Автор: Мошева Анастасия Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ФГБОУ ВДЦ
Населённый пункт: пгт. Новомихайловский
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности по истории на 2019-2020 г.
Раздел: полное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Истории и обществознания
на 2019-2020 учебный год
Учебные предметы (курсы)
история и обществознание
Уровень образования основное общее образование (5-9 классы)
среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
Автор: Мошева А.Г.
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной
из
приоритетных
задач
общества
и
государства
является
воспитание,
социально
педагогическая
поддержка
становления
и
развития
высоконравственного,
ответственного,
творческого,
инициативного,
компетентного
гражданина
России.
Вот
почему
в
современной
России
проблема
целей
школьного
исторического
образования
опять
стала
предметом повышенного общественного внимания.
Внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
второго
поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его
деятельностный
характер,
ставящий
главной
целью
развитие
личности
ученика. Решение задач воспитания и социализации обучающегося, является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность, так же как и деятельность обучающихся в
рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной
образовательной
программы.
Но
в
первую
очередь,
это
достижение
личностных и метапредметных результатов, т. к. на уроке не всегда возможно
научить
ребят
общаться,
организовывать
и
анализировать
свою
познавательную деятельность, согласованно выполнять совместную работу, а
педагогу отследить, как формируются и развиваются личностные качества
обучающихся.
Это
и
определяет
специфику
внеурочной
деятельности,
в
процессе которой обучающийся не только должен узнать, сколько научиться
действовать, принимать решения, делать выбор.
Только
во
внеурочной
деятельности
можно
углубить
и
расширить
знания, полученные школьниками на уроках
истории и повысить интерес
обучающихся
к
изучению
школьного
курса
истории.
Специфика
деятельности школы Центра позволяет в более сжатые сроки реализовать
творческий потенциал обучающихся.
Содержание внеурочной деятельности
В 2019-2020 учебном году МО истории и обществознания планирует
продолжить
реализацию
образовательного
проекта
под
общим
названием
«Великие
имена
в
истории». Тема
достаточно
непроста,
актуальна
и
интересна, на наш взгляд.
Цель проекта:
выработка
сознательного
оценочного
отношения
к
историческим
личностям и их деятельности по развитию государства
Задачи:
1. Расширение общей эрудиции и углубление знаний обучающихся о великих
людях истории России и мира.
2.
Создание
условий
для
развития:
способностей
к
аналитическому
мышлению; навыков участия в дискуссии, использования исследовательских
методов работы; умений работать с историческими документами; развития
способностей
анализировать
различные
источники
информации,
аргументировать и высказывать свою точку зрения, устанавливать причинно-
следственные связи, работать в команде, самостоятельно добывать знания.
3. Воспитание чувства гордости за свою страну, за людей и их вклад в
развитие государства
4.
Создание
условий
для
формирования
самосознания
школьников,
как
граждан великой страны с великим прошлым.
Учитывая кратковременность пребывания школьников, данный проект
предполагается реализовать в течение учебного года.
Образовательная
идея
проекта
«Великие
имена
в
истории»
–
связь
с
программным материалом календарно-тематического планирования, но при
этом углубляя ранее полученные знания обучающихся. Акцент в содержании
проекта будет сделан на самостоятельной, исследовательской и проектной
деятельности школьников по поиску и презентации информации о великих
людях Всемирной истории и истории России.
Проект будет направлен на развитие самостоятельности школьников, на
повышение
познавательной
мотивации,
как
одарённых
детей,
так
и
школьников с низкой мотивацией, на создание положительного отношения к
предмету
истории,
формирование
личного
мнения
относительно
деятельности той или иной личности. Основной принцип - добровольность
участия.
Детям будет предложена как групповые, так и индивидуальные
формы
работы.
В
этом
учебном
году
планируется
при
организации
внеурочной деятельности уходить от проверки знаний и предоставлять детям
больше
возможностей
для
реализации
творческих
способностей
и
использования исследовательских методов работы.
Содержание проекта будет реализовано, в основном, в пространстве
перемены.
Сроки
реализации
образовательного
проекта
-
октябрь-май
2019-
2020гг. В рамках каждой учебной смены будут проведены дела проекта.
В ходе одних дел школьники могут демонстрировать свои знания и
эрудицию, делиться информацией (НПК, олимпиады и викторины), в ходе
других – спорить, высказывать свою точку зрения (дискуссии в ходе работы
исторического
кино-клуба
или
при
написании
мини-эссе
на
заданную
проблемную
тему,
связанную
с
оценкой
исторической
личности),
в
ходе
третьих – выполнять задания исследовательского и поискового характера
(учебно-исследовательские игры) или проверить свои знания с помощью
исторических настольных и дидактических игр.
