Автор: Проценко Людмила Васильевна
Должность: преподаватель класс аккордеон
Учебное заведение: муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Детская музыкальная школа № 2
Населённый пункт: г. Арзамас Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные принципы меховедения при обучении игре на аккордеоне
Раздел: дополнительное образование
Основные принципы меховедения
при обучении игре на аккордеоне
автор:
преподаватель высшей категории класс
аккордеон Проценко Л.В.
Содержание
1.
Вступление.
2.
Значение
качественного
меховедения
на
формирование
исполнительских навыков учащихся.
3.
Основные приемы меховедения.
4.
Способы ведения меха по Ю. Акимову.
5.
Распределение меха.
6.
Заключение.
7.
Список литературы.
Вступление
Современный аккордеонист – образованный, эрудированный музыкант,
воспитанный на лучших традициях отечественной и зарубежной культуры.
Для успешной исполнительской деятельности начинающему аккордеонисту
необходимо знать специфические особенности своего инструмента. Одним из
важнейших показателей исполнительской культуры аккордеониста является
умелая смена направления движения меха. По выражению Фридриха Липса
«мех выполняет как бы функцию легких, «вдыхая жизнь» в исполняемое
произведение».
Важное значение в формировании исполнительских навыков учащихся
имеет
начальный
период
обучения,
когда
закладываются
основные
технологические
приёмы.
При
обучении
игре
на
аккордеоне,
важнейшие
особенности
звукоизвлечения
связаны
с
движением
меха,
поэтому
целесообразнее
начинать
формирование
двигательных
навыков
именно
с
меховедения.
От
выше
перечисленного
напрямую
зависит
последующее
развитие учащегося.
Значение качественного меховедения на формирование
исполнительских навыков учащихся
Успешное овладение техникой ведения меха значительно обогащает
арсенал выразительных средств аккордеона. Благодаря меху можно в полной
мере использовать звуковые возможности этого инструментов. Рациональная
посадка, устойчивая постановка инструмента и правильное положение левой
руки,
являются
необходимыми
условиями
успешного
управления
мехом.
Развитием техники ведения меха необходимо начинать заниматься с первых
уроков и продолжать на всех этапах обучения, активно задействовав слуховой
контроль ученика и его двигательные навыки.
По
своему
устройству
и
звукообразованию
аккордеон
относится
к
клавишно-язычковым духовым инструментам. Процесс звукообразования на
этом
инструменте
образуется
при
движении
пальцев
и
левой
руки,
управляющей движением меха. В работе над распределением меха выделяют
три этапа:
Начальный этап. Включает анализ и определение благоприятных для
смены движения меха мест в произведении в зависимости от музыкальной
речи.
Рабочий этап. Корректирование смены меха в процессе поиска новых
исполнительских решений с учетом штриховых, темповых, динамических
изменений в игре.
Заключительный этап. Закрепление точной смены меха в результате
соединения всех частей произведения в целое.
Важным моментов в технике меховедения является нахождение точек
опоры левой руки, в числе которых:
- ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются на ребре
левого полукорпуса (коробки) аккордеона;
- запястье тыльной стороной опирается на левый ремень;
- предплечье внутренней стороны опирается на внутренний край левого
полукорпуса (крышки) аккордеона.
При игре в разжим основной точкой опоры левой руки служит запястье,
при движении меха на сжим - предплечье. Основная траектория движения
меха - веерообразная. Любое отклонение от этих методических установок
приводят к излишней затрате мышечных усилий и, как результат, быстрому
утомлению рук.
В
педагогической
практике
существует
ряд
упражнений,
способствующих формированию двигательно-игровых навыков. Например,
упражнение
«Ветер»,
направленное
на
мягкое,
гибкое,
ровное,
продолжительное
меховедение.
При
этом
давление
на
мех
должно
быть
достаточно
сильным,
поскольку
в
дальнейшем,
если
не
уделить
этому
внимания,
возникнут
проблемы
слабого
звука.
Упражнения
«Ниточка»
и
«Верёвочка» направлены на закрепление в сознании ребёнка соотношения
силы звука и степени натяжения меха. Важно добиваться ровного и плавного
ведения
меха,
чтобы
«ниточки»
и
«верёвочки
получались
длинными,
ровными, «без узелков» и не рвались. При нажиме клавиш следует научить
юного
аккордеониста
слушать
плавность
перехода
с
одной
клавиши
на
другую, чтобы legato было полным и насыщенным. Исполнение штрихом
non legato требует фиксации определённого ощущения кончика пальцев.
