.

В.

Ребята,

что

надо

делать,

если

чужой

человек

тащит

тебя

за

собой?

(Вырываться,

громко

кричать,

звать

на

помощь.)

Женщина,

оставьте

Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, забирает руку Карлсона.) У

нас есть заведующая, пройдите к ней.

Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами.

Раздаётся звонок телефона Карлсона.

Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерялся! Малыш,

скажи, где ты?

Малыш (по громкой связи телефона). Я потерялся. Заигрался с друзьями...

Карлсон. Где же тебя найти?

Малыш. Тебе помогут мои фотографии. Я передам их по Интернету.

В. К нам не приходила электронная почта?

В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.

В. Ребята, мы получили фотографии, которые нам помогут найти Малыша.

Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он

играл: песочница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С

помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких

местах нельзя играть, и приглашают в службу «Юный спасатель».

26. Игра «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»

Дидактическая игра

Цель:

развивать

умение

классифицировать

и

объяснять

опасные

и

безопасные ситуации, изображённые на картинках.

Игровые действия: кратко объяснять сюжет картинки, его последствия.

Игровые

правила:

кратко

и

чётко

описывать

сюжетную

картинку

в

соответствии с её изображением.

27. Игра «ОПАСНО – НЕ ОПАСНО»

Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от неопасных;

уметь

предвидеть

результат

возможного

развития

ситуации;

закреплять

знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и

неопасных

для

жизни

и

здоровья

ситуаций;

карточки

разных

цветов

(красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание

картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет

не по погоде, кашляет на других и т.д.

12

Детей

просят

определить

степень

угрозы

предлагаемой

(наглядной

или

словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять определенную карточку,

в зависимости от опасности, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно

прослушав

рассказ

воспитателя,

дети

поднимают

красную

карточку, если есть опасность, желтую - если опасность может возникнуть

при определенном поведении, и белую - если опасности нет. Дети не должны

мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не

подсказывать и не пользоваться подсказками.

28. Игра «ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»

Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два

выхода: один - опасный для здоровья, другой

- ничем не угрожающий;

воспитывать

бережное

отношение

к

себе

и

другим

людям,

защищать

окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Детям

дают

задание

найти

два

выхода

из

предложенной

ситуации

(угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или предложить два

варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети

продолжают его после слов: «Опасность возникает, если я сделаю...», или

«Опасности не будет, если я сделаю...» Дети поднимают красную карточку,

если

есть

опасность,

желтую

-

если

опасность

может

возникнуть

при

определенном

поведении,

белую

-

если

опасности

нет.

Дети

должны

выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить

выражать

поднятием

руки.

Полные

ответы

и

существенные

дополнения

поощряют фишкой, звездочкой.

29. Игра «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»

Цель: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой

помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей

(термометр, бинт, зеленка).

Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку,

ногу, разбил колено, локоть, поднялась температура, когда заболело горло,

попала

соринка

в

глаз,

пошла

носом

кровь.

По

каждой

ситуации

отрабатывают последовательность действий.

30. Игра НАШИ ПОМОЩНИКИ — РАСТЕНИЯ

Цель:закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим

оставаться всегда здоровыми.

Оборудование:

предметные

картинки

с

изображением

лекарственных

растений.

Игра

проводится

по

принципу

лото.

У

детей

карты

с

изображением

лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными

рисунками.

Ребенок,

у

которого

есть

это

растение,

рассказывает

о

его

13

использовании

для

лечения.

Если

сказал

правильно,

получает

картинку.

Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

31. Игра «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим

оставаться всегда здоровыми.

Оборудование:

игровое

поле

с

наклеенными

иллюстрациями;

кубик,

цветные фишки или пуговицы.

Играющие по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены от 1

до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед на столько ходов, сколько

кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке, то

ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести

себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном

ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда

фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны

для

человека

движения,

режим

дня,

витамины,

водные

процедуры.

