Напоминание

Постановка народного танца "Хохлома - душа народа"


Автор: Сизова Валентина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования хореограф
Учебное заведение: МУДО "Детский центр искусств"
Населённый пункт: г,Ухта Республика Коми
Наименование материала: Конспект учебного занятия
Тема: Постановка народного танца "Хохлома - душа народа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский центр искусств» г.Ухты

Конспект учебного занятия

«Постановка народного танца

«Хохлома – душа народа»

Педагог дополнительного образования В.И.Сизова

г. Ухта 2020г.

1

Прекрасен мир.

История стара,

И на глазах истории веками

Не знающими устали руками

Всё в мире создавали мастера.

Сказать спасибо мастеру пора.

Он мыслью не витал за облаками

И шёл за мыслью, клал на камень камень

И строил мир, надёжный, как гора.

Он был весьма искусен и силён

И опытом предчувствия умён,

И чувством совершенства наделён,

И красотой гармонии отмечен.

Он нужен всем. Он общечеловечен

Для всех эпох, формаций и времён.

М.Лудин

2

Технологическая карта занятия «Хохлома – душа народа»

педагога дополнительного образования МУДО «Детский центр искусств» г.Ухты

Сизовой Валентины Ивановны

Дата 20 марта 2020 год

Время

занятия

40 мин.

1.

Наименование

программы, ее

направленность

Комплексная

дополнительная

общеобразовательная

программа

-

дополнительная

общеразвивающая программа «Ансамбль народного танца «Морозко»

Рабочая программа учебного предмета «Подготовка концертных номеров» имеет

художественную направленность.

2.

Тема занятия

«Постановка народного танца «Хохлома – душа народа»

3.

Цель занятия

Сформировать устойчивый интерес у учащихся к познанию основных идей рабочей

программы

учебного

предмета

«Подготовка

концертных

номеров»

через

понимание

основных положений методики танцевально-образных движений.

4.

Форма учебного

занятия

Групповая.

5.

Основное содержание

темы, термины и

понятия

Основные понятия: душа русского народа, народные промыслы России, танцевальный

образ, темп, такт, мелодия, движение, осанка, постановка корпуса, положение головы,

рисунок танца, позиции ног и рук в движениях.

6.

Методы и приемы

реализации содержания

занятия.

Образовательные

Словесный: (приветствие, беседа на тему «Хохлома – душа народа»

Наглядный: демонстрация фрагмента презентации «Хохломская роспись», показ образцов

– посуда, колокольчик, одежда, сценический костюм.

Эвристический: творческие задания импровизационного характера, через комплекс

2 мин.

8 мин.

6 мин.

3 мин.

3

технологии:

коллективного

совместного обучения,

эвристическая, игровая

упражнений.

Игра на импровизацию «Я рисую хохлому»

Групповой практический метод обучения: создание творческого продукта - изучение

хореографической постановки «Хохлома – душа народа»: приставной шаг, притоп,

«гармошка», повороты, бег, «ковырялочка», пор де бра для рук, наклоны корпуса (вправо,

влево), повороты головы вместе с корпусом, ход на полупальцах).

Подведение итогов занятия.

20 мин.

1 мин.

7.

Возраст учащихся

7-8 лет (первый год обучения)

8.

Задачи занятия:

обучающие

развивающие

воспитательные

Обучающие:

- освоить движения в различных рисунках и ракурсах;

- обучить приемам музыкально-двигательной выразительности;

- обучить двигаться в соответствии с характером и темпом музыки.

Развивающие:

- способствовать формированию музыкального восприятия;

- развить чувство координации движения и ритма;

- способствовать формированию технических навыков;

- развить умения выразить образ в разном эмоциональном состоянии.

Воспитательные:

- воспитать уважительное отношение друг к другу;

- сформировать навыки коллективного общения.

9.

Планируемые результаты:

9.1

Личностный результат

- сформированы первоначальные основы российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою страну уважительное отношение к народной культуре;

- сформирована учебнопознавательная мотивация к новому учебному материалу и

4

способам решения новых задач через активизацию цели, интересов, желаний, намерений

на учебном занятии;

- развита самостоятельность и ответственность в выполнении заданий;

- развиты этические чувства, доброжелательность, отзывчивость.

9.2

Метапредметный

результат

- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать выполнение действий;

- развиты умения определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности.

