Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта
Автор: Болотова Лариса Витальевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Деевская СОШ" Населённый пункт: Деево Наименование материала: статья Тема: Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта Раздел: полное образование
Художественная картина мира в поэзии К. Д. Бальмонта
Поэтический язык Константина Дмитриевича Бальмонта разносторонне
красив и ярко индивидуален. Внимание поэта сосредоточено на образности и
художественной неповторимости произведения, которые воспринимаются через
призму поэтического «я» художника слова.
В своих стихах Бальмонт одним из первых в русской поэзии создал свое-
образную символистскую картину мира. В статье «Элементарные слова о сим-
волической поэзии», написанной им в 1900 году, поэт говорит о том, что поэзия
символистов – это «поэзия, в которой органически…сливаются два содержания:
скрытая отвлеченность и очевидная красота…» [Бальмонт 1982: 236].
Бальмонт считает, что его лирический герой погружен в самосознание, а
мир для него пронизан тайной. Земная жизнь граничит с миром красоты. Кон-
цепция бытия приводит к утверждению исключительной роли красоты и в при-
роде, и в человеческой жизни. Лирический герой Бальмонта готов служить
только красоте, только ее он хочет видеть вокруг себя и воспевать:
И вижу я горы и вижу пустыни,
Но что мне до вечной людской суеты, –
Мне ласково светят иные святыни,
Иные святыни в Дворце Красоты [Бальмонт 1994: 149].
Основой художественной картины мира К. Д. Бальмонта являются соот-
ношение метафизической и физической реальности, размышления о конечности
и бесконечности пространства и времени, гармонии и дисгармонии.
Все духовное богатство творчества поэта, особенности его индивиду-
ально-авторского взгляда на мир нашли отражение в художественной картине
мира, которая моделируется и репрезентируется при помощи метафоры, высту-
пающей в качестве средства концептуализации окружающей поэта действитель-
ности и способствующей постижению сущности его бытия.
Система метафор исследована с точки зрения когнитивного подхода (вы-
явление концептуальных метафор и их описание по фреймам и слотам сфер-
мишеней и сфер-источников). Продуктивность метафор в художественной кар-
тине мира Константина Дмитриевича Бальмонта заключается в следующем:
наиболее частотными и детально структурированными сферами-источни-
ками метафорической экспансии являются 3 сферы: ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, АР-
ТЕФАКТ.
Традиционно данную сферу делят на живую и неживую природу:
1) органический и неорганический мир [Лексическая основа русского
языка, 1984];
2) органический мир и материя [Идеографический словарь русского язы-
ка, 1995];
3) все живое (человек, животные, растения) и космос, Земля, природные
образования [Русский семантический словарь, 2000].
Таким образом, можно утверждать, что к живой природе, или органиче-
скому миру, относится все живое, обладающее жизнью в качестве совокупности
явлений, происходящих в живых организмах (человека, животных) и растениях.
К неживой природе, или неорганическому миру, относится все неживое,
характеризующееся отсутствием жизненных процессов и состоящее из веществ,
не принадлежащих к растительному или животному миру.
В
сфере
ПРИРОДА
максимальную
активность
проявляют
подсферы-
источники «Земля» и «Физический мир». Метафорические образования с ис-
ходной
понятийной
сферой
«Физический
мир»
актуализируют
особенности
протекания природных процессов в неразрывной связи с жизнью человека, ко-
торый выступает как созерцатель происходящего:
И видел бледную Луну ,
Она плыла морями синими
И опускалася ко дну [Бальмонт 1989: 162].
Метафора сферы «Земля» концептуализирует жизнь человека, его чув-
ства, эмоции, передаваемые, как правило, через зрительные впечатления:
И каждый день, в определенный час,
Земля огнем рубиновым одета [там же, с. 278].
2
Концепты данной сферы развернуто структурируют образное понимание
какого-либо явления действительности.