При

неверном

ответе

ребенок

пропускает

ход,

при

правильном

переставляет

фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну

здоровья.

32. Игра «МОЙ ВЫБОР»

Детям предлагаются сюжетные картинки и соответствующие тексты к ним.

Воспитатель

зачитывает

текст,

а

дети

доказывают

правильность

или

недопустимость данного

поступка,

объясняют,

какие

правила

нарушены.

Если ребенок правильно объясняет поступок - получает красную фишку,

если нет - синюю.

33. Игра «НАША УЛИЦА, ИЛИ СВЕТОФОР»

Цели:

закрепить

знания

детей

о

сигналах

светофора,

понятиях:

улица,

дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.

Детей

учат

не

спешить,

переходя

дорогу,

быть

внимательным,

знать

и

находить

место

пешеходного

перехода,

понимать

сигналы

светофора,

дорожные знаки.

34. Игра «АВТОБУС»

Цель:закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения,

речь, социальное поведение.

Оборудование: маленькие стулья; руль.

С

помощью

считалки

выбирают

водителя.

Моделирование

ситуаций:

женщина с ребенком, бабушка, слепой.

Переход.

Закрепление

ПДД.

На

полу

полосками

обозначен

переход,

на

светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре желтый свет.

На зеленый сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом

направо.

14

35. Игра «СВЕТОФОР»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах

движения по сигналам светофора.

Дети

и

взрослый

рассматривают

светофор,

закрепляют

значение

цветов

Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и

надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и

пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

36. Игра «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторыми

предупреждающими знаками.

Варианты игры

«Разное среди общего» Детям предлагается разложить знаки по группам и

рассказать, что они обозначают.

«Играем

сами»

Детям

предлагаются

карточки

с

разными

дорожными

ситуациями. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картин-

кам, затем обосновать свой выбор.

«Улица города» Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в

новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать

дорожно-транспортных происшествий.

37. Игра «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; за-

креплять знания о дорожных знаках.

Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором,

игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле,

прогулка по городу, велосипедная прогулка).

38. Игра «ПЕРЕКРЁСТОК»

Дидактическая игра

Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с прави-

лами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреплять

знание дорожных знаков.

Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и светофором.

Взрослый

объясняет,

как

надо

переходить

улицу

на

регулируемом

и

нерегулируемом перекрестке.

39. Игра «ЦАРСТВО ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Дидактическая игра

Цель: давать детям знания о различных видах дорожных знаков: запре-

щающие, предупреждающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

15

Детей знакомят с дорожными знаками (иллюстрации, плакаты и т. п.)

40. Игра «НAЙДИ СВОЙ ЗНАК»

Дидактическая игра

Цель:закреплять полученные знания детей о различных видах дорожных

знаков.

Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, указательные,

запрещающие) и группируются по 4 - 6 человек в разных углах комнаты. В

каждом

воспитатель

ставит

на

подставке

геометрически

фигуры

(круг,

квадрат, треугольник) По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» Дети

расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу

«Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.

Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им

во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог

переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак

и

бегут

к

нему.

Воспитатель отмечает,

какая

группа

собралась быстрее

других.

41. Игра «ТРАМВАЙ»

Дидактическая игра

Цель:

закреплять

знания

о

сигналах

светофора,

правилах

поведения

в

общественном транспорте.

Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами,

держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы

которого

связаны?

Воспитатель находится

в

одном из

углов

комнаты

и

держит в руке три цветных флажка - жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель

поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав

до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят

зелёный

флажок,

движение

продолжается;

если

появился

жёлтый

или

красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.

Если желающих много, можно сделать остановку, на которой сидят дети и

ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и

останавливается,

одни

пассажиры

выходят,

другие

входят.

Воспитатель

поднимает зелёный флажок: «Поехали!»

Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно заменить трамвай

этими видами транспорта.

42. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ»

Дидактическая игра

Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.

