Автор: Леошкина Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №7
Населённый пункт: г. Курганинск, Курганинский район, Краснодарский край
Наименование материала: тренинг для педагогов
Тема: "Играя, укрепляем психологическое здоровье"
Раздел: дошкольное образование
Тренинг для педагогов: «Играя, укрепляем психологическое здоровье»
Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.
Задачи:
познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;
снижение психоэмоционального напряжения;
создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению
педагогического коллектива.
Форма проведения: тренинг.
Категория: педагоги ДОУ.
Кол-во человек: 15 человек.
Оборудование: цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая,
красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей
ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча,
аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум
моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с
розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.
Ход мероприятия:
Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.
1.Упражнение «Я рад тебя видеть»
Цель: позитивное настроение, настрой на работу.
Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя
видеть…»
2.Упражнение «Продолжи фразу»
Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.
Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем
членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник
повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.
Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у
Вас преобладает.
3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»
Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.
Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож
на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.
«Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный –
агрессивность,
возбуждение,
стремление
к
успеху,
желание
властвовать
и
действовать, добиваясь успеха.
Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»
Цель: установление контакта между членами группы.
Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»
Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»
Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и
мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент,
свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с
ними.
Каждому
человеку
нужны
ресурсы,
благодаря
которым
можно
противостоять
неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.
Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога
–
развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.
5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)
Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.
Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто
иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.
Я
хочу
предложить
вам
несколько
техник,
которые
помогут
расслабиться,
снять
напряжение.
Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему
дыханию.
6. Упражнение «Полное дыхание»
Психолог: Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему
дыханию.
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите.
Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости,
беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох.
Начните с 5 секунд. Попробуем!
Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох.
Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание,
сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь
воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.
(Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)
7.Упражнение «Лимон»
Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно
представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех
пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.
Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать
до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои
ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать
их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.
8. Упражнение «Бумажный мяч»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.
Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из
бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.
9. Аутотренинг и ароматерапия.
Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и
оказать благотворное действие на весь организм.
Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.
Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота»-
стабилизирует настроение, устраняет
депрессию, печаль, тревогу.
Эфирное
масло
«Эвкалипта»-
антисептическое,
противовоспалительное,
иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает
утомляемость.
Эфирное
масло
«Пихты»
-
является
одним
из
самых
сильных
тонизирующих
ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении,
развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных
установок, а наоборот стимулирует активность.
Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники
группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:
10.Упражнение «На берегу моря»
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Психолог проговаривает слова.
«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте
глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С
каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии
покоя.
Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и
мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты
совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни
свои ощущения, свое настроение….
Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный.
Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что
тебя напрягает.
Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.
Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.
3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»
12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»
Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.
Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы
сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.
Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.
13.Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: установление психологической поддержки.
Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание,
личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.
14.Рефлексия.
Цель: обратная связь.
Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам
помогут в стрессовых ситуациях.
- Ваши ощущения после тренинга?
-Что понравилось? Что не понравилось?
- Что было полезным?
- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?