Художественная картина мира Константина Дмитриевича Бальмонта в
значительной степени антропоморфична. Поэт метафорически рисует действи-
тельность и составляющие ее детали и фрагменты через уподобление человеку
(портрету, телу, физиологическим, физическим особенностям, поведению).
Олицетворение как феномен мышления заключается в представлении нео-
душевленного предмета в качестве одушевленного. Олицетворяемому признаку
часто приписываются качества человека, так возникают антропоморфные оли-
цетворения. Если же олицетворяемое понятие наделяется признаками живот-
ных, тогда говорится о зооморфном олицетворении. Олицетворение является
одним из видов метафоры.
Составляющие сферы-источника метафорической экспансии ЧЕЛОВЕК
дают поэту возможность олицетворять различные объекты и явления действи-
тельности, поэтому природа в художественной картине мира Бальмонта высту-
пает как самостоятельный организм, живущий полной жизнью.
Объектам природы в миропонимании Бальмонта свойственны не только
все стадии человеческой жизни от рождения до смерти, что находит метафори-
ческое выражение в концептах сферы «Физиологические особенности»:
Умер день, а ночь не родилась … [там же, с. 217];
но и широкий спектр психических состояний (гнев, радость, печаль, тоска и
т.п.) и процессов (речь во всех ее проявлениях), которые представлены в худо-
жественной картине мира Бальмонта метафорами подсферы «Психологические
особенности»:
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно [Бальмонт 1989: 162].
Прием метафорического олицетворения раскрывает одну из основопола-
гающих черт художественной картины мира Бальмонта – гармоничное суще-
ствование человека и окружающего мира.
3
Мир вещей как сфера-источник метафоры традиционен во многих языках
и культурах. В поэзии К. Д. Бальмонта артефактная метафора также представле-
на некоторыми немногочисленными примерами, но все же типична для концеп-
туализации реалий.
Достаточно детально представлена в художественной картине мира поэта
сфера-источник
АРТЕФАКТ .
Для
Бальмонта
характерно
метафорическое
переосмысление в образах объектов, создаваемых в результате деятельности че-
ловека: предметы одежды, сооружения, постройки и т.п. В ходе анализа поэти-
ческих произведений было установлено, что фрейм «Одежда» является наибо-
лее частотным и детально структурированным в рамках данной сферы:
Я вижу: в зеркале реки
Печаль в туманности одета… [там же, с. 386].
Репрезентация
объектов
действительности
в
художественной
картине
мира Бальмонта с помощью артефактной метафорики показывает особенность
восприятия поэтом внутреннего мира, души человека:
Я в храм моей души , не сетуя, иду… [там же, с. 443].
Используя метафору «зеркала», поэт подчеркивает свойственное его со-
знанию представление о единстве небесного и водного пространств. В основе
образов отраженного неба на поверхности воды в стихотворениях Бальмонта
лежат глубокие ассоциативные пласты, связанные с тайной мироздания:
Кто заглянет в лоно вод,
Где в прозрачности зеркальной ...
Опрокинут небосвод…[там же, с. 520].
Использование АРТЕФАКТОВ как источника метафорического модели-
рования дает возможность Бальмонту запечатлеть не только малейшие оттенки
состояний природы, но и показать неразрывную связь человека и окружающего
мира, являющегося для человека не только средой обитания (что находит отра-
жение в метафоре «дома»), но и частью его внутреннего мира.
Кроме того выявлены особенности метафорического моделирования дей-
ствительности в художественной картине мира Бальмонта на основе использо-
4
вания методики фреймово-слотового анализа сфер, служащих мишенями мета-
форической экспансии. Наиболее частотными, развернутыми и детально струк-
турированными в художественной картине мира поэта являются такие сферы
метафорического притяжения, как КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЧЕЛО-
ВЕК, ЗЕМНОЙ ШАР.
Необходимо также отметить, что в рассмотренных текстах встречаются
метафоры, сферы-мишени которых относятся к другим концептуальным сфе-
рам, а именно метафоры, относящиеся к сферам-мишеням ПРИРОДА (живая) и
АРТЕФАКТЫ, продуктивность которых незначительна.
