Напоминание

"Развитие мелкой моторики у воспитанников средней группы через нетрадиционные техники рисования"


Автор: Викулина Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики у воспитанников средней группы через нетрадиционные техники рисования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики у воспитанников средней группы

через нетрадиционные техники рисования»

Викулина Ирина Александровна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

Для

развития

тонкой

ручной

координации

важно,

чтобы

ребенок

систематический

занимался разнообразными видами ручной деятельности. Однако наблюдения показывают,

что у большинства детей дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики

рук: дети плохо владеют карандашом, линии в основном кривые, неточные и слабые, у

некоторых

детей

отмечается

плохая

координация

движений,

что

говорит

об

общей

неготовности

большинства

детей

к

письму,

а

также

возникают

проблемы

с

речевым

развитием. Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка

усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности,

способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий

в детском саду.

По мнению И.М.Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики

являются занятия по изобразительной деятельности , где по рисункам можно проследить как

развивается ребёнок его мелкая моторика какого уровня она достигает на каждом возрастном

этапе. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков,

необходимых

для

рисования

Комарова

Т.С.

рекомендует

включать

в

детское

творчество

различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с

ними. Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития

мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых

ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.

Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги

(проверяется скоординированная работа обеих рук).

Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания

форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.

Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой

какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.

Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на

быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).

Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда

пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с

окружающим

миром,

у

него

формируется

психика,

происходит

становление

личности

и

физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены

на

повторении

небольших

движений

пальцами. Ребёнку

быстро

надоест

выполнять

такую

работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает

воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма,

а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой

моторики можно совмещать с разминкой занятия

В средней группе ДОУ применяют следующие приемы

Пальчиковые игры,

образы из пальчиков,

конструирование из счётных палочек и строительных игрушек,

собирание мозаик и пазлов,

изготовление аппликаций и фигур из салфеток,

инсценировка стихов с помощью рук,

рисование.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они

позволяют

детям

быстро

достичь

желаемого

результата.

В

настоящее

время

в

дошкольных

образовательных

учреждениях широко

используются

нетрадиционные

техники

рисования

с

целью формирования творческих способностей детей, развития их

воображения, обогащения знаний и представлений об окружающем мире.

Рассмотрим наиболее часто используемые нетрадиционные техники рисования в работе с

детьми дошкольного возраста.

Техника

монотипии очень доступна детям уже в 3-4 года. Монотипия — одна из

простейших

графических

техник

происходит

от

греческих

слов monos-

один,

единственный

и typos-

отпечаток.

Количество

красок

в монотипии

любое.

Результат

неожиданный

эффект,

при

котором оттиск

живописного

изображения

приобретает

специфическую фактуру, отличающуюся

мягкостью

и

легкой

расплывчатостью

очертаний,

что

придает ему особую прелесть. Вместе с ребенком переведите на бумагу рельефный рисунок со

значка или монеты, оттисните на бумагу донышко круглого

стакана,

квадратной

коробочки,

какой-нибудь

треугольный предмет. Обратите внимание ребенка на то, как форма оттиска

зависит от формы предмета.

А

теперь

согните

лист

бумаги

пополам.

На

одну

сторону

листа

нанесите несколько

довольно

крупных

капель

жидко

разведенной

краски.

Затем второй

половиной

листа

накройте капли и плотно прижмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их

можно при желании назвать и кляксами. Но лучше постараться увидеть в них цветы и звезды.

Узоры

могут

вызвать

ассоциации

с

диковинными

птицами,

глубоководными

рыбами,

с

причудливыми созвездиями на ночном небе, облаками.

Еще одна веселая игра с бумагой и красками. Пусть ребенок на половине

плотной

бумаги

нарисует

гуашью

бабочку

со

сложенными крыльями.

Второй

половиной

листа

плотно

прижмите

половину,

на

которой

изображена

бабочка,

разверните.

Весь

рисунок

симметрично отпечатался на второй

половине

листа.

При

помощи

этого

незамысловатого

приема легко

объяснить детям законы симметрии. Ребенок может «оживить» стрекозу, мотылька, «расцвести»

ромашку, гвоздику, превратить в пушистый шарик одуванчик.

Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia -сквозь, через). Эту

технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и отличия. Тампоном из тряпки

нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картонной папки. Сверху положите лист

бумаги и предложите ребенку

что-нибудь

нарисовать

карандашом

или

просто

заостренной

палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.

На

той

стороне,

которая

была

прижата

к

картону,

получается

оттиск

— зеркальное

повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном. Да и краска имеет свойство как

бы проникать сквозь бумагу под нажимом карандаша.

