Напоминание

Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта


Автор: Болотова Лариса Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Деевская СОШ"
Населённый пункт: Деево
Наименование материала: статья
Тема: Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта
Раздел: полное образование





Назад





Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта
Поэтический язык Константина Дмитриевича Бальмонта разносторонне красив и ярко индивидуален. Внимание поэта сосредоточено на образности и художественной неповторимости произведения, которые воспринимаются через призму поэтического «я» художника слова. В своих стихах Бальмонт одним из первых в русской поэзии создал свое- образную символистскую картину мира. В статье «Элементарные слова о сим- волической поэзии», написанной им в 1900 году, поэт говорит о том, что поэзия символистов – это «поэзия, в которой органически…сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…» [Бальмонт 1982: 236]. Бальмонт считает, что его лирический герой погружен в самосознание, а мир для него пронизан тайной. Земная жизнь граничит с миром красоты. Кон- цепция бытия приводит к утверждению исключительной роли красоты и в при- роде, и в человеческой жизни. Лирический герой Бальмонта готов служить только красоте, только ее он хочет видеть вокруг себя и воспевать: И вижу я горы и вижу пустыни, Но что мне до вечной людской суеты, – Мне ласково светят иные святыни, Иные святыни в Дворце Красоты [Бальмонт 1994: 149]. Основой художественной картины мира К. Д. Бальмонта являются соот- ношение метафизической и физической реальности, размышления о конечности и бесконечности пространства и времени, гармонии и дисгармонии. Все духовное богатство творчества поэта, особенности его индивиду- ально-авторского взгляда на мир нашли отражение в художественной картине мира, которая моделируется и репрезентируется при помощи метафоры, высту- пающей в качестве средства концептуализации окружающей поэта действитель- ности и способствующей постижению сущности его бытия. Система метафор исследована с точки зрения когнитивного подхода (вы- явление концептуальных метафор и их описание по фреймам и слотам сфер-
мишеней и сфер-источников). Продуктивность метафор в художественной кар- тине мира Константина Дмитриевича Бальмонта заключается в следующем: наиболее частотными и детально структурированными сферами-источни- ками метафорической экспансии являются 3 сферы: ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, АР- ТЕФАКТ. Традиционно данную сферу делят на живую и неживую природу: 1) органический и неорганический мир [Лексическая основа русского языка, 1984]; 2) органический мир и материя [Идеографический словарь русского язы- ка, 1995]; 3) все живое (человек, животные, растения) и космос, Земля, природные образования [Русский семантический словарь, 2000]. Таким образом, можно утверждать, что к живой природе, или органиче- скому миру, относится все живое, обладающее жизнью в качестве совокупности явлений, происходящих в живых организмах (человека, животных) и растениях. К неживой природе, или неорганическому миру, относится все неживое, характеризующееся отсутствием жизненных процессов и состоящее из веществ, не принадлежащих к растительному или животному миру.
В

сфере

ПРИРОДА
максимальную активность проявляют подсферы- источники «Земля» и «Физический мир». Метафорические образования с ис- ходной понятийной сферой «Физический мир» актуализируют особенности протекания природных процессов в неразрывной связи с жизнью человека, ко- торый выступает как созерцатель происходящего: И видел бледную
Луну
, Она
плыла морями синими

И опускалася ко дну
[Бальмонт 1989: 162]. Метафора сферы «Земля» концептуализирует жизнь человека, его чув- ства, эмоции, передаваемые, как правило, через зрительные впечатления: И каждый день, в определенный час,
Земля огнем рубиновым одета
[там же, с. 278]. 2
Концепты данной сферы развернуто структурируют образное понимание какого-либо явления действительности. Художественная картина мира Константина Дмитриевича Бальмонта в значительной степени антропоморфична. Поэт метафорически рисует действи- тельность и составляющие ее детали и фрагменты через уподобление человеку (портрету, телу, физиологическим, физическим особенностям, поведению). Олицетворение как феномен мышления заключается в представлении нео- душевленного предмета в качестве одушевленного. Олицетворяемому признаку часто приписываются качества человека, так возникают антропоморфные оли- цетворения. Если же олицетворяемое понятие наделяется признаками живот- ных, тогда говорится о зооморфном олицетворении. Олицетворение является одним из видов метафоры. Составляющие
сферы-источника
метафорической экспансии
ЧЕЛОВЕК
дают поэту возможность олицетворять различные объекты и явления действи- тельности, поэтому природа в художественной картине мира Бальмонта высту- пает как самостоятельный организм, живущий полной жизнью. Объектам природы в миропонимании Бальмонта свойственны не только все стадии человеческой жизни от рождения до смерти, что находит метафори- ческое выражение в концептах сферы «Физиологические особенности»:
Умер день, а ночь не родилась
… [там же, с. 217]; но и широкий спектр психических состояний (гнев, радость, печаль, тоска и т.п.) и процессов (речь во всех ее проявлениях), которые представлены в худо- жественной картине мира Бальмонта метафорами подсферы «Психологические особенности»: И
сердце
простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно
[Бальмонт 1989: 162]. Прием метафорического олицетворения раскрывает одну из основопола- гающих черт художественной картины мира Бальмонта – гармоничное суще- ствование человека и окружающего мира. 3
Мир вещей как сфера-источник метафоры традиционен во многих языках и культурах. В поэзии К. Д. Бальмонта артефактная метафора также представле- на некоторыми немногочисленными примерами, но все же типична для концеп- туализации реалий. Достаточно детально представлена в художественной картине мира поэта
сфера-источник

