Автор: Швечикова Лариса Ивановна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКОУ" Подгоренский лицей им. Н.А. Белозорова" Воронежской обл Населённый пункт: с.Подгорное Россошанского муниципального района Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Детская одаренность" Раздел: дополнительное образование
Долгосрочный проект" Семь нот" (2012-2017 гг.)
«Возможность раскрыть свой голос
– это настоящее счастье…» (В. С. Попов)
Для чего и зачем создавался проект "Семь нот?"
Детская одарённость – это важнейшая комплексная, психолого-педагогическая и
социально-общественная проблема
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность складывается из удивительных способностей, которые в своем
взаимодействии приводят к высоким достижениям.
Способности - отдельные психологические свойства, обуславливающие возможности
ребенка в той или иной деятельности.
Признаки одаренности от 4 до 7 лет.
Отличная память, яркое воображение, нечеткость в разграничении реальности и фантазии,
преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторная координация, предпочтение в
общении с взрослыми или детьми, старшими по возрасту. Ребенок добр, открыт, понятлив,
превосходное владение речевой коммуникации; громадная любознательность изобретение
собственных слов, склонность к активному исследованию окружающего мира; острое
реагирование на несправедливость.
Признаки одаренности от 8 до 17лет.
Успехи во многих начинаниях, высокие результаты, потребность в коллекционировании,
классификации, активное участие в сложных и долгосрочных заданиях, великолепное
чувство юмора, развита оперативная память, активное логическое мышление, выраженная
установка на творческое выполнение задания, научная организация труда, оригинальность
ассоциаций, представление четких ориентиров в дальнейшей деятельности, владение
альтернативными вариантами в решении различных вопросов.
Виды одаренности:
1.
интеллектуальная, 5. психомоторная,
2.
лидерская, 6. художественная,
3.
академическая, 7. духовная.
4.
творческая,
Немного о творческой одаренности и самом понятии
«детское творчество».
Детское творчество, в простейшем смысле– это свободный полет воображения ребенка,
его обостренная интуиция, которые могут выливаться в новые открытия и достижения,
события и сюжеты. На этом творческом этапе, интеллект, эрудиция и воображение, в
детском возрасте слиты воедино.
Выявление одаренных и талантливых учащихся требует организации целого комплекса
мероприятий:
диагностика потенциальных возможностей обучающихся;
анализ особых успехов и достижений ;
создание банка данных о талантливых учащихся по направлению деятельности
эстрадный вокал.
В своей работе с одаренными детьми я считаю основной задачей - раскрытие этого
«нового мира» ребенка, его индивидуальной творческой личности. Целью предмета вокала
является развитие голоса.
Самая распространённая и самая правильная форма обучения вокалу:
индивидуальные занятия с педагогом,
1
правильно держаться на сцене, уметь «подать себя»,
красиво двигаться,
чувствовать себя свободно в любой ситуации,
дать общее музыкальное образование, сформировать певческую культуру и максимально
развить музыкальные способности,
сформировать любовь к музыкальному искусству, реализовать певческий потенциал.
В настоящее время, ученые современной медицины выделяют новое направление в
лечении человека, так называемую «Арт – терапию».
Арт-терапия - лечение искусством, используется во всем мире, как одно из важных
лечебных средств оздоровления души и тела человека
Сотни учителей музыки и хормейстеров в России и за рубежом используют
фонопедический метод развития голоса. Так же в своей работе я использую методику
по развитию вокальных способностей, которая разработана во всемирно известном
учебном заведении Лос -Анжелеса
«Vocal Power Institute» авторы Элизабет Ховард и Ховард Остин.
Метод Александры Стрельниковой , которая, была преподавательницей
вокала. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди,
работа которых была связана с пением. Метод не только помогает при восстановлении
голоса, но и способствует оздоровлению всего организма, прежде всего органов дыхания.
Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-
приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых
состояний, дыхание проводится на фоне движения, что важно для вокалиста во время
исполнения песни при движении . При этом сама мускулатура развивается, потому что
получает нагрузку. Восстанавливается, как мы теперь говорим, энергетический баланс
организма. Дыхание включает спящий процесс саморегуляции.
В своей работе я руководствуюсь:
1)«педагогикой сотрудничества»,
2) личностно- ориентированным подходом в образовании,
3)обучением с увлечением,
4)созданием «ситуации успеха» для каждого ребенка
Занятия проходят по принципу эмоциональной драматургии.
В них присутствует: экспозиция, своего рода завязка, кульминация - самая яркая
эмоциональная точка урока, в момент которой неожиданно для себя ребенок делает какое -
то эстетическое открытие, и, наконец, развязка, где подводятся результаты.
В течение года, занятия сольного пения и ансамбля проводятся с использованием ТСО:
профессиональной звуковой аппаратуры, вокальных микрофонов, а так же необходимого
реквизита, костюмов. Учащиеся овладевают навыками: певческой установки, певческого
дыхания, дикции, строя, ансамбля. Получают азы исполнительского мастерства с
сопровождение (-).Знакомятся с понятиями: актерское мастерство, сценическое движение,
сценический образ, при подготовке репертуара, «минусовок» для вокальных ансамблей и
солистов я использую музыкальнее материалы из интернета, работаю в тесном
творческом содружестве с профессиональными аранжировщиками и студиями, на
общественных началах.
В своей работе я руководствуюсь словами великого К. С. Станиславского: «Обучить
творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его
образованию и появлению».
Новизна проекта состоит в актуализации и реализации системы поддержки талантливых
учащихся в эстрадном вокальном творчестве.
ЦЕЛЬ проекта " Семь нот":
2
Развитие личности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода,
средствами освоения музыкальной культуры и овладения искусством вокала.
Задачи проекта:
Создание условий для выявления одарённых учащихся, их дальнейшая
профессиональная ориентация;
Формирование системы работы по развитию творческих способностей;
Создание системы поддержки одарённых учащихся через участие в конкурсах
и фестивалях.
Необходимое ресурсное обеспечение инновационного проекта"Семь нот"
Проект "Семь нот" предполагает два уровня освоения.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:
Предполагает двухлетнее обучение.
Включает в программу обучения дисциплины: «Сольфеджио», «Ансамбль».
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: ( 2012-2013г.).
диагностирование вокальных данных учащихся;
обучение элементам звукообразования, музыкального восприятия, певческого дыхания,
дикции;
формирование звукообразовательных навыков, слухового восприятия, звучания певческого
голоса, основы вокальной техники;
привитие интереса к выбору музыкального репертуара.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ:(2013-2014г.).
Дальнейшее развитие звукообразования, музыкального восприятия, певческого дыхания,
дикции.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Предполагает трёхлетнее обучение.
В программу обучения вводятся новые дисциплины:
«Вокал»
«Эстетика»
«Сценическое движение»
Третий год обучения (2014-2015 г).
индивидуальные занятия по вокалу;
знакомство с основами вокального искусства, певческими навыками, гигиеной и охраной
певческого голоса;
формирование механизма певческого звукообразования, слухового контроля, артикуляции
и артикуляционного аппарата.
развитие импровизации;
знакомство с танцевальными элементами движений.
Четвёртый год обучения( 2015-2016 г.).
Совершенствование ранее сформированных певческих навыков, владения вокальным
произведением, сценическим движением.
Пятый год обучения. ( 2016-2017г.).
Накопление опыта вокального исполнения, пения в ансамбле, в постановке музыкальных
спектаклей, участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
3