Освоив с ребенком технику в одном цвете, можно приступать к работе с двумя красками,

постепенно добавляя еще по 1-2 краски. Всем: и взрослым,

и детям — понравится прием

«штамповки» рисунков. Вспомните детские

«печатки», игру «прижми и отпечатай». Но, чтобы освоить этот прием, вам необходима крупная

печать

клише,

изготовление

которой

не

займет

много времени.

В

качестве

исходного

материала обычно берут довольно толстый деревяный брусок, такой, чтобы его удобно было

взять в руку. Одну из сторон бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а

на картон — узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги.

Они могут быть,

например, из веревки, шпагата, пенопласта, (Печать готовит взрослый на глазах ребенка, а

штампует ребенок сам.) Затем накатывают краску и штампуют рисунки на бумаге или на ткани.

С п о со б набрызга

применяется

для

изготовления

тонированной

бумаги,

которая

используется

в

различных

поделках,

аппликациях,

открытках.

Разведите

краску,

приготовьте лист бумаги, старую зубную щетку. На кончик щетки наберите немного краски,

следите, чтоб не капала, Наклоните щетку над листом бумаги и пальцем правой руки проведите

по ворсу. Брызги

разлетятся и сложатся в причудливой форме. Полученное изображение можно дополнить,

сделав несколько завершающих золотой или серебряной краской.

С детьми постарше (4-5 лет) предлагаем использовать следующую технику: размытый

рисунок.

Для этого вам понадобится чашечка с водой, ватный тампон или кусочек губки, тонкая

кисть, бумага, акварельные краски,

Детям дошкольного возраста доступна техника линогравюры в упрощенном варианте,

На картон наклейте вырезанные из бумаги узоры, силуэты животных, человеческие фигурки. Затем

нанесите тушь или краску с помощью тампона из мягкой тряпочки на весь лист. Теперь на

поверхность со свеженанесенной краской положите лист бумаги, прижмите рукой и протрите

ложечкой или ручкой от зубной щетки. Протрите круговыми движениями,

тщательно

снимая

бумагу там, где лист соприкасался с картоном. Получилось цветное изображение, А в местах,

где

протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи. (Печатается линогравюра и на

цветной бумаге. Для этого можно использовать и цветную тушь, и золотую и серебряную

краску.) Силуэты выходят цветные, а вокруг них, как сияние, белый ореол. Фон в зависимости от

шероховатости картона будет где-то темнее, где-то светлее.

Техника «волшебные нитки»

— вызывает бурный восторг детей. Для освоения этой

«волшебной» техники вам понадобятся нитки №10, набор ярких чернил или разведенных жидко

гуашевых, акварельных красок. Если будете работать с красками, то их время от времени надо

размешивать, а то осядут. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать. Опустите нить в

краску, чтобы она пропиталась. Держать ее следует за кончик. Теперь нитку надо уложить аккуратно

на лист бумаги и накрыть другим листом. Обязательно кончик ниточки должен высовываться.

Держите верхний лист, а ниточку вытягивайте. На каждый новый цвет нужен новый лист, чтобы

изображение не пачкалось. Ну а теперь посмотрите, на что это похоже. Если для изображения

случайно получившегося богатыря, березки или птицы,

чего-то

не

хватает,

то

можно

недостающие

детали

подрисовать

кистью, фломастерами,

карандашами.

В дошкольном возрасте самое время осваивать пальцевую живопись.

На каждый

пальчик-

кисточку

своя

краска.

Можно

рисовать

точками, пятнышками,

разводами.

Попробуйте

рисовать ладошками или ногами (водой по асфальту).

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить кляксографию (с ней дети

работали в младшем возрасте, сейчас — более сложный вариант).

Для работы необходимы бумага, чернила и тушь, лучше сначала темные,

затем цветные (в

зависимости от темы), В центр листа капните кляксу. Затем наклоните лист в одну сторону, в

другую или подуйте на нее. Каждый поворот, каждое наклонение дает новое изображение. На

получившийся незамысловатый кустик можно наклеить цветы, вырезанные из бумаги (или их

нарисовать). Поместите этот «шедевр» в рамку. Такая картина украсит интерьер любой квартиры,

группы. Она неповторима, ее не купишь ни в каком магазине. А как приятно ребенку, что его

произведение не выброшено, не сдано в макулатуру, У него появится желание творить; а это то, к

чему мы с вами стремимся.

Теперь запаситесь стеариновой свечой или парафином, бумагой,

акварелью темных тонов,

широкой кистью.