Границы

площадки

очерчиваются

или

отмечаются

флажками.

На

одном

конце площадки размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На

другом

конце

обозначается

место для

автомобиля

(гараж)

«Воробушки»

вылетают из гнезда - говорит воспитатель: дети спрыгивают со скамеек, и

16

начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на

двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили» (назначенные дети).

«Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое

место). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с другими

«автомобилями».

Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспитатель

следит,

чтобы

дети

не

убегали

за

границы

площадки,

а

«автомобили»

соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки).

В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички

захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются

на корточки и стучат пальцами об пол или о землю.

43. Игра «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»

Дидактическая игра

Цель:

закреплять

знания

детей

о

Правилах

дорожного

движения

через

«вождение автомобилей» по специально подготовленной площадке; разви-

вать внимание и выдержку.

Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они

-

«автомобили». Каждому из играющих, дается флажок какого-либо цвета (по

желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в

центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.

Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие

флажок

этого

цвета,

бегут

по

площадке

(соблюдая

Правила

дорожного

движения, разметку, знаки), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда

воспитатель опустит флажок, дети останавливаются и направляются каждый

в свой «гараж». Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, и игра

возобновляется.

Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вместе, и тогда

все «автомобили» выезжают из своих «гаражей».

Воспитатель

может

заменить

цветной

сигнал

словесным

(например,

«Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращаются домой»).

44. Игра «ПОЕЗД»

Цель:

закреплять

знания

детей

о

Правилах

дорожного

движения

через

поездку

в

«поезде»

по

специально

подготовленной

площадке;

развивать

внимание и выдержку.

Воспитатель

предлагает

поиграть

в

поезд:

«Я

буду

паровоз,

а

вы

-

вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впере-

ди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться,

приговоривая: «Чу-чу». «Поезд» едет в одном направлении, затем в другом,

потом

замедляет

ход,

наконец,

останавливается и

говорит:

«Остановка».

Через некоторое время снова раздается гудок и поезд опять отправляется в

путь

Вариант1

17

Дети строятся

в колонну

по одной стороне площадки

или вдоль

стены

комнату.

Первый

стоящий

в

колонне

-

паровоз,

остальные

-

вагоны.

Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления);

вначале

медленно,

затем

быстрее

и,

наконец,

переходят

на

бег

(при

медленном

движении

дети

могут

произносить

звук

«чу-чу-чу»).

«Поезд

подъезжает к станции», - говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют

темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда

возобновляется.

Воспитатель

регулирует

темп

и

продолжительность

движения детей, ставит впереди более активного ребенка.

Вариант 2

Когда дети хорошо освоят игру, то есть движение друг за другом, можно

ввести усложнение - после остановки поезда дети идут гулять: собирает

грибы, ягоды, цветы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное

место (к стене) и строятся в колонну.

Рекомендуется использовать в игре пособия, например, когда поезд пойдет

по

мосту (по

гимнастической

скамейке

или

по доскам, положенным

на

ступеньки,

или

между

двумя

рейками,

начерченными

Линиями,

проложенными шнурами и т. д.).

45. Игра «СТОП»

Ма

расстоянии

10-16

шагов

от

границы

площадки

проводится

линия

исходная),

на

которой

близко

друг

от

друга

стоят

играющие.

На

противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметром 2-3

шага) место водящего. Повернувшись спиной к играющим, водящий громко

говори,.

«Быстро

шагай,

смотри

не

зевай!

Стоп!»

При

этих

словах

все

играющие подвигаются по направлению к водящему. Как только водящий

произнёс слово «стоп!», все останавливаются, водящий быстро оглядывается.

Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп!» и сделал

добавочное движение, водящий возвращает на исходную линию. Затем он

снова, поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и

т.д. Все продолжают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те,

которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет

близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет

«стоп»

тот,

кому

удалось

это

сделать,

становится

водящим.

Игра

возобновляется с новым водящим.



В раздел образования