Напоминание

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим как психолого – педагогическая проблема.


Автор: Ильичева Инга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 187 "Умка"
Населённый пункт: г Архангельск, Архангельская обл, Россия
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим как психолого – педагогическая проблема.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с окружающим

как психолого – педагогическая проблема.

« Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие

стало, прежде всего, познанием человека и Отечества. Чтобы в детский

ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не

сравнимая красота Отечества», - писал В.А. Сухомлинский.

Знакомиться с окружающим миром для ребенка — естественная

познавательная потребность

.

Определение объема и содержания знаний,

обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста, -

одна из традиционных проблем педагогики. Это значит, что в дошкольном

возрасте нельзя ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными

сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и

знания должны быть разнообразными .

Фундаментом умственного развития ребенка являются ориентировки в

окружающем мире.

В истории отечественного детского сада круг необходи-

мых для развития ребенка знаний очерчивался программами воспитания.

Раньше содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состояло из трех

составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир

природы.

Отбор программного материала осуществлялся с опорой на известные

принципы Я. А. Коменского:

• энциклопедичность формируемых у ребенка представлений и знаний (обо

всем, что его окружает);

• природосообразность (человек — часть природы, и он подчиняется ее

законам);

• воспитательная ценность знаний. Все эти принципы учтены при

составлении современных программ для дошкольников.

Умственное воспитание организовано на принципах коммуникативно-

познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим

содержанием, что обеспечивает:

- формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

- развитие интереса к предметам и явлениям окружающей дейст-

вительности.

В последние годы разработано много

НОВЫХ

программ, где определен

круг знаний об окружающем мире.

Так, например, в ознакомление с

окружающим по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией

Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой включает планирование и содержание работы

с детьми по ознакомлению с предметным и социальным окружением

(образовательная область «Познание», раздел «Формирование целостной

картины мира, расширение кругозора»). Ознакомление с предметным и

социальным окружением необходимо осуществлять в соответствии с

психологическими особенностями детей, создавая условия,

выбирая

адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы

сделать данный процесс более доступным и результативным. Используя

различные условия, методы и средства, воспитатель должен помнит, что

самое главное - это его личное отношение к обществу, к тем событиям и

явлениям, с которыми он знакомит детей. Важно создать атмосферу,

позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению

к окружающему миру, чем больше дети будут знать, тем интересней и

содержательней будет их жизнь.

Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-

разному (А. А. Люблинская): в виде представлений (образы конкретных

предметов), в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов,

объединенных на основе общих существенных признаков), в виде знаний-

сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения, рассказа из

литературных произведений, которые ему читают.

На протяжении дошкольных лет ребенок, посещающий детский сад,

овладевает двумя категориями знаний. Первую категорию составляют те

знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной

жизни, общаясь с взрослыми, сверстниками, в процессе игр, наблюдений. В

ряде случаев именно не совсем отчетливые знания оказывают существенное

влияние на обогащение и развитие основного ядра осознанных, четких

знаний. Чем шире у ребенка горизонты не совсем ясных знаний, тем более

многообразен и богат процесс их превращения в отчетливые знания. В этом

заключается своеобразный парадокс умственного развития детей.

Более

сложные знания, относящиеся ко второй категории, могут быть усвоены

только в процессе специального обучения на занятиях. На занятиях

уточняются, систематизируются, обобщаются знания, которые дети

приобретают самостоятельно.

В исследованиях А.В. Запорожца, Н.Н.Поддьякова, П. Г. Саморуковой и

др. доказано, что наиболее высокого уровня умственного развития можно

добиться в том случае, если давать детям не разрозненные сведения, а систе-

матизированный круг знаний, отражающих существенные связи и

зависимости в той или иной области действительности.

Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение

вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные

знания о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами

теоретического мышления, которые особенно ценны при современных

требованиях к обучению в начальной школе (В.В.Давыдов, Л.Ф.Обухова).

Как показывают исследования (Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой, А. А.

Люблинской , Р. Кэрт), возникновение у детей интереса к предметам и

явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми

обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми

воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что

дополняет его знания о предмете.

Исследования показали, что для детей дошкольного возраста решающее

значение в формировании познавательных интересов имеет способ подачи

новых знаний (Г. И. Щукина, Р. Кэрт).

Т.о. знания сами по себе еще не обеспечивают полноты умственного

развития, но без них последнее невозможно. Поэтому основу умственного

воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим, в

процессе которого дети усваивают разнообразные знания.



В раздел образования