9.3

Предметный результат

- развиты основные физические качества (координация движений, гибкость, крупная и

мелкая двигательная моторика и др.);

- овладеют первоначальными навыками танцевального исполнительства (правильно

исполняют разученные комбинации танца, четко определяют на слух начало и окончание

музыкальной фразы, управляют координацией движений, владеют чувством ритма и

темпа, ориентируются в пространстве, чувствуют свое тело);

- владеют элементами исполнительской выразительности согласно образу танца

(применяют пластику для выражения художественного образа, используют приемы

создания художественного образа, владеют первоначальными знаниями о законах

сценического движения);

- имеют высокий уровень мотивации к успешному обучению.

10.

Организация среды для

проведения занятия

(образовательной

деятельности)

- балетный класс с зеркалами;

- наличие балетной формы для занятий;

- музыкальный центр;

- ноутбук, экран;

- диск (флешка) с музыкальными фонограммами и видеофайлами для просмотра.

- сценический костюм, платочки, кисти.

5

Конспект занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.

Вводная часть

Приветствует учащихся (поклон).

Дети, сегодня нам предстоит показать красоту и

величие души русского народа, могущество души

великой России. А что такое душа человека? (ответы

детей). Молодцы, все верно. А может, вы знаете

пословицы, высказывания, поговорки о душе? (ответы

детей). Умницы, здорово, вы меня радуете.

А сейчас послушайте, пожалуйста, загадку:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым, земляничка цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась. А трава,

как бахрома. А что же это – вы ответите мне чуть

позже.

Взаимодействуют с педагогом во

время приветствия.

Эмоционально настраиваются на

занятие. Формулируют

собственные ожидания

относительно содержания работы

в творческом коллективе.

Осмысливают предложенную

педагогом загадку. Проявляют

эмоциональное отношение к

познавательно-

исследовательской деятельности,

отвечают на вопросы.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

1.1

Введение в тему

(создание

проблемной

ситуации)

Сейчас я расскажу вам маленькую сказку и легенду, а о

чем она вы попробуйте догадаться (смотрим фрагмент

презентации «Хохлома – душа народа»).

Хохломская роспись - показ и коментарии

Птицы и перья, круженья, разводы,

Слушают рассказ педагога,

слушают вопросы педагога,

отвечают на вопросы педагога,

участвуют в беседе с педагогом.

Определяют тему занятия.

Личностные УУД

Познавательные

УУД

6

Листья и стебли, колосья и злаки,

Редкие, мудрые формы природы,

Сердца влюбленного тайные знаки.

Это придумали русские люди,

Те, что молились пенькам и березкам,

На деревянном языческом блюде

Травы, цветы, легендарные розы.

Хохлома и сувениры - показ и коментарии

А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают

гости из других стран и каждый хочет увезти из России

на память какой - нибудь сувенир. Идут гости в

специальные магазины - художественные салоны и

покупают там дымковских коней, расписных матрешек

и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир

Ай да русский сувенир!

Золотая хохлома, ей не налюбуются:

И в Париже, и в Нью-Йорке хохлома красуется!

Хохлома и посуда - показ и коментарии

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

7

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея.

Хохлома и быт - показ и коментарии

Хохлома и современность – показ и коментарии

Хохлома и одежда – показ и коментарии

Хохлома и игрушки – показ и коментарии

Хохлома и шрифт – показ и коментарии

Хохлома и сценические костюмы - показ костюма

ансамбля танца «Морозко

8

Прослушайте снова нашу загадку: Ветка плавно

изогнулась, и колечком завернулась. Рядом с листиком

трехпалым, земляничка цветом алым. Засияла,

поднялась, сладким соком налилась. А трава, как

бахрома. Что же это? (ответы детей).Умницы,

великолепно!

Такая роскошь, красота, уникальность, такое

великолепие может родиться без великой души

русского народа? (ответы детей). Это правильно, это

истина. Вот мы и подошли к теме нашего занятия.

Может, вы догадались какая тема занятия? (ответы

детей). Правильно, молодцы! Да, тема нашего занятия

«Хохлома - душа народа»

Беседует о значении танцевально-образных движений

для успешной работы танцора. Дети, а возможно ли

через движение, пластику показать великолепие

хохломской росписи? (ответы детей)

1.2

Мотивация

деятельности

учащихся

В ходе обсуждения просмотренного видеофрагмента

презентации «Хохлома – душа народа» педагог наводит

учащихся на размышления о характере и стиле танца

через наглядные образы. Педагог в ходе беседы

раскрывает значения понятий: осанка, постановка

Заслушивают рекомендации

педагога, извлекают из

предложенных источников

необходимую информацию для

правильного выполнения

Личностные УУД

Планирование

Прогнозирование

9

корпуса, положение головы, позиция ног и рук,

музыкальное исполнение движений и сохранение

рисунка, через красоту хохломской росписи. Знакомит

учащихся с новой темой «Постановка народного танца

«Хохлома – душа народа» в рамках работы ансамбль

народного танца «Морозко».