АРТЕФАКТ
. Для Бальмонта характерно метафорическое переосмысление в образах объектов, создаваемых в результате деятельности че- ловека: предметы одежды, сооружения, постройки и т.п. В ходе анализа поэти- ческих произведений было установлено, что фрейм «Одежда» является наибо- лее частотным и детально структурированным в рамках данной сферы: Я вижу: в зеркале реки Печаль в туманности одета… [там же, с. 386]. Репрезентация объектов действительности в художественной картине мира Бальмонта с помощью артефактной метафорики показывает особенность восприятия поэтом внутреннего мира, души человека: Я
в храм моей души
, не сетуя, иду… [там же, с. 443]. Используя метафору «зеркала», поэт подчеркивает свойственное его со- знанию представление о единстве небесного и водного пространств. В основе образов отраженного неба на поверхности воды в стихотворениях Бальмонта лежат глубокие ассоциативные пласты, связанные с тайной мироздания: Кто заглянет в лоно вод, Где
в прозрачности зеркальной
... Опрокинут небосвод…[там же, с. 520]. Использование АРТЕФАКТОВ как источника метафорического модели- рования дает возможность Бальмонту запечатлеть не только малейшие оттенки состояний природы, но и показать неразрывную связь человека и окружающего мира, являющегося для человека не только средой обитания (что находит отра- жение в метафоре «дома»), но и частью его внутреннего мира. Кроме того выявлены особенности метафорического моделирования дей- ствительности в художественной картине мира Бальмонта на основе использо- 4
вания методики фреймово-слотового анализа сфер, служащих мишенями мета- форической экспансии. Наиболее частотными, развернутыми и детально струк- турированными в художественной картине мира поэта являются такие сферы метафорического притяжения, как КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛО- ВЕК, ЗЕМНОЙ ШАР. Необходимо также отметить, что в рассмотренных текстах встречаются метафоры, сферы-мишени которых относятся к другим концептуальным сфе- рам, а именно метафоры, относящиеся к сферам-мишеням ПРИРОДА (живая) и АРТЕФАКТЫ, продуктивность которых незначительна.
Сферы КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЗЕМНОЙ ШАР и ЧЕ-

ЛОВЕК
– доминантные мишени метафорического притяжения в поэтическом творчестве К. Д. Бальмонта. Для художественной картины мира поэта характер- но более частое обращение к
КОСМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ
как к сфере-мишени метафорического переноса, чем к другим сферам. Данная сфера в поэзии Бальмонта состоит из двух подсфер: «КОСМОС» и «АТМОСФЕРА». Атмосфера – эта сфера метафорического притяжения в художественной картине мира поэта понимается как совокупность климата и погоды, метеоусло- вий, а также оптических явлений. Такие погодные явления, как вьюга, буря, которые совмещают в себе ве- тер с атмосферными осадками, выступают в качестве одной из основных сфер притяжения для антропомофной метафоры: Слыша
тихий стон метели
, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать… [Бальмонт 1989: 26]. Значительное место в произведениях поэта занимает метафорическое обозначение небесных тел при помощи метафоры, сферой-источником которой являются богатства недр земли (драгоценные камни, металлы). Образы солнца и звезд, их значимость метафорически осмысляется Бальмонтом через соотнесе- ние с такими драгоценными камнями, как рубин и перламутр: Все нежило и чаровало взгляд, 5
Когда
из перламутра и рубина
В то утро
ты соткало свой наряд
(солнце) [там же, с. 245]; и с драгоценными металлами: И семь
золотых семизвездий
вели нас к пределам пустынь [там же, с. 397].
ЧЕЛОВЕК
как сфера-мишень метафорического притяжения представле- на подсферами «психологические особенности человека» и «физиологические органы». В данной сфере отражены стойкие психические свойства, которые опре- деляют особенности поведения личности, доминанту жизненного пути челове- ка: Но, идя, как игрушка, меж вас,
Я горел, я сгорал, и не гас
… И сознаньем был каждый смущен, Что я кровью своей освящен [там же, с. 198]. Такие метафоры ярко и образно передают эмоциональное состояние чело- века, его чувства и переживания (печаль, радость, любовь, надежду): Страшно мне в
пропасть души заглянуть,
Страшно – в своей глубине утонуть [там же, с. 127]; Фрейм «Физиологические органы человека» состоит из двух слотов: «Ор- ганы перцепции» и «Сердце», что отражает эмоциональное и ментальное состо- яния бытия, связанные с индивидуальными особенностями человека и особен- ностями его мировосприятия:
В мои глаза вошли – поля, моря, леса,

