Напоминание

"Играя, укрепляем психологическое здоровье"


Автор: Леошкина Оксана Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР детский сад №7
Населённый пункт: г. Курганинск, Курганинский район, Краснодарский край
Наименование материала: тренинг для педагогов
Тема: "Играя, укрепляем психологическое здоровье"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов: «Играя, укрепляем психологическое здоровье»

Цель: гармонизировать внутренний мир педагогов.

Задачи:

познакомить педагогов с некоторыми приемами психологической саморегуляции;

снижение психоэмоционального напряжения;

создание благоприятного эмоционального состояния, способствующего сплочению

педагогического коллектива.

Форма проведения: тренинг.

Категория: педагоги ДОУ.

Кол-во человек: 15 человек.

Оборудование: цветные лепестки, по количеству участников (синяя, фиолетовая, зеленая,

красная, коричневая, желтая, серая, черная); шкатулка, записки с пожеланиями, ватман, клей

ПВА, мусорная корзина, 20 ручек, 30 листов бумаги А-4, мольберт, арома лампа, свеча,

аромомасла: мелисы, пихты, лаванды, апельсина, бергамота, эвкалипта, аудио запись «Шум

моря» и «Небесные цветы», цветные карандаши, краски, кисточки, солнцезащитные очки с

розовым стеклом, непроливайка, простые карандаши, ластик, восковые мелки.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. Участники тренинга садятся в круг.

1.Упражнение «Я рад тебя видеть»

Цель: позитивное настроение, настрой на работу.

Участники тренинга, передавая друг другу солнышко продолжают фразу: «Лена, я рада тебя

видеть…»

2.Упражнение «Продолжи фразу»

Цель: повышение работоспособности, позитивного настроения.

Участники тренинга продолжают фразу, перекидывая друг другу мяч и обращаясь ко всем

членам группы: «Привет, сегодня замечательный день, потому что…» Следующий участник

повторяет высказывание предыдущего и придумывает свое продолжение.

Психолог: Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у

Вас преобладает.

3.Диагностическое упражнение «Цвет настроения»

Цель: определить эмоциональное состояние педагога в начале занятия.

Психолог предлагает участникам тренинга выбрать лепесток, того цвета, который похож

на его настроение, затем комментирует значение выбранного цвета.

«Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный –

агрессивность,

возбуждение,

стремление

к

успеху,

желание

властвовать

и

действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

4.Коллективный коллаж «Поляна цветов»

Цель: установление контакта между членами группы.

Психолог: А сейчас, я предлагаю вам из своих лепестков сделать коллаж «Поляна цветов»

Педагоги крепят свои лепестки к ватману, создавая коллаж «Поляна цветов»

Посмотрите на эту поляну… Каждый цветок индивидуален, не похож на другие. Так и

мы с вами все разные, не похожие друг на друга. У каждого свой характер, свой темперамент,

свои взгляды на жизнь. И все мы по разному реагируем на неприятности и справляемся с

ними.

Каждому

человеку

нужны

ресурсы,

благодаря

которым

можно

противостоять

неприятностям, сохранить свою жизнестойкость.

Важное условие сохранения и укрепления психологического здоровья педагога

развитое умение сбрасывать напряжение, усталость и расслабляться.

5.Тест «Способны ли Вы противостоять стрессу» (приложение 12)

Цель: выявить степень стрессоустойчивости педагогов.

Психолог: Природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто

иной, а вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием.

Я

хочу

предложить

вам

несколько

техник,

которые

помогут

расслабиться,

снять

напряжение.

Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему

дыханию.

6. Упражнение «Полное дыхание»

Психолог: Для снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему

дыханию.

Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите.

Дыхание состоит из трёх фаз вдох - пауза - выдох. При повышенной возбудимости,

беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно дышать так. Вдох - пауза - выдох.

Начните с 5 секунд. Попробуем!

Сядьте удобно. Сосредоточьте своё внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох.

Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все лёгкие. Задержите дыхание,

сосчитав до 5. Выдох. Медленно через рот, сопровождая звуком с-с-с так, чтобы вышел весь

воздух. Расслабьтесь. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

(Повторите упражнение несколько раз, постепенно увеличивая время паузы)

7.Упражнение «Лимон»

Цель: снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Сядьте удобно: руки положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно

представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинаем медленно его сжимать до тех

пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения.

Теперь, представьте себе, что лимон находится в левой руке. Начинаем медленно его сжимать

до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои

ощущения. Теперь представьте, что у вас в каждой руке лимон. Начинаем медленно сжимать

их до тех пор, пока не почувствуете, что выжали весь сок. Расслабьтесь.

8. Упражнение «Бумажный мяч»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Участники тренинга сидят в кругу, в центре стоит мусорная корзина.

Психолог раздает каждому участнику по листу бумаги. Педагоги на счет три делают из

бумаги мяч, на счет три бросают в корзину.

9. Аутотренинг и ароматерапия.

Ароматерапия благоприятно воздействует на человека, улучшает душевное состояние и

оказать благотворное действие на весь организм.

Эфирные масла «Мелисы», «Лаванды» – успокаивают и способствуют расслаблению.

Эфирное масло «Апельсин» и «Бергамота»-

стабилизирует настроение, устраняет

депрессию, печаль, тревогу.

Эфирное

масло

«Эвкалипта»-

антисептическое,

противовоспалительное,

иммуномодулирующие, улучшает умственную деятельность, повышает настроение, снижает

утомляемость.

Эфирное

масло

«Пихты»

-

является

одним

из

самых

сильных

тонизирующих

ароматов. Оно позволяет достичь глубокой релаксации, при стрессе или нервном истощении,

развивает стойкость и выносливость в эмоциональном плане, но при этом не несет пассивных

установок, а наоборот стимулирует активность.

Звучит аудио запись «Шум моря». Психолог зажигает аромо лампу. Участники

группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают:

10.Упражнение «На берегу моря»

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Психолог проговаривает слова.

«Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Ничто не должно сковывать дыхание. Сделайте

глубокий вдох, Задержите дыхание. Медленно выдохните. Дышите спокойно. Вдох – выдох. С

каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вдох-выдох. Вам приятно находиться в состоянии

покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок сухой и

мягкий. Ты чувствуешь его тепло. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты

совсем один… Рассмотри это место внимательно. Что ты видишь…. Запомни его… Запомни

свои ощущения, свое настроение….

Сделай глубокий вдох и ощути запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный.

Ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что

тебя напрягает.

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.»

12. Арт терапия. Рисунок «мое эмоциональное состояние»

Цель: выявить эмоциональное состояние педагогов в конце занятия.

Психолог: Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам нарисовать берег моря, на котором вы

сейчас побывали, постарайтесь выразить свое эмоциональное состояние.

Педагоги под релаксационную музыки «Небесные цветы» рисуют.

13.Упражнение «Приветственное письмо»

Цель: установление психологической поддержки.

Педагоги пишут письмо своему коллеги. Письмо должно иметь позитивное содержание,

личностную обращенность, пожелания, положительные личностные качества.

14.Рефлексия.

Цель: обратная связь.

Психолог: Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля вам

помогут в стрессовых ситуациях.

- Ваши ощущения после тренинга?

-Что понравилось? Что не понравилось?

- Что было полезным?

- Удалось ли вам расслабиться? Снять напряжение?



В раздел образования