Автор: Силкина Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 299
Населённый пункт: г.Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста
21 век - век компьютерных технологий.
У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и
больше встречается детей с речевыми нарушениями.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы
или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность?
А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им
некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит прежде всего в постоянном общении
со взрослыми.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий
нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе.
Все дети любят рассматривать игрушки, картинки в книгах – делайте вместе сними и обязательно просите их
рассказывать, что изображено, описать игрушку. Опыт работы показал, что самым трудным на занятиях по
развитию речи для ребенка – это описать картину, составить рассказ по серии картин, составить творческий
рассказ, это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас.
Необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много
повторений. Читайте до тех пор, пока ребенок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо
выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь.
Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и
пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо
научить ребенка слышать и дифференцировать звуки. Предложите детям поиграть в такие игры как: «Что звучит»,
«Угадай по голос», «Какой инструмент звучит» и другие.
М.М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому
надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами (в наше время
таких игр большой выбор). Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков,
конструктора должен уменьшаться, чтобы ребенок мог построить домик даже из палочек размером со спичку.
Старайтесь на просто дать ребенку задание построить дом, собрать картину в мозаике, но при необходимости
помогите ему, не забыв показать, как надо брать предмет, закрепите цвет фигуры , форму. При развитии мелкой
моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать как обычная бумага превращается в забавные объемные
игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотав их цветными нитками, вот и готовы
мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или в мишень. Развитию точных движений и памяти
помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень
важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив
элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки.
Кораблик
Ручейки звенят, бегут, в путь кораблики зовут,
Ты плыви, кораблик мой, из бумаги не простой
Из серебряной фольги. Капитан, в бинокль гляди,
Чтоб корабль по курсу плыл и на мель не наскочил.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом - бумажный, но отлично он стоит.
Покажите чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут
создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или
кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте
любую возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и на песке, на запотевшем окне и асфальте.
Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру,
срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок – развивайте творческое воображение, зрительную память
и цветоощущение у малыша.
Рисунки на стекле
Я дохнула на стекло, написала букву «О».
Снова пальчиком веду – получилась буква «У»
Палочка, вверху кружочек, порычи скорей , дружочек,
Если букву «К»добавить, слово я смогу составить.
Слово умное - урок, это пальчик мне помог.
Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью.
В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он
озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все
время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до
кончика носа., то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком
«Как лошадка». Чтобы губы стали более подвижными, можно предложить малышу имитировать плач грудного
ребенка («УА»). Предложить поговорить по секрету, т.е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата
усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы
ведете ребенка в детский сад, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить
природа наблюдательного человека. Помогите малышу заметить в старой коряге притаившегося «дракона», в
еловой шишке сказочного старичка. Тогда ребенок и сам сможет увидеть множество интересных деталей для
будущих поделок из желудей, опавших листьев, старых веток, древесной коры. Обратите внимание на цвет
листьев осенью весною, на то как воробушки купаются в луже и т.д.
Пробудить творчество ребенка, подсказать интересное решение помогут рисунки и стихи
Катя – мастерица.
Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.
А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек, все из разных шишек.
Бусы
Леша желуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.
А вечером вспомните: « А помнишь, что мы видели?» Ребенок тут же подхватит игру и начнет всем членам семьи
рассказывать про увиденное. Таким образом, вы можете развивать внимание и речь.
Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем
лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Самое незначительное расстройство речи может
отразиться на деятельности и поведении ребенка. В школе такого ребенка могут дразнить, что очень тяжело
отражается на его психике. Плохоговорящие дети довольно быстро начинают понимать свой недостаток. Из опыта
работы видим, что уже в 5- 6 лет ребенок становится замкнутым, застенчивым, нерешительным и в результате
начинаются развиваться различные комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность. При этом
необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к письменная речь
формируется на основе устной. Помните, что от взаимодействия детского сада и семьи может решить проблему
развития речи детей.