В мои зрачки

огонь, в них солнце задремало
[там же, с. 496]. Или: Я больше ее не люблю,
А сердце умрет без любви…
[Бальмонт 1989: 228]. В неразрывной связи с данными сферами в художественной картине мира поэта находится сфера метафорического притяжения
ЗЕМНОЙ

ШАР
, в 6
частности такие его составляющие, как «Вода» и «Водные пространства». Ме- тафора, раскрывающая разнообразие меняющихся оттенков цвета «движущей- ся» воды, передается через сферу-источник «Драгоценные камни», заключаю- щую в себе всю палитру природных цветов: Ожиданьем утомленный, одинокий, оскорбленный, Над пустыней полусонной умирающих морей, Не похож на человека, я блуждаю век от века, Век от века вижу волны, вижу
брызги янтарей
[там же, с. 75]. Динамический аспект движения воды актуализируется за счет метафоры, причем сфера-источник накладывает отпечаток свойственных живому существу поведенческих моментов: На песке
умирают
в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней
(волны)[там же, с. 171]. Такие водные пространства Земли, как океаны, моря и болота становятся наиболее частотной сферой притяжения артефактной метафоры зеркала в сти- хотворениях Бальмонта. Объемное отражение как основной признак любой зеркальной поверхности сопровождает каждый случай употребления этой кон- цептуальной метафоры: Дышат травы В
светлом зеркальце реки
…[там же, с. 335]. Для метафоры, сферой-источником которой являются богатства недр Зем- ли, а именно металлы и драгоценные камни, реки также выступают как сфера- мишень метафорической экспансии: У старой мельницы привязанная лодка, — Я льну
к прохладе серебра
… [там же, с. 410]. В проанализированных поэтических произведениях подсфера
«ЖИВАЯ

ПРИРОДА»
, а именно «МИР РАСТЕНИЙ» отражает антропоморфичность миропонимания поэта. Растения предстают как живые существа, обладающие физиологическими и психологическими особенностями человека:
И гроздья красных лилий

млеют
, 7


Раскрылись и зажглись[Бальмонт 1989: 215]. Антропоморфная метафора выступает как способ объединения мира рас- тений и мира людей, имеющих общие чувства, мысли, идеи или цели. Сфера
АРТЕФАКТЫ
как мишень метафорического притяжения пред- ставлена в произведениях поэта единичными примерами. В ходе исследования были выделены такие подсферы, как дом – важнейший культурный концепт в человеческом сознании, основная, наиболее естественная и комфортная среда существования человека и его семьи, а также какие-либо пространства вокруг родного дома: Вижу старую
Москву

В молодом уборе
… [там же, с. 262]. Использование АРТЕФАКТОВ как мишени метафорического притяжения дает возможность поэту показать неразрывную связь человека и окружающей действительности, являющейся для него не только средой обитания, но и ча- стью внутреннего мира. Художественная картина мира поэта отражает особен- ности его мировосприятия и доказывает единство космоцентричного и антропо- морфичного взглядов на моделируемую реальность в миропонимании Баль- монта. Система метафорических переносов является важным средством пости- жения и оценки действительности. Этим фактом обуславливается интерес к установлению особенностей и закономерностей метафорического моделирова- ния действительности в художественной картине мира определенного писателя. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Бальмонт, К. Д. Избранное [Текст] / сост. Е. В. Иванова. – М. : Сов. Рос- сия, 1989. – 592 с. 2. Бальмонт, К. Собрание сочинений: В 2 т. [Текст] / Константин Дмитрие- вич Бальмонт. – М. : Можайск-Терра, 1994. – Т. 1. – 832 с. 8
3. Баранов, О. С. Идеографиче ский словарь русского я з ы ка [Текст] / О. С. Баранов. – М. : Издательство ЭТС, 1995. – 820 с. 4. Баранов, А. Н., Караулов, Ю. Н. Очерк когнитивной теории метафоры [Текст] / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов // Русская политическая метафо- ра (материалы к словарю). – М. : ИРЯ АН СССР, 1991. – С. 184–193. 5. Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы [Текст] / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. – М. : АСТ–ПРЕССКНИГА, 2005. –864 с. 6. Лексическая основа русского языка [Текст]: Комплексный учебный сло- варь / В. В. Морковкин, Н. О. Беме, И. А. Дорогонова, др. ; ред. В. В. Мор- ковкин. – М. : Рус. яз., 1984 . – 1167 с. – (Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина). 7. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизирован- ный по классам слов и значений [Текст] / под общей ред. Н. Ю. Шведо- вой. – М. : Азбуковник, 2000. – Т. 1. – 807 с. 8. Чудакова, Н. М. Концептуальная область «Неживая природа» как источ- ник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации (2000–2004 гг.) [Текст] : дисс. … канд. филол. наук / Н. М. Чудакова – Екатеринбург, 2005. – 218 с. 9. Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследова- ние политической метафоры (1991–2000) [Текст] : монография. / А. П. Чудинов. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 238 с. 9


В раздел образования