Пусть ребенок нанесет рисунок на бумагу при помощи свечки.

Желательно, чтобы он

занял весь лист. Затем весь лист покрывается краской. Сначала

одной

двумя,

потом,

когда

этот

прием

освоен,

можно использовать и большее количество цветов. Но если кто-то уверенно

владеет кисточкой

пусть

красит

хоть

десятком

цветов,

не

мешайте

творить ребенку.

Произойдет удивительный фокус: изображение, сделанное свечой, проявится, как в сказке, прямо

на глазах. Это удивит ребенка, вызовет восторг, и потом его от такого рисования не оторвешь.

Эта техника называется фотокопия, т.к. создается эффект проявления фотопленки.

А также работаем с волшебной бумагой в технике «граттаж». Этот способ выполнения

рисунка путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово

«граттаж» образовалось от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название этой

техники

— техника

царапания. Для работы потребуется следующий материал: краски, свеча,

жидкое мыло или густой шампунь, черная тушь, палочка с заостренным концом (ее можно

изготовить из старых кистей, заточив их или использовать пластмассовую стеку для лепки).

Сначала проведите предварительную работу. На лист бумаги нанесите красками пятна ярких

цветов. Какие пятна? Любые, но только, чтобы не осталось просветов между ними на бумаге.

Когда

краска

высохнет,

натрите поверхность листа свечой (так же без просветов). В шампунь

или жидкое мыло (мыло предварительно залейте водой, разведя его до густоты жидкой сметаны)

влейте тушь. Хорошенько размешайте, пока не получится однообразная черная масса, и этой

смесью покройте весь рисунок, также не оставляя просветов. После того как лист высохнет,

можно приступать к рисованию, вернее к процарапыванию.

А если вы захотите работать просто на контрастной основе, то можно обойтись без красок.

Белый лист следует натереть свечой с последующим выполнением всех этапов работы. Этот способ

особенно полезен в качестве одного из путей подготовки к работе над гравюрой. Да и внешне

произведения,

выполненные

в технике граттажа,

отличаются

редким контрастом

белых

линий и черного фона, что делает их похожими на гравюру на дереве - ксилографию или на

линогравюру.

Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или акватипии.

Однако

она

перекликается

с

техникой

моно-

и

диатипии благодаря своей наглядности. А некоторая

сложность с лихвой окупается эффективностью и быстротой. Теперь кроме бумаги, красок, туши

понадобится много воды. Ее лучше налить в ванночку или тазик по размеру больше

листа

бумаги.

Разведите гуашь и крупно, широкими мазками

нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека — что угодно. Но

желательно, чтобы рисунок был крупным. Когда гуашь высохнет, покройте весь лист черной тушью,

которая очень быстро сохнет. А затем «проявите» рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь

смывается с бумаги, а тушь — лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый

рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно,

должна быть плотной, чтобы не

разорваться при намокании. В этой технике можно выполнять любые натюрморты.

Предлагается еще одна необычная техника под названием «водяная печать».

Для

работы

потребуется

бумага,

обладающая

хорошей приклеивающей способностью, но не глянцевая, так

как с- нее краска соскальзывает, масляные или печатные (типографские) краски, скипидар,

ванночка с водой (I + 20-30°), размер которой чуть больше размера бумаги.

Во время работы

пользуйтесь светлыми красками (все оттенки зеленой,

голубой и коричневой красок). От черной

лучше откажитесь вообще. Если требуется получить темный цвет — смешайте синюю и

коричневую

краску или

напивайте

их

поочередно

тогда

оба

цвета

будут

видны.

В

определенном порядке расставьте на столе банки с разведенными красками,

положите

стопку

чистой бумаги, тряпку для рук, наденьте халатик или фартук. Эту технику осваивать лучше с

небольшой группой детей. Налейте на воду растворенную в скипидаре краску (если типографская,

то не следует ее смешивать со скипидаром). Краска начинает свое движение по воде. Для ускорения

движения подуйте на воду, тогда на бумаге останутся причудливые «побеги» краски. Все должно

происходить достаточно быстро. Покройте бумагой воду и быстро снимите бумагу. Иначе на листе

останется слишком много краски или же разводы сольются вместе, и на бумаге останется просто

пятно. Оттиск нужно полностью высушить и только затем вновь опускать в ванночку с краской

другого цвета и водой. При каждом новом отпечатке следует снова наливать краску на воду. Ни

один оттиск не выбрасывайте. На подсушку оттиска уходит несколько дней (сушить в лежачем

состоянии на столе). Когда оттиск просохнет, рассмотрите его с обеих сторон. Часть краски

остается на обратной стороне, и иногда именно это неяркое, нежное изображение особенно

привлекательно. Это могут быть горы, пещеры, тучи или гонимые ветром облака, морские волны и

мн. др. Чтобы избавиться от мешающих

полос,

ненужных

или

некрасивых

линий,

легкими

прикосновениями

острого

ножа

снимите

слой

краски

(лучше,

если

это сделает взрослый).