Основные приемы меховедения
По своему значению меховедение может сравниться с дыханием певца
или
с
ведением
смычка
при
игре
на
скрипке.
Вся
многогранность
динамических оттенков на аккордеоне зависит именно от характера подачи
воздуха
в
мех.
Поэтому
каждый
нюанс
и
даже
его
тончайший
оттенок
обязательно должен быть отображен соответствующими движениями меха:
- ровное ведение на разжим и сжим;
Ровное
ведение
обусловлено
необходимостью
получения
ровной,
одинаковой
по
звучности
возможно
на
всех
основных
динамических
градациях от рр до ff. Достигается за счет постоянного одинакового усилия
левой руки, что создает постоянный уровень давления воздушной струи на
язычки.
- ускорение и замедление движения;
Применяется при необходимости получения равномерного нарастания
или
уменьшения
звучания
(динамическая
нюансировка
crеsсhеndо
и
diminuendo).
От характера ведения меха и степени его натяжения зависит
изменение уровня динамики.
- рывок мехом;
Исполняется резким коротким движением левой руки. Рывок мехом
необходим при взятии или снятии звука, для яркого показа кульминации,
исполнения синкопы, subito forte, sforzando.
- пунктирное ведение;
Ведение меха в одном направлении (на разжим или сжим), которое
чередуется
с
полной
его
остановкой.
Применяется
при
исполнении
акцентированной последовательности из нескольких звуков или созвучий.
Окончание
звука
выполняется
только
мехом
или
мехом
и
пальцами
одновременно. Данный способ меховедения используется при исполнении
ритмической или синкопированной музыки.
- тремоло мехом;
Быстрая, периодическая смена меха («разжим» - «сжим») на звуке или
созвучии. Начало и окончание звука осуществляется мехом, а пальцы в этот
промежуток времени удерживают в нажатом положении нужные клавиши.
Разновидностью
этого
приема
является
detache,
при
котором
смена
направления движения меха на каждый новый звук происходит одновременно
с переходом пальцев на соответствующие клавиши.
- вибрато;
Частое
колебание
звука
(«дрожание»).
Вибрато,
исполняемое
левой
рукой,
непосредственно
связано
с
движениями
меха.
Меховое
вибрато
совершается
быстрым
вибрированием
ладонью
левой
руки
или
легкими
ударами
всей
ладонью
по
левому
полукорпусу
в
различных
точках
клавиатурного угла.
С точки зрения физиологии движения различаются по внешним
признакам:
мелкие (работают только пальцы);
крупные (работает вся рука от плеча);
динамичные (движения с замахом);
статичные (движения, совершаемые без замаха);
рациональные;
нерациональные (несоответствующие тому или иному характеру
звучания).
На начальном этапе обучения игре на аккордеоне целесообразно начинать
с крупных движений, что не приводит к возникновению зажатости кистевых,
локтевых
и
спинных
мышц
учащегося. В
педагогической
практике
достаточно часто приходится сталкиваться с низким техническим уровнем
смены направления движения меха, которое выражается в больших цезурах,
смене на звучащих нотах и в перепадах динамических уровней. Причина этих
недостатков
в
отсутствии
необходимого
слухового
контроля
со
стороны
ученика.
Разнообразие пьес требует применения конкретного приема ведения
меха. В произведениях с напевной, широкой звучностью мех находится в
постоянном натяжении. При игре остроритмической или синкопированной
музыки мех пульсирующий. В каждом конкретном случае необходимо искать
наилучший
вариант
движения
меха
в
соответствии
с
художественным
содержанием и характером произведения.
Способы ведения меха по Ю. Акимову
Правильная
смена
меха
–
одно
из
важнейших
условий
грамотного
исполнения музыкальных произведений. В учебном пособии «Школа игры на
баяне» Ю. Акимов выделяет два способа смены движения меха:
- заметная на слух;
Применяется в случае совпадения с началом мотивов, фраз,
предложений, что способствует естественному членению мелодии и «взятию
дыхания». При этом важным условием является недопустимость рывков
мехом.
- незаметная на слух;
Важна при исполнении произведений с очень большими фразами или с
выдержанными звуками. В таких произведениях могут использоваться
несколько вариантов мест смены движения меха:
- перед сильной долей такта;
- перед акцентом;
- перед кульминацией;
- в момент паузы.
Незаметная на слух смена движения меха позволяет не нарушить
развитие музыкальной мысли произведения.