основных танцевальных

движений, знакомятся с

предложенными терминами,

предлагают варианты решения

успешного выполнения

танцевальных шагов на примере

конкретной постановки.

Рассуждают, зачем им

необходимы занятия танцами.

1.3

Целеполагание

Учащимся раздаются кисти и платочки (красного,

желтого и зеленого цвета). Ребята, может, нам не

нужны кисти и платочки, у нас урок хореографии, а

кисти нужны для урок изобразительного искусства?

Подскажите, пожалуйста, что можно делать ими?

(ответы детей). Кисть и платочек могут танцевать?

Сейчас мы с вами превратимся в мастеров-художников

и будем творить свое произведение искусства Мы

можем кистью и платочком станцевать то, что мы

увидели? (ответы детей).Прекрастно! И так…

Организует процесс получения нового знания.

Фиксируют новые способы

действия в решении

поставленных задач по

освоению комплекса

танцевально-образных

движений.

Целеполагание

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация

Сочетает практический показ и словесное объяснение в ходе разучивания новых

Познавательные

10

ранее

приобретенных

знаний

танцевальных движений. Организует беседу с учащимися (вы можете повторить за мной

движения?) о взаимосвязях между составляющими понятиями экзерсиса на середине зала

и движений в народном стиле.

Высказывают мнение о взаимосвязях и взаимозависимостях между составляющими

танцевальных движений. Выдвигают предположение о взаимосвязи всех изученных

понятий хореографии для успешного исполнения танца. Высказывают мнение о целях

занятия. Исполняют комплекс упражнений.

УУД

Логические

2.2

Добывание

(сообщение

и

приятие)

нового

знания

Рассказывает о смысле танцевально-образных

движений для танцора, организует беседу, задает

вопросы. Как вы считаете, что такое образ в танце,

артистизм? (ответы детей) Его можно определить для

каждого танцора отдельно? (ответы детей) Важно ли

только научиться правильно танцевать или еще нужно

вкладывать душу в танец? (ответы детей)

Осуществляют сотрудничество с

педагогом во время обсуждения

новой темы. Заслушивают

рекомендации педагога,

извлекают из предложенных

источников необходимую

информацию для построения

правильного хореографического

исполнения.

Познавательные

УУД

Общеучебные

действия

постановки и

решения проблем

2.3

Применение

и

закрепление

учащимися

нового знания

Актуализирует знания учащихся о способах

исполнения образных движений, которые затем

помогают в процессе танца. Организует работу над

хореографической постановкой. В процессе

выступления фиксирует полученные результаты и

обсуждает их с группой. Просит запомнить

Знакомятся с новыми

поставленными

хореографическими задачами.

Исполнение хореографической

постановки «Хохлома - душа

народа».

Регулятивные УУД

Контроль

Коррекция

Оценка

Волевая

саморегуляция

11

получившиеся моменты. Координирует рациональное

использование времени учащихся при выполнении

заданий.

III.

Заключительная часть

3.1

Рефлексия

деятельности

учащихся

Делает совместный вывод с учащимися, что

танцевально-образные движения – это отработка

умений выразить в импровизации свое представление

образа или явления в движении.

Организует процесс присвоения нового содержания,

изученного на занятии. Определяет степень

соответствия результатов деятельности на занятии с

поставленной целью в начале. Организует проведение

самооценки учащихся работы на занятии. Совместно с

учащимися определяет направление дальнейшей

деятельности.

Оценивают степень соответствия

результатов деятельности на

занятии с поставленной целью в

начале.

Личностные УУД

Смыслообразован

ия -

Нравственно-

этического

оценивания

IV.

Дальнейшая образовательная деятельность учащихся

4.1

Указывается

мероприятие,

вид

деятельности

Где, в каких темах, видах деятельности, продуктах будет востребован детский опыт:

- участие в постановке и показе спектаклей, детских концертных программ на основе современных

постановочных технологий;

- в системе конкурсного движения в контексте непрерывного образования (конкурсы, форумы, творческие

поездки, гастроли по России);

- в выездных концертах в г.Ухте;

- в процессе создания творческого продукта, репетиционной и постановочной работы к конкретному

мероприятию.

12

13



В раздел образования