Участники: предполагается как индивидуальное участие школьников, так и
групповое.
Личностные
результаты
участия
обучающихся
во
внеурочной
деятельности:
-развитие интереса и уважения к историческому прошлому и культуре своей
страны;
-развитие способностей осмысливать и творчески применять исторические
знания;
-
формирование
понимания
прошлого
России
как
неотъемлемой
части
мирового исторического процесса, самосознания обучающихся, как граждан
великой страны с великой историей и сознательного оценочного отношения к
историческим деятелям, процессам и явлениям.
Метапредметные результаты участия обучающихся во внеурочной
деятельности:
-расширение интеллектуального кругозора школьника;
-формирование мотивации к изучению истории;
-овладение навыками публичного выступления;
-формирование коммуникативных навыков
в общении со сверстниками и
взрослыми;
-развитие способности к самостоятельному поиску информации, критически
оценивать её.
Названия,
формы
организации
и
краткие
аннотации
содержания
мероприятий образовательного проекта.
1. Выставка «Выдающиеся учителя истории»
Данная выставка приурочена ко дню учителя. На листах будет распечатана
информация о знаменитых учителях. Она будет располагаться по территории
4
корпуса.
В
конце
смены
ученикам
будет
представлена
возможность
написать мини-тест по данной выставке. Учитель оценить данный тест.
2. Активная перемена по работе с историческими источниками.
Работа с источниками – основа исторической науки. Это обуславливает
необходимость
активного
использования
различных
исторических
источников
в
процессе
преподавания
истории.
Кроме
того,
работа
с
различными документами и визуальными материалами позволяет «оживить»
урок,
заинтересовать
учащихся.
Комплексный
анализ
исторических
источников
также
способствует
развитию
у
учащихся
навыков
самостоятельной и групповой работы, мета предметных умений, что еще
более повышает значимость изучения исторических источников в условиях
реализации ФГОС ОО. Следует также отметить, что работа с историческим
источником является обязательным элементом ОГЭ и ЕГЭ.
На данных переменках учащиеся будут в группах по 2-3 человека
работать
с
историческим
документом.
Эти
документы
будут
посвящены
истории
и
культуре
различных
национальностей.
Группы
выполняют
небольшой блок заданий.
3.
Работа
исторического
дискуссионого
кино-клуба
«Фальсификация
истории» будет организована на одном из уроков.
Участниками станут школьники 8-10 классов (от каждого класса - 2-3
человека). В школе будет вывешена реклама с приглашением принять участие
в работе клуба и предложено выбрать исторические личности, деятельность
которых хотелось бы оценить. На заседании исторического клуба вначале
будет
организован
просмотр
видео-отрывка
из
фильма
об
исторической
личности (принцип выбора личности – противоречивость и неоднозначность
в оценке деятельности, влиянии на дальнейшее развитие России), затем с
участниками
будет
проведена
дискуссия
по
оценке
деятельности
этого
человека.
Обучающимся
будет
предложено
высказать
свое
мнение,
свою
позицию, оценку, аргументировать её, привести подтверждающие примеры и
исторические
факты,
показать
эрудицию,
поспорить,
поразмышлять
и
спроектировать – а как изменилась бы жизнь в государстве во всех сферах,
если бы не произошло то или иное событие, или не был принят тот или иной
закон
этим
человеком
и
т.д.
Для
участия
в
дискуссии
необходимо
апеллировать
ранее
полученными
знаниями
на
уроках
истории,
поэтому
одним из результатов участия в дискуссии станет
формирование умений
применения
исторических
знаний
для
осмысления
деятельности
исторических
личностей,
умений
определять
и
аргументировать
своё
отношение к ней.
Участие в дискуссии
позволяет подростку соотнести собственное
отношение к дискутируемому вопросу с отношениями других детей и могут
способствовать
коррекции
этих
отношений,
т.к.
весомое
для
подростков
мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на
мир.
Кроме
того,
благодаря
дискуссии
школьники
приобретут
опыт
поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные
точки зрения, соотносить их со своей собственной.
Кроме
этого,
участникам
дискуссии
и
ученикам
школы
будет
предложено написать небольшое мини-эссе с обоснованием личной оценки
деятельности
рассматриваемой
исторической
личности.
Видео-отрывок
художественного
фильма
выступит
средством
для
мотивации
дискуссии.
Победители конкурса мини-эссе будут награждены грамотами, а наиболее
активные
участники
кино-клуба
–
отличительными
знаками
в
конкурсе
«Самый
активный
ученик
по
истории».