Сферы КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЗЕМНОЙ ШАР и ЧЕ-
ЛОВЕК – доминантные мишени метафорического притяжения в поэтическом
творчестве К. Д. Бальмонта. Для художественной картины мира поэта характер-
но более частое обращение к КОСМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ как к
сфере-мишени метафорического переноса, чем к другим сферам. Данная сфера
в поэзии Бальмонта состоит из двух подсфер: «КОСМОС» и «АТМОСФЕРА».
Атмосфера – эта сфера метафорического притяжения в художественной
картине мира поэта понимается как совокупность климата и погоды, метеоусло-
вий, а также оптических явлений.
Такие погодные явления, как вьюга, буря, которые совмещают в себе ве-
тер с атмосферными осадками, выступают в качестве одной из основных сфер
притяжения для антропомофной метафоры:
Слыша тихий стон метели , шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать…
[Бальмонт 1989: 26].
Значительное
место
в
произведениях
поэта
занимает
метафорическое
обозначение небесных тел при помощи метафоры, сферой-источником которой
являются богатства недр земли (драгоценные камни, металлы). Образы солнца и
звезд, их значимость метафорически осмысляется Бальмонтом через соотнесе-
ние с такими драгоценными камнями, как рубин и перламутр:
Все нежило и чаровало взгляд,
5
Когда из перламутра и рубина
В то утро ты соткало свой наряд (солнце) [там же, с. 245];
и с драгоценными металлами:
И семь золотых семизвездий вели нас к пределам пустынь
[там же, с. 397].
ЧЕЛОВЕК как сфера-мишень метафорического притяжения представле-
на подсферами «психологические особенности человека» и «физиологические
органы».
В данной сфере отражены стойкие психические свойства, которые опре-
деляют особенности поведения личности, доминанту жизненного пути челове-
ка:
Но, идя, как игрушка, меж вас,
Я горел, я сгорал, и не гас …
И сознаньем был каждый смущен,
Что я кровью своей освящен [там же, с. 198].
Такие метафоры ярко и образно передают эмоциональное состояние чело-
века, его чувства и переживания (печаль, радость, любовь, надежду):
Страшно мне в пропасть души заглянуть,
Страшно – в своей глубине утонуть [там же, с. 127];
Фрейм «Физиологические органы человека» состоит из двух слотов: «Ор-
ганы перцепции» и «Сердце», что отражает эмоциональное и ментальное состо-
яния бытия, связанные с индивидуальными особенностями человека и особен-
ностями его мировосприятия:
В мои глаза вошли – поля, моря, леса,
В мои зрачки – огонь, в них солнце задремало [там же, с. 496].
Или:
Я больше ее не люблю,
А сердце умрет без любви… [Бальмонт 1989: 228].
В неразрывной связи с данными сферами в художественной картине мира
поэта
находится
сфера
метафорического
притяжения ЗЕМНОЙ
ШАР ,
в
6
частности такие его составляющие, как «Вода» и «Водные пространства». Ме-
тафора, раскрывающая разнообразие меняющихся оттенков цвета «движущей-
ся» воды, передается через сферу-источник «Драгоценные камни», заключаю-
щую в себе всю палитру природных цветов:
Ожиданьем утомленный, одинокий, оскорбленный,
Над пустыней полусонной умирающих морей,
Не похож на человека, я блуждаю век от века,
Век от века вижу волны, вижу брызги янтарей [там же, с. 75].
Динамический аспект движения воды актуализируется за счет метафоры,
причем сфера-источник накладывает отпечаток свойственных живому существу
поведенческих моментов:
На песке умирают в дрожании гнева
Языки обессиленных белых огней (волны)[там же, с. 171].
Такие водные пространства Земли, как океаны, моря и болота становятся
наиболее частотной сферой притяжения артефактной метафоры зеркала в сти-
хотворениях Бальмонта. Объемное отражение как основной признак любой
зеркальной поверхности сопровождает каждый случай употребления этой кон-
цептуальной метафоры:
Дышат травы
В светлом зеркальце реки …[там же, с. 335].