Овладение
учащимся
заметной
и
незаметной
на
слух
сменами
движения меха являются важными составляющими техники ведения меха.
Именно
умелая
смена
направления
движения
меха
является
одним
из
основных
качественных
показателей
исполнительской
культуры
аккордеониста.
Распределение меха
Рассмотрение вопроса распределения меха связано с решением таких
задач, как правильное определение места смены направления движения меха
и освоение натяжения меха при разжиме и сжиме. Типичными ошибками в
распределении меха при исполнении произведений являются:
- недостаточно меха на сжим для того, чтобы точно закончить музыкальное
построение.
- мех переходит в разжим до предела из-за сильного расходования воздуха, в
результате нарушается динамическое развитие и происходит неоправданный
рывок меха на сжим;
- смена меха происходит перед окончанием фраз, в результате чего
искажается естественное «дыхание» музыкальной речи;
- неумение гасить звук на коротких длительностях.
Вышеуказвнные
ошибки
возникают
по
причине
слабого
слухового
контроля ученика и недостаточной сформированности двигательных навыков
левой руки. Навыки техники меховедения требуют от исполнителя точного
расчета в управлении мехом. Во время игры, важно умело пользоваться
запасом воздуха в мехе, то есть добиваться необходимой силы и качества
звучания при экономном расходовании воздуха в нем. Не следует доводить
мех до крайних пределов разжима и сжима, чтобы избежать нехватки воздуха
и
толчков
при
смене
меха.
Иначе
говоря,
учащийся
должен
научиться
«чувствовать мех».
В распределении движения меха следует учитывать ряд факторов:
- начало музыкальных построений (мотивов, фраз, предложений, разделов
частей) является удобным моментом для смены движения меха;
- смена меха между forte и piano делает контраст построений более
эффектным;
- в больших фразах и на выдержанных звуках движение меха необходимо
менять перед сильной долей такта;
- в процессе разучивания произведения допустимы поправки в переносе
смены меха между мотивами, фразами.
Места смены направления движения меха определяются членением
музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения, части, а так же взятием
естественного
«дыхания»
или
логикой
развития
музыкальной
мысли.
Распределение
меха,
то
есть
интенсивность
его
ведения,
определяется
динамическим
развитием,
нюансировкой
и
штрихами
произведения.
Продуманность и тщательность в распределении меха – это не только фактор
стабильной
игры,
чувства
психологической
уверенности
и
комфорта
в
процессе
исполнения,
но
и
признак
профессионализма
и
культуры
исполнителя.
Заключение
Таким
образом,
овладение
техникой
ведения
меха
способствует
формированию
исполнительских
навыков
учащегося,
выразительному
исполнению, яркому раскрытию содержания музыкального произведения, а
так же успешной творческой деятельности будущего музыканта.
Список литературы
Акимов, Ю. Школа игры на баяне. Учеб. пособие. – М.: Изд. Советский
композитор, 1989.
Брызгалин, В. Полифонический словарь юного исполнителя. Под ред.
проф. Имханицкого, М.И. – Курган: Мир нот, 2001.
Гвоздев, П.А. Принципы образования звука на баяне и его извлечение / П.
Гвоздев. В сб.: Баян и баянисты – М.: Советский композитор,1970.
Егоров, Б. Общие вопросы постановки при обучении игре на баяне / Б.
Егоров. В сб.: Баян и баянисты, Вып.2. – М.: Советский композитор, 1974.
Егоров, Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов. – В сб.: Баян и
баянисты, вып. 6. - М.: Изд. Советский композитор, 1984.
Крупин, А.В., Романов, А.Н. Новое в теории и практике звукоизвлечения
на баяне. – Новосибирск, 2002.
Липс, Ф. Искусство игры на баяне. – М.: Музыка, 1998.
Лушников, В.В. Школа игры на аккордеоне. Учеб. пособ. – М.: Изд.
Советский композитор, 1987.
Оберюхтин, М. Расчлененность музыки и смена направления движения
меха. – В сб.: Баян и баянисты, Вып. 4. – М.: Музыка, 1978.
Онегин, А. Школа игры на баяне. Учеб. пособ. – М.: Музыка, 1967.
Потеряев, Б.П. Формирование исполнительской техники баяниста:
монография / Челяб. Гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск / Б.П.
Потеряев, 2007.
Пуриц, И. Методические статьи по обучению игре на баяне. – М.:
Издательский дом «Композитор», 2001.