Школьникам
будет
предложено
поразмышлять – а как изменится жизнь в государстве во всех сферах, если бы
не произошло то или иное событие, или не был принят тот или иной закон и
т.д. Для участия в дискуссии необходимо апеллировать ранее полученными
знаниями на уроках истории.
4. Оформление газет «Славный представитель своего народа».
Школьная
газета
-
современное
средство
воспитания
патриотизма,
формирования активной̆
гражданской̆
позиции, а также средство повышения
интереса к учебе и в целом ко всей̆
школьной жизни. Открывает новые
возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному
творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по
созданию
газеты
между
учащимися
разных
классов
устанавливаются
отношения взаимопонимания и взаимодействия.
Работа
будет
проходить
в
группах
по
5
человек.
Учащимся
предлагается на выбор несколько национальностей и имена представителей
этих
национальностей,
которые
были
выдающимися
людьми.
Группе
необходимо
сделать
газету,
которая
отражает
краткую
историю,
национальный
менталитет
народа,
а
также
характеристику
данного
представителя.
5. Учебно-познавательная игра «Новый год бывает разным».
Игра
позволит
учащимся
узнать
новую
информацию
об
истории
празднования Нового года и о современных традициях различных стран.
6. Историческая эстафета, посвященная Дню Победы
К
участию
в
игре
приглашаются
команды
учащихся
5
–
6
классов.
Количество участников в команде не ограничено. Однако из состава команды
рекомендуется
заранее
выбрать
капитана
команды
и
его
помощников,
отвечающих за работу команды на каждой станции. В ходе игры, каждая
команда проходит по заданному маршруту, получая на каждой станции баллы
за выполненные задания. При подведении итогов учитывается набранное
командами количество баллов + дополнительные баллы могут быть даны за
домашнее задание и за скорость прохождения маршрута.
7. Научно-практическая конференция.
Данное
мероприятие
будет
реализовано
при
условии
наличия
школьников
с
интересными
проектными,
исследовательскими,
научными
работами по истории. Участие в НПК станет площадкой для демонстрации
обучающимися своих знаний и эрудиции. Школьники получат возможность
сравнить уровень своей работы с работами других участников конференции,
получить оценку своей работы, обменяться контактами для дальнейшего
интеллектуального
общения,
разместить
свою
работу
в
электронном
сборнике по итогам учебного года, получат опыт публичного выступления.
8. Викторина «Великие имена в истории».
Организация
проведения
викторины
планируется
в
очной
форме.
Викторины
подготовлены
для
каждой
параллели,
с
учетом
изучаемого
учебного материала. При условии выполнения заданий викторины на 95-
100% обучающиеся будут награждены грамотами.
Второй
вариант
проведения
викторины
–
с
помощью Q
кодов
к
личностям, размещённых на ступеньках 4 корпуса школы. По итогам опроса
обучающихся в 11 смене были определены конкретные выдающиеся люди в
истории России, сыгравшие большую роль для развития нашего государства
из
разных
сфер.
По
деятельности
и
творчеству
данных
людей
будет
подобрано содержание викторины. Цель -
расширить и углубить знания,
полученные
школьниками
на
уроках
истории,
повысить
интерес
обучающихся к изучению школьного курса истории.
7. Активная перемена дидактических настольных, напольных исторических
игр.
Обучающимся
будет
предложено
поучаствовать
в
дидактических
настольных
играх
по
истории,
организованных
в
нескольких
кабинетах.
Дидактическая
игра
является
одной
из
форм,
позволяющих
сделать
интересной
и
увлекательной
работу
школьника
на
творческо-поисковом
уровне.
Занимательность
игры
делает
положительно
окрашенной
деятельность
по
закреплению,
повторению,
проверке
исторической
информации. Игра служит своеобразной практикой для закрепления знаний,
полученных на уроках.
Исторические дидактические игры - просты, непродолжительны по
времени
(большая
перемена),
не
требуют
сложного
оформления
и
оборудования
(игровое
табло)
и
решают
задачу
повышения
учебной
мотивации и интереса к предмету история.
8.
Учебный видеопроект
«Коротко о великом человеке».
В каждом из 8-10 классов (по желанию) будет сформирована группа
обучающихся
для
организации
на
переменах
видеосъёмки
репортажного
сюжета
о деятельности великих людей в истории России. В группе будут
распределены
роли
(журналистов,
операторов,
монтажеров,
сценаристов).
Группа школьников будет брать интервью, собирать рассказы, интересные
факты
о
деятельности
наиболее
интересных
людей
в
истории
России.