Для метафоры, сферой-источником которой являются богатства недр Зем-
ли, а именно металлы и драгоценные камни, реки также выступают как сфера-
мишень метафорической экспансии:
У старой мельницы привязанная лодка, —
Я льну к прохладе серебра … [там же, с. 410].
В проанализированных поэтических произведениях подсфера «ЖИВАЯ
ПРИРОДА» ,
а
именно
«МИР
РАСТЕНИЙ»
отражает
антропоморфичность
миропонимания поэта. Растения предстают как живые существа, обладающие
физиологическими и психологическими особенностями человека:
И гроздья красных лилий
млеют ,
7
Раскрылись и зажглись[Бальмонт 1989: 215].
Антропоморфная метафора выступает как способ объединения мира рас-
тений и мира людей, имеющих общие чувства, мысли, идеи или цели.
Сфера АРТЕФАКТЫ как мишень метафорического притяжения пред-
ставлена в произведениях поэта единичными примерами. В ходе исследования
были выделены такие подсферы, как дом – важнейший культурный концепт в
человеческом сознании, основная, наиболее естественная и комфортная среда
существования человека и его семьи, а также какие-либо пространства вокруг
родного дома:
Вижу старую Москву
В молодом уборе … [там же, с. 262].
Использование АРТЕФАКТОВ как мишени метафорического притяжения
дает возможность поэту показать неразрывную связь человека и окружающей
действительности, являющейся для него не только средой обитания, но и ча-
стью внутреннего мира. Художественная картина мира поэта отражает особен-
ности его мировосприятия и доказывает единство космоцентричного и антропо-
морфичного взглядов на моделируемую реальность в миропонимании Баль-
монта.
Система метафорических переносов является важным средством пости-
жения и оценки действительности. Этим фактом обуславливается интерес к
установлению особенностей и закономерностей метафорического моделирова-
ния действительности в художественной картине мира определенного писателя.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.
Бальмонт, К. Д. Избранное [Текст] / сост. Е. В. Иванова. – М. : Сов. Рос-
сия, 1989. – 592 с.
2.
Бальмонт, К. Собрание сочинений: В 2 т. [Текст] / Константин Дмитрие-
вич Бальмонт. – М. : Можайск-Терра, 1994. – Т. 1. – 832 с.
8
3.
Баранов,
О.
С.
Идеографиче ский
словарь
русского
я з ы ка
[Текст] / О. С. Баранов. – М. : Издательство ЭТС, 1995. – 820 с.
4.
Баранов, А. Н., Караулов, Ю. Н. Очерк когнитивной теории метафоры
[Текст] / А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов // Русская политическая метафо-
ра (материалы к словарю). – М. : ИРЯ АН СССР, 1991. – С. 184–193.
5.
Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое
описание. Синонимы. Антонимы [Текст] / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. –
М. : АСТ–ПРЕССКНИГА, 2005. –864 с.
6.
Лексическая основа русского языка [Текст]: Комплексный учебный сло-
варь / В.
В. Морковкин, Н. О. Беме, И. А. Дорогонова, др. ; ред. В.
В.
Мор-
ковкин. – М. : Рус. яз., 1984 . – 1167 с. – (Ин-т рус. яз. им. А. С.
Пушкина).
7.
Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизирован-
ный по классам слов и значений [Текст] / под общей ред. Н. Ю. Шведо-
вой. – М. : Азбуковник, 2000. – Т. 1. – 807 с.
8.
Чудакова, Н. М. Концептуальная область «Неживая природа» как источ-
ник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой
информации (2000–2004 гг.) [Текст] : дисс. … канд. филол. наук / Н. М.
Чудакова – Екатеринбург, 2005. – 218 с.
9.
Чудинов, А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследова-
ние политической метафоры (1991–2000) [Текст] : монография. / А. П.
Чудинов. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2001. – 238 с.
9