Светлые

пятна,

которые

нежелательны,

можно

слегка тонировать акварелью. «Случайные»,

мешающие общему впечатлению красочные пятна вплетутся в общую изобразительную ткань, если

соединить их добавочными линиями.

Техника печатания. Для печатанья нет необходимости собирать редкие растения, их следует

беречь. После сбора растений, просушите их, уложив каждое

между

газетами

и

придавив

грузом. Но помните, что каждый лепесток, листик необходимо тщательно расправить, иначе

растение съежится и будет плохо отпечатываться. Когда растения подсохнут (мелкие цветы и травы

через 1-2 дня, крупные — 3-4), осторожно возьмите их и по одному уложите на «рабочий» лист

бумаги. Мягкими движениями кисти покройте

его

густой

гуашевой

краской.

Цвет

краски

может

быть произвольным. Но постарайтесь, чтобы краска покрыла одну сторону цветка или

травинки

полностью,

иначе

на

картине

останутся

белые

пятна.

После окраски

растение

укладывается

на

подготовленный

лист

ватмана подкрашенной стороной вниз. Сделать это

следует непосредственно после того, как растение покрашено, иначе краска высохнет и у вас

ничего не получится. Сверху положите лист бумаги и прижмите растение рукой, после чего бумагу

осторожно снимите вместе с растением. Изображение остается запечатленным навсегда на вашей

картине. При необходимости аккуратно подкрасьте непрокрашенные места. Для того, чтобы

получить композиции из цветов и трав, конечно, потребуется больше терпения. Но зато такую

картину, поместив ее в красивую рамку, можно повесить на стену, а если это открытка — подарить

друзьям, маме, бабушке и другим взрослым.

Фотограммы

следует выполнять с небольшой группой детей. Самое сложное

в

этом

способе

найти

и

приготовить

темное

помещение.

В темной комнате включите красный

фонарь. Достаньте из пакета лист фотобумаги, положите его на табурет, стул или тумбочку

эмульсионной стороной вверх. На бумагу положите заранее приготовленные заготовки (предметы,

фигурки, вырезанные из плотной бумаги, картона). Теперь проэкспонируйте фотобумагу, включив

в помещении свет. Освещение должно

быть

по

возможности

равномерным.

Заготовки

не

должны отбрасывать теней. Продолжительность засветки приблизительно от 3 до 7 секунд. Можно

использовать

и

настольную

лампу,

поднеся

ее

ближе

к фотобумаге,

тогда

время

экспонирования

уменьшится.

После экспонирования погрузите бумагу в проявитель, следя за

тем, чтобы она равномерно покрылась раствором, и, слегка покачивая ванночку, проявляйте бумагу

2-3 минуты. Затем ополосните ее в чистой воде и перенесите в фиксирующий раствор (время

фиксирования

указано

на

упаковке).

По окончании

фиксирования

тщательно

промойте

полученный отпечаток в проточной воде или в нескольких сменах воды, если она не проточная.

(Продолжительность промывки не менее получаса.) Теперь высушите готовый отпечаток. Если

высушенная фотограмма скрутится, то выровнять ее можно, прогладив горячим утюгом со стороны

подложки. Гладить нужно на достаточно мягкой, ровной поверхности (нельзя гладить фотобумагу с

полиэтиленовым покрытием такую, как: «Березка», «Самшит»). После проглаживания положите

фотограмму на некоторое время под пресс. Помните, если вырезать фигурку из листа черной

бумаги, приложив этот лист к фотобумаге и проэкспонировав ее, то получится черное изображение

фигурки на белом фоне, (позитивное изображение). А если же лист покрыть трафаретом с

вырезанной фигуркой, то получится белое изображение на черном фоне (негативное изображение).

Можно изготовить контратип. Для этого нужно заранее полученное изображение положить

на чистый лист фотобумаги, плотно прижав его стеклом, и проэкспонировать бумагу. Конечно,

прижимать

листы

друг

к другу нужно эмульсионным слоем. Полученный контратип будет

позитивом, если исходное изображение негативное, или негативом, если исходное изображение

позитивное.

Можно переходить к более сложной технике -

витражи.