Результатом работы станет видео-сюжет. В конце учебного года планируется
выпуск видеоальбома со всеми видео-сюжетами, снятыми обучающимися,
который
будет
размещён
в
группе
В
Контакте
для
дальнейшего
использования в учебной деятельности по мере необходимости.
9.
Мини-проект
«Рядом
с
настоящим-прошлое»,
посвященный
Международному Дню памятников и исторических мест.
Цель:
активизация
у
обучающихся
интереса
к
истории
и
культуре
России и углубление знаний через изучение истории создания памятников,
посвященных великим людям России и их авторов.
Участниками станут
обучающиеся 8-10 классов.
Из
каждого
класса
выбирается
команда
(3-4
человека).
Задача
обучающихся
во
время
перемен
одного
учебного
дня
выполнить
разно
уровневые
задания
поисково-исследовательского
характера,
пользуясь
информацией
и
ссылками
на
источники
в
Интернете,
подготовленной
учителями, из разных областей знаний: истории, литературы, географии и
т.д.,
оформленных
в
маршрутном
листе.
Команды,
первыми
сдавшие
качественно выполненные работы, будут награждены грамотами.
10.
Интегрированный
учебный
мини
проект
(история
+
литература)
«Ярмарка
исторической
литературы»
.
Обучающимся
по
желанию
п р ед л а г а е т с я
сф о рм и р о в а т ь
ком а н д ы ( р а с п р ед ел и т ь
р о л и )
Подготовительный этап проходит в течении 3 дней.
Содержание внеурочной деятельности
№
Название, форма
Участники
Квест-игра «Славный путь России»
5-7 классы
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
Исторический Киноклуб
8-10 классы
Активная перемена исторических игр
Настольная игра
8-10 классы
6-7 классы
НПК
8-10 классы
Конкурс мини-эссе (по материалам
дискуссии, в рамках кино-клуба)
8-10 классы
Учебный видеопроект «Коротко о великом
человеке»
Все классы
Исторический Киноклуб
8-10 классы
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
Конкурс мини-эссе (по материалам
дискуссии, в рамках кино-клуба)
8-10 классы
Интеллектуальная игра-соревнование для
старшеклассников по истории права России
8-10 классы
Олимпиада по Конституции РФ
8-10классы
Урок-экскурсия в Музей Орлёнка
(«Выдающиеся люди России – орлята»)
6-8 классы
День прав человека (проект одного дня)
6-10 классы
Активная перемена исторических игр
5-10 классы
«Коротко о великом человеке» (видеосъёмка
репортажного сюжета группами репортёров
от класса)
8-10 классы
Историко-географический квест «Имена на
карте»
6, 7, 8
классы
Учебно-исследовательская игра
«Непокорённые»
7 – 8, 9 - 10
классы
Настольная дидактическая игра «Личность в
истории»
Исторический Киноклуб (8-10 классы)
8-10 классы
Конкурс мини-эссе (по материалам
дискуссии, в рамках киноклуба)
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
«Коротко о великом человеке» (видеосъёмка
репортажного сюжета группами репортёров
от класса)
8-10 классы
Исторический Киноклуб (8-10 классы)
8-10 классы
Конкурс мини-эссе (по материалам
дискуссии в рамках кино-клуба)
8-10 классы
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
«Коротко о великом человеке» (видеосъёмка
8-10 классы
репортажного сюжета группами репортёров
от класса)
Активная перемена исторических игр
6-10 классы
Историко-географический квест «Имена на
карте»
6, 7, 8
классы
Выполнение поисковых заданий по работе с
историческими документами
7-10 классы
Киновикторина «Нефронтовые заметки» по
материалам 1 Мировой войны
9-10 классы
Исторический Киноклуб
8-10 классы
Конкурс мини-эссе
8-10 классы
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
Заочная олимпиада «Первая мировая война.
Взгляд сквозь время» (9-10 классы)
9-10 классы
Активная перемена исторических игр
6-10 классы
Мини-проект «Рядом с настоящим-
прошлое», посвященный Международному
Дню памятников и исторических мест (8-10
классы)
8-10 классы
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
Конкурс мини-эссе (по материалам
дискуссии в рамках кино-клуба)
8-10 классы
«Коротко о великом человеке» (видеосъёмка
репортажного сюжета группами репортёров
от класса)
8-10 классы
Активная перемена исторических игр
6-10 классы
Марш-бросок «От Москвы до Рейхстага»
Очная викторина «Великие имена России»
6-10 классы
Учебно-исследовательская игра
«Совершенно секретно»
5-7, 8-10
классы
«Коротко о великом человеке» (видеосъёмка
репортажного сюжета группами репортёров
от класса)
8-10 классы