Напоминание

Развитие читательской грамотности в рамках формирования навыков ХХI века


Автор: Мордач Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Гимназия им. А.М.Горького
Населённый пункт: Казахстан г.Костанай
Наименование материала: статья
Тема: Развитие читательской грамотности в рамках формирования навыков ХХI века
Раздел: полное образование





Назад




Развитие читательской грамотности в рамках формирования навыков ХХI века

Учитель ГУ «Гимназия им. А.М. Горького ОО акимата г. Костаная»

Мордая Т.Н.

Проблема снижения читательской грамотности школьников представляет угрозу для общества и

ведет не только к снижению читательской культуры в частности, но и снижению уровня

образования населения в глобальном плане, как в Республике Казахстан, так и во всем мире.

Под читательской грамотностью понимается совокупность способностей осмысления и

рефлексии текста, а также способность использовать их содержание для достижения

собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества

[1, С. 357].

Как показывают исследования ученых, снижение читательской грамотности у подрастающего

поколения напрямую влияет на образование дефицита знаний и формирование духовного

кризиса, что является проблемой мирового масштаба. Как показывают исследования, активно

читающие люди обладают развитым критическим мышлением, способны мыслить в категориях

проблем, схватывать целое, адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные

решения; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, обладают более

развитыми коммуникативными умениями [2, С. 18-20]. Результаты исследований последних

десятилетий констатируют системный кризис чтения [3]. А снижение читательской грамотности

напрямую влияет на образование дефицита знаний.

Решение данной задачи в условиях образовательного процесса в школе, по нашему мнению,

может быть эффективным лишь в объединении усилий семьи и школы.

Традиционно в нашей стране вопросами организации чтения занимались семья и школа, как

важнейшие социально-педагогические институты. Однако, в силу различных объективных

причин, в том числе и

экономических, современная семья, испытывает значительные трудности в воспитании детей.

Что привело к возложению ответственности за воспитание детей на школу, в том числе и в

воспитании читательской грамотности у обучающихся.

Однако, современные тенденции в образовании актуализировали вопросы организации

сотрудничества семьи и школы по важнейшим вопросам, среди которых воспитание

читательской грамотности школьника.

На преподавателя-предметника, учителя языка и литературы, а также классного руководителя

ложится важная задача организации эффективного сотрудничества с родителями, организация

взаимодействия семьи и школы в деле воспитания ребенка-читателя и формировании

информационной культуры личности, как важнейшего навыка молодого поколения XXI века.

Преподавателями и методистами школы-гимназии в течение последних лет 2018/2020 ведется

активная работа по апробации и внедрению эффективных методов организации совместной

деятельности семьи и школы по вопросам развития семейного чтения.

.Изучены эффективные направления и формы сотрудничества семьи и школы в аспектах

развития семейного чтения, проведена большая работа по выявлению опыта деятельности

педагогов школы-гимназии им. М.Горького по организации сотрудничества семьи и школы.

Мы обращаем внимание именно на развитие чтения вслух, как основы для развития

читательской грамотности, поскольку с точки зрения психологии, процессы восприятия текста и

его понимания при чтении вслух аналогичны особенностям протекания указанных процессов и

при «чтении про себя».

Мы организовали клуб чтения вслух, в рамках внеклассной работы с учащимися. На занятии

клуба школьники читают понравившиеся им отрывки произведения, которое дается к

прочтению (в рамках рекомендации) и выбирается самими школьниками.

В организации работы клуба мы опирались на модель организации чтения вслух,

(сформулирована в исследовании А.С. Павловой), включающей

1. Круг чтения. 2. Процесс чтения 3. Обсуждение прочитанного 4. Послечтение [4, с. 27]

Такая модель организации и развития поэтапного чтения вслух как деятельности базируется на

учете психофизиологических и возрастных особенностей развития детей.

Круг чтения предполагает осуществление отбора литературы для детского чтения, поскольку

продуманный выбор книг напрямую влияет на развитие разносторонности чтения ребенка,

определяя его зону ближайшего развития, закладывает базу для развития ребенка-читателя.

Процесс чтения является исключительно важным для усвоения произведения и отличается

сложностью с точки зрения его реализации и изучения. Ведь от того, каков уровень понимания и

глубина восприятия текста у школьника зависит, станет ли он компетентным читателем. Мы

считаем, что уже на этом этапе закладываются будущая т.н. «вторичная неграмотность» человек.

Для преподавателя, организующего процесс взаимодействия с родителями в клубе чтения,

можно рекомендовать метод, показавший свою эффективность в нашей практике: метод

громкого (комментированного) чтения, проводимого в качестве показательных уроков для детей

в присутствии родителей. Этот метод помогает выявить готовность родителей к организации

семейного чтения, характер поведения ребенка в процессе чтения: интерес, внимание,

эмоциональные проявления (радость, смех, плач, осуждение, равнодушие и т.п.), задаваемые

ребенком вопросы, его включенность.

Третий важный блок в организации клубного чтения вслух – это обсуждение прочитанного. На

данном этапе подходит метод беседы, в

процессе которой происходит уточнение уровня восприятия и глубина понимания текста.

Исследование четвертого этапа – послечтения – целесообразно организовать на основе анализа

творческих работ школьников. Понимание и оценка прочитанного произведения проявляются в

создании рисунков, написании истории-продолжения с полюбившимися героями.

В заключении хотим обратить внимание коллег, что современными учеными выделены отличия

в интеллектуальном развитии «человека читающего» (Homo legens) от нечитающего. Активно

читающие люди способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять

противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить

правильные решения; имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; лучше

владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее

формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают

большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны,

самостоятельны в суждениях и поведении [5, с. 18-20].

Таким образом, чтение, как навык XXI века формирует качества наиболее развитого и социально

ценного человека в условиях организации специальной работы в рамках образовательной

организации на основе взаимодействия семьи и школы.

Литература:

1. Обновление содержания среднего образования: вопросы и ответы [Текст]. – Астана:

Министерство образования и науки Республики Казахстан Филиал АО «Национальный центр

повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических

работников по г. Астана, 2017 г. – 18 с.

2.Плотников, С. Н. Читательская аудитория в России (социологический очерк) [Текст] / С. Н.

Плотников // HomoLegens. Памяти С.Н. Плотникова (1929 - 1995). – М., 1999. – С. 17-62.

3.Кузнецова, М. Читательская грамотность школьников: взгляд сквозь призму PIRLS и PISA

[Текст] / М. Кузнецова // Директор школы: науч.-метод. журн. – 2011. – № 3. – C. 52-57.

4. Павлова, А. С. Методика изучения семейного чтения [Текст] / А. С. Павлова // Библиосфера. -

2007. - № 2. -С. 28-31.

5. Плотников, С. Н. Читательская аудитория в России (социологический очерк) [Текст] / С. Н.

Плотников // HomoLegens. Памяти С.Н. Плотникова (1929 - 1995). – М., 1999. – С. 17-62



В раздел образования