Для этого понадобятся краски,

бумага, пипетка с острым концом, простые карандаши,

силикатный (конторский) клей. Темы —

любые,

к

чему

душа

тянется: орнаменты, растения, животные и т.д. Простым карандашом

нанесите на бумагу изображение. Силикатный клей наберите в пипетку и нанесите по карандашному

контуру. Когда слой клея высохнет, пространство между контурами раскрасьте яркими красками.

Бумагу лучше использовать тонированную, светлых тонов. То же самое можно сделать заменяя

клей свечкой.

И еще одна необычная техника - «припечатка». Эта техника родилась тогда, когда книга

готовилась к печати. Дети рисуют картинки-загадки (техника фотокопии), а затем покрывают лист

тушью с помощью тканевого тампона, внутри которого вата. Затонировав лист, кто-то из детей

несколько раз прикладывает тампон к чистому листу, а когда поднимает его, то видят, что

получилось необычное пятно. Остается лишь дорисовать недостающие детали. Дети называют эту

технику «припечатыванием» или коротко — «припечатка».

Кроме

увлекательных

"экспериментов"

с

цветом

и

консистенцией красок, можно

заинтересовать детей и неожиданными приемами рисования.

Под

рукой

должно

быть

много

приспособлений,

которые

помогут

разнообразить

технику

выполнения работ: тычки, печати, штампы, жесткая кисть, тонкие веточки веника, поролон.

Иногда воспитатели используют прием рисования руками, но не надо забывать, что гуашевые

краски — это химическое соединение, которое неблагоприятно влияет на кожу и может вы звать

аллергическую реакцию. Кроме того, мы учим детей не пачкать руки при работе с красками.

Тычки разных размеров можно сделать из отработанных старых кистей, обрезав ворс на уровне

1 мм, или из высохших фломастеров, удалив пробку и вставив вместо нее кусочек поролона.

На занятиях по ознакомлению с искусством (например, при рассматривании пейзажей)

можно обратить внимание детей на особую технику рисования - пуантилизм когда изображение

состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями рисунок приобретает

мозаичный вид. Используя этот прием, можно нарисовать контуры светлым мелком, а затем

заполнить их яркими точками гуаши, нанесенными тычком.

Дети

любят

использовать

тычки

при

оформлении

рисунков,

очень удобны

они

и

в

декоративном рисовании (ровные круги и точки в дымковской росписи, одинаковые по форме

ягоды — в хохломской).

Работа, в этих оригинальных техниках делает каждого начинающего художника раскованнее,

смелее, непосредственнее. Она дает полную свободу для самовыражения, ведь каждый рисует свое,

что ему хотелось бы увидеть.

Нетрадиционность

используемых

техник

не

только

в

том,

что

в

работе необычно

используются

изобразительные

материалы,

применяются средства,

но

и

в

том,

что

и

результаты оказываются необычными, а также быстро и охотно обучаются не только дети, но и

взрослые, не умеющие рисовать.

Литература

1.

Антонова

А.

Активные

методы

обучения

в

курсе

эстетики.

//Дошкольное воспитание. — 1994. —№4.'•

2.

Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники или на пути к

творчеству», Новосибирск, 1993

3.

Венгер

Л.

А.,

Пилюгина

Э.

Г.,

Ветер

Н.

Б.

Во спит ание

с е н с о р н о й

культуры ребенка. — М., 1988.

4.

Выготский Л, С. Воображение и творчество в детском возрасте. —М., 1991.

5.

Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной

деятельности, М., Просвещение, 1992.

6.

Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1966.

7.

Комарова Т. С, Обучение детей технике рисования. — М., 1994.

8.

Комарова

Т.

С.,

Савенков

А .И .

Коллект ив но е

т ворче ст во

дет ей.

М,, 1998.

9.

Неменский

В.

Н.

Мудро сть

красоты:

о

проблемах

э с т е т и ч е с ко го

воспитания. —М., 1981.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рассмотрим наиболее часто используемые нетрадиционные техники рисования в работе с

детьми дошкольного возраста.

Техника «монотипии»

Техника «диатипия»

Техника «набрызга»

Техника «линогравюры»

Техника «волшебные нитки»

Техника «граттаж»

Техника «фотограммы»

Техника «Витраж»

Техника «припечатка»

Нетрадиционность

используемых

техник

не

только

в

том,

что

в

работе

необычно

используются изобразительные материалы, применяются средства, но и в том, что и результаты

оказываются необычными, а также быстро и охотно обучаются не только дети, но и взрослые, не

умеющие рисовать.



В раздел образования